Данная работа была проведена не только для изучения романа, жизни автора и их взаимосвязи, а также для создания научно-популярной статьи. Данная статья будет отличным дополнением для проведения уроков по литературе. С помощью нее учителя могут не только рассказать о биографии Достоевского и о самом романе, но и о том, как мысли, мировоззрение и понимание мира Федор Михайлович выразил через героев своего произведения и их действия. Ученики же могут использовать данную статью для подготовки к итоговым экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ), контрольным работам и при подготовке к итоговому сочинению. Также данная статья будет полезна для любителей литературы, для тех, кто увлекается или только знакомится с творчеством русского писателя золотого века.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.25 КБ |
Статья
Изучение личности автора через призму его произведения на основе романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Проблема исследования указанной темы заключается в сложности изучения личности автора. Проводя анализ романа, можем отметить, что некоторые аспекты жизни Федора Михайловича Достоевского могут быть скрыты или представлены в искаженном виде. Проведение данной работы требует комплексного подхода к анализу текста, биографии писателя, исторического контекста времени, в котором было создано произведение.
Данное исследование актуально по нескольким критериям. С научной точки зрения проект актуален, так как анализ Достоевского через его произведение позволяет расширить наше понимание связи между творческим процессом и внутренним миром писателя. Открываются возможности для дальнейших исследований и обсуждений в научном сообществе. Так же благодаря данной работе мы можем получить глубокое понимание культуры, общества и моральных стандартов того времени. Личные истории персонажей и их поступки также отражают влияние социальной среды на принятие ими решений
Целью данной статьи является выявление личности Ф.М. Достоевского за счет изучения его произведения «Преступление и наказание».
Если мы предположим, что личность Ф. М. Достоевского отражается в его произведении «Преступление и наказание», тогда анализ этого романа позволит лучше понять внутренний мир, убеждения и ценности автора.
Главным героем социально-психологического романа «Преступление и наказание» является Родион Романович Раскольников, бывший студент юридического факультета. Молодой человек проживает в Петербурге. Достоевский не раз в своем произведении пишет: «желтый Петербург», «город униженных и оскорбленных». Петербург — это уже не просто фон, на котором разворачиваются события, а своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи, больше похожие на бред. Противоречие в образе Петербурга - отражение противоречий в характере главного героя.
С самого начала Родион Раскольников предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится. В момент полного отчаяния в голове Раскольникова рождается теория. Главный герой считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные, то есть «твари дрожащие» и необыкновенные, «право имеющие».
Создав теорию о «людях-гениях», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос: «Кто я - тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».
Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы.
Теория Раскольникова была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - процентщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова.
Именно в этот момент теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Это и губит Раскольникова, по-другому быть не могло. Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее?
Одним из ключевых образов романа «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Она представляет собой образец доброты, сострадания и самопожертвования, христианской любви и всепрощения. Внутри Сонечки спрятана огромная душевная сила, в которой она ищет силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям.
Роль Сони в судьбе Раскольникова огромна. К ней первой Раскольников пришёл со своей исповедью. «В ней искал он человека, когда ему понадобился человек».
Соня предстает как антипод Раскольникова и его теории. Она тоже преступила нормы человеческой морали. Но если преступление Раскольникова противопоставило его людям, то поступок девушки продиктован любовью и состраданьем к ближним.
Перейдем к биографии автора. Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, публицист, мыслитель и философ. Классик мировой литературы
Осенью 1848 года Достоевский был принят в тайное общество, создателем которого был Николай Спешнев. В коем гнездились юные и восторженные заговорщики. Главная цель общества - «произвести переворот в России».
Утром 23 апреля 1848 года он, вместе со многими товарищами по несчастью, был арестован жандармами и заключен в Петропавловскую крепость. 13 ноября 1849 года был оформлен и приговор. Военно-судная комиссия постановила:
«Отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть cмepтнoй казни paccтpeляниeм.»
22 декабря 1849 года, после процедуры "гражданской казни" приговоренных приставили к столбам перед строем солдат. И под бой барабанных палочек караулу скомандовали в ружье.В последний момент заговорщиков Император помиловал. Приговор был заменен на 8 лет принудительных работ. Впоследствии изменен на 4 года.
На каторге были тяжелые условия для жизни. Запрещалось писать и читать, по ночам в казармах проходили обыски, надзиратели вытряхивали из матрасов табак, вино, игральные карты, рукописи, книги, виновных строго наказывали. Достоевскому приходилось лишь обдумывать будущие романы и запоминать их сюжеты на будущее.
Сам Достоевский так обозначил основные контуры своего будущего произведения: «Это – психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения.»
Но вот что интересно. В сентябре 1865 года. Газета «Голос» публиковала отчет по делу об убийстве купеческим сыном Герасимом Чистовым двух пожилых женщин - кухарки и прачки – с целью ограбления. Орудием убийства послужил топор. Известно, что Достоевский был ознакомлен с отчетом по этому делу.
Проводя анализ сюжетных поворотов и образов персонажей романа, я так же провела анализ жизни Достоевского. Впоследствии чего выявила взаимосвязь между героями и их поведением в «Преступлении и наказании», с главными событиями в жизни автора.
«Преступление и наказание» наиболее известное и влиятельное в истории русской литературы. Через главного героя романа автор показывает, как преступление может привести к наказанию не только внешнему, но и внутреннему, как душевные терзания и страдания могут быть намного тяжелее, чем физическое насилие.
Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так падет каждый, кто нарушит этот закон. Поэтому личность человека священна и неприкосновенна, и в этом отношении все люди равны.
Федор Михайлович рассматривал ценность человеческой жизни и принципы морального поведения. Писатель пытался понять, что заставляет человека поступать так, а не иначе, какие последствия могут возникнуть в результате его действий.
Данная работа была проведена не только для изучения романа, жизни автора и их взаимосвязи, а также для создания научно-популярной статьи. Данная статья будет отличным дополнением для проведения уроков по литературе. С помощью нее учителя могут не только рассказать о биографии Достоевского и о самом романе, но и о том, как мысли, мировоззрение и понимание мира Федор Михайлович выразил через героев своего произведения и их действия. Ученики же могут использовать данную статью для подготовки к итоговым экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ), контрольным работам и при подготовке к итоговому сочинению. Также данная статья будет полезна для любителей литературы, для тех, кто увлекается или только знакомится с творчеством русского писателя золотого века.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Самый главный и трудный вопрос
Ветер и Солнце
Волшебные звуки ноктюрна
Какая бывает зима