В 2020 году в свет вышла книга А. Полярного «Снежная сказка» — новый объект для бесконечных споров. Произведение сразу же стало бестселлером, обрело миллионы фанатов, но и нашлась целая армия неравнодушных критиков. После публикации книги прошло уже 2 года, но разговоры о ней не утихают. Раз столкновение мнений насчет произведения «Снежная сказка» не угасает, и люди рассуждают о том, кто вершит судьбы людей, мы решили разобрать этот бестселлер в своей исследовательской работе. А. Полярный единично встречается в исследовательских проектах, чем и обусловлена актуальность работы.
XV городская исследовательская конференция дошкольников,
учащихся начальной и основной школы
«Малая Академия»
Кафедра «Литературоведение и языкознание»
ОБРАЗ «СУДЬБЫ» НА СТРАНИЦАХ БЕСТСЕЛЛЕРА АЛЕКСАНДРА ПОЛЯРНОГО «СНЕЖНАЯ СКАЗКА»
исследовательская работа
Автор:
Яркиева Валерия Алексеевна
7 А класс, МБОУ «Школа № 4», г. Муравленко
Руководитель:
Сухарева Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Школа № 4», г. Муравленко
2022 г.
ОБРАЗ «СУДЬБЫ» НА СТРАНИЦАХ БЕСТСЕЛЛЕРА АЛЕКСАНДРА ПОЛЯРНОГО «СНЕЖНАЯ СКАЗКА»
исследовательская работа
Яркиева Валерия Алексеевна
Ямало-Ненецкий автономный округ
г. Муравленко
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 4»
7 А
Краткая аннотация
В 2020 году в свет вышла книга А. Полярного «Снежная сказка» — новый объект для бесконечных споров. Произведение сразу же стало бестселлером, обрело миллионы фанатов, но и нашлась целая армия неравнодушных критиков. После публикации книги прошло уже 2 года, но разговоры о ней не утихают. Раз столкновение мнений насчет произведения «Снежная сказка» не угасает, и люди рассуждают о том, кто вершит судьбы людей, мы решили разобрать этот бестселлер в своей исследовательской работе. А. Полярный единично встречается в исследовательских проектах, чем и обусловлена актуальность работы.
Annotation
In 2020, the book by A. Polyarny "Snow Tale" was published - a new object for endless debate. The work immediately became a bestseller, gained millions of fans, but there was also a whole army of caring critics. Two years have passed since the publication of the book, but talk about it does not subside. Since the clash of opinions about the work "The Snow Tale" does not fade away, and people talk about who decides the fate of people, we decided to analyze this bestseller in our research work. A. Polyarny is rarely found in research projects, which determines the relevance of the work.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………4
…1.1.11.112. Образ судьбы в представлении бестселлера Александра Полярного «Снежная сказка» 2.1. Александр Полярный – писатель современности …………………………………….8 2.2. Художественный анализ романа «Снежная сказка». Образ судьбы…………………9 Заключение…………………………………………………………………………………..11 Список литературы………………………………………………………………………….12 |
Введение
В 2020 году в свет вышла книга А. Полярного «Снежная сказка» — новый объект для бесконечных споров. Произведение сразу же стало бестселлером, обрело миллионы фанатов, но и нашлась целая армия неравнодушных критиков. После публикации книги прошло уже 2 года, но разговоры о ней не утихают. Раз столкновение мнений насчет произведения «Снежная сказка» не угасает, и люди рассуждают о том, кто вершит судьбы людей, мы решили разобрать этот бестселлер в своей исследовательской работе.
В данной исследовательской работе мы попытаемся проанализировать образ судьбы в романе «Снежная сказка». Судьба присутствует во всех формах мировоззрения - мифологии и религии, философии и искусстве. Она живет в обыденном сознании людей -национальном и индивидуальном. Нет народа, который бы не искал опоры в истине, нет человека, который бы не думал о жизни и о своей судьбе. Александр Полярный единично встречается в исследовательских проектах, чем и обусловлена актуальность работы.
Объектом ㅤ исследования ㅤ является образ судьбы. ㅤ Вㅤ процессе ㅤ анализа ㅤ актуализируется ㅤ предмет: ㅤ изучение образа в ㅤ романе Александра Полярного «Снежная сказка», , . Материалом ㅤ для ㅤ исследовательской ㅤ части ㅤ работы ㅤ послужил роман «Снежная сказка».
Цель ㅤ работы: ㅤㅤ исследовать образ судьбы на страницах романа, выделить ее основные черты.
Для ㅤ достижения ㅤ поставленной ㅤ цели ㅤ необходимо ㅤ решить ㅤ следующие ㅤ задачи:
Научная ㅤ новизна ㅤ исследовательской ㅤ работы ㅤ обусловлена ㅤ в изучении современной русской прозы.
В ㅤ исследовании ㅤ была ㅤ выдвинута ㅤ гипотеза: принимая во внимание столь внушительную историю любви в романе, зададимся вопросом – можно ли изменить судьбу человека или она предрешена?
Теоретической ㅤ основой ㅤ работы ㅤ включает ㅤ учебная литература.
Методологическая ㅤ база ㅤ исследования ㅤ предполагает ㅤ наблюдение и художественный анализ романа Александра Полярного «Снежная сказка».
В основе исследования лежат работы, посвященные изучению образа судьбы (С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Д.Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой, А.П. Евгеньевой)
Степень ㅤ разработанности ㅤ проблемы. ㅤ ㅤВ ㅤ исследовании ㅤ, заданной нами темы, ㅤㅤ мы ㅤ опирались ㅤ на ㅤ учебную литературу, научные статьи, словари.
Теоретическая ㅤ значимость ㅤ исследования ㅤ заключается ㅤ в ㅤ том, ㅤ что ㅤ материалы ㅤ данной ㅤ работы ㅤ могут ㅤ представлять ㅤ интерес ㅤ для ㅤ дальнейшего ㅤ исследования ㅤ образов ㅤ в ㅤ литературоведческом ㅤ пространстве ㅤ художественных ㅤ произведений.
Практическая ㅤ значимость работы ㅤ состоит ㅤ в ㅤ том, ㅤ что ㅤ результаты ㅤ исследования ㅤ могут ㅤ способствовать ㅤ более ㅤ глубокому ㅤ изучению ㅤ не только творчества ㅤ Александра Полярного, но и современной литературы как русской, так и зарубежной; ㅤ для ㅤ создания ㅤ элективных ㅤ уроков по изучению современной литературы; ㅤ при ㅤ написании ㅤ рефератов ㅤ и ㅤ сочинений, исследовательских работ. ㅤ
Структура ㅤ исследовательской ㅤ работы ㅤ состоит ㅤ из ㅤ введения, ㅤ теоретической ㅤ части, ㅤ практической ㅤ часть, ㅤ заключения, ㅤ списка ㅤ использованной ㅤ литературы, ㅤ насчитывающего ㅤ 10 ㅤ наименований. ㅤ
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СУДЬБА»
Производное от sǫdъ «суд» с помощью суффикса -ьb-a. В древнерусском языке слово известно с XI века, но чаще всего оно употреблялось в значении «суд», «судилище», «правосудие», «приговор» Ср. суд божий — «судьба», «рок» в древнерусском переводе.
Развитие значения: «правосудие» → «приговор» → «божий суд» («приговор небесных сил») → «предопределение», «рок».
Слово «судьба» встречается в русской речи достаточно часто. А. Вежбицкая считает, что понятие «судьба» является ключевым в русской культуре. Если обратиться к нему, то, по мнению лингвиста, можно прийти к целому спектру установок и ценностей, принадлежащих к этому слову. Понятие судьбы, а точнее отношение русской ментальности к этому понятию, содержит в себе одну из специфических национальных черт.
Анализ статей, посвященных слову «судьба» в толковых словарях С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Д.Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой, А.П. Евгеньевой позволил сделать следующие выводы.
