В ходе работы подтверждается гипотеза: если исследовать, как образ времени дается в литературе, то мы увидим, что оно бывает реальное и фантастическое, отражает объективное и субъективное восприятие времени героями произведений.
Цель работы: проанализировать образ художественного времени в детской литературе.
Для решения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Изучение теории, литературы по данной теме;
2. Определение понятия «время»; уточнение понятия в философии и в литературе.
3. Рассмотрение способов выражения времени в поэзии;
4. Изучить особенности времени в литературной сказке и в детских рассказах;
5. Сформирование соответствующих выводов и заключения по исследованию.
Что такое время? Время – это продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями и т.п.
Понятие «время» - это философское понятие. Время в философии – это чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования течет жизнь человека. Художественное время – это порядок, последовательность действия в художественном произведении. Другими словами в художественном времени происходит действие произведения: живут и действуют его герои и совершаются изображаемые в нем события. Способ художественного освоения времени и пространства в литературе философ М.М.Бахтин назвал хронотопом. Хронотоп служит для освоения реальной временной действительности.
Вложение | Размер |
---|---|
tezis_vremya_arina_yakovleva.docx | 18.51 КБ |
ТЕЗИС
исследовательской работы Яковлевой Арины, ученицы 6 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова» по теме «Образ времени в детской литературе». Руководитель: учитель русского языка и литературы Яковлева Айталина Ивановна.
Машина времени есть у каждого из нас:
то, что переносит в прошлое — воспоминания;
то, что уносит в будущее — мечты.
Герберт Джордж Уэллс, британский писатель
Актуальность темы исследования. Время нельзя остановить или замедлить. У человека нет власти над временем, а вот у времени над человеком – есть. На всё, что бы человек ни делал, ему нужны дни, часы, минуты. Время длится, течет непрестанно. Оно безостановочно. Понятие «время» - это философское понятие. Как философия объясняет время? Время в философии – это чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования течет жизнь человека. Но даже простыми словами невозможно объяснить, что такое время.
В своих произведениях писатели нередко упоминают время. В художественном произведении изображаемые события происходят, как и в реальном мире, во времени - утром или вечером, летом или весной - и в пространстве - в городе или в деревне, на дороге или дома, в степи или в горах, так и в фантастическом мире. Также в литературе есть образ времени для передачи особенностей восприятия времени героями.
В ходе работы подтверждается гипотеза: если исследовать, как образ времени дается в литературе, то мы увидим, что оно бывает реальное и фантастическое, отражает объективное и субъективное восприятие времени героями произведений.
Цель работы: проанализировать образ художественного времени в детской литературе.
Для решения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Изучение теории, литературы по данной теме;
2. Определение понятия «время»; уточнение понятия в философии и в литературе.
3. Рассмотрение способов выражения времени в поэзии;
4. Изучить особенности времени в литературной сказке и в детских рассказах;
5. Сформирование соответствующих выводов и заключения по исследованию.
Что такое время? Время – это продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями и т.п.
Понятие «время» - это философское понятие. Время в философии – это чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования течет жизнь человека. Художественное время – это порядок, последовательность действия в художественном произведении. Другими словами в художественном времени происходит действие произведения: живут и действуют его герои и совершаются изображаемые в нем события. Способ художественного освоения времени и пространства в литературе философ М.М.Бахтин назвал хронотопом. Хронотоп служит для освоения реальной временной действительности.
Так, в литературе можно различать следующие образы художественного времени: биографическое, историческое, космическое, календарное, суточное. В детских стихотворениях русских поэтов больше всего встречается календарный и суточный образы времени. Это выражение реального времени. Например, временам года посвятили свои творения русские поэты, любуясь природой во всех ее проявлениях.
Самое главное в жизни – это секунды, минуты, года, которые большинство людей растрачивают впустую, а потом горько сожалеют о том, чего уже никак не вернуть и не исправить. Яркий пример этому - «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. Эта поучительная сказка о Пете Зубове.
Фантастический образ времени отличается и в литературной сказке. Возьмем сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». В этой сказке раскрывается такая характеристика сказочного времени, как его скорость, динамичность. Время в этом произведении становится персонажем, действующим героем. Шляпник поссорился со Временем в марте. Автор делает нас участниками сказочной игры, в которой все не так, как в настоящем мире. «Мы все здесь сумасшедшие. Я сумасшедший. Да и ты сама тоже….»
А в сказке А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители» мы видим, что такие временные понятия, как «тогда» и «теперь» используются автором для противопоставления реального и сказочного мира. Итак, главный герой Алеша, мальчик 10 лет, он находится в пансионе. С ним происходят странные вещи. Он попадает в Подземное королевство, где курица Чернуха – министр! В реальном мире время пребывания Алеши в Подземном королевстве – это длительность его сна.
Мы рассмотрели, как образ времени используется в детской литературе и пришли к следующим выводам:
1. В поэзии, в стихотворениях русских поэтов о временах года чаще всего отражается календарное и суточное время;
2. Для описания тёплых отношений между героями, светлого позитива авторы используют «время» со значением – счастье, благоденствие, благосостояние;
3. Для передачи движения времени – используются соответствующие слова: «сию же минуту», «скоро», «вдруг», «мгновенно», «ни на минуту не задумавшись», «тотчас» и др.
4. Для противопоставления реального и сказочного мира авторами используются такие временные понятия, как «тогда» и «теперь».
5. Образ времени для передачи особенностей восприятия времени героями. Этим целям служит и антитеза «всего лишь-целое».
6. Образ времени в значении «свойство бытия, характеризующее смену событий, их последовательность и направленность» используется в качестве литературного приёма, передающего драматические события.
Время - самый главный личный ресурс человека. И распоряжаться им надо с умом. В заключение хотим привести слова Джона Леннона: «Время, потерянное с удовольствием, не считается потерянным». Проводите время с удовольствием, с пользой, с наслаждением – и Вы его не потеряете!
Две снежинки
Марши для детей в классической музыке
Пока бьют часы
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию