В своей работе ученик сравнил русские народные сказки и сказки народов Севера. Выяснил, что, несмотря на свою самобытность и разнообразие, они имеют много общего. Прочитав множество сказок, мы исследовали их сюжетную сторону, героев, пейзаж, добрые и злые силы природы. Провели опрос учащихся, выяснив, любят ли ребята сказки, знают ли сказки народов Севера, чему учат сказки. С помощью таблиц, диаграмм мы зафиксировали общие и отличительные черты сказок.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.docx | 120.1 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МИНУСИНСКА
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ «СТАРТ В НАУКУ»
Направление: филология
«Общее и особенное в русских народных сказках и сказках народов Севера»
(Исследовательская работа)
Бальников Дмитрий Вадимович | |
МОБУ «СОШ «Русская школа», 7Б класс 22.09.2009 | |
miss.balnikova2010@ya.ru | |
89138342595 | |
Тихонова Марина Владимировна, | |
МОБУ «СОШ «Русская школа», учитель русского языка и литературы | |
89831554028 | |
marina-zueva-75@mail.ru | |
МИНУСИНСК, 2023
В своей работе ученик сравнил русские народные сказки и сказки народов Севера. Выяснил, что, несмотря на свою самобытность и разнообразие, они имеют много общего. Прочитав множество сказок, мы исследовали их сюжетную сторону, героев, пейзаж, добрые и злые силы природы. Провели опрос учащихся, выяснив, любят ли ребята сказки, знают ли сказки народов Севера, чему учат сказки. С помощью таблиц, диаграмм мы зафиксировали общие и отличительные черты сказок.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация _______________________________________________________________2 стр
Введение _________________________________________________________________4 стр
Глава I. Теоретическая часть _______________________________________________________5 стр
1.1 Особенности русских народных сказок____________________________________________5 стр
1.2 Особенности этнических сказок народов Севера ___________________________________ 7 стр
1.3Типы сказок _____________________________________________________9стр Глава II. Практическая часть________________________________________________11 стр
2.1 Сравнение русских и северных сказок____________________________________11 стр
2.2 Анализ анкетирования_________________________________________________________13 стр
Заключение _____________________________________________________________15 стр
Библиографический список ______________________________________________16 стр
Приложение 1 ___________________________________________________________17 стр
Приложение 2___________________________________________________________18 стр
Приложение 3 ___________________________________________________________20 стр
Приложение 4 ___________________________________________________________21 стр
ВВЕДЕНИЕ
У каждого народа существует собственный запас сказок, в которых отражен национальный колорит. Легенды, поверия, приметы, традиции, характеры, религия, кухня, географическое положение - все это ярко отражено именно в народных сказках. Поэтому цель моей работы: выявить общее и особенное русских народных сказок и сказок народов Севера.
Задачи:
1. Подобрать и прочитать русские народные сказки и сказки народов Севера.
2. Определить основные виды сказок
3. Провести сравнительный анализ сказок.
4.Провести анкетирование
5. Сделать презентацию.
Актуальность исследовательской работы: по моему мнению, каждый человек, проживающий в многонациональном крае, как наш Красноярский край, должен ценить и знать историю, культуру, традиции и обычаи не только своего родного народа, но и национальную культуру народов, которые проживают вместе. Поэтому необходимо приобщить учащихся к национальной культуре народов Севера. Я считаю, что культура любого народа уникальна и своеобразна.
Гипотеза моей исследовательской работы: предполагаю, что русские народные сказки и сказки народов Севера имеют общие и особенные черты.
Методы исследования: сравнительный анализ произведений, анкетирование.
Объект исследования: русские народные сказки и сказки народов Севера.
Предмет исследования: общее и особенное русских народных сказок и сказок северных народов.
Новизна исследования заключается в том, что проанализировав информацию в интернете, я нашел мало материалов сравнительного характера русских народных сказок и этнических сказок народов Севера в целом.
Практическая значимость данной работы: материал данной работы актуален и может быть интересен учителям и учащимся начальной и средней школы. Данная работа позволит расширить знания в изучении северных сказок, сделает чтение более понятным. Использовать данный материал можно на уроках литературы, краеведения, во внеклассных мероприятиях, для проведения классных часов, для составления кроссвордов, викторин, проектов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Особенности русских народных сказок
Русская народная сказка (до XVII века баснь, байка) — эпическое художественное произведение русского народа, в основном прозаического, волшебного или бытового характера с установкой на вымысел, один из основных жанров фольклорной прозы. На всевозможных русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, традиций и порядков. Русские народные сказки очень разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, в первую очередь, крестьянской.
Композиция сказки : зачин («Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»), основная часть (интересное, непредвидимое развитие сюжета.), концовка (кульминация, с обязательно торжествующим добром).
В русских сказках всегда встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли и т.д. Встречается также тавтология: диво-дивное, чудо-чудное; сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная. Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; - и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка (Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются этические ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Сказки являются одним из самых почитаемых и востребованных жанров русского фольклора. Благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств, заставляет поверить в чудо.
Таким образом, русские сказки – это глубокий и неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
2.1 Особенности сказок народов Севера
Этническая сказка – это многовековой опыт прошлых поколений, который представляет историческую (этнографическую), научную и художественную ценность, учит бережно относиться к традициям и обычаям коренных жителей. Северные народы создали свою своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор.
По мнению учёных северные сказки появились где-то в V веке нашей эры, и просуществовали тысячу лет. Идея северных сказок чаще всего заключалась в том, чтобы показать суровою жизнь Северных народов, умение правильно сделать свой жизненный выбор.
Эти сказки вводят нас в яркий, красочный мир этнической культуры, показывают бытовой уклад жизни, знакомит нас волшебниками и шаманами, завораживает своей своеобразностью. Суровый северный край, тяжёлый труд сформировал в людях не только физическую силу, выносливость, закалку, сноровку, но и глубокое уважение друг к другу, к старшим, к соседям, к членам семьи, к окружающему миру. Северный фольклор отличается своей самобытностью и неповторимостью, благодаря этому, делает эти сказки интересными и занимательными. Сказки народов Севера пронизаны художественной выразительностью, национальным колоритом, житейской мудростью и всё это характерно для народных сказаний, легенд, преданий.
В сказках большое количество специфических терминов: названия одежды (малица, ягушка, кухлянка, парка); обуви (кисы, камусы, унты); действий ( каслать, аргишить); способ передвижения по тундре ( аргиш, нарты); животные (важенка, изюбрь); названия жилища( юрта, яранга, чум, ураса, вежа). [3] Всё это ведет к усилению эффекта реалистичности происходящего в этнической сказке.
Волшебные этнические сказки, возникали благодаря выдумкам, фантазиям и, конечно, в них присутствовали языческие герои и шаманы, которые и создавали вокруг себя загадочную ауру. Верования коренных народов Севера связаны с шаманизмом – верой в существование душ и духов. В представлении людей шаманы – носители особых знаний, позволяющих им влиять на погоду, исцелять больных, путешествовать по разным мирам, бывают добрыми и злыми. По верованиям шаманов, существует три мира: Верхний, Средний и Нижний. Каждый из них населяют духи, которые, так или иначе, принимают участие в жизни человека. Верхний мир – это мир светлых добрых духов и предков и хранители душ. Они хозяева стихий. Он освещен семи солнцами, настолько он ярок. Попасть в верхний мир можно было, если идти пешком по направлению к рассвету, по радуге и даже по солнечному лучу. Герои сказок пролетали через проход под Полярной звездой на огромном орле или громовой птице.
Так, в Среднем мире помимо людей обитают духи гор, рек, лесов и многие другие. В зависимости от поведения человека они могут помогать и благоволить ему или, наоборот вредить. Царство мертвых – Нижний мир, наиболее опасный, густо заселен духами, многие из которых лукавы и неоднозначны. Герои сказок ради любви, дружбы, благородной цели спасения другого человека отправляются в Нижний мир, где их ждут серьезные испытания.[3]
Сказки о животных у народов Севера – это особый жанр, дань уважения природе, которая для северных народов была неотъемлемой частью. Сказки о животных, за которыми люди издревле наблюдали, подмечая особенности их поведения, объясняют повадки, привычки и внешний вид животных. Во многих сказках выражено понимание того, что стихии и некоторые животные превосходят по силе, и потому необходимо относиться к ним с уважением и почтительностью, преклоняясь перед ними, принося дары. И тогда в ответ ты можешь получить защиту и немаловажную для народов, зависящих от охотничьего промысла, удачливость в охоте и добычи рыбы.[3] Персонажи северных сказок о животных являются животные, которые обитают в данной местности. Лисица, медведь песец, домашний и дикий олень, куропатка, заяц, сова, волк – все они фигурируют в данных произведениях. Из домашних животных главный герой - собака. Ненцы считают священными животными медведя и волка. Лось считался символом достатка и благополучия. Медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо, к ним относились с уважением и почтением. Лягушка, которую мы считаем животным не совсем привлекательным и относимся к ней с пренебрежением, северные народы относятся к ней с уважением. На сказочных персонажей переносятся различные черты человеческого характера: верность слову, дружелюбие, алчность, хитрость, вероломство, глупость, ум. Сказки о животных развлекательные и в них все пронизано нравственностью, отражается мораль трудового человека.
Герои сказок походят своей речью, поведением на тот этнос, где водятся эти сказки.
1.3 Виды сказок
Традиционно выделяют три типа сказки:
1) волшебную;
2) бытовую;
3) сказку о животных.
Каждый из этих типов имеет свои особенности.
Сказки о животных.
Детские сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. Каждый из персонажей наделяется чертами характера и свойствами людей: так, традиционные здесь герои – это лиса, которая всегда хитра и не побрезгует очередным обманом; волк, который самоуверен и глуп, в результате чего всегда заканчивает плачевно; медведь, нередко выступающий олицетворением невежественности и грубой силы. Дрозд, лягушка, заяц, мышка обычно являются представителями слабого начала, которое тем не менее в результате побеждает. Таким образом, в сказках о животных происходит развенчание человеческих пороков, таких как жадность, стремление причинить вред ближнему, зависть, корысть, алчность. Утверждаются противоположные, положительные черты, например, умение помочь другу в беде, сострадание, милосердие и пр.
Русские народные сказки о животных: «Лисичка сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Мужик и медведь», «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Лисичка со скалочкой», «Кот – серый лоб, козел да баран»
Сказки народов Севера о животных: «Почему выдра живет в воде», «Медведь и бурундук», «Как был наказан медведь», «Жадный глухарь».
Волшебные сказки.
Волшебные сказки представляют наиболее определенную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями. Волшебные сказки имеют в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (противоположное сражению — разгадывание трудных загадок. Эти загадки всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Герой или героиня в конце «воцаряются» — то есть приобретают более высокий социальный статус, чем у них был в начале. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться. Мораль волшебной сказки всегда определяется народными представлениями о добре и зле, т. е. представлениями простого народа об идеале, воплощенном в образе положительных героев, неизменно выходящих победителями в непримиримой борьбе со злом и несправедливостью.
Волшебные русские народные сказки: «Крошечка-хаврошечка», «Морозко», «Царевна лягушка», «Солнце, месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван Царевич и Серый волк».
Волшебные сказки народов Севера: «Смелая девушка и двенадцатирогий олень», «Волшебный посох», «У подземных духов», «Семь сестер».
Бытовые сказки.
