Цель проекта: познакомиться с творчеством писателей, раскрывающих в своих произведениях «образ» еды, исследовать роль кулинарных страниц в произведениях классиков русской литературы, способствовать выработке умения замечать и ценить детали в художественных произведениях, вызвать интерес к русской национальной кухне.
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_raboty_ntd.doc | 142 КБ |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских,
изобретательских и творческих работ обучающихся
«НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ»
_______________________________________________________
Направление: Литературоведение
Тема: Гастрономическое путешествие: образы еды в русской литературе
Авторы: Киселева Полина Викторовна
Место выполнения работы: филиал «Озеры» ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»
Введение. Актуальность исследования
«Еда - не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда - один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием»,- пишет В.В.Похлёбкин в книге «Кушать подано». Этот компонент жизни признавали значимым многие русские писатели, не только уделяя на страницах своих романов внимание вопросам кулинарии, но и характеризуя с их помощью героев, исторический период, рисуя картины жизни разных слоёв общества. Полагаю, что знанием прошлого своей страны мы обязаны не только историкам, которые изложили события в хронологической последовательности, но и поэтам и писателям, отразившим в произведениях быт, традиции, культуру разных эпох. Писатели, не только художники слова, но и знатоки кулинарного дела, точно изображали кулинарные пристрастия своих героев, тем самым раздвигая рамки характеристик отдельных действующих лиц и обстановки произведения в целом.
Современный человек имеет слабое представление о том, что такое русская кухня.
Многие рецепты и кулинарные традиции утеряны. А ведь большинство современных блюд являются ничем иным, как повторением хорошо забытых старых рецептов и берут свое начало именно из русской литературы.
Данная исследовательская работа позволяет по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, заставляет сосредоточиться на деталях, задуматься об их значении, о неслучайности их появления на страницах произведений великих мастеров слова.
Цель проекта: познакомиться с творчеством писателей, раскрывающих в своих произведениях «образ» еды, исследовать роль кулинарных страниц в произведениях классиков русской литературы, способствовать выработке умения замечать и ценить детали в художественных произведениях, вызвать интерес к русской национальной кухне.
Задачи проекта:
• изучить кулинарных страниц в творчестве русских писателей, осмысление их роли;
• найти и изучить культурологический материал по теме проекта: исследования литературоведов, старинных поваренных книг и др.;
• составить литературно-кулинарный сборник по исследованным произведениям;
• узнать, знакомы ли наши современники с блюдами русской традиционной кухни из литературных произведений.
Объект исследования: литературные произведения русской литературы.
Предмет исследования: кулинарные пристрастия литературных героев.
Гипотеза:
Изображение кулинарных особенностей, тонкостей эпохи, кулинарных пристрастий литературных героев - важнейший приём в романах классиков русской литературы, средство раскрытия характеров, описания общества и образа жизни определённой поры.
Методы работы:
• сбор информации: чтение литературы, анализ материалов прочитанного с точки зрения рассматриваемого вопроса;
• работа с литературоведческими статьями, монографиями;
• анкетирование;
• систематизация сведений;
• создание иллюстраций к литературно-кулинарному сборнику;
• компьютерная вёрстка сборника;
• создание электронной презентации проекта.
I. Из истории русской кухни
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Древнерусская кухня, развивавшаяся с IX-X вв. и достигшая наибольшего расцвета в XV-XVI вв. характеризуется общими чертами, во многом сохранившимися и до сих пор. В начале этого периода появился русский хлеб из дрожжевого ржаного теста, а также возникли все другие важнейшие виды русских мучных изделий: сайки, баранки, сочни, пышки, блины, оладьи, пироги и т.д.
Большое место в меню занимали разнообразные кашицы и каши, считавшиеся первоначально обрядовой, тожественной пищей. Количество блюд по названиям огромно, но по содержанию они немногим отличались одно от другого. В начальный период развития русской кухни складывается и склонность к употреблению жидких горячих блюд, получивших тогда общее название «хлёбова», это и щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заварихи, болтушки. В это же время окончательно складываются все основные типы русских супов, при этом появляются неизвестные в средневековой Руси похмелки, солянки, рассольники.
На кулинарию XVII в. сильное влияние оказывает татарская кухня, что связано с историческими событиями. В этот период в русскую кухню попадают блюда из пресного теста (лапша, пельмени), а также изюм, урюк, смоква (инжир), лимоны и чай, ставшие на Руси традиционными. Для боярского стола характерным становится большое обилие блюд – до 50, а за царским столом их число вырастает до 150-200. Огромны и размеры этих блюд. Придворные обеды превращаются в пышный ритуал, продолжавшийся 6-8 часов подряд, и включают в себя почти десяток перемен, каждая из которых состоит из целой серии одноименных блюд.
Порядок подачи блюд за богатым праздничным столом, состоящим из 6-8 перемен, окончательно сложился во второй половине XVIII в. Он сохранялся до 60-70-х годов XIX века: горячее (щи, похлебка, уха); холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина); жаркое (мясо, птица); тельное (отварная или обжаренная горячая рыба); пироги (несладкие), кулебяка; каша (иногда подавали со щами); пирожное (сладкие пироги, пирожки); заедки. Начиная с петровских времен, русская знать заимствует и вводит у себя западноевропейские кулинарные традиции. И лишь во второй половине XIX века начинается восстановление русского национального меню, но с французскими коррективами.
К последней трети XIX века кухня стала занимать наряду с французской кухней одно из ведущих мест в Европе. Главные черты русской кухни можно определить следующим образом: обилие яств, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами.
С середины XIX века начинается серьезный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций. Возникает совершенно уникальная трактирная кухня. В основе ее – традиционная русская кулинария, здесь уже не стесняются ни каш, ни щей, ни расстегаев, ни кулебяк. Блюда готовятся в больших трактирных печах, которые не отличались от домашних русских печей.
Основное достоинство русской кухни – умение вбирать в себя и творчески дорабатывать, совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми приходилось взаимодействовать русским людям на долгом историческом пути. Именно это сделала русскую кухню самой богатой кухней в мире.
II. Образы еды в произведениях русской литературы
Талант писателя способен проявиться во всем. Пища, ее приготовление, описание обедов, завтраков и праздничных застолий находятся в центре авторского внимания, поскольку не только рассказывают о быте и нравах времени, но и позволяют лучше разобраться в психологическом типе литературных героев. Упоминания о еде встречаются в многочисленных литературных произведениях от древности до наших дней, причем в разных жанрах. Литературное меню можно составить по поэтическим произведениям, романам и повестям, рассказам, детективам и биографическим книгам.
Цитаты из произведений знаменитых авторов – как отечественных, так и зарубежных – не только позволяют читателю вспомнить шедевры мировой литературы, но и заставляют пробудиться желание творить на поприще кулинарии. Ценителями хорошей кухни были И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов и многие другие писатели. Некоторые блюда, описываемые ими, сохранились до наших дней, какие-то забыты.
Многие писатели 19-20 веков подарили нам описание шедевров русской кулинарии. Одна из существенных составляющих писательского мастерства – умение правдоподобно, ярко и выразительно описывать съедобные вещи. Подчас такие детали играют важную роль в общем впечатлении от книги. Но не только. Часто описание блюда, которое ест герой, или то, как он его ест, раскрывают читателю характер персонажа, его привычки. А это очень важно для понимания идейного смысла художественного произведения.
Представления наших современников о собственной кухне, к великому сожалению, удивительно примитивны. Существует несколько шаблонов, из которых следует, что основная еда русских людей во все времена – капустные щи, каша и пельмени, что мяса «простой народ» никогда не видывал, а имущему классу подавали на стол лебедей прямо в перьях, что, наконец, фантазия стряпух была ограничена русской печью и чугунком. На самом деле репертуар русских блюд был довольно обширным (Приложение №1).
Но сколько на самом деле вкуснейших блюд описали для нас такие мастера русской прозы, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Андрей Мельников-Печерский, Иван Гончаров и многие другие авторы.
Даже городская интеллигенция открыто заявляет о своих гастрономических пристрастиях. Находящийся на пике популярности поэт-либерал, удачливый издатель Н.А. Некрасов пишет в чем именно он видит смысл жизни:
В пирогах, в ухе стерляжьей,
В щах, в гусином потрохе,
В няне, в тыковнике, в каше
И в бараньей требухе…
А вот как обедал главный персонаж романа «Евгений Онегин»:
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Или, например, повесть Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»: «Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и «шекснинска стерлядь золотая», и питомиц лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника…..» .
А у Гоголя в «Старосветских помещиках» другая смысловая нагрузка: умение и возможности использовать разные домашние припасы и страстное желание хозяйки радовать мужа этими благами. Постоянно варилось варенье, желе, пастила, деланные на меду, на сахаре, на патоке… Обедать садились в 12 часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни.
Иначе обстоит дело в романе «Обломов» Гончарова. На страницах, описывающих его детство, много разговоров о еде. «Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
В «Семейной хронике» Аксакова уже почти нет детализации приготовлений, лишь обобщенная оценка обеда: «Блюд было множество, одно другого жирнее, одно другого тяжелее: повар Степан не пожалел корицы, гвоздики, перцу и больше всего масла».
Иван Тургенев, известный охотник, любил полакомиться пойманной дичью.. Вальдшнепы, тетерева – вот рацион автора «Отцов и детей». На охоте Тургенев поддерживал силы с помощью хереса, обжаренного цыплёнка и обычного огурца с грядки.
Во Франции русский писатель долго привыкал к сдержанной кухне. Однако знакомство с Флобером, Золя и Доде изменило его представление о французской кулинарии. Частенько писатели приглашали друг друга на обеды, где за разговорами о литературе происходила дегустация самых изысканных блюд (устрицы, оленьи языки, трюфели).
За стол садились в семь вечера и сидели, а кто-то и полулежал, до двух ночи.
Русский драматург Александр Николаевич Островский слыл любителем аппетитных расстегаев. В Кузнецком переулке Москвы в трактире, который держал любимец актеров Щербаков, подавались расстегаи не с рыбой, как обычно, а с мясом, охотником до которых и был Александр Николаевич. Каждый такой расстегай был величиной с тарелку, а стоил вместе с бульоном всего 15 копеек. Это-то и привлекало к Щербакову бедных актеров, которые в период безденежья питались в основном одними ими. Расстегаи были любимым кушаньем не только народа несостоятельного, но и знати.
Толстой, как известно, был очень непритязателен в быту. Еду он тоже любил простую и полезную. Его жена Софья Андреевна всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни, так как писатель не ел мяса.
Зато Чехов посвятил обжорам много произведений. Особенно знаменит в этом смысле рассказ «Апоплексический удар», где подробно описывался желудочный экстаз гурмана, готовившегося проглотить блин с различными закусками. Секретарь мирового съезда говорит о еде, как поэт, с ним от аппетита почти истерика делается. «Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели мы ее кусочек с лучком и горчишным соусом, сейчас же, благодетель вы мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе, или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но все-таки лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом – объедение! Но налимья печенка – это трагедия!...».
Описания продолжаются долго: тут и щи, и борщок, и суп, и рыбное блюдо, и дупеля, и индейка, и запеканка… И все заканчивается тем. Что соблазненные этими разговорами чиновники бросают дела и отправляются в ресторан.
С приходом «серебряного века» тема еды совершенно устранилась из литературы. В советскую же эпоху застолья почти совсем исчезли со страниц книг. Если о том, как питались в 1920-е, еще можно было прочесть у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях», то в дальнейшем максимумом еды в литературе стал стахановский бутерброд. Трудно было ожидать от литературы описания пиршеств в то время, как народ голодал.
Хрущев вернул в литературу еду, но не ту, что живописал Гоголь и другие классики. Национальные блюда оказались забыты, а вместо них появились гамбургеры, тосты и барбекю. Пионером внедрения в литературу американской гастрономии стал Василий Аксенов. Герои его романа «Остров Крым» потребляют такое количество виски, которого на Западе литературным героям хватило бы отправиться в мир иной…
Кулинарные пристрастия современной литературы в России определить невозможно, поскольку на страницах книг их практически нет. Обеденные столы в нынешних произведениях встречаются настолько редко, что кажется, будто герои лишены органов обоняния и осязания, а из всех соблазнов им ведом только один — словоговорение.
Опять-таки здесь описания еды не самоцель, не воспевание русской кухни. Да и блюда простые, разве что приготовлены с вдохновением, о котором сегодня мы почти забыли. Да и вся русская классика оставляет в этом смысле жизнерадостное впечатление. Герои литературных произведений то и дело садятся за стол, встают из-за стола, со вкусом выпивают, закусывают, звенят столовыми приборами, передают друг другу блюда с аппетитною начинкою.
III. «Кулинарные» отступления в романе «Евгений Онегин»
О Пушкине, как о едоке, мнений разных существовало предостаточно. Сам же поэт писал: «не стоит откладывать до ужина то, что можно спокойно съесть за обедом!»
Сам Пушкин не был особо привередлив в еде. Конечно, он любил изысканную пищу, но очень часто предпочитал ей домашний суп, простую кашу, печеный картофель, до которого, по воспоминаниям, был «большой охотник». Любимыми кушаньями поэта были блины.
В записках Смирновой - Россет можно прочесть следующее: «Представьте себе…что блины бывают гречневые, потом с начинкой из рубленых яиц, потом крупичатые, розовые. Пушкин съедал их 30 штук, после каждого блина выпивал глоток воды и не испытывал ни малейшей тяжести в желудке».
Очень любил он, например, блины Арины Родионовны, которые та готова была стряпать для своего «ангела Александра Сергеевича» в любое время суток. Их она пекла из пары фунтов (по-нашему, фунт равен примерно 400 граммов) пшеничной муки, восьми яичных желтков, куска хорошего деревенского масла и кислого молока. Взболтав смесь, нянюшка для пущей пышности добавляла в нее взбитые яичные белки. Такие блины «ангел» мог съесть до трех десятков.
А.С Пушкин проявлял большую осведомленность в вопросах кулинарии: он не только знал современную ему кулинарную лексику, но и разбирался в тонкостях приготовления блюд. В романе «Евгений Онегин» «кулинарные» детали с блеском использованы для создания яркой и полной картины жизни разных слоев общества той поры – и представителей высшего света, и поместного дворянства. По всему произведению рассыпаны точные сведения о различных блюдах, кушаньях и напитках. Все это создает своеобразный красочный «кулинарный» фон романа, свидетельствует об осведомленности автора. Исследователь творчества А.С. Пушкина, Борис Евгеньевич Иванов, подсчитал, что в своей «энциклопедии русской жизни» Пушкин 20 строк отвел театру, 73 – женским ножкам, а вот яствам и напиткам во всех их проявлениях – 232 строки!
В начале романа Евгений едет к известному ресторатору Пьеру Талону, чье заведение находилось на Невском проспекте, 15, в дома Чичерина. Хозяин этого заведения, искусный французский повар и кулинар Пьер Талон, появился в России в 180-х годах.
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon посчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Ресторан «Талон» был из-за высоких цен доступен немногим. Пушкин дает представление не только о своеобразии фирменных блюд французской кухни, но и о гастрономических вкусах Онегина, человека изееженного и избалованного.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Старсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым. (1, XVI)
Пробка в потолок – это шампанское. «Вино кометы» - шампанское урожая 1811 года: именно в тот год астрономы наблюдали в небе Европы, в том числе в Санкт-Петербурге, большую безымянную комету. Шампанское этого года урожая снабжалось изображением кометы на пробке и высоко ценилось знатоками. Roast-beef окровавленный – «ростбиф окровавленный» - кусок говядины, поджаренный не до конца, так что проступает кровь. Блюдо у английских аристократов той эпохи было в моде. Трюфли – грибы с подземными клубневидными мясистыми плодами. «Роскошью юных лет» трюфели названы потому, что они являются тяжелой пищей и людьми в возрасте усваиваются плохо. «И Старсбурга пирог нетленный» - жирный слоеный пирог, наполненный паштетом из гусиной печени. Это блюдо могло подаваться и холодным, и горячим. В XIX веке оно было очень популярно благодаря одному незаменимому качеству: правильно приготовленный «пирог» не портился более недели. Именно поэтому А.С. Пушкини награждает его эпитетом «нетленный». «Живой» лимбургский сыр – сыр из Бельгии, очень мягкий, острый и пахучий, с сильным запахом; при разрезании он растекается – отсюда и «живой». Из-за резкого запаха лимбургский сыр опасались есть перед выходом в свет. Ананас и в наши дни не является продуктом повседневного употребления, а уж в пушкинскую эпоху, когда колониальные товары доставлялись из-за морей, и вовсе был экзотическим и дорогим лакомством.
Таким образом, изысканные яства, которые вкушал Онеги у Талона, уже характеризуют его как денди самого высокого полета.
Откроем сцену обеда в честь именин Татьяны.
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон…
Но вскоре гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушают, кричат,
Смеются, спорят и пищат…
Пушкин иронически создает еще один натюрморт: во всем «блеске» перед нами праздничный провинциальный стол, представленный глазами недовольного, рассерженного знатока изысканной кухни Онегина.
…Но целью взоров и суждений
В то время жирный был пирог
(К несчастию, пересолённый);
Да вот в бутылке засмолённой,
Между жарким и бланманже,
Цимлянское несут уже…
Оставя чашку чая с ромом…
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.
Казалось бы, тут все, как в ресторане: пирог, горячее блюдо, десерт, напитки, но мы слышим авторскую иронию. К чему относится эта ирония? Пирог жирный, пересоленный, варенье в блюдечках с одной ложечкой на всех, брусничная вода, которая может «наделать вреда» - поэт живописует кушанья и напитки простой деревенской помещичьей русской кухни. Ирония, конечно, направлена и на гостей. Как мог чувствовать себя Онегин, попав на «пир огромный»? Ленский уверял Онегина, что будет семейное торжество, а тут собрались все соседи, «…никто не слушает, кричат, смеются, спорят и пищат», «довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом…». Подобные развлечения надоели Онегину еще в Петербурге, увидеть еще раз грубое отражение «праздничного обеда» он е в силах. Пушкин с помощью кулинарного фона показывает психологическое состояние Онегина на именинах Татьяны, подчеркивающее всю несовместимость Онегина с провинциальной средой. Пушкин использует кулинарный антураж не только как иллюстрацию к бытовым эпизодам, но и как аргумент в развитии действия.
Конечно, не один Евгений
Смятенье Тани видеть мог;
Но целью взглядов и суждений
В то время жирный был пирог… (5, XXXII)
Жирный ларинский пирог пас влюбленную Татьяну от нескромных взглядов соседей столу.
Таким образом, можно говорить о том, что А.С. Пушкин не только хорошо разбирался в вопросах кулинарии и применял эти знания для создания колорита эпохи, но и характеризовал героев, выстраивал драматургию произведения, используя среди прочих и «кулинарные» детали.
IV. «…Как закусывает вся пространная Россия…» (кулинарные тонкости в романе Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
По воспоминаниям современников, Николай Гоголь, любил вкусно и плотно поесть. Поэтому неудивительно, что описание кулинарных реалий в его творчестве так красочно, что у читателя, особенно современного, не знакомого с этими русскими блюдами, невольно возникает желание попробовать эти самые "щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам", а также "грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками…"
Николай Васильевич обожал все итальянское: от архитектуры до местной кухни. Больше всего любил он макароны и итальянские вина (вино всегда разбавлял водой).
Находясь в Москве, писатель угощал гостей спагетти «аль денте», то есть слегка недоваренными макаронами. Вот как описывал эти кулинарные экзерсисы Аксаков: «Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, перцу и, наконец, сыр, и продолжал долго мешать».
«Закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями...»- так пишет Гоголь о героях своего романа «Мёртвые души». Стремясь создать их характеры, писатель использовал не только портреты, манеру говорить, одеваться, интерьер, быт, но и описание еды. Посещая помещиков, главный герой неизменно оказывается за столом. Переговоры о покупке мертвых душ предваряются застольем. Мастерство Гоголя велико: все блюда, сервировка стола, особенности принятия пищи героями - всё работает на создание образа.
Наиболее рельефно, детально описано застолье у Коробочки и Собакевича.
Вот сытный, вкусный, разнообразный стол Коробочки: «грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было». О чем рассказывает этот стол? Что хозяйка обстоятельная, домовитая. Охваченная жаждой наживы, продаёт всё - от сала до крепостных крестьян. Она и к Чичикову проявляет гостеприимство как к возможному покупателю:
«Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом и, съевши тут же с небольшим половину, похвалил его. И в самом деле, пирог сам по себе был вкусен…
- А блинов? – сказала хозяйка.
В ответ на это Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой».
Жадность делает её гостеприимство расчётливым, а её саму ограниченной и «дубинноголовой».
У Ноздрёва поместье в запустении, лишь псарня в отличном состоянии. Даже собственный обед не очень волнует героя: «блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, - словом, катай – валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет». Зато именно у Ноздрёва Гоголь обстоятельно и иронически рисует алкогольные напитки, вкусы и предпочтения помещиков в этой сфере. «Ноздрёв налёг на вина: ещё не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потом Ноздрёв велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли её беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки. Потом Ноздрёв велел ещё принести какую-то особенную бутылку, которая, по словам его, была и бургоньон и шампаньон вместе». Перечисленные в таком количестве спиртные напитки говорят о праздной жизни Ноздрёва. Пьяный разгул, псовая охота, кутежи, бесконечное враньё – вот его ежедневное времяпрепровождение. Никакие нравственные законы не имеют власти над ним.
Попав к Собакевичу, Чичиков удивляется тому, как много едят хозяин и его домашние. В Собакевиче подчеркиваются черты богатырства (хотя и с иронией) через многие портретные детали, перечисление блюд, поданных на обед, и их количество. Столы ломятся от разнообразной и очень обильной еды. «Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгами и ножками. – Эдакой няни, - продолжал он, обратившись к Чичикову, - вы не будете есть в городе, там вам черт знает, что подадут. Это все выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они и воображают, что и с русским желудком сладят! У меня не так. У меня свинина – всю свинью давай на стол. Баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует!». Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки. Цель жизни помещика Собакевича - наполнение желудка. Вот эпизод с осетром: «Все пошли в ту комнату … куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь, наметив издали осетра, лежавшего в сторонке на большом блюде. Гости, выпивши по рюмке водки … приступили со всех сторон с вилками к столу … Собакевич, оставив без всякого внимания все эти мелочи, пристроился к осетру, и покамест те пили, разговаривали и ели, он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что, когда полицеймейстер вспомнил было о нем и, сказавши: "А каково вам, господа, покажется вот это произведенье природы?", подошел было к нему с вилкою вместе с другими, то увидел, что от произведенья природы оставался всего один хвост; а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какую-то сушеную маленькую рыбку.» Не вспоминая о других, Собакевич съедает осетра, стараясь еще и отвести от себя подозрения. Грубая практичность, животность – вот главные качества Собакевича. Можно сказать, что он живёт, чтобы есть. Меряя других по себе (а значит, по еде), он делит людей в зависимости от количества и качества пищи: «Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! … Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье - фук! Сказал бы и другое слово, да вот только за столом неприлично». Таким образом, еда в изображении его образа играет важнейшую роль.
От помещика к помещику разрастается душевная пустота героев. Последние страницы первого тома поэмы содержат, возможно, кульминационный в изображении еды эпизод: «появилась на столе белуга, осетры, сёмга, икра свежепросольная, селёдки, севрюжки, сыры, копчёные языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щёки девятипудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, маслянцы, взваренцы». «Гости, выпивши по рюмке водки тёмного оливкового цвета, какой бывает только на сибирских прозрачных камнях, из которых режут на Руси печати, приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру, кто на сёмгу, кто на сыр». Нет речи о том, в чем действительно должны сказываться характер и склонности человека. Насыщение желудка - вот подлинная суть. Таким образом, еда в поэме «Мёртвые души» - одно из средств изображения нравственной никчемности героев, занятых только удовлетворением своих физических потребностей.
V. Кулинарный аспект в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Ленивый барин Илья Ильич Обломов - главный герой романа "Обломов" Гончарова. Самое главное в его жизни - это сон и еда. Так было с детства - в семье Обломовых царил культ еды. «Главной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом…. Всякий предлагал свое блюдо…» «Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Эти воскресные пироги – символ обломовской сытости и довольства. Пироги пекли, по всей видимости, с цыплятами и свежими грибами, потому что много позже о таких пирогах, испеченных Агафьей Матвеевной Пшеницыной, Захар заметил: «Пирог не хуже наших обломовских, с цыплятами и со свежими грибами». Этот пирог «сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался в виде особой милости Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что эти господский пирог, нежели самим пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дряное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды». К особенно любимым продуктам относились кофе, сливки, молоко, мед, хлеб. Из муки изготовлялось и поглощалось в больших количествах множество блюд: блины, булочки, крендельки, пироги. После обеда- продолжительный сон, «истинное подобие смерти». Главная задача матерей в Обломовке заключалась в том, «чтобы дитя было всегда весело и кушало много».
Как велико значение усвоенных в детстве идеалов! Этот особый семейный уклад дал почву для будущей лени и безволия Обломова. Он стремится к тихой жизни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наряду с купанием в реке, составлением букета для жены, вкусный завтрак: «Чай готов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло». Повзрослев, Обломов не очерствел душой. Ему доступны были высокие помыслы. «Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор. Илья Ильич честен, добр и кроток. Но он ничего не делает, ничем не интересуется. Счастье для него— это спокойствие и хорошая еда. Идеал милой сердцу Обломовки находится- в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». И пироги готовит Агафья с луком и с морковью, как замечает Захар, «не хуже наших обломовских». И опять кухня становится основой жизненного уклада. «К потолку привешены были окорока, чтоб не портили мыши, сыры, головы сахару, провесная рыба, мешки с сушеными грибами, купленными у чухонки орехами… На полу стояли кадки масла, большие крытые корчаги со сметаной, корзины с яйцами - и чего-чего не было! Надо перо другого Гомера, чтоб исчислить с полнотой и подробностью все, что скоплено было в углах, на всех полках этого маленького ковчега домашней жизни» … Обломов выбирает Агафью Пшеницыну, а не Ольгу Ильинскую, потому что с ней ему удобно, уютно, потому что она не пытается его изменить. Всё как в Обломовке: «...спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…». Навещая друга на Выборгской стороне, Штольц, многократно пытавшийся спасти Обломова, в том числе и от обильной, жирной пищи, всё более убеждается в том, что спасение невозможно: «Штольц поморщился, садясь за стол. Штольц не ел ни баранины, ни вареников, положил вилку и смотрел, с каким аппетитом ел это всё Обломов».
На характер и мышление Обломова повлияла та среда, в которой он воспитывался. Барство, отсутствие необходимости что-либо делать самому, чрезмерная любовь родителей, сытные будни и еще более сытные праздники сформировали его личность. Вот в каких условиях сложилась апатичная, тяжёлая на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Используя гастрономические детали в изображении жизни в Обломовке, Петербурге, на Выборгской стороне в доме Агафьи Матвеевны, Гончаров изобразил постепенное угасание желаний, чувств, стремлений человека.
VI. Кулинарный антураж в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Редко какое произведение Булгакова обходится без описания блюд, напитков, сервировки стола и вообще «кулинарной» темы. В романе «Мастер и Маргарита» много эпизодов, связанных с принятием пищи героями, характеризующим их: это и описание ресторана «Грибоедов», и обед Никанора Ивановича с «борщом, в котором плавает мозговая кость», и угощение Воландом Степы Лиходеева сосисками с острым томатным соусом, и ужин после бала у Воланда, и многое другое.
Описание ресторана «Грибоедов» в романе «Мастер и Маргарита» стало во многом классической характеристикой элитного уровня общепита той поры. Дом Грибоедова представляется даже внешне огромным кондитерским лакомством, где так «хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа». Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие рассматривают свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить. Они мечтают о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов». Обильное меню ресторана демонстрирует, что «писателям» важно только насыщение желудка. Булгаков использует гастрономическую тему, чтобы показать душевную пустоту, бездарность героев, предающихся чревоугодию. Делая отступление о недавнем прошлом ресторана, автор отмечает: «Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски?» Еда описывается детально и с любовью, однако обрывается фразой: «Но довольно, ты отвлекаешься, читатель!».
В главе «Нехорошая квартира» Воланд появляется перед Лиходеевым, страдающим от похмелья, и предлагает своё лечение этого недуга:
« — Никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу — лечить подобное подобным. Единственное, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.
Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике». Под «острой и горячей закуской» имелись в виду «сосиски в томате».
Гастрономическая тема романа связана с очень многими героями. Так, буфетчику Сокову Воланд сурово замечает: «Брынза не бывает зеленого цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои!(…) Вторая свежесть — что за вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!». И вот уже перед нами зримый портрет буфетчика, ежедневно обманывающего покупателей и наживающегося на этом.
Несложно заметить, что каждому герою автор «подаёт» особенные блюда, характеризующие его образ жизни, привычки, пристрастия. Булгаков использовал множество оригинальных изобразительно-выразительных приемов для формирования образов посредством «кулинарных» характеристик.
Заключение
Проведя исследование, я убедилась, что под пером великих классиков русской литературы «кулинарные» тонкости обретают звучание важных художественных деталей, характеризующих героев и эпоху. Внимание к этим деталям помогает понять замысел автора. Исследование доказало, что образ еды - важнейший приём в романах Пушкина, Гоголя, Гончарова, Булгакова. Авторы относятся к нему серьёзно, используя не только в качестве иллюстрации к различным эпизодам произведений, но и как способ обрисовки особенностей эпохи, героя, развития сюжета. А.С.Пушкин, хорошо разбираясь в вопросах кулинарии, создавал колорит времени, характеризовал героев, выстраивал драматургию произведения с помощью «кулинарных» деталей. Н.В.Гоголь использовал изображение поглощения пищи, саму еду как средство демонстрации душевной пустоты, «омертвелости» персонажей. Пища в романе «Обломов» отражает состояние души героя, его мечты и представления о лучшей жизни, и - постепенное угасание желаний, чувств, стремлений. М.А.Булгаков создаёт целое меню для отдельных эпизодов своего романа, чтобы нагляднее показать образ жизни, привычки, пристрастия, а главное – характер персонажа.
Таким образом, кропотливый анализ романов, имевший «кулинарную» направленность, доказал справедливость выдвинутой гипотезы.
Итоговым продуктом моего исследования стал сборник «Роль «кулинарных» страниц в романах классиков русской литературы», иллюстрированный и снабженный Приложением «Рецепты некоторых блюд, встречающихся на страницах сборника».
Список использованной литературы
1. .Булгаков, М. Мастер и Маргарита [Текст] : роман / М. Булгаков. –Москва : АСТ, 2001. – С.61, 392, 399.
2. Гоголь, Н. В. Мёртвые души [Текст] / Н. В. Гоголь. – Москва : Дет.лит., 2005. – С. 12, 70, 77, 92, 119, 182. – (Школьная библиотека).
3. Гоголь, Н. В. Старосветские помещики [Текст] / Н. В. Гоголь //Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н. В. Гоголь. – Москва :ЭКСМО, 2003. – С. 279
4. Гончаров, И. А. Обломов [Текст] : роман / И. А. Гончаров. – Москва: Дрофа, 2004. – С.115.
5. Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мёртвые души». Писатель – критика читатель. – М.: «Книга», 1984.
6. Пушкин, А. С. Евгений Онегин : роман в стихах [Текст] / А. С.Пушкин. – Москва : Дет. лит., 1999. – С. 14. – (Школьная литература).
7. Химич В.В. «Эстетическая активность образов еды и питья в произведениях Михаила Булгакова» Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2006. — N 47, вып. 12. — С. 204-224. (iurg-2006-47-24.pdf)
Интернет-ресурсы
1. Руженская, Мария. Меню знаменитого «Грибоедова». Приготовим сами? [Электронный ресурс] / Мария Руженская // Школа Жизни. Ру. – [Б.и.,б.г.]. – URL : http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-57512/
2. Хлеб из лебеды [Электронный ресурс] // Рецепты блюд Царской России. – [Б.и], 2010-2014. – URL :http://kulinaria1914.ru/publ/recepty_khlebov_vo_vremena_neurozhaev/21-1-0-887
3. Шмелёв, И. С. Богомолье [Электронный ресурс] / И. С. Шмелёв //Художественная литература. – [Б.и, б.г.]. – URL :http://azbyka.ru/fiction/bogomole/
Приложение
Рецепты некоторых блюд, встречающихся на страницах произведений русской литературы
Страсбургский пирог
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым. (1, XVI)
Из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Для приготовления понадобится:
— печень любой птицы — 250 г;
— мякоть телятины — 200 г;
— копченая куриная грудка — 100—150 г (это примерно половина грудки);
— яйца куриные сырые — 2 шт.;
— грибы любые — 100 г;
— лук — 1 шт.;
— чеснок — 2 зубчика;
— молоко — 100 мл;
— красное сухое вино — 50 мл;
— масло растительное — 3 ст. л.;
— мука — 1 ст. л.;
— белый хлеб без корки — 50 г;
— смесь перца, соль по вкусу;
— специи по желанию.
Для теста:
— масло сливочное (маргарин для выпечки) — 100—120 г;
— сметана — 2 ст. л.;
— яйцо куриное сырое — 1 шт. (желток в тесто, белок для смазывания);
— картофельный крахмал — 2 ст. л.;
— мука пшеничная — 1—1,5 ст.;
— сода (разрыхлитель) — 0,5 ч. л.;
— соль — 0,5 ч. ложки.
Начинка
Замачиваем печень в 50 мл молока (на 20 минут). Достаем грибы из морозилки, чтобы оттаяли немного. Режем телятину на небольшие кусочки. Обжариваем мясо на 1 ст. л. растительного масла (10 минут). Отставляем остывать. Печень достаем из молока, присыпаем мукой и тоже обжариваем на 1 ст. л. растительного масла (5 минут). Отставляем остывать. Чистим лук, чеснок. Телятину, печень, лук, чеснок, грибы, размоченный в молоке мякиш белого хлеба пропускаем через мясорубку или измельчаем блендером.
Яйца взбиваем венчиком и жарим омлет. Режем его соломкой и смешиваем с фаршем. Добавляем туда соль, перец, специи, оставшееся молоко, вино (при желании) и аккуратно вымешиваем. Оставляем отдохнуть и «подружиться» всем ингредиентам.
Делаем тесто
Масло комнатной температуры сечем ножом, смешиваем со сметаной, солью, желтком, крахмалом, содой (разрыхлителем), добавляем небольшими партиями муку. Замешиваем тесто, чтобы получился мягкий комочек, не липнущий к рукам. Укладываем его в пакет и ставим в холодильник на 30 минут.
Копченую грудку режем на кусочки. Включаем духовку разогреваться до 180—200 °С. Готовим форму для выпекания — обкладываем дно и стенки специальной бумагой, смазываем маслом. Достаем тесто, делим на 1/3 и 2/3 части. Большую часть раскатываем, укладываем в форму, чтобы закрылось дно и получились бортики. На тесто выкладываем половину фарша, на него — одним слоем куриную грудку, далее — вторую часть фарша. Оставшуюся часть теста раскатываем, накрываем фарш, защипываем бортики. Смазываем белком, делаем вилкой дырочки, ставим в духовку и выпекаем 30—40 минут. Достаем из духовки, для блеска смазываем маленьким кусочком сливочного масла. Подаем пирог теплым с овощами.
Бланманже
…Да вот в бутылке засмолённой,
Между жарким и бланманже,
Цимлянское несут уже…
Из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Франция славится своими десертами на весь мир. Они изысканы, вкусны и невероятно красивы. Бланманже - сладость не только вкусная, но и полезная, поскольку в ее основе лежат молоко и орехи. В былые времена бланманже было обязательным украшением королевских обедов. Мало, кто знает, но именно этот десерт был любимым лакомством Александра Пушкина, поэтому упоминания об этом «белом кушанье» (бланманже – от французского blanc – белый, и manger – кушать) нередко встречались в произведениях поэта.
Бланманже базовое
Вам потребуется:
• Молоко – 1,5 литра (можно использовать 1 литр молока и 0,5 литра сливок),
• Орехи (фундук, миндаль, грецкие) – 1 стакан,
• Рисовая мука – 60 граммов,
• Мускатный орех – по вкусу,
• Сахар – по вкусу,
• Цедра лимона – по вкусу.
Способ приготовления
1. Муку разводим в 0,5 литрах холодного молока.
2. Оставшуюся часть молока и сливок (если вы решили использовать их в процессе приготовления) ставим на огонь и доводим до кипения.
3. В кипящее молоко добавляем измельченные орехи. Перемешиваем.
4. Добавляем молоко с рисовой мукой, постоянно помешиваем во избежание образования комочков.
5. Добавляем сахар и пряности по вкусу.
6. Варим до загустения.
7. Разливаем десерт по вазочкам и убираем для застывания в холодильник.
Шанишки и скородумки
…грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы,
блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой
с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом,
припёкой со сняточками, и невесть чего не было.
Из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Шанишки от Коробочки
Шанишки, или шаньги (от коми sanga), - блюдо практически утерянное: их повсеместно заменили пирожки. Шанишки, в общем, они же, но слепленные в виде ватрушек и не наполненные начинкой, а лишь смазанные. Начинка-смазка бывает, какая угодно: сметана с яйцом, гречневая каша с яйцом и творогом, творог с зеленым луком... Но, поскольку Гоголь не уточнил, с чем были шанишки Коробочки, приводим здесь считающийся классическим вариант - шанишки с картофелем.
НАДО: для теста: 600 г муки, 25 г дрожжей, 1 стакан молока, 2 яйца, 2 ст. ложки сливочного масла, 2 ч. ложки сахара, 1 ч. ложка соли, мука; для начинки: 2 кг картофеля, 2 яйца, 1,5 стакана молока, 2 ст. ложки нерафинированного подсолнечного масла, 2 ч. ложки соли; для смазывания - яйцо или сметана. Репчатый лук, зелень - по желанию.
ГОТОВИМ:
- Нагреть молоко, чтобы оно стало теплым, развести в нем дрожжи. Положить туда яйца, соль, сахар, всыпать муку и замесить тесто. Добавить размягченное масло и месить, пока тесто не перестанет прилипать к рукам.
- Поставить тесто в теплое место на 3 часа: когда поднимется, обмять и снова дать подняться (тесто может быть и менее трудоемкое, из сметаны, муки и масла, с содой, но у Коробочки время наверняка не экономили).
- Картофель очистить, растолочь, добавить в него яйца, молоко и масло, посолить. Можно заправить жареным луком, зеленью.
- Раскатать небольшие лепешки толщиной в 1 см, уложить на них немного начинки, края загнуть; смазать шаньги поверх начинки яйцом или сметаной.
- Выпекать при 200 градусах примерно 25 мин.
Есть шаньги надо свежевыпеченными, горячими, с молоком, простоквашей, соленой рыбой, щами.
Блины-скородумки
Продукты: 5 полных с горкой столовых ложек пшеничной муки, 2,5 стакана молока, 2 яйца, 1 столовая ложка сахара, треть чайной ложки соли, 1 столовая ложка растительного масла.
Яйца, соль, сахар взбить. Во взбитую массу влить молоко, всыпать муку, перемешать, добавить растительное масло, все еще раз перемешать и выпекать блины на разогретой сковороде, смазав ее растительным маслом с помощью кружка сырого картофеля, наколотого на вилку. Растительное масло нужно вливать в тесто после замеса его с мукой, иначе снизится пенообразующая способность яиц, тесто не будет насыщено воздухом, и блин получится плотный и тяжелый. Подавать с вареньем, маслом, сметаной.
Осётр запеченный
Собакевич, оставив без всякого внимания
все эти мелочи, пристроился к осетру,
и покамест те пили, разговаривали и ели,
он в четверть часа с небольшим доехал его всего.
Из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Понадобится:
1 осетр весом 1-1,5кг, 100г панировочных сухарей, 10г мускатного ореха молотого, 4 яйца, 1 лимон, по 2ст.л. сливочного и оливкового масла, 1,5ст.л. уксуса, овощи для оформления, перец, соль.
