В наши дни детективная литература переживает очередной пик читательского интереса, что способствует появлению новых авторов этого жанра. Для детей младшего школьного возраста появилась серия «Приключения Мейзи Хитчинс» английской писательницы Холли Вэбб. 12-летняя Мейзи Хитчинс мечтает о захватывающей жизни знаменитого детектива, только вот пока что она обычная девочка, живущая с бабушкой. Но если мечтаешь стать сыщиком, имеешь цепкий ум и острый взгляд, то загадки находятся сами! Принимая во внимание столь внушительную популярность детского детектива, зададимся вопросом – может ли образ сыщика быть притягательным для читателей?
Вложение | Размер |
---|---|
i.r._yarkieva_v.a._obraz_syshchika_4_shkola.docx | 42.41 КБ |
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дидро Д.
В ряду разнообразных явлений мировой художественной литературы двадцатого и двадцать первого столетий детектив занял особое место. Возникший как разновидность журналистики детектив из произведения нехудожественной словесности превратился в один из наиболее ярких феноменов мировой беллетристики и так называемой массовой литературы. В предлагаемом сегодня обилии художественной литературы для детей очень сложно выбрать ту книгу, которую ребенок прочтет с удовольствием, а не отложит в сторону. При этом содержание книги должно не только понравиться юному читателю, но и быть одобренным его родителем, и поэтому детская литература является предметом многочисленных дискуссий - читать или не читать. Как определяет А.П. Кашкаров «детская книга — это искусство диалога, прежде всего родителя с ребенком» [2, с. 120].
В данной исследовательской работе мы попытаемся проанализировать образ следователя как нового типа сыщика в детском детективе из серии книг Холли Вебб «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива» в этом и заключается актуальность выбранной темы.
Объектом ㅤ исследования ㅤ является образ современного сыщика. ㅤ Вㅤ процессе ㅤ анализа ㅤ актуализируется ㅤ предмет: ㅤ изучение образов в ㅤ рассказах ㅤ Холли Вебб «Мейзи Хитчинс», , Материалом ㅤ для ㅤ исследовательской ㅤ части ㅤ работы ㅤ послужил ㅤи рассказы Холли Вебб «Мейзи Хитчинс».
Цель ㅤ работы: ㅤㅤ исследовать образ девочки-детектива, выделить его основные черты.
Для ㅤ достижения ㅤ поставленной ㅤ цели ㅤ необходимо ㅤ решить ㅤ следующие ㅤ задачи:
Научная ㅤ новизна ㅤ исследовательской ㅤ работы ㅤ обусловлена ㅤ в изучении современной зарубежной прозы, в анализе современного следователя.
В ㅤ исследовании ㅤ была ㅤ выдвинута ㅤ гипотеза: принимая во внимание столь внушительную историю детского детектива, зададимся вопросом – может ли образ сыщика быть притягательным для читателей?
Теоретической ㅤ основой ㅤ работы ㅤ включает ㅤ учебная литература.
Методологическая ㅤ база ㅤ исследования ㅤ предполагает ㅤ универсальный ㅤ анализ серии рассказов Холли Вебб.
Степень ㅤ разработанности ㅤ проблемы. ㅤ ㅤВ ㅤ исследовании ㅤ, заданной нами темы, ㅤㅤ мы ㅤ опирались ㅤ на ㅤ учебную литературу, научные статьи.
Теоретическая ㅤ значимость ㅤ исследования ㅤ заключается ㅤ в ㅤ том, ㅤ что ㅤ материалы ㅤ данной ㅤ работы ㅤ могут ㅤ представлять ㅤ интерес ㅤ для ㅤ дальнейшего ㅤ исследования ㅤ образов ㅤ в ㅤ литературоведческом ㅤ пространстве ㅤ художественных ㅤ произведений.
Практическая ㅤ значимость работы ㅤ состоит ㅤ в ㅤ том, ㅤ что ㅤ результаты ㅤ исследования ㅤ могут ㅤ способствовать ㅤ более ㅤ глубокому ㅤ изучению ㅤ не только творчества ㅤ Холли Вебб, но и современной литературы как русской, так и зарубежной; ㅤ для ㅤ создания ㅤ элективных ㅤ уроков по изучению современной литературы; ㅤ при ㅤ написании ㅤ рефератов ㅤ и ㅤ сочинений, исследовательских работ. ㅤ
Структура ㅤ исследовательской ㅤ работы ㅤ состоит ㅤ из ㅤ введения, ㅤ теоретической ㅤ части, ㅤ практической ㅤ часть, ㅤ заключения, ㅤ списка ㅤ использованной ㅤ литературы, ㅤ насчитывающего ㅤ 10 ㅤ наименований. ㅤ
Итак, что же такое детектив?
Детектив (от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.
Детектив как жанр сформировался около 100 лет назад и на протяжении всего этого времени имеет широкий круг читателей. «Хиты продаж» на полках книжных магазинов - детективы.
Детектив - один из распространенных жанров, охватывающий широкий круг читателей. Думаю, что каждый ребёнок хочет хорошо учиться. А чтобы хорошо учиться, надо расширять свой кругозор, быть любознательным. Считается, что чтение детективов очень полезно. Хороший детектив, как и всякая хорошая книга, помимо хитроумных загадок содержит много жизненной, полезной информации, «пищи» для размышлений. Этот жанр универсален, подходит для всех. И любитель логических задач, и человек увлекающиеся психологией, и собиратель разных сведений, и тот, кто с жадностью следит за каждой мыслью автора или просто любит анализировать и размышлять - все могут найти в детективе что-нибудь своё. Это хорошая возможность отвлечься от некоторых проблем и отдохнуть и, одновременно, отличная зарядка для ума. Читая детектив, можно и развлечься, и подумать о чём-то серьёзном и значимом. И самое главное, что все эти противоположности гармонично уживаются в одном жанре.
Известно, что двадцатый век принес много нового в области детской литературы. Если прежде книг специально для детей вообще выпускалось очень мало, то в прошлом столетии издатели значительно активизировались в этом направлении
Чем же объясняется такая популярность детективных романов среди детей?
Загадки, головоломки, кроссворды – всё это нравится детям. А детские детективы как раз дают возможность «потренировать мозги». Читая подобные книги, приходится быть очень внимательным, чтобы не упустить хоть малейшую деталь, ведь зацепка к разгадке может таиться на любой странице. [1, с. 25]
Можно с уверенностью сказать, что детективы для детей читать не вредно. Посудите сами – они развивают у ребенка логику, смекалку, учат быть смелее, различать добро и зло и нередко прививают любовь к чтению. Разве это плохо?
Мы подготовили для читателей краткий обзор серии книг Холли Вебб «Мейзи Хитчинс».
В России детский детектив был особенно популярен в конце 90-х - начале 2000-х годов, когда наряду с переводами произведений Кин и Блайтон, на прилавках появились книги отечественных писателей: Антона Иванова и Анны Устиновой, Екатерины Вильмонт, Валерия Роньшина и других. Все книги повествуют о школьниках, которые самостоятельно проводят расследования и вычисляют преступников.
В наши дни детективная литература переживает очередной пик читательского интереса, что способствует появлению новых авторов этого жанра. Для подростков появились книги про Флавию де Люс автора Алана Брэдли. Флавия живет в английском поместье, увлекается химией и охотно расследует преступления, которые происходят в округе. А для детей младшего школьного возраста появилась серия «Приключения Мейзи Хитчинс» английской писательницы Холли Вэбб.
До того, как стать писателем, Холли Вебб работала редактором детской литературы в одном из крупных английских издательств. Ее книги входят в списки бестселлеров для детей по всему миру. Сейчас на ее счету уже более 30 книг о маленьких домашних питомцах, а также ее перу принадлежат истории о любопытной девочке-детективе Мейзи Хитчинс. В серию книг «Мейзи Хитчинс» вошли рассказы: 1. Почему русалка плачет; 2. Египетский ребус; 3. Секрет пролитых чернил; 4. Щенок под прикрытием; 5. Тайна мальчика из джунглей; 6. Пропавший изумруд; 7. Призрак кошки; 8. Загадка закрытого ящика; 9. Мейзи Хитчинс. Дневник девочки-детектива.
Действие происходит в чарующем Викторианском Лондоне. В лучших традициях Шерлока Холмса. 12-летняя Мейзи Хитчинс мечтает о захватывающей жизни знаменитого детектива, только вот пока что она обычная девочка, живущая с бабушкой. Но если мечтаешь стать сыщиком, имеешь цепкий ум и острый взгляд, то загадки находятся сами! Интересные тайны Мейзи попытается распутать, используя дедуктивный метод, трюки с переодеваниями, забавные приключения и много юмористических ситуаций. Одним словом - настоящий английский детектив для детей! Мейзи действует так, как поступил бы ребенок, ее логика будет понятна юным читателям! Книги легко читаются и имеют яркие запоминающиеся обложки. Истории сопровождаются мультяшными черно-белыми иллюстрациями Марион Линдси.
В исследовательской работе нас заинтересовал образ девочки-детектива Мейзи Хитчинс, который будет подробно рассмотрен.
2. Образ следователя как новый тип сыщика в серии книг Холли Вебб «Мейзи Хитчинс. приключения девочки-детектива»
2.1. Общие мысли
Мейзи, конечно, с самых первых страниц проявляет себя как девочка с незаурядным умом, наблюдательностью, интуицией и т.п.. но в любом случае свои расследования она воспринимает как приключения, ведь Мейзи – всего лишь ребенок, девочка-подросток. Для нее расследования – это не только способ восстановить справедливость, раскрыть тайну или даже остановить преступников, но и возможность с интересом провести время. Все качества, которыми М обладает, позволяют нам предположить, что, повзрослев, она обязательно станет настоящим детективом. Финал 8 книги подтверждает это: вернувшийся отец Мейзи, открывает частное детективное агентство, в котором они будут работать вдвоем с дочерью.
«Как все сложно и интересно одновременно!» [с. 126, кн. 8].
«Сколько же у тебя в жизни приключений! А у меня их совсем нет…» - рассуждает Элис [с. 15, кн. 6].
2.2. Знакомство с героем
Впервые мы встречаем Мейзи Хитчинс на страницах первой книги серии «Загадка закрытого ящика». Уже в самом начале книги мы застаем девочку за очень интересным занятием: «Затаив дыхание, Мейзи Хитчинс наблюдала за известным сыщиком Гилбертом Каррингтоном» (стр. 9, книга 1). Здесь же мы узнаем, что она мечтает стать настоящим детективом: «Только представить, ка это, - подумала Мейзи, - идти по следу, искать улики, выслеживать преступников…» (стр. 10, кн.1) Девочка так старается быть похожей на детектива, что даже пытается копировать некоторые привычки: «Однажды девочка даже взяла трубку у молодого человека, снимавшего комнату на 4 этаже, но когда попыталась закурить – ей стало плохо». [с. 13, кн. 1].
«Но девочке так хочется, чтобы люди поняли – она в первую очередь сыщик и только во вторую – молодая леди». [с. 63, кн. 8]. Реакция Мейзи на беспокойство мистера Смита по поводу посещения девочками, Мейзи и Элис, причала.
2.3. Внешность и происхождение
Ни в одной из 8 книг не представлено подробное описание внешности девочки, единственная особенность, которая часто упоминается, это наличие у нее кудрявых рыжих волос: «перевязала ее рыжие волосы ленточкой» [с. 131, кн. 8]., «…вдруг услышала крик: - Эй, рыжая!» [с. 23, кн. 8].
Точный возраст девочки не указан. Но мы можем предположить, что ей около 12 лет, т.к. в 1 книге указано, что бабушка забрала ее из школы в 12 лет, чтобы девочка могла помогать ей по хозяйству.
Тайной покрыто и происхождение М, мы узнаем что девочка живет с бабушкой, а отец ее где- то в море: «Она о своем отце практически ничего не знает, кроме того, о чем прочитала в его дневнике» [с. 88, кн. 8]. Лишь в конце 8 книги отец появляется, возвращаясь из плавания. Мейзи замечает, что он такой же наблюдательный (Ее отец усмехнулся: «Ду уж, навыки шпиона у тебя точно от меня!», [с. 188, кн. 8], как и она, у него тоже рыжие волосы.
2.4. Представления о том, каким должен быть сыщик
«Настоящий сыщик не мешкал бы!» - строго сказала она себе, остановившись в переулке. – [с. 24, кн. 1].
«У всех великих сыщиков есть помощники». [с. 30, кн. 1]. – думает девочка, когда находит щенка в завязанном пакете.
«Мейзи не могла поверить, что забыла его лицо, ведь сыщики никогда не забывают лиц!» (лицо Джорджа) [с. 65, кн. 1].
«Увеличительное стекло!» - с восхищением прошептала Мейзи. Это будет ее первая настоящая вещь сыщика, ведь блокнот не в счет – у Гилберта Каррингтона есть такая же! У всех сыщиков должна быть лупа!» [с. 142, кн. 1].
2.5. Ошибки Мейзи-сыщика
Переодевшись в мальчика, пошла на разведку, но взяла с собой щенка, по которому ее могли легко узнать. «Но я не хотела идти одна, ведь ты мой верный помощник! – признала девочка». [с. 150, кн. 1].
Начало «карьеры»
Прогуливаясь по улицам Лондона, девочка очень внимательно смотрит по сторонам, от ее взгляда не может скрыться ни одна мелочь, например запах аниса, исходящий от одной леди. Мейзи стремится найти какое-нибудь настоящее дело, всегда носит с собой блокнот и огрызок карандаша, чтобы «записать наблюдения». [с. 19, кн. 1]. Во время этой прогулки она находит щенка в завязанном пакете, но никаких других дел пока не намечается.
Обладая умением сочувствовать, Мейзи не смогла пройти мимо беды Джорджа: его уволили, т.к. посчитали виновным в краже, которую он не совершал. Девочка берется за расследование. Выясняет, что вор – Салли, девушка, которой нужны деньги на лечение больной сестры. Но открыть преступника Мейзи не решается, т.к. Джорджа все равно уже вернули на работу, а Салли ей жаль.
Подруга Элис
Девочка из богатой семьи, с которой у Мейзи очень теплые отношения. Девочки не только доверяют друг другу, но и часто советуются. Элис принимает живое участие в расследованиях Мейзи: вместе девочки находят кошку с котятами в книге «Призрак кошки», обезвреживают разбойников, укравших корабли мистера Лейси, отца Элис в книге «Почему русалка плает». У подруг был даже тайный язык.
«Это ее первое настоящее дело з- преступление со всеми его составляющими» [с. 108, кн. 1].
2.6. Атрибуты сыщика
1. Хочет найти трубка, курить не умеет, но ей важно, чтобы трубка была,
2. Блокнот,
3. Огрызок карандаша,
4. Лупа.
2.7. Приметы сыщика
Почти с самых первых страниц мы понимаем, что Мейзи не обычная девочка. Она обладает
1.интуицией: «Какое-то предчувствие заставило ее остановиться» [с. 22, кн. 1].,
2. внимательностью: «Бабушка хмурилась. Мейзи заметила, что ее руки были скрещены на груди темно-коричневого платья, а это не очень хороший знак» [с. 70, кн. 1].
«Мейзи заметила, что Салли нервно сжимала руки и смотрела в пол, будто не хотела ни с кем встречаться взглядом» [с. 181, кн. 1].
«Чай! – вдруг выпалила Мейзи – От него никогда раньше не пахло чаем!» - говорит Мейзи про мистера Лейси. [с. 21, кн. 8].
«Мейзи сразу поняла, что ее подруга изо всех сил старается звучать убедительно. У Элис не очень хорошо получается притворяться (или, как бы это назвала бабушка, лгать). Если мисс Экклс хорошо знает Элис, она сразу заметит, как сильно девочка покраснела, а еще теребит прядь волос – первый признак того, что Элис врёт». [с. 126, кн. 7].
Мейзи замечает, что в кабинете отца Элис пахнет лавандой, т.е. духами мисс Экклс, хотя та утверждает, что в кабинет не заходит, но по запаху Мейзи понимает, что м.Э. врет. [с. 153, кн. 5].
4. критическим мышлением: «Этот мальчик далеко не так вежлив, как Джордж…И на велосипеде ездит куда хуже. Вряд ли он понравится заказчикам так же, как Джордж.» [с. 90, кн. 1].
«Получается, все пропажи объединяет лишь любовь их владельцев. Кажется, вор просто хочет всем сделать больно» [с. 165, кн. 6].
«Еще раз все взвесив, Мейзи пришла к выводу, что ворует кто-то из школы» [с. 166, кн. 6].
«Не похоже, что его (ящик) можно открыть незамеченным! Никто из покупателей точно не сможет этого сделать, поняла Мейзи. Но вот если убираешь туда деньги – спрятать в руке несколько монет не составит труда» [с. 144, кн. 1].
5. хитрость и находчивость: девочка, прикрываясь обычным любопытством, узнает у хозяина лавки важные подробности, касающиеся дела Джорджа.
В кн.6 М поступает служанкой в пансион, где учится Элис, чтобы выяснить, кто крадет вещи подруги.
6. привычка записывать, важное. «Надо это записать!» - говорит девочка, обнаруживая новые полезные факты.
7. умение оказаться в нужное время в нужном месте девочки проникли в порт и сумели подслушать важные разговоры между клерками [с. 91-94, кн. 8].
8. привычка обдумывать каждую встреченную деталь: «Кто-то же доставил на склад эти ящики…-задумчиво сказала Мейзи. – Может, тот самый рабочий, который на нас накричал. Он очень подозрительный. Вот бы нам узнать наверняка…»
9. память: оказавшись в сложной ситуации, когда мисс Эккл была уже готова сжечь корабль, Мейзи вспомнила записи отца, про то, как на него упал корабельный блок, и догадалась отвязать блок, сбросить его на противников и спасти этим друзей. [с. 122, кн. 9].
10. смелость: «Хватит! – прошипела Мейзи и ударила Беллу по руке» [с. 149, кн. 4]. Мейзи ударила по руке богатую девочку, воспитанницу пансиона, в котором М работала служанкой. М так поступила, потому что Белла обижала младших девочек.
Заключение
В результате исследовательской работы было ясно, что детективы для детей найдут своего читателя, если они обладают как минимум тремя характеристиками – интересная тайна, лихо закрученный сюжет и наличие юного детектива в центре повествования. Обычно именно главный герой – такой же школьник – привлекает детей в таких рассказах. Большинство подростков мечтают оказаться столь же значимыми, как сыщики в детективах, сыграть не последнюю роль в распутывании сложного дела.
Таким образом, выдвинутая наша гипотеза доказана.
Мы думаем, что результаты нашего исследования могут быть полезны всем, кто хочет снять усталость и перегрузку, кто хочет погрузиться в мир тайн, загадок и интересных фактов, при помощи которых развиваются наши интеллектуальные способности – мышление, память и речь.
Список ㅤ литературы
Именинный пирог
Зимний дуб
Рисуем "Осенний дождь"
Любимое яичко
Волшебная фортепианная музыка