В предложенном проекте по литературе (начальная школа) "Образ весны в стихотворениях русских поэтов" автором были представлены отрывки из стихотворений русских поэтов о весне, с выделением слов и оборотов, являющихся описанием весны, наделяющих ее определенными краскам и характером.
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 85 КБ |
Проект "Образ весны в стихотворениях русских поэтов"
Автор работы: Гапонова Анастасия
Руководитель проекта: Скосарева Г.М.
Учреждение: МКОУ «Манычская СОШ» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Оглавление
Введение
1. Образ весны в стихотворениях русских поэтов
Выводы
Литература
Приложение
Введение
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. Тютчев
В художественных произведениях и народном творчестве природа всегда играет большую роль. Красота природы завораживает человека.
Природа в лирическом произведении – «…не просто орнамент, равнодушный фон или украшающая деталь. В наиболее знаменательных случаях она – гостеприимная «иносфера», условное место пребывания лирического героя в момент наивысшего душевного подъема».
Во все времена актуальной темой для изображения является образ природы. И не важно это живопись, литература, музыка. В искусстве природа наделена человеческими качествами, она жива, она имеет свои чувства и характер. Ее также трактуют как первоначальное проявление всего живого на земле, именно поэтому она выступает перед нами лишь как чистая и невинная душа.
Ведь она почти всегда выступает основой, на которой происходят описанные события. Благодаря ей мы чувствуем настроение и динамику развития изображаемого. Она помогает развивать и утверждать характеры изображаемых героев, формировать их мировоззрение. Весна – одно из прекраснейших времен года. Я очень люблю весну. Поэтому мое исследование связано с этим временем года.
Объект исследования – стихи русских поэтов. Приложение 1.
Предмет исследования – поэтический образ весны в стихах русских поэтов.
Цель исследования - на основе изучения пейзажной лирики разных поэтов, составить поэтический образ весны;
Задачи:
Методы исследования:
Образ весны в стихотворениях русских поэтов
Человек - дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира. Человек растёт, взрослеет - и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным.
Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А лесовод, например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли и тем помогает природе сберечь и приумножить свои силы.
А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, пишет стихи, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.
«В центре лирического стихотворения стоит лирический герой, который чаще всего именует себя с помощью местоимения первого лица «я», обращаясь либо к другому лицу, либо рисуя свое отношение к миру, вселенной, природе».
Отличие поэтического отношения к природе от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет.
Лирическое стихотворение представляет собой «концерт для смысла с оркестром». В нем постоянно происходит взаимодействие четырёх стихий: понятийной, образной, эмоциональной, звуковой.
Вначале мне захотелось узнать, на что же обращает внимание поэт, описывая весну, что чаще всего попадает в его поле зрения. Составив список предметов изображения, я распределила все слова (414) на группы и составила таблицы. Получилось две основные группы. В первой группе «Живая природа», во второй – «Неживая природа».
Чаще всего поэты описывают неживую природу (227), реже – живую природу (187). Рассматривая описание неживой природы я распределила объекты, описываемые поэтами на группы: небо с солнцем и осадками (84), сушу (с землей и водой) (87), а также различные явления природы и температуру (56).
Из объектов неживой природы чаще всего поэты описывают солнце (22) с его теплыми лучами и ярким светом (30), небо (10) с облаками и тучами (32). Суша с изменяющимися полем (17), лугом (7) и, конечно же, вода (12), проснувшиеся ручьи и ручейки (14), лед (11). Температура весной часто меняется: то стоит мороз (стужа, холод) (13), то ему на смену приходит тепло (7), то дует ветер (11).
Изменения в неживой природе оказывают влияние на изменение в живой природе. Живая природа представлена двумя группами – растения (108) и животные (79).
Из растений поэты чаще всего описывают деревья (39), различные виды леса– бор, роща, дубрава, сад, лес (16). Чаще всего поэтыописывают березу (8) и иву (вербу) (6). На втором месте по частоте использования – цветы (20) и травянистые растения (17). а из цветов –подснежники (8).
Из животных (79) чаще под описание попадают птицы (39) и насекомые (23). Из птиц поэты отмечают абстрактное слово – птицы (птахи) (9), а также – скворцы (5). Из насекомых (23) описываются чаще – пчелы (6), а из зверей (15) попадают под описание – зайцы (5).
Первое открытие: я заметила, что, как и в природе, сначала изменение происходит в неживой природе, потом – в живой, так и в стихах, чаще поэты обращают внимание на неживую природу – потом уже на описание живой природы.
Художественный образ складывается из«человеческих индивидуальностей, в виде деталей их внешности, окружающей их обстановки, их чувств, мыслей, высказываний, поступков, взаимоотношений, событий, в которых они участвуют».
Весну я рассматривала как главного лирического героя. Чтобы узнать, какой представляется поэтам весна, я решила составить её портрет. Портрет литературного героя – это не просто словесный образ, а некое отражение его внутреннего мира с помощью словесного описания (внешности, особенности речи, образ мыслей, внутреннего состояния). Портрет литературного героя – всегда является его оценкой. Узнав это, мне станет понятным образ весны и отношение к ней разных поэтов.
Чтобы представить образ весны более полно, я выписала из стихов высказывания поэтов о весне и составила «Интеллект-карту».
На что же я обращала внимание при составлении такой карты?
1. На место действия.
2. На время действия
3. На язык.
4. На эмоции и внутреннее состояние.
5. На роль весны в смысловом содержании.
6. На внешний облик весны.
7. На отношение автора.
8. На отношение читателя - свое отношение к герою.
Сначала рассмотрим место действия весны – это небо и земля,это леса и поля, луга и пригорки, ручьи и речушки и т.д.
«После зимней глубокой дремоты
Дел немало не шаре земном…» (В. Орлов)
«Я пройдусь по лесам»
«Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли…» (Я. Аким)
«Весело аукнула
Из лесу весна…» (Л. Аргачёва)
«И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору…» (И. Бунин)
Время действия весны разнообразно. От зимы до лета. Весна борется с зимой, и встречает теплое лето. Поэты пишут и про весенние месяцы – март, апрель, май.
«Идёт апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна» (З. Александрова)
Весна описана в разное время суток утром, днем, ночью.
«Утром было солнечно
И совсем тепло» (А. Барто)
«А в полдень лужи под окном…» И. Бунин
«У них лишь вечером и ночью
Насморк прекращается.»
«А днём опять носам беда…» (Т. Гусарова)
С приходом весны изменяется и звучность. Теперь все звучит в природе по-особенному. Поэты уделяют большое внимание описанию весенних звуков. Кажется, что звучит то хор, то оркестр, то слышится гром, то тишина.
Сначала побежал дружный ряд ручьев и ручейков, зажурчал, зазвенел.
«Гонит талые снега
С гомоном и звоном…» (Я. Аким)
«Идёт апрель, звенит капель.» (З. Александрова)
«Бушует полая вода
Шумит и глухо и протяжно». (И. Бунин)
«Кругом вода журчит,…» (И. Бунин)
«Бегут ручьи. Журчат, смеются веселы» (Т. Гусарова)
«Динь! Дон! Динь! Дон!
Это что за нежный звон?» (Ю. Мориц)
Потом и птицы присоединились к этим голосам. Звук разносится зычно, ясно. Много слышится разных голосов зверей и птиц.
«Грянул птичий хор» (Л. Аграчёва)
«Засвистел скворец» (А. Барто)
«И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий». (В. Жуковский)
Да ещё и люди, радуясь приходу весны, восклицают, кричат дети. К этим голосам присоединяются шум ветра, деревьев.
«Лепечут песню новую
И липа бледнолистая…» (Н. Некрасов)
«Идёт-гудётЗелёныйШум,
ЗелёныйШум, весеннийШум!» (Н. Некрасов)
Разнообразны эмоции в стихах о весне. В них описано противостояние двух времен года – весны и зимы. Весна несет радость. Всё вокруг ликует, радуется, веселится. Но как только зима берёт верх – настроение меняется. Приходит грусть, печаль. Борьба двух противоположностей зимы и весны продолжается постоянно. Но в этом поэты находят всегда что-то новое и интересное.
«Чуть солнышко зайдёт,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лёд» (З. Александрова)
«Зима куда-то убежала в панике
И очень плохо закрутила краники» (В. Орлов)
«Лютуют ночные морозы
Холодные ветры свистят» (В. Орлов)
«То мороз, то лужи голубые
То метель, то солнечные дни» (В. Орлов)
«Взбесилась ведьма злая…»
«Зима еще хлопочет и на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит». (Ф. Тютчев)
Наблюдения показали, что поэты больше всего пишут в стихах о весне (48), реже о зиме (19). В рассмотренных стихах это можно доказать рассматривая эмоциональность. Весна описывается веселой, радостной, улыбающейся. В природе всё «ликует». Всё вокруг легко, радушно, воздушно. Много реплик героев стихотворений, много восклицательных предложений.
«Весна! Весна! И всё ей радо!»
«Всем хорошо…»
«Я здесь пою приход весны…»
«Как славно, что скоро весна!»
«Играючи расходится вдруг ветер верховой»
«Чу-де-са!»
Все в природе радостно встречает весну, потому что с приходом весны происходят перемены. Природа обновляется, преображается. Сначала изменяется солнце.От яркого солнца тает снег, бегут ручьи, тают сосульки, проходит голод и тоска. Прилетают птицы, просыпаются звери. Взрослые делают скворечники, а ребятишки пускают кораблики.
«Солнцу выйти из-за туч
И веселее греть».
«Тает снег»
«расцветает черемуха»
Пришла весна и
«Рассыпала подснежники
Посеяла траву».
«И так же на солнышке дети
Пускают весной корабли!» (Я. Аким)
Исследование показало, что в лирике весна предстаёт как живое существо (олицетворение). То это молодая девушка «весна пришла к нам молодая», то маленькая девчушка, у которой «светились веснушки на лице…», которая «шлёпает по лужам». Иногда весна – художник «кистью мягкою весна на ветвях рисует почки…».
У С. Есенина весна – «странница».
«Прибрела весна, как странница,
С посошком, в лаптях берестяных»… (С. Есенин)
Весна разговаривает, ходит, прячется «долго шла весна тайком». Конечно же, у поэтов весна – красавица, румяная, душистая, «в изумрудном платочке». Она трудолюбивая, всё чистит, моет, украшает землю.
«Днём и ночью Ей нужно трудиться — Перекрасить леса и поля. Нужно к маю земле Нарядиться, Чтобы стала красивой Земля» (В. Орлов)
Весну жду люди, потому что без нее не настанет лето.
«Ждём, весна. Давным-давно.
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!» (Г. Лагздынь)
«Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!» (А. Майков)
Весна приходит не одна, а со своими помощниками.
«… царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!» (А. Майков)
Юнна Мориц в своем стихотворении «Весна» не просто описала какие изменения происходят с ее приходом, она даёт имя Весне.
«Идёт весна по городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!»
Это еще одно подтверждение того, что Весна для поэта – живое существо, со своим характером, поступками, у нее есть имя, отчество и фамилия, у нее есть душа, она все любит, и ей все рады. Она смелая, борется с Зимой. В этой борьбе она одерживает победу.
«Весне и горя мало,
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала
Наперекор врагу».
А как же сами авторы относятся к весне? Я рассмотрела высказывания поэтов о весне, слова, которыми они описывают природу весной и какое настроение создают.
Весну поэты называют «красавицей», «царицею цветов», «прекрасное дитя».
«Славит лес весну-царевну» (М. Пожарова)
Описывают происходящие события, используя слова с уменьшительно-ласкательными чувствами.
«зелень золотистая на солнышке горит»,
«синенький цветочек»,
«дорожки», «листочки», «весело журавушке».
Пишут авторы о том, что с приходом весны всем радостно, весело.
По данным примерам можно сделать вывод – поэты очень любят весну, это удивительное время года.
Чтобы узнать мнение читателей о весне, я обратилась к своим одноклассникам. Они все читали стихи о весне. Ребятам были заданы три вопроса.
1. Нравится ли вам весна?
2. Чем вам нравится это время года?
3. Какой вам представляется весна?
Результаты анкеты показали, что весна нравится почти всем детям (27), не нравится одному ребенку (1).
Нравится детям весна (Таблица 3) по разным причинам: весной красиво (6), солнечно и тепло (6), можно гулять с друзьями (5), ходить по лужам (5). Не нравится весна из-за того, что весной грязно, мокро, скучно.
Какой же дети видят весну? (Таблица 4) Дети видят весну красивой (7), молодой девушкой (10), чудесной (4), тёплой (4), весёлой (3), маленькой девчушкой (2).
Открытие второе: дети представляют весну такой же прекрасной, как и поэты, она им тоже нравится. И поэты, и дети представляют весну живым существом.
Результаты исследования
1. Как и в природе, сначала изменение происходит в неживой природе, потом – в живой, так и в стихах, чаще поэты обращают внимание на неживую природу – потом уже на описание живой природы. Чаще описывается солнце.
2. Исследования показали, что авторы в своих стихах представляют весну как живое существо (олицетворение).
3. Поэтам самим нравится это время года.
4. В стихах о весне поэты больше описывают весну.
Выводы
Образ весны-красавицы, чистой и нежной, которую любит и ждёт все живое на Земле, воодушевляет поэтов и читателей, заставляет творить.
Образ природы в художественных произведениях всегда несет и будет нести в себе настроение, чувства и мысли времени, любовь к родине, восхищение ее красотой.
Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота земли сливаются в русской лирической поэзии в одно гармоническое целое.
Я обратила внимание на то, что поэты использовали в стихах различные художественно-изобразительные средства. Это может быть предметом новой исследовательской работы.
Список источников литературы
1) Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
2) Литературоведческий словарь. Интернет ресурс.
3) Розенталь Д.А., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 1985. – 339 с.
4) Сильман Т. Заметки о лирике. – М.–Л., 1977. Интернет ресурс.
Приложение 1
Словарь терминов
метод (вот греч. methodus – следование, путь) исследования – инструмент для филологического анализа текстов художественных произведений и их смысловых структур, не привнесенных той или иной идеологической модой, а объективно присущих тексту.
олицетворение - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры (см. метафора).
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005.
образ - определение иск-ва как мышления в образах сложилось в первой половине 19 в. Оно разрабатывалось в трудах Гегеля, Белинского и др. мыслителей. "Мы можем, - писал Гегель, - обозначить поэтическое представление как образное, поскольку оно ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность" (Соч., т. XIV, с. 194).
Белинский начал одну из программных своих статей такими словами: "Искусство есть непосредственное содержание истины, или мышление в образах" (Полн. собр. соч., т. IV, с. 585).
образ художественный – специфическая для литературы (и искусства вообще) форма отображения действительности, в создании которой основную роль играют чувства, мышление и особенности мировосприятия автора-художника.
Различают образы-персонажи (человеческие образы), образы-пейзажи (картины природы), образы-вещи (описания предметов и интерьера) и т.д.
описательный метод – последовательно описывает выбранный материал, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Является наиболее широко применяющимся в естественных и гуманитарных науках.
тропы - (от греч. tropos - оборот речи) - слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
В основе любого Т. - сопоставление предметов и явлений. К Т. относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005.
Сладость для сердца
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Мост Леонардо