Языковые средства выразительности – это специальные художественно-риторические приёмы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Благодаря им создаются объёмные и красочные образы- слуховые, визуальные, обонятельные. Так производится должное впечатление, которого и добивался автор. С их помощью создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Языковые средства выразительности" | 56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Охи
имени Дмитрия Михайловича Карбышева
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: СТАРТ В БУДУЩЕЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ
ТЕМА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ:
«Языковые средства выразительности в текстах Макса Коржа»
Автор: Кузнецов Леонид, ученик 8В класса
Научный руководитель: Адагызова Алевтина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7
Оха, 2023
Оглавление
2.1. Теория………………………………………………………………….6 стр.
2.2. Практика……………………………………………...……………….13 стр.
Введение
Языковые средства выразительности – это специальные художественно-риторические приёмы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Благодаря им создаются объёмные и красочные образы- слуховые, визуальные, обонятельные. Так производится должное впечатление, которого и добивался автор. С их помощью создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее. Они основываются на личных ассоциациях писателя/певца, на визуальном сходстве, на желании сделать описание именно таким образом. Между тем, многим школьникам кажется, что средства выразительности это что-то научное, книжное, не имеющее связи с современностью, а уж тем более с актуальным, модным искусством и даже молодежной субкультурой. Чтобы развеять этот миф и показать связь литературоведения с реальной жизнью, я и выбрал для своего проекта следующую тему - «Средства выразительности в текстах Макса Коржа».
Предмет исследования: средства выразительности в текстах рэпера Макса Коржа Объект исследования: используемые исполнителями средства художественной выразительности.
Цель работы: еще раз дать школьникам понятие о средствах выразительности, показать и доказать их актуальность для современного популярного искусства, а также подготовить презентацию, показ которой на уроках развития речи сможет повышать грамотность современных школьников.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Методы исследования: поиск информации, наблюдение, анализ, классификация собранного материала.
Актуальность проектной работы обусловлена тем, что создание полноценных произведений современного искусства (в данном случае текстов песен современных поп- и рэп-исполнителей) невозможно без хорошего знания и грамотного использования средств художественной выразительности. Помимо этого, когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи. На сегодняшний день, каждый желающий успешно сдать итоговую аттестацию должен научиться использовать в своей устной и письменной речи средства художественной выразительности. Для современных школьников с помощью современных хитов будет легче запоминать средства выразительности речи и научиться их различать.
Проблемы, затронутые в проекте:
Теоретическая значимость заключается в анализе теоретической литературы по теме, изучении опыта специалистов-филологов.
Практическая значимость: проанализированный и обобщенный материал может быть представлен в виде презентации и использован на уроках русского языка в школе, что позволит существенно повысить уровень речевой грамотности современных школьников при подготовке к ОГЭ (задание 7 –Анализ средств выразительности), к ЕГЭ (задание 26- Языковые средства выразительности).
Продукт: презентация, показ которой на уроках русского языка и литературы позволит существенно повысить речевую грамотность школьников.
План работы над проектом:
Основная часть
2.1. Теория
Средства художественной выразительности – это слова и выражения, которые употребляются в необычном, несвойственном им значении. Они используются авторами для создания художественных образов. тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведениях.
Впервые понятие риторические фигуры (фигуры речи) появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей средств художественной выразительности, обогащающих язык.
Исходя из ключевых особенностей языка лингвисты упорядочили, а затем систематизировали многообразие выразительных средств на 6 групп: тропы, лексические средства, синтаксические средства, формы речи, приёмы. фонетические средства
1 группа ТРОПЫ – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, метонимия, гипербола, литота, ирония.
Эпитет – образное определение художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову?
• Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена (М. Волошин «Газеты»);
• Мёртвая, зловещая тишина стояла над уснувшим уездным городом;
• Чёрная тоска охватила сына после стычки с отцом.
Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.
Сравнение – прямое сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Употребляются союзы: как, словно, будто, точно, как будто
• И берёзы стоят, как большие свечки (С.А. Есенин).
• Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение, использование переносного значения для описания идеи, действия или объекта. Иначе говоря, одному явлению присваиваются свойства другого. Метафору можно назвать неявным сравнением.
• Горит костёр рябины красной (С.А. Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
• Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать (А. Петров).
• Искры мыслей сверкали в его глазах.
