Эссе написано по мотивам рассказа А. П. Чехова "Каштанка".
Вложение | Размер |
---|---|
sobachi_radosti_i_pechali_po_rasskazu_a.p_chehova_kashtanka.docx | 27.54 КБ |
Эссе «Собачьи радости и печали» (по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)
Автор: Толмачев А. А., группа МДиСМ(к) – 09.21.
Руководитель: Карташова Г. В., преподаватель ГБПОУ МСМТ
«У собак лишь один недостаток — они верят людям»
Элиан Дж. Финберт
Как-то мне попался на глаза рассказ А.П. Чехова «Каштанка». Мы его читали в школе, классе, наверное, в пятом, или в четвертом, может быть, и раньше. Мне вдруг стало интересно: какое впечатление произведет на меня, уже практически взрослого человека, этот рассказ, похожий на сказку для детей?
Сюжет я не забыл: потерявшаяся на улице собачка случайно находит нового хозяина, он оказывается артистом цирка. Какое-то время она у него живет, он её обучает разным трюкам, и потом они выступают в цирке. Среди зрителей случайно оказывается прежний хозяин со своим сыном. Они сразу узнают свою собаку, мальчик её зовёт, и, прямо во время представления, она убегает к старым своим хозяевам, и все вместе они идут домой. Финал счастливый, конечно: собака возвращается к своей привычной прежней жизни, по которой она очень скучала, живя у нового хозяина.
А.П. Чехов в письме к А.С. Суворину от 3 декабря 1891 года назвал это произведение «сказкой». Действительно, в рассказе многое соответствует жанру сказки: счастливый конец, динамичный сюжет с целым рядом приключений, в которые попадает Каштанка, очеловечивание животных: они говорят человеческим языком, у них человеческие имена: гусь – Иван Иваныч, кот – Федор Тимофеич, свинья - Хавронья Ивановна. Животные ведут себя, как люди, вступают во взаимоотношения между собой и людьми – все происходящие в жизни людей и животных события описаны глазами животных. Само повествование ведется от лица собаки, она говорит человеческим голосом. Так автор показывает мир людей со стороны, и картина этого мира, скажем так, печальна.
Несмотря на черты, присущие сказкам, рассказ реалистичен и правдив. Это не вымысел и не фантастика. В рассказе без прикрас показана суровая реальность, а именно, неласковое и даже жестокое отношение людей к животным, которые живут рядом с ними. Когда я, будучи школьником, читал этот рассказ, я не замечал почему-то этой жестокости, а сейчас, перечитывая рассказ заново, я очень во многих эпизодах эту жестокость совершенно ясно вижу.
Вот, например, самое начало рассказа, когда мы видим заблудившуюся на улице собаку. Как она потерялась? Она же была с хозяином. «Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой: — Чтоб... ты... из... дох...ла, холера!».
Мы видим отношение хозяина к собаке: он редко брал её гулять, она не слушалась, он на неё кричал, даже пинал. Понятно, что она его раздражает, и он даже желает ей смерти. Он называет её «насекомым существом». «Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра... «. В этих словах выражено неуважение к животному, унижение его. Сам Лука Александрыч – столяр, он занимается изготовлением и отделкой мебели, а плотник – это ремесленник, занимающийся более грубой работой, например возведением деревянных заградительных сооружений, настилкой полов и т.д., следовательно, по мнению Луки Александрыча, столяр выше и ценнее плотника. Это уже и неуважение к труду, нельзя же считать какую - либо грубую работу менее ценной. Это неправильно, все работы важны и необходимы человеку.
В этот момент «загремела музыка». Все собаки боятся громких звуков, и Каштанка тоже испугалась. А что же хозяин? – «К великому её удивлению, столяр, вместо того, чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар». Что мы видим? - Хозяин даже не понимает, что собаке страшно, она нуждается в помощи. Можно же было взять её на руки, как только заиграла музыка, как-то успокоить? Так нет, - он вообще ушел, он даже её не звал и не искал, и даже не заметил, что собаки нет. Это и неудивительно, ведь Лука Александрыч был пьян, «как сапожник», какая уж тут забота о животных!
«Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать». Так искала Каштанка своего незадачливого хозяина. Надо же, собака искала собственного хозяина, а он её даже и не хватился! Какое халатное отношение со стороны человека к своему преданному другу! Мало того, за весь день Лука Александрыч не удосужился даже покормить собаку: «…ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё». Каким жестоким изображает писатель человека в этой сцене!
Но Чехов не был бы гениальным писателем, если бы отображал жизнь односторонне. Не все люди злы и бездушны. К счастью, Каштанка попадает в добрые руки! Какой-то незнакомец приютил её, согрел и накормил. Как отзывчивы живые существа на доброту! Каштанка отогрелась и сразу оценила заботу нового хозяина: «Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество — он дает много есть и, надо отдать ему полную справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно глядела на него, он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: «По-ошла вон, треклятая!». Конечно, она сравнивает его с прежним хозяином, который на неё кричал, обзывал и даже бил. Какие противоположные человеческие качества изображает автор в этой сцене: жестокое отношение к животному и гуманное!
