Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Р. Рождественский
Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Мы не выбираем родителей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.
Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают нам жить. Народ, не имеющий своих глубинных корней – бедный народ.
Очень полезно и интересно познакомиться с историей своей семьи, проследить судьбу близких родственников. Семейная история поможет ощутить прошлое предшествующих поколений как часть своего прошлого. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества.
Ещё великий русский историк В.О. Ключевской писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков, то есть узнаем себя». Именно стремление к самопознанию и заставило нас обратиться к своим «истокам».
История нашего рода мне кажется отражением истории нашей страны.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью расширить знания о наших родословных, наших прадедушках и прабабушках, которые принимали участие в разгроме немецко-фашистских войск.
Гипотеза. Если мы будем помнить о наших героических родственниках, мы будем знать не только историю своего рода, но и знать историю своей страны.
Цель исследования:
Найти и проанализировать информацию о жизни моей прабабушки – Кушнарёвой Василисы Ульяновны.
В своём исследовании мы поставили следующие задачи:
1. Собрать сведения о своем роде
2. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами; поработать с семейными архивами.
3. Проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о наших родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
4. Создать рукописную книгу о моей прабабушке.
5.Размеситить собранный материал на сайте
Методы исследования:
1. Изучение семейных архивов, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов в биографиях с историей страны;
2. Систематизация и обобщение информации;
3. Обработка полученных результатов
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы на уроках русского языка, литературного чтения, на классных часах.
Тема работы: «История семьи – история народа»
Выполнил: Дмитриев Кирилл, ученик 5б класса
Руководитель: Ореховская Наталия Петровна,
учитель МАОУ СОШ №48 г. Улан-Удэ.
г. Улан-Удэ
2022г.
Содержание
Введение…………………………………………………………2
Основная часть. Моя семья……………………………………3
2.1. Каждый должен знать историю своего рода……….. … 3
2.2. В годы войны………………………………………………..5
2.3. Послевоенные годы ………………………………………6
Заключение………………………………………………………7
Введение
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Р. Рождественский
Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Мы не выбираем родителей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.
Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают нам жить. Народ, не имеющий своих глубинных корней – бедный народ.
Очень полезно и интересно познакомиться с историей своей семьи, проследить судьбу близких родственников. Семейная история поможет ощутить прошлое предшествующих поколений как часть своего прошлого. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества.
Ещё великий русский историк В.О. Ключевской писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков, то есть узнаем себя». Именно стремление к самопознанию и заставило нас обратиться к своим «истокам».
История нашего рода мне кажется отражением истории нашей страны.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью расширить знания о наших родословных, наших прадедушках и прабабушках, которые принимали участие в разгроме немецко-фашистских войск.
Гипотеза. Если мы будем помнить о наших героических родственниках, мы будем знать не только историю своего рода, но и знать историю своей страны.
Цель исследования:
Найти и проанализировать информацию о жизни моей прабабушки – Кушнарёвой Василисы Ульяновны.
В своём исследовании мы поставили следующие задачи:
1. Собрать сведения о своем роде
2. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами; поработать с семейными архивами.
3. Проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о наших родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
4. Создать рукописную книгу о моей прабабушке.
5.Размеситить собранный материал на сайте
Методы исследования:
1. Изучение семейных архивов, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов в биографиях с историей страны;
2. Систематизация и обобщение информации;
3. Обработка полученных результатов
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы на уроках русского языка, литературного чтения, на классных часах.
Основная часть
Кто делает историю нашей страны, которую мы проходим в школе? Известные люди, политики и полководцы? Да, но не только они. Оказывается, это наши родители и родители наших родителей, то есть наши семьи! Я хочу рассказать о своей семье. Войны прошли по нескольким поколениям и оставили свой неизгладимый отпечаток.
2.1. Каждый должен знать историю своего рода
Семейские, проживающие в селах Бурятии многие пришли туда из Восточной Польши. Тогда это была территория России. Екатерина II, высылала их со своих земель, потому что они не приняли новую веру патриарха Никона, их еще зовут староверами. А семейскими их зовут, потому что шли семьями.
И вот пошли, поехали со всеми своими родными и скарбом через всю Россию ночами расселяться с Новосибирской области. В Якутию, а наша семья добралась до Бурятии. Выбрав места поселений, семьи поначалу рыли землянки, а затем строили добротные дома, распахивали и засевали полученные земли.
Семья Кушнарёвых (их настоящая фамилия Кушнарёвские, фамилию изменили почти всем на русский лад) одна из первых 18семей обосновавшихся в селе Большой Куналей. Ветвь по Макровым (Макроу), имеет французские корни, поселилась в селе Каравановка, сейчас уже нет этого села. Семья Макровых была зажиточная, а Кушнарёвы потеряли очень много мужчин в дороге, очень обеднели. Старший сын Ульян попал в работники к Макровым, познакомился с хозяйской дочерью Прасковьей и полюбили друг друга - дочь хозяина и работник. Прасковья была единственным ребёнком в богатой семье, но её отец отдал дочь замуж за бедного парня. Леон Макроу был образованным человеком, дочь его тоже. Он подарил маслобойню, мельницу, конный двор, поля.
Василиса шестой ребёнок из семи. Родилась в селе Большой Куналей 28 августа 1925 года. Дом у них был двухэтажный на улице Кирова в Куналее. Жили дружно, работали.
На этом трудности моих предков не закончились. Этот период был особенно трудным для моих родных. Государство назвало жителей деревни кулаками и батраками, силой отобрав все нажитое у более трудолюбивых, зажиточных крестьян, превратив в одночасье в колхозную собственность. Полная неразбериха, сопровождающаяся страшным голодом. Первый раз их раскулачили в 1931 году, забрали всё и выселили их всей семьёй в зимовьё, оставили им кружку, ложку, кастрюлю и всё. Отобрали мельницу, маслобойню, коней, оставили без ничего. Через пару лет опять завели хозяйство: несколько коров, лошадей и свиней.
В 1933 году опять раскулачили, всё забрали. Время страшное было: отбирали у тех, кто работал не покладая рук, а кто не работал, тот получал награбленное.
В 30-е годы орудовала банда атамана Семёнова. Братья Ульяна, Стефа и Михей были в партизанском отряде, воевали против банд. Министром внутренних дел был Ежов, то время так и называли Ежовые рукавицы, хватали без разбора по навету, тогда репрессировали Стефана и Михея в 1937 году их семьи остались без отцов. Сказали, что расстреляли их, но они отсидели 20 леи и умерли в лагере, потом оправдали, это уже выяснили намного позже, только в 1977 году нашли документы, а лагерь был рядом с Горхоном.
2.2. В годы войны
Кушнарёва Василиса Ульяновна
8 августа 1925 года в селе Большой Куналей Тарбагатайского района родилась в семье раскулаченных, репрессированных.
Василиса была бойкой, подвижной, спортивной девочкой, училась на одни пятерки. Защищала свою младшую сестру. Помогла по хозяйству, с конями справлялась. По дому всё делала: шила, вязала, подросла, косить помогала, доить коров. Всё умела. Закончила 8 классов с отличием. Сразу стала работать счетоводом Райпотребсоюзе в селе Тарбагатай. 25 км надо было добираться от дома до работы, а вечером обратно. На коне в основном добиралась, а зимой на лыжах. Вот такой был стойкий характер у девочки в 15 лет. Работала хорошо, была на хорошем счету. Как и вся молодежь ходила на вечёрки, раз в неделю проходили то в одном доме, то в другом. Девчонки пряли, вязали, вышивали, пели, плясали, шутили. Училась в Иркутске в шоферской школе.
Война. На фронт пошла добровольно, прибавив себе один год. Документы ей исправили будто она родилась 3 августа 1924 года.