В русском языке «судьба» определяется как 1) «стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий» [Ефремова 2006] и как 2) «участь, доля, жизненный путь» [Ушаков 1935-1940].
Кроме этих двух основных значений, в словарях С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и А.П. Евгеньевой выделяется еще 3) «история существования, развития чего-либо» [Евгеньева 1999] и 4) «будущее, то, что случится, произойдет» [Ожегов, Шведова 1999]. На наш взгляд, данные значения понятия «судьба» отражают значение «судьбы» как жизненного пути, уже пройденного или предстоящего, т.е., по сути, включаются во второе значение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что судьба представляется в русском языке как некая сила, управляющая жизнью человека и ему не подвластная, а также судьба как вся жизнь человека, осмысленная им в виде пути.
Среди синонимов, представленных в словарях Н. Абрамова и З.Е. Александровой, можно выделить понимание судьбы: 1) как нечто неизбежное и несущее в себе страдание и горе (судьбина, рок, фатум, удел, участь, доля, жребий, предопределение и др.); 2) как счастливая случайность (счастье, фортуна), сюда же можно отнести и провидение как благополучное стечение обстоятельств, устроенное Богом, но часто осознанное человеком в качестве наилучшего лишь позже; 3) как неизвестное, что ожидается впереди (будущность, грядущее). Больше всего синонимов к слову судьба отражают его первое понимание, т.е. судьба как предопределенное страдание.
В пословицах и поговорках можно также увидеть осмысливание человеком отношения судьбы к себе. Судьба осмысливается человеком как нечто неблагосклонное к нему: погладила меня судьба против шерсти; судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет; кого минует (судьба), того и обнесет; от судьбы не уйдешь; судьба не собака, от нее не убежишь. Здесь следует отметить также стремление человека избежать судьбы (судьбу на кривой не объедешь, судьбу не обманешь), а раз человек хочет этого, значит, она воспринимается им как несущая несчастье. От судьбы не убежишь, ведь она - непреложное начало в жизни каждого человека, неразрывное с ним, но загадочное и неизвестное: хоть и написана судьба на лбу, но в зеркале ее не видать.
Судьба видится человеку как нечто живое, стоящее над ним и обезволивающее его: желающего судьба ведет, нежелающего — тащит; кому суждено утонуть, того не повесят. Но в то же время наравне с пословицами и поговорками, выражающими властвующее положение судьбы над человеком, можно найти такие, в которых выражена вера в силы человека противостоять ей, возможность изменить что-то в своей жизни и пойти другим путем: куй свою судьбу пока горячо; не нам судьба — судья, а мы судьбе — хозяева.
Человек олицетворяет судьбу, что заметно не только в пословицах и поговорках, но и во фразеологизмах. Рискованными действиями можно искушать или пытать судьбу. У судьбы даже появляется личностное начало, ведь можно покориться судьбе или благодарить судьбу. Она может вести себя по-разному, кажется, у нее даже может меняться настроение: иногда судьба улыбается (о благоприятном стечении обстоятельств), иногда играет – игра судьбы (о непредвиденной случайности), но может и рассердиться – удары судьбы (о горе), событие может произойти лишь по ее воле – волею судьбы (о случайно произошедших событиях). Человек может стать баловнем или избранником судьбы (о удачливом человеке, счастливчике), и тогда в его жизни будут нередкими везения и удачи.
Судьба понимается и как соединение двух жизненных путей, т.е. вступление в брак, что связано с установкой и приоритетами русского человека на семейные ценности. Поэтому замужество или женитьба становится важным поворотом в жизни: искать свою судьбу (искать будущего избранника или избранницу), связать свою судьбу с кем-либо (жениться, выйти замуж), устроить или решить чью-то судьбу (выдать замуж, женить).
Интересно обратиться к этимологии слова судьба. В «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П.Я. Черных отмечено, что «в древнерусском языке слово известно с XI в., но чаще всего оно употреблялось в значении «суд», «судилище», «правосудие», «приговор» [Черных 1994]. Автор не исключает возможности образования слова от сочетания суд Божий (по аналогии спасибо – спаси Бог). И тогда значение слова судьба имеет интересное развитие. Суд земной, т.е. приговор, постепенно переосмыслялся в суд Божий, т.е. в приговор Божий, а значит в провидение, чему явно способствовала христианизация Руси. Провидение, воля Божья всегда направлена на спасение человека, а значит все страдания и горести посылаемы ему во благо, ради оправдания на суде Божьем. Тогда судьба приобретает значение путеводной нити по жизни человека, в земной жизни непонятной и несущей немало печалей, но в будущей – обещающей надежду.
Таким образом, язык запечатлевает в себе тонкие нюансы понимания того или иного концепта, при том, что рядовой носитель языка не всегда осознает их.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, данные толковых и других словарей фиксируют осознание носителями русского языка понятия судьбы, сложившееся на протяжении длительного времени, которое может измеряться веками. Интересно посмотреть в каком значении используется данное слово в представлении современного бестселлера «Снежная сказка» Александра Полярного.
ГЛАВА 2. ОБРАЗ «СУДЬБЫ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ БЕСТСЕЛЛЕРА АЛЕКСАНДРА ПОЛЯРНОГО «СНЕЖНАЯ СКАЗКА»
2.1. Александр Полярный – писатель современности
Вместе с развитием Интернета мир смог познакомиться с большим количеством современных деятелей искусства. Одним из них стал Александр Полярный, который является одаренным и перспективным молодым писателем. В 20-лет ему удалось издать свое дебютное произведение, которое в скором времени обрело статус бестселлера, а читательскую аудиторию расширить до нескольких сотен тысяч человек. Один из его популярных романов «Мятная сказка» уже разобрали на цитаты.
Александр Полярный появился на свет в 1994 году в российском городе Мурманске, где провел свои детские и юношеские годы.
Мальчик практически ничем не выделялся среди ровесников, его родители принадлежали к простым рабочим — отец трудился на заводе, а мать являлась швеей. Александр был бесконфликтным ребенком — он практически никогда не ссорился с друзьями.
Переломный момент в биографии Полярного случился в 2011 году, когда он познакомился с творчеством популярного писателя Рэя Брэдбери и прочел один из романов под названием «451 градус по Фаренгейту». Рэй Брэдбери вдохновил парня на занятие литературной деятельностью – Александр начал активно придумывать короткие рассказы, записывая их в заметки на смартфоне.
Прежде чем приступить к работе над полноценной книгой, юноша создал более тысячи записей на своем телефоне — Полярный занимался сочинительством буквально в любую свободную минуту.
Первое время начинающий автор публиковал рассказы в Интернете анонимно, загружая их на прозаические ресурсы под разными псевдонимами. К его удивлению, они получали в основном позитивные отзывы. Это обстоятельство вдохновляло юношу на продолжение творческой деятельности. Именно благодаря размещению работ в Сети Александр Полярный смог привлечь первых почитателей вымышленных историй, а затем и начать работу над дебютной книгой из своей пока еще скромной библиографии.
2.2. Художественный анализ романа «Снежная сказка». Образ «судьбы»
Где розы — там и тернии —
Таков закон судьбы.
(Н. Некрасов).
Трогательная история любви Сойера и Зои, главных героев знаменитой «Мятной сказки», покорила несколько миллионов сердец. Но где заканчивается одна история, обязательно начинается другая.
«Снежная сказка» – долгожданное продолжение «Мятной сказки». Это история двух людей, которым предстоит пройти через множество испытаний, чтобы обрести счастье. Это история Митча и Ники, главных героев романа.
Митч и Ника с детства любили слушать отца Митча, который рассказывал им свои истории «С горящими глазами дети уговаривали мужчину рассказать им историю». [6, с. 9]. Время шло, и наши герои повзрослели. Митч дружит с Никой уже давно, и тайно в нее влюблен. Однако юноша не может осмелиться и признаться Нике в своих чувствах. Тем не менее, он не теряет надежды, что однажды они будут вместе. «Она прекрасна…Эта мысль не давала покоя Митчу, пока он стоял в стороне и наблюдал за тем, как Ника кружится в танце с Дэвидом…». [6, с. 16]. «Иногда я боюсь, что кто-то узнает, насколько сильно я тебя люблю, что это перестанет быть твоим и моим и станет чьим-то еще» [6, с.23], - так думал Митч.
После окончания школы девушка следует за своей мечтой, она уезжает работать волонтером в Африку, и герои расстаются. Митч также пытается следовать своей мечте, учиться на фотографа, но его не принимают в академию, и юноша вынужден поступить на экономический факультет. В письме Митча мы узнаем: «Я вдруг понял: мне нужно решить, что делать со своей жизнью. Нужно искать свой путь, на что-то решаться и не останавливаться, если передо мной закрылась дверь, то обязательно откроется другая. Я уже подал документы на факультет международной экономики» [6, с. 46].
Юноша надеется, что время лечит, но он все так же грустит и с упоением вспоминает те счастливые моменты, когда Ника была рядом. В итоге он решает бросить все и отправится за своей любовью. Он покупает билет в Африку и даже получает одобрение отца, но именно в этот момент приходит письмо от Ники. Девушка сообщает, что там в Африке, она встретила свою любовь. Его зовут Майк. «Сегодня я нашла у себя под дверью чудесный букет цветов! Их оставил Майк, парень из моей группы…Майк просто замечательный». [6, с. 55]. Для Митча эта новость была страшным ударом «судьба переменчива: сегодня она отвернулась от тебя, а завтра щедро осыпает подарками» [6, с. 58].
Но что такое судьба, и существует ли она вовсе? В этом мы попробуем разобраться.
Как отмечалось ранее, судьба представляется, как некая сила, управляющая жизнью человека и ему не подвластная, а также судьба как вся жизнь человека, осмысленная им в виде пути.
То есть, само понятие судьбы, делает наше существование бессмысленным, а наши решения не имеющими ни малейшего значения. Всё что мы не делаем, это всего лишь наша вера в то, что мы что-то решаем. Все наши решения согласно судьбе уже приняты, и другого решения мы не могли принять.
Так думал и Митч. Но такое стечение обстоятельств подтолкнуло его в один из зимних вечеров, а именно в новогоднюю ночь, достать свой фотоаппарат и запечатлеть природу на пленке для Ники. «Митчу вдруг захотелось, чтобы она знала, как ему тяжело, чтобы она увидела эти снимки». «Иногда удача приходит оттуда, откуда ее совсем не ждешь». [6, с. 61-62]. Вскоре он узнает, что Ника тайно отправила его фотографии на факультет фотоискусства, и им заинтересовались. Митч получает заявку о поступлении в академию искусств. Спустя время Митч встречает в академии фотоискусства девушку Мелиссу, они начинают встречаться «возможно, противоположности и притягиваются, но, что ни говори, крепкие отношения проще построить на общих интересах», так думал Митч. Отношения Митча и Мелиссы были замечательными, но немного погодя им пришлось на время расстаться из-за нерешительности Митча к серьезным отношениям. Он все еще думал о Нике, и в глубине души задавался вопросом: «интересно, увижу ли я тебя когда-нибудь снова? Иль все, что мне останется, — это воспоминания о будущем, которое так и не сбылось?» [6, c. 92]. Несмотря на свои чувства к Нике, Митч делает предложение Мелиссе, чтобы не потерять ее, ведь «жизнь слишком коротка: нам кажется, что впереди еще целая вечность, но все может измениться в один миг». «Для молодых людей так важно видеть свой путь, знать свое предназначение, следовать велению сердца» [6, c. 82-83]. Через несколько месяцев в компании близких друзей молодые отмечали важное событие своей жизни – помолвку. И именно в этот день неожиданно для Митча вернулась из Африки Ника «Откуда она взялась? Что она здесь делает? Это Ника!» [6, с. 101].
