Изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников заключается в том, что социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте характеризуется в первую очередь тем, что учащийся стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Выбор профессии необходимо осуществлять в соответствии с учетом множества факторов, как внешних, так и внутренних.
Вложение | Размер |
---|---|
polilog_rassuzhdenie_fomenko.docx | 31.96 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Армавирский индустриальный техникум
(ГКПОУ КК АИТ)
Название конкурса и номинации
ФОРУМ «ПОЛИЛОГ»
«Проблемы и траектория профессионального самоопределения молодежи»
Рассуждение на тему:
«Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Как выбрать профессию?»
Выполнил:
Студент 1 курса
Фоменко Александр
Научный руководитель:
преподаватель
русского языка и литературы
Купич Анна Александровна
г. Армавир, 2023г.
«Все мы знаем, кто мы такие,
но мы не знаем, кем можем быть»
Даниил Гранин
Рассуждение на тему:
«Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Как выбрать профессию?»
Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.
Для того, чтобы раскрыть понятие «профессиональное самоопределение», дадим понятие профессии. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.
На сегодняшний день выявлена тенденция смещения этапа профессионального самоопределения с раннего юношества на подростковый возраст. Этому способствуют и образовательные учреждения и широкий спектр разнообразных привлекательных профессий, многообразие высших учебных заведений, потребность общества в первоклассных специалистах и влияние общественного мнения на вопрос о необходимости получения высшего профессионального образования.
Актуальность моего рассуждения:
Изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников заключается в том, что социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте характеризуется в первую очередь тем, что учащийся стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Выбор профессии необходимо осуществлять в соответствии с учетом множества факторов, как внешних, так и внутренних.
Зачастую учащиеся старших классов, имеют очень поверхностное представление даже о тех немногочисленных профессиях, которые они знают. И это не удивительно. Мир профессий очень велик. Он включает в себя много разных и интересных специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый второй расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассникам манят много разных профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в следующем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 13-16 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.
Профессия - это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.
Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей (например, профессия «учитель» содержит в себе специальности: "учитель начальных классов", "учитель русского языка и литературы" и т.п.).
Специальность - отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства.
Специализация - процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области.
Квалификация - уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами.
Должность - трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения.
Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:
1 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором учитываются лишь социальные, и социально-психологические факторы, а личностные особенности не являются доминирующими. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект в данном случае полузависим от окружающих в своем профессиональном становлении.
2 путь - процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к успеху в профессии.
Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себе в мире профессий и создает психологические трудности: расхождение понятий «работа» и «профессия» и расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами. В результате в установке современной молодежи «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала. Диплом по «престижной» специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе с высокой зарплатой.
Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих вопросов. Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Зрелая личность ориентируется в мире профессий, знает требования профессий и перспективы их развития, осознает смысл профессиональной деятельности, способная согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами. Поведение зрелой личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т.д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции «Кем быть?» на позицию «Каким стать?»
В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства (а также выбора учебного заведения для продолжения обучения; временной и сезонной занятости; кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образование (или трудоустроиться), становится все труднее сделать выбор. Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный профессиональный выбор. Это происходит как из-за недостаточной профориентационной работы (выпускники недостаточно хорошо знают, какая специальность подходит для них больше всего, свои личностные особенности, склонности), так и из-за нехватки информации об учебных заведениях. В этом случае предпочтение отдается не тому учебному заведению, где есть специальности, которые, в силу индивидуальных особенностей, наиболее подходят выпускнику, а той образовательной организации, которая находится ближе к дому, в которой конкурс меньше, учатся друзья, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает выпускник (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет ВУЗ или учреждение СПО (студент не желает учиться), государство и родители теряют средства на учебу посредственного работника. Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент несет документы в несколько учебных заведений с одной установкой – «лишь бы куда-нибудь поступить». Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации. Чтобы решить эти проблемы, необходимо в первую очередь проводить систематизированную работу по сопровождению профессионального самоопределения в школах, начиная постепенно вводить детей в мир профессий. Начинать работу по сопровождению профессионального самоопределения нужно самое позднее в основной школе (в 5-7 классах), а лучше начинать знакомство с миром профессий в начальной школе, и даже в старшем дошкольном возрасте.
Благодаря переходу к постиндустриальному обществу расширился выбор профессий. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складываются неправильные представления о многих из них. Случается, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач – организовать циклы профессиональных проб, обратить внимание школьников на те профессии, которые востребованы на региональном рынке труда.
Результаты исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, когда выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии происходит только в ходе самой профессиональной деятельности. В отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности. Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в ПОУ или ВУЗе. Поэтому задача школы, семьи и общества состоит в том, чтобы выбор профессии оказался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т.е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно-смыслового единства – совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности. Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности. Для эффективного профессионального выбора необходимы: рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.
Заключение
Таким образом, современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основе их профессионального самоопределения, использования преимуществ Internet для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.
При выборе профессии старшеклассники руководствуются внешними факторами, такими как престижность профессии, высокий заработок, непродолжительный рабочий день. Профессиональный выбор в основном сделан на основании внешних положительных мотивов. С целью устранения деформаций профессионального самоопределения у старшеклассников была предложена программа, способствующая профессиональному самоопределению старшеклассников, разработаны критерии эффективности данной программы. Оценка эффективности тренинга производилась по схеме «до и после», то есть сравнивались результаты старшеклассников по психодиагностическим методикам до и после проведения тренинга. На основании результатов проделанной работы можно утверждать, что поставленные цель, гипотезы и задачи данного рассуждения раскрыта.
Список используемых источников и литературы
1. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979. - 235 с.
2. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.
3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 234 с.
5. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 391 с.
6. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е.А. Климов. - Обнинск, 1993. - 340 с.
7. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2010. - 215 с.
Как нарисовать небо акварелью
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Ночная стрельба
Будьте как солнце!
Сочные помидорки