Они призваны развенчать отрицательные черты человеческого характера и, наоборот, возвысить находчивость и острый ум. Здесь практически нет фантастических элементов, а сюжет вращается вокруг необычного, уникального случая, произошедшего в самых обычных взаимоотношениях между людьми. Эти детские сказки отличаются от других разновидностей жанра тем, что в них используется гиперболизация (преувеличение), условный реализм (хотя всё происходит так же, как в действительности, разрешается история всё-таки сказочным путём, например, герой проявляет смекалку и остаётся безнаказанным, хотя в жизни его бы обязательно поймали и т.д.), а также тем, что главное действующее лицо – это персонаж, которому всегда иронически везёт. Главный акцент приходится на финал произведения. Широко употребляется диалоговая форма и глаголы, которые определяют действие («пошёл» – «сказал» – «сделал»). Традиционные персонажи – поп, солдат, баба, мужик, помещик и др. В отличие от других видов, это также сказки для взрослых. Несмотря на практически полное отсутствие фантастических элементов, они тем не менее несут глубокую философичную мораль, способную дать пищу к размышлению. Русские народные бытовые сказки: «Каша из топора», «Барин и мужик», «Дочь-семилетка». Бытовые сказки народов Севера: «Хозяйка огня», «Два брата», «Кукушка».
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Сравнение сказок
Сказки разных народов имеют ярко выраженные национальные черты.
Для сравнения возьмем разные виды сказок: волшебные сказки, сказки о животных.
Волшебная русская народная сказка «Царевна-лягушка» и волшебная сказка народов Севера: «Смелая Девушка и Двенадцатирогий олень». В обеих сказках герои отправляются на поиски своего счастья. Иван-царевич за лягушкой- царевной, а девушка – за Белым оленем. В русской народной сказке заколдовал злодей Кощей Бессмертный, в Северной сказке – Черный олень и злые духи. Если посмотреть на картинки злых героев обоих сказок, они представлены в черном цвете. Также героям помогают силы природы: животные (олень, заяц, медведь, щука, утка) и природные явления (ветер, облака, река, горы). Спрятано волшебство в дремучем лесу в русской сказке, а в северной сказке в пещере в горах. Царевичу помогал клубочек путь указывать, а девушке надо было развязать аркан с 12 узлами, тоже своеобразный клубок. В обеих сказках герои поженились. Возвращались обратно домой герои этих двух сказок на лошадях.[Приложение 2]
Сказки о животных: русская народная сказка «Лиса и Журавль» и сказка народов Севера «Жадный глухарь». Животные в этих произведениях наделены человеческими чертами: хитростью, жадностью. Они обладают речью, рассуждают и действуют как люди. В обеих сказках заложен поучительный смысл.[Приложение 3]
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. В русских народных сказках можно найти объяснение своим поступкам, сравнить себя и героя, они помогают нам найти выход из трудных ситуаций, выстроить положительный сценарий для изменения жизни.
Проанализировав сказки народов Севера, я пришел к выводу, что северные сказки обычно строились на событиях, которые происходили в повседневной жизни северных людей. Они воспитывали и прививали любовь подрастающего поколения к своей культуре, традициям, природе своего сурового края, опираясь на свою нелёгкую повседневную жизнь. Истории, которые происходили с ними в домашней обстановке, на охоте, рыбалке и ложились в сюжеты бытовых сказок.
Исследование моей работы показало: сказки – древнейший жанр устного народного творчества, из которых можно узнать многое. Например, о роде занятий мужчин и женщин русского и северного народов. Я увидел, что в русских народных и в сказках народов Севера очень много общего. Они схожи сюжетами, что свидетельствует о целостности быта, условий и историческом процессе развития народов и одновременно показывает национальный колорит фольклора каждого народа. Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.
2.2 Анализ анкетирования
Я провел анкетирование в 3, 7 и 11 классах, в нем приняло участие 54 учащихся. В анкете предложено 9 вопросов.[приложение1] Анкетирование показало следующие результаты: [приложение 4]
Ученики 3 класса на вопрос «Есть ли у вас любимые сказки?» Ответили 79 % (19 человек) да есть любимые сказки. Учащиеся 7 класса ответили « да есть» - 65% (13 человек). Учащиеся 11 класса утвердительно ответили на это вопрос -70%. (7 человек). На вопрос «Что вам больше нравится: читать, слушать или смотреть сказки?» учащиеся дали такие ответы: в 3 классе читать 29 % (7человек), слушать 21 % (5 человек), смотреть 50 % (12 человек); в 7 классе читать 15 % ( 3 человека), слушать 20% (4 человека), смотреть 65 % (13 человек); в 11 классе читать 40 % (4человека), слушать 20% ( 2 человека), смотреть 40 % (4 человека).