Олицетворение –– приписывание качеств, действий, эмоций человека неодушевленным предметам.
• Луна будет улыбаться весь вечер (А. Чехов).
• По кому плачет ива? (И. Токмакова)
• Ветер шептал беспокойные мысли
Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
• Было так вкусно, что я съел три тарелки (ёмкость и содержимое).
• Люблю читать Пушкина по выходным (автор и произведения).
• В кармане позвякивает медь (материал и изделие).
• Русский человек любит отдохнуть всей душой (синекдоха – часть вместо целого).
Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
• В сто тысяч солнц закат пылал (В. Маяковский)
• Двести лет тебя не видел!
• Река крови.
• Я не хотел утонуть в потоке бессмысленных слов.
Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
• Подожди 5 секунд.
• Маковой росинки во рту не было.
• Мальчик с пальчик.
• Талия гибкой танцовщицы была размером с горлышко бутылки.
Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. • Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов) • Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание (Р.Стаут). • Бросить курить очень просто. Я делал это тысячи раз! (М. Твен)
2 группа ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - единицы лексического уровня языка, использующиеся для создания образов.
Синонимы – близкие по значению слова одной части речи
• Друг = товарищ, приятель…
Правильно = верно…
• В этот вечер леди Браун была красива и очаровательна.
Контекстные синонимы – близкие по значению слова только в конкретном тексте.
• Хриплый и придушенный голос подтверждал болезненное состояние Николая.
• Этот молодой студент был тем самым юношей, который помог Маше с упавшими учебниками.
Антонимы – слова одной части речи с противоположными значениями
• Белый и черный… Жизнь и смерть…
• Он был силён в финансовых вопросах, но слаб в решении жизненных проблем.
Контекстные антонимы – слова с противоположными значениями только в конкретном тексте.
• Вместо матери дверь отворила дочь.
• Этот час длился так долго, словно целый год!
Фразеологизм – устойчивое выражение, понимаемое в переносном смысле
• Олег просто мастер на все руки! Его изобретения восхитительны!
• До ближайшего магазина было рукой подать, но она поехала в гипермаркет.
• Я не спал всё ночь, поэтому на лекции клевал носом.
Историзмы – наименования исчезнувших в наши дни явлений. Например, камзол, челобитчик, светец, веретено.
Архаизмы – устаревшие слова, имеющие синонимы в современном языке. очи = глаза; перст = палец; десница = правая рука.
Неологизм – слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых явлений. космодром, клонирование, звездолёт, дедлайн, фаст-фуд, бизнесмен, компьютер.
Авторский неологизм (окказионализм) – новые слова, созданные конкретным человеком. маяковский: крикогубый, многосабельный, сливеют (губы), громадьё.
Разговорные – слова, используемые в нелитературной разговорной речи. восвояси, говорун, грязнуля, задира, запоем, здоровяк, зевака, зубрить, кавардак, кой-какой, кой-куда, лентяй, мальчуган, стишки, увиливать.
Просторечные – 1) разговорные слова, используемые с долей грубости. 2)слова с лишними морфемами, что делает их нелитературными дрыхнуть, облапошить, паршиво, балда, шляться, рыло, жрать… вовнутрь, ихний, взаправду
Диалектизм – слово или оборот, бытующие в определённой местности, территории. парадная (подъезд), синенькие (баклажаны), вехотка (мочалка), мультифора (файл), айда (пойдем), вилок (кочан).
жаргон – язык той или иной социальной группы. Жаргонизм – слово или оборот, свойственные определенной социальной группе молодежный жаргон: чекать, хайп, заскамить, врубиться, агриться… профессиональный жаргон полицейских: глухарь, висун, закрыть (человека), катать…
Профессионализмы – слова, свойственные отдельным профессиям, используемые различными специалистами. профессионализмы врачей: анамнез, ланцет. профессионализмы журналистов: антрефиле, видеоряд, перегон.
Эмоционально-оценочные слова – это слова, содержащие в себе оценку, эмоцию говорящего оценка через морфемы: собака – собачонка, здоровый – здоровенный, маленький – малюсенький оценка через значение и контекст: это не человек, а просто зверь ну ты и баба! посмотрите, какой молодец!
Индивидуально-авторские слова (авторский неологизм) – это слова, созданные конкретным автором.
• Под ухмылки и веселые перегляды товарищей (Ф. Абрамов).
• Он не хозяин, а проживала – проживает всё дотла (Н. Дубов).
• Загорелый... с огромными руками, которые он сразу же медвисто растопырил (А. Ананьев).
3 группа СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - это особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
Вводные слова и конструкции – слова и фразы, передающие эмоции, оценку автора, указывающие на источник информации и порядок мыслей. Не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.
• Кроме того, можно обратиться к произведению…
Вставные конструкции – фразы, содержащие дополнительные, попутные замечания, уточнения, поправки и т. д. Не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми, тире, круглыми скобками.
• Его убежище (так он называл шалаш из листьев и веток) находился на острове небольшого озера. синтаксические средства восклицательные предложения и риторическое восклицание восклицательное предложение – предложение, оканчивающееся на восклицательный знак. Риторическое восклицание – восклицательное предложение, передающее эмоции и чувства. • Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Тютчев) • Прекрасна ты, душа людская! (Бунин).
Вопросительное предложение – предложение с вопросительным знаком на конце
• Как заработать миллион?
• Зачем нужна эта кнопка?
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа; утверждающий вопрос.
• Кто ж не сможет его догнать?
• Да кто не читал Пушкина?
• Как не удивляться волшебной силе искусства?
Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее лицо или предмет, к которому обращена речь (2 лицо).
Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым предметам.
• Люди мира, берегите мир! • Постой, момент
Односоставное предложение – предложение, в котором отсутствует главный член предложения (подлежащее или сказуемое) типы односоставных предложений:
- Определенно-личные - Неопределенно-личные - Обобщенно-личные - Безличные - Номинативные неполное предложение – предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения, но его можно додумать из контекста.
• Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги (В. Жуковский)
• Начало реки – в горах, сила вождя – в народе.
• Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка (М. Салтыков-Щедрин)
Обособленные члены предложения – распространенные второстепенные члены
виды обособленных членов предложения:
- причастный и деепричастный обороты
- обособленное определение
- обособленное обстоятельство
- обособленное дополнение
- уточнение
- приложение
Авторские знаки препинания– знаки препинания расставленные не по правилам русского языка, а по авторской задумке
• Мать – не плакала (М. Горький)
• И вдруг проспал…Сидя уснул. Досада… (А.П. Чехов)
еще синтаксические средства:
• ряд однородных членов предложения
• сравнительный оборот форма речи
4 группа ФОРМЫ РЕЧИ - формы (способы) осуществления речевой деятельности.
• диалог – обмен репликами между двумя героями
• монолог – высказывание одного героя или автор
5 группа ПРИЁМЫ
анафора — единоначатие. Одинаковое начало у нескольких рядом стоящих предложений.
• И мне хотелось всё попробовать. И, может быть, мне бы очень понравилось.
• Мне хотелось уйти и забыть его. Мне не нужно было спрашивать об этом.
вопросно-ответная форма изложения – приём, когда автор доносит информацию, задавая себе вопросы и отвечая на них.
• Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует. градация – расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
• Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
• Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить (А.П.Чехов).
Инверсия – нарушение прямого порядка слов.
• Тебя мы ждали долго.
• На меня она имела влияние сильное.
• Удивительное со мной произошло приключение.
• Скоро получишь ответ ты.
Лексический повтор – повтор одного и того же слова или словосочетания внутри предложения или между несколькими.
• Смелый человек совершает смелые поступки.
• Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
Парцелляция — намеренное членение связной мысли (предложения) на составляющие её части (на другие предложения) с целью усиления выражений эмоций.
• -Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! — не понимая, сказал Никитин.
• Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын).
Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов
• Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь! (Н. Некрасов)
• Я уйду из дома рано утром, когда будет рассвет, а вернусь вечером, когда уже будет темно
Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение соседних фраз, строк, предложений.
• Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
• Гляжу на будущность с боязнью. Смотрю на прошлое с тоской (М. Лермонтов)
6 группа. ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - средства языка, звучание которых позволяет вызвать определенные ассоциации — звуковые, зрительные и т. д. — создать тем самым сильный, запоминающийся образ и более полно передать смысл высказывания.
Аллитерация — это повторение одинаковых или похожих согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. • Город грабил, грёб, грабастал. (В. Маяковский)
Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных для особой выразительности. • Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... (Б. Пастернак) звукопись (звукоподражание) – воспроизведение природного звучания, имитация звука. • Как носят капли вести о езде, И всю-то ночь всё цокают да едут, Стуча подковой об одном гвозде То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот. (Б. Пастернак)
2.2. Практическая часть
Для анализа средств выразительности мы выбрали несколько текстов рэпера Макса Коржа. Произведения выбраны нами рандомно (без учета личных предпочтений, лет создания или иных культурных, социальных мотивов). Из всех выбранных нами произведений в данной работе оставлены лишь те, в коих мы смогли найти яркие примеры средств художественной выразительности.
Одни готовы рвать этот мир до костей
Одни готовы лгать, пуская в глаза пыль (фразеологизмы)
Ну а что, если к каждому нужен отдельный подход? (риторический вопрос)
Ведь этот вроде бы соврал, но покаялся прям вслед
Этот вроде бы воровал, но исправился в момент
Этот, с виду, нахал, наплевал на всех, а поговоришь - нормальный наедине (антитеза)
И их совесть чиста, как слеза матерей (сравнение)
Смотри, не разорвись между ними, юнец (обращение)
И те, на кого равнялся, набили кошельки
И вроде всем вокруг плевать, свернешь ли с пути
(разговорная лексика)
Таким образом, трек очень глубокий по смыслу. Всё-таки каждый человек поймёт его по-своему. А здесь я описал именно моё осознание песни через средства выразительности. Главная мысль «2 типа людей» — оставайся собой и не разрывайся при выборе между людьми, всегда следуй цели.
Средства выразительности в песне «Малый повзрослел»:
Лишь Луна и звезды тлеют, тлеют в темноте (повтор, метафора)
Мне плевать куда ветер занесет
От болот и до вершин
Будь уверен выживу в любой дыре
И для твоих звонков мобильный сел
Знаешь что - я сёдня не вернусь домой
Батя просто привыкай! (просторечные слова)
Шумный флэт
В коридоре дикий дикий слэм (молодежный жаргон)
Средства выразительности в песне «Эмилия»
Доченька моя нежная.
Твои темные глаза.
Губки твои свежие (эпитеты помогают понять нежные отцовские чувства к дочери)
Что я делал до тебя?
Кем бы я был без тебя (вопросно-ответная форма изложения Корж не понимает как же он жил без нее)
Словно ангел изо льда.
Детка, ты меня спасла .(сравнение, обращение С появлением дочери он начал отвыкать от вредных привычек)
И на Земле не будет дня.
Без твоей бархатной улыбки (эпитет)
Моя родная, небеса всё знают.
Как я держал тебя на руках.
Повторяя твоё имя.
Чтоб быть всегда с тобой, моя Эмилия (обращения)
Папа рядом, папа здесь. (лексический повтор)
Засыпай, моя принцесса. (обращение)
Повторяя твоё имя. (Корж признается в любви своей дочке, называет ее ласковыми словами, обещает уберечь от всего плохого)
Чтоб быть всегда с тобой, моя Эмилия. (ассонанс –повторение гласных звуков придает песне напевность, спокойствие, безграничную любовь)
Заключение
Достижение цели проекта потребовала от меня много усилий, но результат мне понравился. Я понял, что талантливый молодой исполнитель сумел фантастическим образом объединить клубный и дворовой жанры, причем так, что каждая его песня становится хитом. Всё творчество Макса Коржа основано на обычных ситуациях, которые происходят в жизни каждого человека: это любовь, измены, выпускной, выбор профессии, тусовки, семейная жизнь и так далее.
Именно это и цепляет широкую публику так как многие люди могут найти себя в песнях Коржа и неважно, сколько тебе лет. Средства речевой выразительности послужили для создания художественных образов. Для Макса Коржа это широкое употребление тропов: метафор, эпитетов, гипербол, иронии. Для создания уникальных образов - эффектов использует лексические средства как фразеологизм, разговорные и просторечные слова, жаргонизмы, эмоционально-оценочные слова. А для передачи своей эмоции использует такие синтаксические средства: восклицательное предложение, вопросительное предложение, риторический вопрос, обращения. Для воссоздания и привлечения внимания слушателей использует такие приёмы как анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, лексический повтор. А также для усиления звуковой выразительности использует такие фонетические приемы как ассонанс и аллитерация. Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Список использованной литературы:
Как нарисовать небо акварелью
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Круговорот воды в пакете
Юрий Визбор. Милая моя
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками