Крылатые выражения в мифах Древней Греции.
Вложение | Размер |
---|---|
krylatye_vyrazheniya_22.docx | 36.29 КБ |
МКОУ « Бояновичская средняя образовательная школа»
Крылатые выражения в мифах Древней Греции.
Проект по литературе
ученицы 5 класса
Абрамовой Ольги
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Верушкина Галина Алексеевна
Бояновичи 2020 г.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ФИО руководителя проекта | Верушкина Галина Алексеевна |
Место работы, должность | "МКОУ «Бояновичская средняя общеобразовательная школа", учитель русского языка и литературы. |
ФИ учащегося | Абрамова Ольга |
Место учебы, класс | МКОУ « Бояновичская средняя общеобразовательная школа",5 класс |
Предметный раздел | литература |
Уровень владения учениками проектной технологией | начальный (учащаяся впервые выполняет проектную работу). |
Тема проекта | «Крылатые выражения в мифах Древней Греции» |
Вид проекта | информационный |
По содержанию | межпредметный |
По характеру контактов | внутришкольный. |
По продолжительности | долговременный |
По организационной форме | индивидуальный |
Цель проекта | раскрыть значение крылатых слов и выражений, источником которых стали мифы Древней Греции |
Задачи | 1) прочитать мифы Древней Греции; 2) найти крылатые выражения в мифах Древней Греции; 3) используя дополнительную литературу, собрать разнообразную информацию о происхождении и значении крылатых выражений в мифах Древней Греции; 4) изучить литературу по древней мифологии; 5) придумать вопросы для викторины, создать презентацию |
Предмет исследования | мифы Древней Греции |
Предполагаемый продукт | мультимедийная презентация (викторина) |
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Как появились мифы Древней Греции? | 4 |
2. | Что такое мифы? | 5 |
3. | Что такое «крылатые слова»? | 5 |
4. | Значение крылатых выражений, пришедших из мифов Древней Греции. | 6 |
Заключение. | 11 | |
Список используемой литературы. | 13 | |
Приложение. | 14 |
-1-
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь
Русская народная пословица
Введение
На уроках литературы мы изучали мифологию Древней Греции. Не могу сказать, что познакомилась с мифами впервые. Но тут меня поразило то, что в каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как “Авгиевы конюшни”, “Ахиллесова пята”, “Кануло в лету”, “Все в Тартарары” и другие, и как оказалось, происхождение этих известных слов связано с сюжетами древней мифологии. Захотелось самой найти таких выражений в древнегреческих мифах как можно больше, это и стало темой моего проекта.
Цель проекта: раскрыть значение крылатых слов и выражений, источником которых стали мифы Древней Греции.
Задачи:
1) прочитать мифы Древней Греции;
2) найти крылатые выражения в мифах Древней Греции;
3) используя дополнительную литературу, собрать разнообразную информацию о происхождении и значении крылатых выражений в мифах Древней Греции;
4) изучить литературу по древней мифологии;
5) придумать вопросы для викторины и успешно защитить проект.
Предмет исследования: мифы Древней Греции
Предполагаемый продукт: презентация
-2-
Как появились мифы?
В глубокой древности мифы складывались для объяснения того, что происходило в мире, и были связаны с представлениями древнего человека о самых важных в его жизни событиях, с попытками ответить на сложные вопросы о происхождении мира, появлении человека, сущности отдельных природных и общественных явлений.
В своих усилиях объяснять и понять вселенную и природу, древние греки придумывали истории, которые дошли до наших времен, как мифы Древней Греции. Эти истории объяснили все неизвестное и непонятное с помощью Богов, которые управляли силами природы. Боги имели все человеческие пороки (жадность, ревность, гнев и т.д.) и сверхчеловеческие возможности. Мифы – не просто выдумка, сказка, они отражают представления древних людей о справедливом устройстве мира, об отношениях между людьми, мифы учат решать нравственные проблемы, которые встают перед людьми, живущими во все времена, являются вечными.
Древние мифы объединили в себе науку (научное познание), и ритуал (обряд), и художественное (образное) повествование. Это результат коллективного народного творчества. Мифы передавались из поколения в поколение. Как всякое устное предание, они имели множество вариантов, причём не только у разных народов, но даже и в рамках одной культуры.
-3-
Что такое мифы?
Греческие мифы (от греч. Mythos – предсказание, сказание) – своеобразное отражение реальной жизни, выраженное в форме преданий, сказаний о деяниях божественных сил и подвигах героев.