А вот следующий эпизод – совершенно потрясающий!
Когда Каштанка стала засыпать, она вдруг вспомнила Луку Александрыча и его сына Федюшку. Как жестоко с ней играл этот Федюшка! Мне стыдно признаться, но я только сейчас об этом задумался. «Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах». Во-первых, «вытаскивал её за задние лапы»! – Она не хотела играть, а лежала, уютно устроившись под верстаком. Если животное лежит, может быть, спит, зачем его тревожить? Какая душевная чёрствость! Федюшку бы так вытащить за ноги-то из теплой постели, наверное, не понравилось бы! А с собакой можно...?
«Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Это настоящее живодерство! И всё это проделывает Федюшка «с громким смехом»! А что же Лука Александрыч? А он, оказывается, рядом сидел: строгал, либо читал вслух газету. Он даже не сделал замечание своему сыну, вообще никак не отреагировал! Собака лает, визжит рядом, а он спокойно читает! Вот такая обыденность!
Прав был Ф. М. Достоевский: в его романе «Братья Карамазовы» есть такие строки: «В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток». Поразительная мысль, не правда ли? Меня она задела до глубины души! Конечно, ребенок может не осознавать всю жестокость подобных игр, но взрослый человек рядом должен же был ему на это как-то указать! Вместо этого Лука Александрыч опять проявил равнодушие!
Всё это Каштанка вспомнила, когда уже жила у нового хозяина. «И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка». Удивительно: не очень-то сладко ей жилось у Луки Александрыча, тем не менее, вспоминала она о той прежней жизни с тоской и грустью. Какую искреннюю любовь и привязанность животного к человеку показывает Чехов в этом эпизоде! А всегда ли мы, люди, достойны такой беззаветной любви? Есть над чем подумать!
Новая жизнь, конечно, была совершенно другая: «ее каждый вечер кормили вкусным обедом», «она … из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса». Каштанку было не узнать, ей даже дали другое имя – Тётка. Собаке всё нравилось в новом доме. Ей доставляли огромное удовольствие все фокусы и трюки, которым впоследствии начал её обучать новый хозяин. Она оказалась удивительно способной. «Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. … Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить...». О ком она грустила? – Конечно же о своих прежних хозяевах! Так проявляется преданность собаки: какой бы ни был хозяин, собака его любит таким, какой он есть. Как говорил Илья Ильф: «Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви». Как это верно!
Финал рассказа вызывает смешанные чувства. С одной стороны, для собаки однозначно счастье, что она встретила старых хозяев и вернулась в свою прежнюю жизнь. А с другой стороны, какая опять жизнь её ждёт с этими мучителями, в лучшем случае, полуголодное существование? Не случись этой судьбоносной встречи со старыми хозяевами, может быть, Каштанка успешно выступала бы в цирке (она талантливая была «артистка») и вела бы сытую и комфортную жизнь на радость себе и людям. Но, как видим, судьба распорядилась иначе. На мой взгляд, Чехов проводит здесь философскую идею: единение, сильная привязанность, любовь и верность оказываются выше сытости и удобства.
Вместе с тем, собака, фактически, бросила своего нового хозяина-клоуна. А ведь он ей спас жизнь: не подбери он её у подъезда в зимнюю холодную ночь, возможно, она бы погибла! Кроме того, с её уходом у него сорвался цирковой номер, а он ведь зарабатывал этим на жизнь: умер гусь, ушла безвозвратно собака – всё, номер прекратил своё существование! Надо теперь ставить новое представление, а это уже совсем другая история. Трагичная ситуация, жалко этого артиста: он оказался в тяжелом положении!
При всей своей «детскости» рассказ наводит на серьёзные размышления, он затрагивает много проблем человеческой жизни. Так как Чехов является писателем-реалистом, в своих произведениях он всесторонне изображает жизнь: очень тесно в ней переплетаются горе, боль и радость. Эта многогранность смысла не открывается сразу, я в этом убедился на собственном читательском опыте. Чем старше становишься, тем более глубокие смыслы обнаруживаешь в известных, казалось бы, книгах. В этом отношении книги, несомненно, учат лучше понимать жизнь: начинаешь отличать добро от зла, видишь безнравственные поступки, осуждаешь их – всё это воспитывает человека и делает его лучше. Для меня как представителя молодого поколения это важно, поэтому я буду снова и снова возвращаться к чтению классических произведений.
Осенняя паутина
Ласточка
Свинья под дубом
Проказы старухи-зимы
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым