ПобедительXI Ежегодного конкурса творческих работ в жанре эссе по произведениям современной русской литературы 2024 года Иванишина Юлия -1 место. Работа "У каждого свой путь к Богу" (по рассказу Олеси Николаевой «Эксперимент»). Филологический факультет ВГУ.
Вложение | Размер |
---|---|
эссе У каждого свой путь к Богу (по рассказу Олеси Николаевой «Эксперимент») | 20.4 КБ |
У каждого свой путь к Богу…
(по рассказу Олеси Николаевой «Эксперимент»)
В 2012 году в издательстве Сретенского монастыря вышла книга замечательной писательницы Олеси Николаевой «Небесный огонь и другие рассказы». В ней автор поставила себе задачу — рассказать о действии Промысла Божия в человеческих судьбах. И как «вчерашний безбожник» пришёл к вере в Бога. Ничто в мире не происходит без воли Бога (без Божьего благоволения или попущения), но далеко не всегда мы способны осознать божественный замысел.
Человек так устроен, что ему всегда необходимо доказательство. Герой рассказа О.А. Николаевой так и говорит своему другу: «Мы же с тобой одного замеса чему доверяем? Опыту. Вот если кто-то поставит такой эксперимент, из которого бы следовал вывод о существовании Творца и Промыслителя, я не то что уверую — я в монахи уйду».
Именно поэтому многие не могут прийти к вере в Бога, ведь она построена на доверии. Поэтому ученый - грузин и говорит: «Все равно, я верую в естественные законы природы и, пока чуда сверхъестественного не увижу, не поверю. И точка».
На вопрос о том, что есть вера, лучше всего ответил, безусловно, апостол Павел в Послании к Евреям: «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (11 глава, 1 стих).
Нам хорошо известно, что такое доверие. Мы общаемся с человеком, и, благодаря его поступкам, его поведению по отношению к нам, у нас возникает доверие к нему. Вера в Бога — это тоже доверие к Нему. Но здесь человек должен, даже совсем Бога не зная, не видя ещё Его в своей жизни, поверить в то, что Он есть.
Как говорит историк и христианский теолог Уильям Лейн Крейг: «Возможно, одна из причин нашей неспособности обосновать свои представления о Боге состоит в том, что люди не придают этому значения. Однако те, кто попросту пожимают плечами и говорят: «Какая разница, существует Бог или нет?» — лишь демонстрируют этим, что они никогда серьёзно не задумывались над своим вопросом».
Даже философы-атеисты, такие как Жан Поль Сартр и Альберт Камю, которые как раз задумывались об этом и задумывались весьма серьёзно, признавали, что ответ на вопрос о существовании Бога имеет огромное значение для человека.
Что интересно, сама Библия не построена на том, чтобы доказывать существование Бога. Она написана уже с ясным посылом того, что Бог существует. А проще говоря, констатирует данный факт.
А вообще «доказательствам бытия Бога» не надо придавать излишнего значения. Вера, которая вытащена клещами аргументов, немногого стоит. Бытие Божие, как писал в прошлом веке Иван Киреевский, «не доказуется», а «показуется».
Человек становится христианином не потому, что кто-то «припёр» его к стенке доказательствами. Просто однажды он сам своей душой коснулся Святыни. Как и в рассказе «Эксперимент», герой сам пережил явное чудо: «И если он разбился насмерть и при этом уже опять живой, и если самолет погиб, а он выжил, — это значит только то, что Бог есть… А если он выжил, то это Бог его спас. А если Бог его спас, то не просто так, а для чего-то. А если для чего-то, то его непременно сейчас найдут, пока он еще окончательно не замерз. А если его найдут, то он сразу же уйдет в монахи и будет служить исключительно Богу, как обещал».
Вера — это встреча с Богом, и она у разных людей происходит по - разному. Один человек переживает эту встречу непосредственно и не нуждается в рассуждениях, а другой думает, анализирует и приходит, наконец, к выводу, что Бог есть, и эта уверенность ума передаётся его сердцу.
Один только разум без участия сердца к вере не приводит. Воспользоваться анализом может только тот человек, у которого встреча с Богом в сердце произошла. Есть такие слова в одной из книг Библии — Откровение: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (3 глава, 20 стих).
Кто-то услышит этот стук и откроет дверь — будучи учёным и придя в конце концов к выводу о бессилии науки. Кто-то вдруг услышит стук, раздававшийся на самом деле, получив нежданную помощь в скорби. А кто-то в одиночестве и отчаянии обретет поддержку и любовь в вере. У каждого свой путь к Богу…
У героя Олеси Николаевой эта встреча с Богом произошла на том самом обрывке скалы, на котором он оказался, чудом выжив в катастрофе.
Учение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.
Веровать в Бога - значит в христианском понимании не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.
Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее, действеннее её. Она сложнее отдельного чувства, она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть вызвана волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «А потом он приехал в далёкий монастырь и стал иеромонахом Иаковом».
Вера — камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой», — сказал Господь (Иоанна 7 глава, 38 стих), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес была живым свидетельством истинности слов Господа.
«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет» (от Матфея 21 глава, 21 стих). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы — с Богом.
Христианство открывает человеку полноценный смысл жизни. Он не в том, чтобы отдать все силы души на приобретение так называемых ценностей.
Человек предназначен к вечной жизни, не к этой. Что проку мне оттого, что я получу все что угодно и у меня тут же это все отнимется?
Христианство говорит, что тот, кто старается жить по заповедям Христовым, кается в их нарушении, приобретает себе сокровище вечной жизни. Именно поэтому наш герой, поверив в Бога, так кардинально изменил свою жизнь! Верить в Бога — это значит верить, что человек предназначен к вечной жизни, а не к этому мигу существования.
Библия говорит: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евреям 11 глава 6 стих). Если мы убедились в существовании Бога, настало время искать его, пребывая в полной уверенности, что, если мы отдадим поиску все своё сердце без остатка, наградой нам будет личная встреча с ним.
Где спят снеговики?
Карандаши в пакете
Лиса-охотница
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лягушка-путешественница