Проблему патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. И это неудивительно, так как патриотическое воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, который обеспечивает вхождение молодых людей в жизнь общества, благодаря, которому они становятся активными субъектами исторического процесса своего времени.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Однако, здесь стоит отметить трудности в воспитании патриотизма, о которых писал В. А. Сухомлинский. Одна из них, по его мнению, заключается в том, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить уровень патриотизма. Патриотизм становится основой силы духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с малой родиной, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это твоя Родина.
Формирование патриотического самосознания начинается с семьи и продолжается в социальных институтах различного уровня. Но на наш взгляд, старший подростковый возраст – это сензитивный, то есть наиболее чувствительный период для формирования самосознания, Я – концепции личности, а значит, и национального самосознания и патриотизма. Поэтому, именно на старших подростков следует обращать особое внимание в теме патриотического воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsproekt.docx | 22.06 КБ |
XIII открытый фестиваль социальных проектов
Тема проекта: «С Героями навседа!»
Автор: Малухова Анастасия,
МБОУ Лицей №3, 11 «А» класс
Научный руководитель:
Дёмина София Андреевна,
педагог-психолог
Направление: педагогика
г. Барабинск, 2024 г
Актуальность.
Проблему патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. И это неудивительно, так как патриотическое воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, который обеспечивает вхождение молодых людей в жизнь общества, благодаря, которому они становятся активными субъектами исторического процесса своего времени.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Однако, здесь стоит отметить трудности в воспитании патриотизма, о которых писал В. А. Сухомлинский. Одна из них, по его мнению, заключается в том, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить уровень патриотизма. Патриотизм становится основой силы духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с малой родиной, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это твоя Родина.
Формирование патриотического самосознания начинается с семьи и продолжается в социальных институтах различного уровня. Но на наш взгляд, старший подростковый возраст – это сензитивный, то есть наиболее чувствительный период для формирования самосознания, Я – концепции личности, а значит, и национального самосознания и патриотизма. Поэтому, именно на старших подростков следует обращать особое внимание в теме патриотического воспитания.
Проект «С Героями навсегда!» относится к педагогическому направлению, так как его целью является воспитание патриотических чувств у обучающихся профильной смены «Профессия дальнего действия».
Задачи:
- Объединить в одной театральной постановке обучающихся и педагогов – создать приемственность поколений;
- Раскрытие творческих способностей обучающихся;
- Популяризация военно-патриотических музыкальных и кинемотографических произведений среди участников смены.
Проект «С Героями навсегда!» был реализован на I профильной смене «Профессия дальнего действия» для педагогических классов Новосибирской области. Участниками профильной смены стали 100 детей из г. Новосибирска (Гимназия №2, Гимназия №13, Лицей №9, Лицей №22,), из р. п. Кольцово (МБОУ «Кольцовская школа №5»), из Маслянинского района (МБОУ Маслянинская СОШ №1), из г. Куйбышев (МБОУ СОШ №6), г. Барабинска (МБОУ Лицей №3).
Проект «С Героями навсегда!» - это музыкальный военно-патриотический спектакль. Авторами сценария являются: Дёмина София Андреевна педагог-психолог и Галай Денис Алексеевич учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №3 г. Барабинска. В постановке спектакля принимали участие обучающиеся МБОУ Лицея №3 г. Барабинска, МБОУ Маслянинская СОШ №1, Гимназия №2, Гимназия №13, Лицей №9, Лицей №22, МБОУ «Кольцовская школа №5». В постановке также были задействованы педагоги МБОУ Лицея №3 г. Барабинска: Гутов Евгений Эдуардович – директор, Коноплянникова Ирина Александровна – советник директора по воспитательной работе, Милоянин Андрей Андреевич и Агеенко Максим Алексеевич – учителя физической культуры, Гордеева Марина Сергеевна – учитель начальных классов, Галай Денис Алексеевич – учитель русского языка и литературы. Режиссер-постановщик – Дёмина София Андреевна (педагог-психолог). Зрителями стали около 70 обучающихся.
Почему мы выбрали именно технологию театрализации при реализации проекта? На наш взгляд, действие спектакля не заканчивается после того, как дети его посмотрели или приняли участие. Оно продолжается в повседневной жизни и выражается в отношении учеников к окружающим людям, к событиям жизни и к самим себе.
Спектакль проходил в вечернее время, в конце профильной смене. Это способствовало глубокому погружению в материал и единодушию в просмотре спектакля. Многие ребята отметили, что данный спектакль был необходим и отметили, что было правильно подобрано время и место для его реализации.
Сценарий музыкального военно-патриотического спектакля «С Героями навсегда» представлен в приложении №1.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Авторы сценария:
Дёмина София Андреевна, педагог – психолог
Галай Денис Алексеевич, учитель русского языка и литературы
Военно-патриотический спектакль «С героями – навсегда!»
Выходят потомки в красном. И приветствуют друг друга по именам.
Парни.
– Привет, Дима!
– Здравствуй, Ефим!
– Данил, привет!
– Антон, рад тебя видеть!
– Владислав! Как сам?!
– Кирилл, здорово!
Можно продолжить список разных, живых, действующих имён.
Девушки.
– Сколько имён!
– Сколько живых имён!
– А ведь всех нас обычно называют в честь какого-то родственника!
Парни.
– Отца!
– Дедушки!
– Прадеда!
Девушки.
– В честь наших героических предков.
– В честь героев былых времён…
Потомки – парни и девушки – встают в хор и начинают петь «От героев былых времён…». После конца первого куплета (припева нет!) выходят предки в белом, встраиваются в хор и начинают со слов «Погляди на моих бойцов…»
Потомки уходят. Предки остаются.
Преподаватели (то есть мы).
– Ни о чём не жалею! Ты знаешь, я такую повстречал!
– Какую? Худую, чёрную с косой?
– Тьфу ты скажешь! Живую с чёрною косой!
– За неё, что ли воевал?
– За неё… За нас… За наше будущее!
– За то, чтобы после весны наступило лето, а после ночи – рассвет! (Это под начало песни – «Как-то летом на рассвете…»)
– От винта! (Это говорит А. А. Милоянин)
Предки, поют «Смуглянку». Уходят. Гаснет свет.
Чёрная, пустая, сквозящая сцена. Потом это переходит в вечернюю сцену прощания-расставания. Как бы под фонарём. Входят потомки. Они крепко обнимаются.
Она. Ты будешь любить меня?
Он. Всегда.
Она. А как это – всегда?
Он. Как мой прадед – мою прабабушку. Знаешь, как она его провожала на войну?
Она. Как?
Он. Так… чтобы он обязательно вернулся!
Снова крепко обнимаются.
Свет гаснет. Потом снова та же мизансцена, но уже с предками.
Он. Ты будешь любить меня?
Она. Всегда.
Он. А как это – всегда?
Она. Чтобы ты… обязательно вернулся!
Крепко обнимаются.
Звучит «Эхо любви». Танец. Кружатся пары потомков и предков. Уходят.
Выходят Сын и Мать.
Сын.Ты меня любишь, мама?
Мать. Знаешь, когда ты родился, на небе зажглась звезда, которая для меня никогда не гаснет. Даже днём. И каждый день, каждую секунду я –люблю. Тебя. Мою звезду!
Крепко обнимаются.
Звучит песня «Молитва», как раз про звезду. В это время можно разбрасывать звёзды на сцене, которые потом будут фронтовыми письмами. После исполнения Мама уходит.
Выходят девушки, собирают звёзды и читают их как фронтовые письма. Под песню «Журавли»
Девушки.
– «Здравствуй, мама! Мама! Как больно теперь звучит это живое слово, когда кругом война… Но именно оно… Ты … Хранишь меня от всего, что происходит. Мама – ты моя жизнь!»
– «Любимая, пишу тебе с линии фронта! У нас всё хорошо. Бьём врагов и защищаем Родину! Каждый день я вижу во сне твои завитушки на лбу и у висков… Я так хочу быть рядом с Тобой!»
– «Здравствуй. Не знаю, что ты сейчас делаешь, зато знаю, что делаю я. Бью врагов. Защищаю страну. И, что бы ты ни думала, люблю Тебя. Дурочка, забудь обо всём, что сделала. И просто жди… Целую, твой… не знаю кто, но знаю, что люблю…»
– «Маруся, сестрёнка! Люблю и целую тебя, всех наших! Не робей и не плачь – мы вернёмся с победой. С нашей победой, понимаешь?! Я тебя выдам замуж за своего боевого товарища! Он – настоящий человек! Целуй маму и жди, жди нас!»
– «Дорогая Мария Ивановна, моя первая и самая любимая учительница! Сейчас, сражаясь за будущее соей страны, я пониманию, как много вы сделали! Мы выстояли, благодаря вам! Вы воспитали победителей – и победа, конечно, всегда будет за нами!»
Голос Левитана объявляет Победу! Выходят потомки и, толпой, поют «И всё о той весне…». После песни остаются. Выходят предки.
Потомки.
Стоим за вами, как за каменной стеной.
И не страшны нам ни какие беды.
Предки.
За это заплатили мы ценой
Большой, единственной для всех одной Победы!
Гитара, потомки и предки исполнят «Десятый наш десантный батальон».
После исполнения предки встают, кланяются и ухолят в вечность…
Потомки.
Качает память звуки и сердца,
И бьются в такт все, кто соединили,
Любовь, исполненную силою Творца,
Которой мы, конечно, … ПОБЕДИЛИ!!!
Качается метроном. Минута молчания. Потомки кланяются и уходят.
Звучит «Этот День Победы…». И всех на сцену – праздновать и обниматься!
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Ёжикина Радость
Несчастный Андрей
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Браво, Феликс!