В современном обществе, когда люди предпочитают общаться короткими sms-сообщениями, электронными письмами, а то и вообще смайликами, встает вопрос – помнят ли люди о том, что можно писать друг другу письма на бумаге, умеют ли они это делать и развитию каких качеств способствует написание «бумажных» писем?
Вложение | Размер |
---|---|
starye_novye_pisma.docx | 206.45 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3»
ГО Губкинского
Городская научно-исследовательская конференция школьников «Ступень в будущее»
Название работы.
Старые новые письма.
Секция: Социально-гуманитарные науки в современном обществе: | |
(4F) лингвистика | |
Автор: Габбасова Амина Аманжоловна, ученица 7 «А» класса МБОУ «ООШ №3» | |
Руководитель: Склюева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №3» |
ГО Губкинский, 2023
Старые новые письма.
Аннотация.
Предмет. В современном обществе, когда люди предпочитают общаться короткими sms-сообщениями, электронными письмами, а то и вообще смайликами, встает вопрос – помнят ли люди о том, что можно писать друг другу письма на бумаге, умеют ли они это делать и развитию каких качеств способствует написание «бумажных» писем?
Гипотеза: в век быстрых скоростей, когда на обмен информацией уходят секунды не нужно забывать о личных письмах, ведь это способствует установлению душевных отношений между родственниками и друзьями, а также помогает развитию различных способностей человека (творческих, коммуникативных, интеллектуальных и физических)
Цель: научиться писать личные письма.
Задачи:
- выяснить, что такое письмо и умеют ли современные школьники писать «бумажные» письма;
- доказать, что письмо от руки не пережиток прошлого, а полезный навык, способствующий всестороннему развитию человека;
- составить памятку написания письма;
- научиться самой и научить своих одноклассников писать письма.
Методы:
- работа с архивными материалами – изучение семейного архива писем;
- поиск информации в интернете, знакомство с письмами известных людей России;
- анализ писем, составление памятки «правильного» личного письма;
- опрос и анкетирование обучающихся 7-8 классов нашей школы, анализ результатов;
- организация переписки с участниками СВО.
Выводы по результатам исследования:
Содержание.
Введение …………………………………………………….5
Заключение……………………………………………………20
Введение.
В конце 1 четверти текущего учебного года (2022-2023 уч. год) я пришла учиться в 7 «А» класс школы № 3. И буквально через месяц была объявлена акция «Письмо солдату». Если кто-то не знает, то это написание писем со словами поддержки и благодарности участникам СВО. Я изъявила желание написать такое письмо. Вот только, что такое «бумажное» письмо и как его пишут, я до того момента не знала.
Нет, я писала письма, только это были электронные письма либо сообщения в мессенджерах и социальных сетях. И когда я попыталась написать письмо на бумаге, поняла, что я этого просто не умею делать. Я обратилась за помощью к маме. Оказалось, что она бережно хранит письма, которые ей писала её мама, когда она училась в институте в другом городе! А ещё, когда моя мама достала письма их с папой переписки, я прямо почувствовала мамино волнение и трепет от того, что она держит памятные для себя конверты. Конечно, читать личную переписку своих родителей я не стала, но попросила их научить меня писать «бумажные» письма.
Вот тогда и возникла у меня идея данной работы.
Актуальность темы: в современном обществе, когда все живут на «высоких скоростях», когда написание электронного письма или сообщения в мессенджере, а соответственно и его получение адресатом занимает от нескольких секунд до нескольких минут, считаю необходимым возродить жанр «бумажного» письма, тем самым повысить у сверстников ответственности за сохранение письма, как средства не только общения, но части истории и семейной реликвии, и одного из способов развития некоторых качеств человека.
Гипотеза: необходимо возродить «бумажное» письмо, как один из способов общения, как одну из форм установления более тёплых отношений между родственниками и друзьями.
Объект исследования: «бумажные» письма от руки.
Предмет исследования: незаслуженно забытый эпистолярный жанр письма.
Цель: узнать, что такое письмо, понять почему люди сначала активно пользовались этим жанром, затем стали забывать, что можно писать друг другу письма, а с началом СВО вернулись к этому эпистолярному жанру. Также я хочу выяснить развитию каких способностей способствует написание писем от руки.
Задачи:
- выяснить, помнят ли люди (в том числе и обучающиеся 7-8 классов нашей школы). Что помимо сообщений в мессенджерах и электронных писем есть ещё и «бумажные», которые пишутся от руки;
- познакомиться с «известными» письмами в истории и литературе нашей страны;
- изучить литературу и узнать, чему способствует написание писем от руки;
- составить памятку для себя и своих одноклассников о том, как правильно писать «бумажные» письма;
- доказать, что письмо от руки не пережиток прошлого, а полезный навык, способствующий всестороннему развитию человека;
- провести мастер-класс по написанию писем, поспособствовав тем самым привлечению большего количества обучающихся к участию в акции «Письмо солдату».
У современной виртуальной переписки есть одно важное достоинство - мгновенность, что не просто позволят сократить расстояние, но и обеспечивает общение в реальном времени. Вот именно эта мгновенность и вытеснила из человеческого общения переписку посредством бумажных писем.
Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе (глиняном черепке, листе пергамента или куске берёсты).
XVIII и XIX века были в значительной мере веками письма. Образованные люди получали и отправляли письма регулярно. Исторически сложилась система использовавшихся в письмах разговорных оборотов, этикетных конструкций, вопросительных и восклицательных формул. В XX веке распространение сначала телеграфов, а потом и телефонов уменьшило значение почтовой переписки. Произошло это примерно в 90-х годах прошлого века.
До этого же времени письма были единственной возможностью общения между родственниками, друзьями; рекомендательные письма способствовали устройству на службу, а вот анонимные, порой, разрушали жизни людей.
И как же не вспомнить роман в письмах, который является интересным жанром литературы, а называется этот жанр эпистолярным (от греческого epistole – письмо, послание), т.е. написанный в форме писем, состоящий из писем.
Для ранних писем характерна некоторая шаблонность, а современные письма обладают большей свободой, но следует отметить, что существуют обязательные элементы письма:
1) приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо;
2) вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания;
3) основная часть – изложение информации, интересующей адресата;
4) заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания;
5) подпись, дата.
Если случайно забывали написать о чем-то, могли добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы , что означает постскриптум - “после”.
Люди всегда стремились писать письма, потому что была необходимость в общении, а разные виды писем содержали разную информацию.
Можно выделить следующие типы писем:
1) официально-деловые (документы делового общения: переписка между организациями или организацией и частным лицом; письма юридические, коммерческие и т.д.);
2) научные (профессионально ориентированные: переписка ученых, связанных не дружескими, а главным образом научными интересами);
3) публицистические (письма в редакции газет, “открытые” письма);
4) художественные (как факт художественной литературы);
5) бытовые (ограниченные сферой бытового общения);
6) дружеские письма (любовные послания).
Но какими бы ни были типы писем необходимо уделять внимание оформлению письма, соблюдать обязательные его элементы.
2. Самые «известные» письма.
XIX век – это время, которое можно по праву считать эпохой рассвета письма. Этот эпистолярный жанр не только активно используется в переписке известных личностей, учёных, политиков и проч., но и «вливается» во многие литературные произведения.
Жанр письма использовали в своих произведениях многие русские и советские писатели, например: А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», А.П.Чехов в рассказе «Ванька», Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», Вениамин Каверин в романе «Два капитана».
Особую ценность представляют письма великих людей. Эпистолярное наследие А. С. Пушкина — бесценный документ эпохи 19 века, он состоит из 800 писем. Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут».
Письма Пушкина помогают увидеть его не только как великого поэта, но и как человека: заботливого, любящего, влюблённого. Его письма создают впечатление живой устной речи, ведь именно в них можно выразить словами свои чувства.
“Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам…
Отец твой А.Г ”
Форма письма, его доверительный тон не оставляют сомнений в правдивости повествования. Вот причина того, что писатели используют этот жанр в своём творчестве.
Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, исповеди, клятвы: «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
И, конечно же, нельзя переоценить роль «бумажных» писем-треугольников, которые во время Великой Отечественной Войны стали своеобразным символом жизни, веры в Победу, уверенности, что враг будет разбит и муж, отец, брат, сын обязательно вернётся домой. Порой такие письма шли очень долго, что похоронка на солдата уже приносила горе в дом, а спустя недели и месяцы приходило последнее письмо…
А теплые слова родных из тыла – неимоверная поддержка, которая поднимала солдат в бой, помогала пережить голод, холод, ранение…
Всё это подтверждают слова А. П. Чехова: «Письма помогают жить, делая нас добрее». Во всех случаях эпистолярная форма вызывает особое ощущение глубокой личной заинтересованности автора в описываемом, ощущение того, что то, о чем идет речь, не безразлично, а волнующе, жизненно важно для создателя произведения. Может быть, в этом и заключена основная причина привлекательности жанра письма.
Сегодня, во время проведения Специальной военной операции на Украине, когда её участники, как и 70 с лишним лет назад (в ходе ВОВ) находятся далеко от дома, вынуждены терпеть лишения, «письма солдату» стали одной из возможностей связи с теми, ради кого проводится данная операция. И со стороны нас-школьников участие в акции «Письмо солдату» - уникальная возможность сказать слова благодарности за их «работу». И, конечно же, участникам СВО должно быть приятно читать письма от нас. А если некоторые из нас никогда не писали «бумажных» писем, то нужно научиться это делать.
II. Практическая часть
Почему я сказала, что до акции «Письмо солдату» некоторые из нас не писали писем от руки? Об этом свидетельствуют результаты анкетирования.
Учащимся 7-х и 8-х классов были предложены 2 анкеты. На вопросы ответили 57 обучающихся.
Анкета 1 для учащихся 7-8 классов.
1. Какие письма мне нравится получать?
А) бумажные;
Б) электронные;
В) sms-сообщения в месенджере;
Г) не вижу никакой разницы.
2. Если мне нужно узнать что-либо я:
А) позвоню по телефону;
Б) напишу сообщение в мессенджере или социальной сети;
В) напишу электронное письмо;
Г) лично спрошу у человека, который обладает нужной информацией.
3. Мои родные, близкие люди и друзья живут за тысячи километров. Как я с ними общаюсь:
А) пишу бумажные письма;
Б) предпочитаю электронные письма;
В) писать это утомительно, проще позвонить;
Г) ничего из вышеперечисленного не делаю, общаемся при личной встрече.
Анкета 2 для учащихся 7-8 классов.
1. Писали ли вы в своей жизни письма?
А) Да
Б) нет
2. Принимали ли вы участие в акции «Письмо солдату»?
А) Да
Б) нет
3. Если принимали, то легко ли вам было написать обычное бумажное письмо?
А) Да
Б) Нет
В) Возникли затруднения.
4. Если возникли затруднения, то какого плана они были?
А) не знаю, как пишутся письма.
Б) сложно написать незнакомому человеку.
В) не мог подобрать нужные слова (маленький словарный запас)
Г) было сложно выстроить структуру письма.
Д) лень было писать от руки.
Е) хотелось написать о многом, а получилось ни о чём.
Ж) иное_________________________________________________
5. Получали ли вы в своей жизни письма и что вы испытывали, читая их?
А) было очень приятно держать в руках весточку от родных(друзей).
Б) интересно читать, но особого восторга от этого я не испытал (а).
В) было всё равно.
Так как у моих одноклассников и обучающихся других классов нашей школы возникли затруднения при написании писем, а также для того, чтобы в следующий раз в акции «Письмо солдату» приняло участие большее количество учащихся школы, я составила Памятку.
Памятка написания письма.
Может быть, некоторые пункты Памятки покажутся Вам лишними, но помнить о них лишним уж точно не будет!
Письмо от руки – не пережиток прошлого, а очень полезный навык. Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.
При этом также развиваются творческие способности человека - ведь письмо от руки активизирует мозговые процессы гораздо сильнее по сравнению с вводом текста на клавиатуре смартфона, планшета или компьютера.
Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством и сохранять опыт многих поколений для будущего.
Написание письма - это прекрасный путь к развитию языка. То есть у человека развивается речь, повышается скорость чтения, отсюда - расширяется кругозор. А ещё благодаря письму от руки у людей развивается воображение и улучшается концентрация внимания. Также учёные доказали - когда человек пишет он избавляется от стресса. «Ручная» работа развивает мелкую моторику у детей и помогает продлить молодость мозга у взрослых.
Заключение.
Как много мы потеряли, перестав писать письма!
Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
Лиз Карпентер
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что в современный век скоростей и информационных технологий люди предпочитают обмениваться электронными письмами или короткими сообщениями в мессенджерах и социальных сетях, что практически привело к исчезновению «бумажных» писем от руки – душевных и трогательных, способствующих налаживанию тёплых отношений между родственниками и друзьями. Благодаря всероссийской акции «Письмо солдату» некоторые из моих сверстников впервые написали письмо. Для некоторых обучающихся написать письмо от руки оказалось сложно, так как они не знакомы с «культурой» письма. Поэтому, изучив разные виды писем, мы составили памятку написания писем, которая поможет справиться с незаслуженно забытым эпистолярным жанром.
Считаю, что наша гипотеза, о необходимости возрождения «бумажных» писем, как одного из способов общения между людьми, а также одной из форм установления более тёплых отношений между родственниками и друзьями, доказана. Кроме того, в ходе работы над исследовательской, мы установили, что письмо от руки очень полезный навык для развития некоторых качеств человека. Поэтому писать письма нужно и полезно!
Композитор Алексей Рыбников
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Лепесток и цветок
Груз обид
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"