На вопрос: «Какие типы сказок вам нравятся больше?» ученики 3 класса предпочитают волшебные сказки 58% (14 человек), 7 класс – 50% (10 человек) и 11 класс – 70% (7 человек). Сказки о животных нравятся в 3 классе – 33% (8 человек), в 7 классе – 30 % (6 человек) и в 11 классе – 20% (2 человека).
На вопрос «Знаете ли вы сказки народов Севера?» получили такие ответы: учащиеся 3 класса – нет не знают: 79 % (19 человек), ученики 7 класса – нет не знают 65% (13 человек) и учащиеся 11 класса – нет не знают : 50% (5 человек).
На вопрос : «Как вы считаете, у русских народных сказок и сказок северных народов, есть что то общее или они совершенно разные?» мы получили следующие результаты: в 3 классе считают, что в них есть что-то общее - 58 % (14 человек) и что это разные сказки 42% (10 человек).
На вопрос «Для чего нужны сказки?» «Поверить в чудеса» - 41%(10 человек) учащиеся 3 класса , 55% (11человек) учащиеся 7 класса, 20% (2человека). «Очутиться в сказочном мире» - 33% (8 человек) отмечают ученики 3 класса; 25% (5человек) ученики 7 класса и 70% (7человек) – ученики 11 класса.
Таким образом, проанализировав результаты анкетирования, я смог сделать следующие выводы: учащиеся школы не знают и не читали сказки народов Севера. Русские народные сказки знают, но путают с авторскими сказками. Уровень сказок не отличается с возрастом, как в 3 классе, так в 7 классе и в 11 классе отмечают одни и те же сказки для малышей, такие как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба», «Гуси-лебеди». В ответах написаны авторские сказки такие как: «Красная шапочка», «Спящая красавица», «Мертвая царевна», «Кот в сапогах», «Золотая рыбка». Встречаются в ответах и басни «Ворона и Лисица» и рассказы «Листопадничек», «Теплый хлеб» и даже кинофильмы: «Чебурашка». Смотреть и слушать учащиеся анкетируемых классов предпочитают чтению сказок, это говорит о низкой читательской грамотности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу и интернет ресурсы об особенностях русских народных сказках и сказок народов Севера, проведя анкетирования учащихся 3,7,11 классов и сравнения волшебных сказок и сказок о животных, можно сделать вывод, что эти сказки имеют много общего: в волшебных сказках сюжеты, зачин, концовка, волшебные предметы, трудности пути героев, магические и волшебные числа, действия главных героев, помощники героев, возвращение героев домой. В сказках о животных – умение животных разговаривать, описание природы, поучения и добро всегда побеждает зло. А отличительная черта этих сказок – это национальный компонент повествования сказок, названия мест происходящих событий.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана. Проведенные мною исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: сказки народов Севера и русские народные сказки имеют много общего, а так же имеют отличительные черты. Это исследование поможет глубже понять смысл сказок, увидеть их мудрость и красоту народов, познакомиться с национальным колоритом, найти общее и отличии одной сказки от другой. Данные будут полезны для всех учащихся школы начиная от младшего звена и заканчивая старшей школой. В конце своей работы хочется дать совет своим сверстникам, одноклассникам - больше читать, особенно сказки! Они очень интересны, поучительны, учат ценить дружбу, чужой труд, помогают проникнуться чувствами к героям, любить и уважать природу, свою землю и народ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_народная_сказка
- https://needlewoman.ru/articles/ponyatie-skazka-russkaya-narodnaya-skazka.html
Приложение 1
Анкета
1. Нравиться ли вам читать сказки?
-да
-нет
2. Что вам больше нравится? (подчеркните нужный вариант)
- слушать сказки
- читать сказки
- смотреть сказки
3. Какие русские народные сказки вы читали? (напишите 2-3 названия)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие типы сказок вам нравятся больше? (подчеркните нужный вариант)
-волшебные сказки
- сказки о животных
- бытовые сказки
5. Знаете ли вы сказки народов Севера?
-да
-нет
6. Как вы считаете, у русских народных сказок и сказок северных народов
- есть что -то общее
- нет, это совершенно разные сказки
7. Для чего нужны сказки? (подчеркните нужный вариант)
- помогают очутиться в сказочном мире
- помогают вылечить человека
- помогают поверить в чудеса
- помогают делать научные открытия
8. Есть ли у вас любимые сказки?
- Да
- Нет
9. Ваш возраст : (подчеркните нужный вариант)
- от 7 до10 лет
- от 10 до 13 лет
- от 13 до 17 лет
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 2
ТАБЛИЦА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
ОБЩЕЕ | РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Царевна - лягушка» | СКАЗКА НАРОДОВ СЕВЕРА «Смелая девушка и Двенадцатирогий Олень» |
Тип сказки | Волшебная | Волшебная |
Зачин | Жил-был царь, и было у него три сына. | Давно, очень давно жила одна старуха с внучкой. |
Сюжет | Герой отправляется искать жену. | Героиня отправляется на поиски жениха. |
Обращение в животных героев, которых искали главные герои | Василиса Премудрая- лягушка | Юноша- Белый олень |
Детали: волшебные предметы | Герой получил подарок – клубочек, чтобы показал дорогу к жене. | Героиня получила огонек, который показывал дорогу, где находится жених. |
Помощники | Герою помогают преодолеть трудности животные: заяц, селезень, медведь, щука. | Героине помогает лошадь и олень. |
Трудности пути | Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. | Нелегок ее путь. Одежда тонкими ремнями повисла на теле. А впереди еще тайга непроходимая. |
Пейзаж | Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним… | Долго шла. Прошла она много озер, больших и маленьких, много сопок, высоких и низких, перешла много рек, широких и узких. |
Возвращение героев домой | Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. | Сели они на белую лошадь. И понесла их лошадь туда, где старая бабушка жила. |
Волшебные числа | 3 | 12 |
Концовка | И стали они жить дружно, в любви и согласии. | Сыграли молодые большую свадьбу. |
ОСОБЕННОСТИ | У героев есть имена: Иван и Василиса. | У героев нет имен. Названы: юноша и девушка. |
Названия места, где происходят события. | Ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве. (неопределенное) | Синяя гора Кюех Хая. (точное название) |
Герои - злодеи | Кощей Бессмертный Баба-Яга | Черный олень Злые духи Злая мошкара |
Действия главных героев | Ивану помогают преодолеть трудности и за него всё делают помощники. | Девушка сама преодолевает трудности и проходит испытания. |
Повествование сказки | Эмоциональное, напевное, много событий, много героев. | Рассказывание, мало героев, не так много событий. |
Приложение 3
ТАБЛИЦА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
ОБЩЕЕ | РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Лиса и Журавль» | СКАЗКА НАРОДОВ СЕВЕРА «Жадный глухарь» |
Тип сказки | О животных | О животных |
Главные герои | Журавль - птица
| Глухарь - птица |
Сюжет | Герои ходили в гости, ожидали друг друга. | Герои собрались в теплые края. ожидали другого героя |
Концовка | Герои остались голодные | Герой, не смог съесть все орехи |
Мало героев | -2 героя | - 4 героя |
Диалоги. Человеческая речь | Разговаривают | Разговаривают |
Характер героев | Жадность, хитрость, | Жадность. |
Мораль- одиночество | С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. | С тех пор все дети его, внуки и племянники, горько плачут! |
ОСОБЕННОСТИ | Повествование - сказочное | Повествование- рассказывание |
Описываются человеческие качества и взаимоотношения. | Описывается жизнь птиц, повадки, внешний вид. |
Приложение 4
ДИАГРАММЫ
Что вам больше нравится?
Какие типы сказок вам нравятся больше?
Знаете ли вы сказки народов Севера?
Как вы считаете, у русских народных сказок и сказок народов Севера есть что-то общее или это совершенно разные сказки?
Мороз Иванович
Рисуем тыкву
Снеговик
Твёрдое - мягкое
Осенняя паутина