Закончила лётную школу в городе Калинине. Но не летала, потому что имела ранение в ногу. Поймала диверсанта, это был её руководитель лётной школы. Все пошли на обед, она что-то забыла и вернулась, а он сидел в наушниках и передавал фашистам сведения. А этого диверсанта уже искали, потому что самолёты улетят, а их и бомбят, они обратно не возвращались. У неё был при себе пистолет, она заломила ему руки и задержала его. И его расстреляли перед строем. Ей присвоили орден Великой Отечественной Войны.
Затем она служила в Польше. Знала три языка польский, русский, немецкий. Часто вспоминала случай. Наши войска входили в город Лида (Белоруссия), уже освобождённый, шли по дороге и им показалось, что почва уж очень мягкая. Прабабушка шла впереди и по самому краю, вдруг она увидела почти под ногами, ручку детскую. Закричала и все встали как вкопанные, подумали, что мины, но это было страшное зрелище. Начали раскапывать, а там стояли во весь рост люди: старики, женщины, дети. Фашисты их закопали живьем, там было много евреев с желтой звездой. Она очень тяжело это все вспоминала, мало что рассказывала. Ночами порой не спала, плакала, а где и во сне кричала.
Её мама Прасковья умерла 9 мая 1945 года, когда объявили победу. Она стояла возле стола замешивала тесто, услышала по радио и упала. Так ждала свою дочь с войны, что сердце не выдержало.
2.3. Послевоенные годы
Закнчилась война. Василиса возвращается в родной Куналей. Работает в школе на разных должностях, совмещала учителя (истории и географии), а также работала бухгалтером. Выходит замуж. Была у неё одна дочь.
Сестра Епистимия умерла во время войны на сплаве от пневмонии Не было лекарств, тяжелый труд в тылу. Мужская работа и остался сын 6 лет. Сначала его воспитывали бабушка с дедушкой, а после войны Василиса его забрала к себе.
Уже в июне 1960 года умеряет ещё одна сестра в родах, ребёнок был 10-м. Детей хотели всех забрать, но Василиса не дала. Отцу их было тяжело справляться. И Василиса всё бросила дом, работу, всё нажитое в Кунале, забрала детей и переехала в Заиграевский район село Горхон. И стали они жить большой и дружной семьёй из 12 детей. Позже, уже в 1963 году родила девочку и стало их 13 детей.
В Горхоне работала в Леспромхозе кассиром и инкассатором ездила в Заиграево за деньгами.
Детей было много, поэтому ещё подрабатывала на ночных дежурствах на заводе. Потом перешла на лесозавод в тарный цех на станок, там платили в разы больше. Жили трудно, но дети ни в чём не нуждались, всегда был достаток в доме.
Умерла 17 февраля 1998 года. Награждена медалью Ветеран труда.
Заключение
Сквозь жизнь моих предков передо мной предстают сюжеты перемен в нашем государстве ХХ века: революция 1917 года меняет место жительства и положение в обществе. Суровые будни советской деревни в 20-е – 30-е гг. оборачиваются для одних потерей имущества и дают работу и достаток другим. Страх и ужас от грозы 41-ого сменяются радостью от победы 45-ого.
Великая Отечественная война навсегда останется в памяти людей, которые ковали победу в тылу не ради себя и не для награды, а на благо своих родных, той земле, где родились и жили. И никакая сила, даже смерть, не могли убить эту любовь и веру в победу.
Думаю, что таких женщин, как моя прабабушка, было по всей России, потому что на их силе духа, выдержке и доброте держится земля русская.
Хочу чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
В основу своей работы я положил воспоминания своей прабабушки. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме. Мы, потомки, должны знать и помнить свою историю, историю своей Родины, своей семьи
… Прошли года, прошла страда,
Но боль взвывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…»
А. Твардовский
Сила слова
Ночная стрельба
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Как нарисовать лимон акварелью
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)