Промыть рыбу проточной водой, выложить на разделочную доску, удалить чешую, двигаясь по направлению от хвоста к голове, вырезать аккуратно жабры, выпотрошить, разрезав брюшко, промыть. Опустить рыбу в кипящую воду на 5 секунд, затем сразу обдать холодной водой – это поможет легко снять шкуру с шипами. Натереть солью получившуюся «голую» тушку рыбы – без кожи, на 40мин оставить, чтобы рыба дала сок. Яйца вкрутую сварить, очистить, отделить желтки, растереть их со сметаной, сливочным маслом, бальзамическим уксусом и мускатом – получится желтоватая однородная масса. Противень смазать сливочным маслом, застелить пергаментом, выложить по диагонали тушку рыбы вниз брюшком, полить приготовленным соусом, сбрызнуть соком ½ лимона и оливковым маслом, запечь в разогретой до 190 градусов духовке 20-30мин до зарумянивания и готовности. Достав рыбу из духовки, аккуратно (можно вместе с бумагой) выложить ее на плоское блюдо, оформить свежей зеленью и овощами.
Приведенный способ приготовления позволяет сделать действительно царское кушанье, которое можно подавать смело на самый что ни на есть праздничный стол! В повседневности, если ваша семья балует себя такими кушаньями в обычные дни, осетра можно просто подготовить, выпотрошив и удалив жабры и чешую, натереть пропущенным через пресс чесноком, соком лимона и молотым перцем с солью и таким образом запечь в духовке.
Помните: брюшко осетра при любом способе запекания всегда можно чем-нибудь нафаршировать, например, парой веточек ароматных трав.
Обломовский пирог
Пирог не хуже наших обломовских,
с цыплятами и со свежими грибами.
Из романа И.А.Гончарова «Обломов»
Для опары: 100 мл теплой воды, 1 ч. л. сухих дрожжей,1,5 ч.л. сахара
Для теста: 2 ст. л. Сметаны,1 яйцо,2 стакана муки,1/2 ч. л. соли, 50 гр размягченного масла, 1 желток или 15 мл молока для смазки
Для начинки и соуса: 50 гр масла, 1 ст. л. с горкой муки, филе цыпленка - 3 штуки
300-400 грамм шампиньонов, 1/2 стакана куриного бульона, 1/2 стакана молока, петрушка , соль, перец, приправы - по вкусу
1. В теплую воду добавить дрожжи и сахар, перемешать и оставить минут на пятнадцать, а птицу отправить вариться минут на 20, предварительно посолив и поперчив. Пока ждем опару, она успеет свариться, а пока делаем тесто - остыть.
2. К опаре добавить сметану, яйцо, соль и размягченное масло. Все перемешать.
3. Постепенно добавить муку и замесить тесто (аккуратно, не переборщите - вам может понадобиться и чуть меньше, чем два стакана). Тесто должно стать мягким, однородным и эластичным, не липнуть к рукам и легко тянуться. Скатываем в шар, накрываем полотенцем и отправляем на час в теплое место.
4. Для начинки режем птицу на мелкие кубики. Главное, чтобы куски не были слишком крупными.
5.Свежие шампиньоны помойте, почистите и тонко нарежьте дольками. Петрушку или любую другую зелено тоже нарежьте.
6. Делаем соус. В глубокой сковороде топим масло, добавляем муку и перемешиваем до отсутствия комочков. Постепенно вливаем бульон из-под цыпленка и молоко. Все мешаем до однородности и варим минуты две, чтобы загустело. В соус добавляем кусочки курицы, зелень и грибы. Перемешиваем, солим-перчим (если шампиньоны консервированные - не переборщите) и добавляем смесь любимых трав. Хорошо идут орегано и базилик.
7. Поднявшееся тесто(оно должно увеличиться в 1,5-2 раза) разделяем на две части, рабочую поверхность и скалку присыпаем мукой. Большую часть раскатываем и выкладываем в смазанную маслом и присыпанную мукой форму, растягиваем края и формируем бортики.
8. Выкладываем и утрамбовываем начинку, меньшую часть теста тоже раскатываем, выкладываем на начинку, сплющиваем края между собой. В центре делаем четыре дырочки, чтобы выходил пар. Можно смазать желтком или молоком.
9. Выпекаем в разогретой заранее до 180 градусов духовке 30-40 минут.
Яйца-кокотт с шампиньонном пюре
А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке,
стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками
и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре
в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились?
С трюфелями? Перепела по-генуэзски?
Из романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Ингредиенты
яйца 2шт,
шампиньоны 200г,
сливки 40-50 мл,
сыр твердый 20г,
сухари 1ст.ложка,
лук репчатый 1 шт.,
масло сливочное 30г,
соль,перец по-вкусу.
Способ приготовления
Обжарить на сливочном масле нашинкованный репчатый лук. Добавить нарезанные шампиньоны и жарить до готовности. Готовые шампиньоны с луком посолить, поперчить и измельчить. Добавить сливки, ещё раз взбить. Разогреть духовку до 200 С. Смазать формочки маслом, разложить шампиньонное пюре. Посыпать тёртым сыром. Сделать в шампиньоновым пюре с сыром неглубокую ямку и вылить в неё яйцо. Запекать блюдо около получаса при 200С.
Сосиски в томате
Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком
столике сервирован поднос, на коем имеется
нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке,
белые маринованные грибы на тарелочке,
что-то в кастрюльке и, наконец,
водка в объемистом ювелиршином графинчике.(…)
Открыли кастрюлю - в ней оказались сосиски в томате.
Из романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Длинные сосиски— 10 штук, пуковица, растительное масло — 4 столовые ложки, томатный соус — 500 мл (можно заменить томатным соком, но тогда воды нужно взять в три раза меньше), вода — 500 мл, петрушка, чеснок — 3 зубчика, специи по вкусу
Способ приготовления:
Варим сосиски, разрезаем каждую на 3-4 части. Мелко нарезаем лук и обжариваем на подогретом масле до прозрачности. Добавляем сосиски, заливаем все томатным соком и водой. Доводим до кипения. Добавляем соль, петрушку, измельченный чеснок и специи по вкусу, оставляем под крышкой на 5-7 минут. Подавать можно с картофельным пюре.
Кактусы из сада камней
Рисуем зимние домики
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Одеяльце
Этот древний-древний-древний мир!