Для кого-то греческая мифология – это красивая сказка, для кого-то история.
Людей искусства она вдохновляет на величайшие произведения.
Каждый находит что-то свое, понятное и дорогое ему одному.
Не отдавая себе отчета, мы порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – это порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, который любил наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Гераклу, а смелой и решительной женщины – амазонке.
Все это – крылатые слова (ἔπεα πτερόεντα). Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Источниками крылатых выражений могут быть мифы, фольклор, литература или речи известных людей. Это могут быть цитаты или образные выражения, появившиеся на их основе.
В своей работе я хотела бы рассказать о самых распространенных, на мой взгляд, крылатых словах и выражениях, источником которых стали мифы древних греков.
-4-
Значение крылатых выражений, пришедших из мифов Древней Греции.
Нить Ариадны.
Ариадна- дочь критского царя Миноса. Когда на Крит из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, прибыл царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте- дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей смог выбраться из Лабиринта по размотанной нити. В переносном смысле выражение «нить Ариадны» -путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения.
Прометеев огонь.
Прометей в греческой мифологии - один из титанов; он похитил огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орёл терзал печень прикованного титана (Гесиод, Теогония, Эсхил, Скованный Прометей). Возникшее на основе этого мифа выражение «Прометеев огонь» употребляется в значении священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия.
-5-
Ахиллесова пята.
В греческой мифологии Ахиллес - один из самых сильных и храбрых героев. Миф сообщает, что мать Ахилла – богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка, за
которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса.
Возникшее отсюда выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении слабое, уязвимое место.
Сизифов труд.
Царь Коринфа Сизиф был самым хитрым и умным из всех людей на земле. Он построил город и царствовал там многие годы. Своей хитростью и умом он нажил большие богатства и перестал уважать богов. За оскорбление богов-олимпийцев Сизиф был наказан: в загробном царстве он был приговорен вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново. И снова Сизиф, в поту и пыли, втаскивает на гору камень. Выражение употребляется в значении тяжелая, бесконечная и бесполезная работа.
Золотой дождь.
Громовержец Зевс влюбился в Данаю, дочь аргосского царя Акрисия. Но поскольку царю было предсказано, что однажды он погибнет от руки своего внука, он заточил свою дочь в высокой башне, чтобы с ней не мог соединиться ни один возлюбленный. Однако Зевс превратился в золотой дождь и так проник в башню. УДанаи родился сын Персей, и через много лет он действительно случайно убил своего деда. Иносказательно: неожиданное богатство, выпавшее на долю человеку; щедрые дары, большие суммы денег, доставшиеся без труда, «свалившиеся с неба».
-6-
Яблоко раздора.
В греческой мифологии яблоко раздора - золотое яблоко с надписью "прекраснейшей", которое подбросила богиня раздора Эрида трем богиням: Гере, Афине и Афродите. Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко достойнейшей ("суд Париса"). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина - мудрость и воинскую славу, а Афродита - отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую
красивую из смертных женщин - Елену. С этого похищения началась Троянская война. Выражение "яблоко раздора" означает: причина спора, раздора.
Золотое руно.
Древнегреческий миф рассказывает о походе царя Ясона и его друзей в Колхиду (восточное побережье Черного моря) за золотым руном — золотой шкурой волшебного барана. Добыть это руно было непросто: его охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Для похода Ясон построил корабль «Арго» (с греческого — «быстрый»). По имени этого корабля всех участников похода стали называть аргонавтами. Преодолев с помощью дочери колхидского царя Эета Медеи все препятствия, греки овладели руном и вернулись с ним на родину, в Элладу. С тех пор золотым руном называют золото, богатство, которым стремятся овладеть; а аргонавтами - смелых мореплавателей, искателей приключений.
-7-
Муки Тантала.
В греческой мифологии Тантал - сын Зевса и фригийской царицы Плуто. Лидийский или фригийский царь, хитрый и жадный человек. Будучи полубогом, принимал участие в пиршествах богов, при этом он выкрадывал с их трапез нектар и амброзию и раздавал своим земным родственникам, разглашал тайны богов. Однажды, желая испытать их всеведение, Тантал подал им во время трапезы мясо своего сына Пелопса. Боги воскресили юношу, а Тантала обрекли на вечные муки в Аиде (“танталовы муки”): стоя по горло в воде и видя спускающиеся с дерева плоды, Тантал не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась. Отсюда и возникло выражение "муки Тантала" - мучения, вызываемые видом желанного и пониманием, что его невозможно достичь.
Метать гром и молнии.
Возникло это выражение из представлений о Зевсе - верховном боге Олимпа,
который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом. Означает выражение - говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая ему.
Ящик Пандоры.
В греческой мифологии Пандора - первая женщина, созданная богами в наказание людям за похищение Прометеем огня. Зевс отдал ее замуж за титана Эпиметея. На свадьбу Зевс подарил Пандоре ящик, в котором были заключены все людские пороки, беды, несчастья и болезни, но запретил его открывать. Увидев в доме мужа этот сосуд, любопытная Пандора, несмотря на запрет, открыла его, и все бедствия, от которых страдает человечество, распространились по земле. Только одна Надежда осталась на дне сосуда, как того и пожелал Зевс. В переносном смысле "ящик Пандоры" - источник всяких бедствий. Мы называем теперь "ящиком Пандоры" все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.
-8-
Дамоклов меч
По греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V в. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. По приказу тирана его роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Так Дионисий, ставший под конец жизни болезненно подозрительным, показал ему, что тиран всегда живёт на волосок от гибели.
В переносном смысле — нависшая над кем-либо постоянная угроза при видимом благополучии.
Кануть в Лету
Ле́та (греч.Λήθη, «забвение») — в древнегреческой мифологии источник и
одна из рек в подземном царстве Аида, река «Забвения». По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки... Река Лета протекает также в стране Ена, который считается братом Леты и Таната (Забвения и Смерти). Река Лета, «забвение» является неотъемлемой частью царства смерти.
«Кануть в Лету» получается - пропасть в реке забвения. Другими словами, исчезнуть из памяти. Это может относиться не обязательно к умершим. Забыть могут и про живого человека, а также про его дела и свершения.
-9-
Олимпийское спокойствие
Олимп - гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах, обитали боги. Олимпийцы - бессмертные боги; в переносном смысле люди, стоящие выше обычных страстей и волнений, сохраняющие невозмутимо-спокойный вид и внешнее величие. Отсюда возник ряд выражений: "литературный Олимп", "музыкальный Олимп" - группа признанных поэтов, писателей, музыкантов. "Олимпийское блаженство" - высшая степень блаженства; "олимпийское величие" - торжественность в манерах, во всем облике; "олимпийское спокойствие" - невозмутимое спокойствие.
Панический страх
Пан у древних греков - бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Пан может наслать такой страх, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Греки считали, что таким страхом он поразил персов в битве под Марафоном. Отсюда "панический страх" - безотчетный, внезапный, неудержимый страх, охватывающий человека или многих людей, вызывающий смятение. Отсюда же возникло слово "паника"
Заключение
Грецию называют колыбелью современной цивилизации. Она подарила миру философию, театр, Олимпийские игры, ценности демократии и бесконечное число памятников архитектуры. Здесь каждый камень дышит историей длиной в пять тысячелетий. Удивительная страна - музей под открытым небом, прикосновение к вечности. Греция полна тайн и загадок, которые ещё только предстоит разгадать.
Думаю, список крылатых выражений, пришедших в наш язык из древнегреческой мифологии, мною предоставленный, далеко не полный, но я надеюсь продолжать в том же направлении. Я считаю, что данная работа может быть полезна как на уроках литературы, так и истории.
В ходе работы я увлеклась и крылатыми выражениями, которые подарил нам русский народ. Ведь, со слов взрослых, мы частенько «бьем баклуши», «втираем очки» и «водим за нос». Но это тема для другой работы. А закончить мне хотелось бы стихотворением О.Тарутина «Древние греки»
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили.
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
-10-
А посмотрите теперь, каково
Было скульптурное их мастерство!
Ну а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б изъясняться!
«Физика», «космос», «медуза», «стратег» –
Понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» –
Скажешь ты это по-гречески прямо!
«Библиотека», «театр», «берилл» –
Так, между прочим, и грек говорил!
-11-
Список используемой литературы:
-12-
Приложение
Викторина «Проверь себя!»
Вопросы:
-13-
Соотнеси фразеологизм из греческой мифологии и его значение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-14-
Ответы на вопросы и задания викторины.
-15-
Соотнеси фразеологизм из греческой мифологии и его значение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-16-
Привередница
Рисуем домики зимой
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Компас своими руками
Северное сияние