Можно ли изменить свою судьбу? Существует понимание своей судьбы как то, что – предрешено свыше. Опять же, исходя из закона причинно-следственной связи, с нами произошло только то, что – должно было произойти. Так оно и есть. Это – закон. То, что с нами – уже произошло, это – единственное что с нами могло произойти просто по факту уже произошедшего. Но что с нами должно произойти в будущем, имеет – множество вариантов событий. Если мы будем поступать согласно своим возникающим желаниям, то мы будем строго следовать пути своей судьбы, не меняя ее. Если мы будем в своих поступках учитывать причинно-следственную связь (в отношениях с людьми прежде всего), между своими действиями и – будущими событиями, то этим самым мы можем – изменять дальнейшую свою судьбу.
После приезда Ники жизнь Митча перевернулась с ног на голову. Он, следуя своим желаниям, признается в любви Нике, тем самым строго следуя своему жизненному пути, своей судьбы, и его чувства были взаимны. «Иногда нам приходится делать выбор, и часто наш выбор может кого-то ранить. В такие моменты нужно помнить: жизнь одна, и мы обязаны прожить ее счастливыми. Никогда не предавайте себя» [6, с. 109]. Спустя время Митч делает предложение Нике, они были счастливы. Влюбленные понимали, что они любили друг друга всю жизнь, но судьба распорядилась так, что им пришлось на время расстаться, чтобы снова встретиться. «Я знаю тебя всю свою жизнь и столько же времени люблю. Даже когда мы с тобой совсем не общались, любовь жила в моем сердце, а сейчас она горит ярче этого закатного солнца» [6, с. 141].
Стоял канун Рождества – особенное время для Митча, в этот день он держал девушку в белом платье за руку, любовь всей его жизни стала ему женой. А ведь когда-то он делал предложение другой девушке. «Спасибо, судьба, за то, что все случилось именно так, а не иначе. Спасибо, что привела Нику ко мне. Как же верно говорят, что все приходит в тот момент, когда ты уже ничего не ждешь» [6, с. 146].
Заключение
В результате исследовательской работы было ясно, что судьба человека определяет условия, в которых рождается и живёт человек, а сам человек определяет – действия и поступки, исходя из условий его существования. Своими действиями человек – меняет свою судьбу, либо – не меняет. То есть, если мы поступаем в соответствии со знаниями, то – мы сами, по сути, делаем свою судьбу. Мы считаем, что тот, кто это понял, принцип судьбы, по факту, становится – хозяином своей жизни. Что ещё нужно человеку, чтобы успокоиться и начать жить в соответствии с вечными знаниями – основного закона мироздания?!
В ходе нашего исследования мы задавались вопросом – можно ли изменить судьбу человека или она предрешена? В романе «Снежная сказка» главный герой решается признаться в своих чувствах девушке, которую любил с детства, и отменяет помолвку, делая правильный выбор.
Таким образом, можно сделать вывод. Для того чтобы понять принцип изменения своей судьбы, а по факту – жизни, человек должен сделать две главные вещи:
В первой главе мы отмечали, что судьба понимается, как соединение двух жизненных путей, т.е. вступление в брак, что связано с установкой и приоритетами русского человека на семейные ценности. Поэтому замужество или женитьба становится важным поворотом в жизни: искать свою судьбу (искать будущего избранника или избранницу), связать свою судьбу с кем-либо (жениться, выйти замуж).
Мы думаем, что результаты нашего исследования могут быть полезны всем, кто хочет снять усталость и перегрузку, кто хочет погрузиться в мир интересных фактов, при помощи которых развиваются наши интеллектуальные способности – мышление, память и речь.
Список ㅤ литературы
Финист - Ясный сокол
Снегири и коты
Филимоновская игрушка
Фокус-покус! Раз, два,три!
Наводнение