Актуальность:
Матрешка олицетворяет русскую семью: добрую, светлую, дружную, многодетную, где каждому из детей найдется свое место. В лице матрешки мы видим заботливую мать, которая любит всех своих детей, окружает их своей добротой и лаской. Матрешка помогает формировать ориентиры и ценностное отношение к семье, учит уважать и ценить всех членов семьи. Помимо того, что матрешка является моделью русской семьи, она так же помогает нам осваивать родной язык, знакомит нас с русскими традициями и историей нашей страны.
Цель
Целью нашего проекта является показать, какую важную роль играет матрешка в формировании духовно-нравственных ценностей семьи и понимании основ родного языка и развитию всех сторон речи.
Задачи:
Общеобразовательные:
- развивать навыки устной речи, формировать умение видеть целостность слова, читать целыми словами через решение языковых задач;
- уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли.
Коррекционно-развивающие:
- формировать зрительное и слуховое восприятие на основе речевого материала;
- развивать мелкую моторику на основе упражнений в ощущении и восприятии;
- коррекция мыслительных операций на основе упражнений в анализе и синтезе.
Воспитательные:
- воспитывать навыки общения с учителем и с одноклассниками; повышать мотивацию в изучении родного языка и усиливать самоконтроль за собственной речью;
- прививать любовь к русскому языку, к народному творчеству, к русским традициям.
Духовно-нравственные:
- прививать любовь к своей семье, уважение ко всем членам семьи, заботу о матери, младших братьях и сестрах;
- привить интерес к русскому языку, к народному творчеству, к русским традициям;
- научить учащихся гордиться своей Родиной, ее историей и народным творчеством.
Вложение | Размер |
---|---|
Наш проект "Матрешки" | 28.71 КБ |
Творческий проект
на тему:
«Русская матрешка – модель русской семьи и символ родного языка»
Содержание:
1. Введение:
2. Основная часть:
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложения
Введение
Актуальность:
Матрешка олицетворяет русскую семью: добрую, светлую, дружную, многодетную, где каждому из детей найдется свое место. В лице матрешки мы видим заботливую мать, которая любит всех своих детей, окружает их своей добротой и лаской. Матрешка помогает формировать ориентиры и ценностное отношение к семье, учит уважать и ценить всех членов семьи. Помимо того, что матрешка является моделью русской семьи, она так же помогает нам осваивать родной язык, знакомит нас с русскими традициями и историей нашей страны.
На уроках русского языка мы столкнулись с трудностями при выражении своих мыслей с помощью слов. А также мы заметили, что и на других занятиях нам трудно подбирать слова, чтобы составить пересказ прочитанного. Мы испытываем сложности в общении между собой даже в игре, так как мы не можем объяснить свои действия словами; нам не хватает слов, чтобы выразить свои идеи и чувства.
Поэтому на занятиях с учителями дефектологом и логопедом мы стали думать, как нам научиться правильно говорить. Это поможет нам лучше учиться, понимать друг друга, общаться с друзьями.
Учителя предложили нам использовать матрешку как образ родного языка, потому что в русском языке есть слова, которые как матрешки помещаются одно в другое. Например: машина – шина, победа – беда и т.д.
Это так нам понравилось, что мы решили матрешку сделать своим помощником в изучении русского языка.
Цель
Целью нашего проекта является показать, какую важную роль играет матрешка в формировании духовно-нравственных ценностей семьи и понимании основ родного языка и развитию всех сторон речи.
Задачи:
Общеобразовательные:
- развивать навыки устной речи, формировать умение видеть целостность слова, читать целыми словами через решение языковых задач;
- уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли.
Коррекционно-развивающие:
- формировать зрительное и слуховое восприятие на основе речевого материала;
- развивать мелкую моторику на основе упражнений в ощущении и восприятии;
- коррекция мыслительных операций на основе упражнений в анализе и синтезе.
Воспитательные:
- воспитывать навыки общения с учителем и с одноклассниками; повышать мотивацию в изучении родного языка и усиливать самоконтроль за собственной речью;
- прививать любовь к русскому языку, к народному творчеству, к русским традициям.
Духовно-нравственные:
- прививать любовь к своей семье, уважение ко всем членам семьи, заботу о матери, младших братьях и сестрах;
- привить интерес к русскому языку, к народному творчеству, к русским традициям;
- научить учащихся гордиться своей Родиной, ее историей и народным творчеством.
Основная часть
Выбирая матрешку, как модель русской семьи, а в семье, как правило, все помогают друг другу, мы решили, что матрёшка – и как образ русского слова поможет нам в овладении навыками устной речи, диалогического общения, умения высказывать свою точку зрения и делать выводы. Мы понимали, что перед нами поставлена непростая задача.
Мы обсуждали тему семьи. Говорили о том, как важна семья для каждого человека, о том, как должны строиться взаимоотношения в семье между детьми и родителями, между братьями и сестрами, между бабушками-дедушками и внуками. Матрешка – как олицетворение русской семьи, много поведала нам о семейных ценностях, семейных традициях, которые являются основой счастливой семейной жизни. Она показывает нам, как все члены семьи должны заботиться, оберегать и уважать друг друга. Матрешка, объединяя всех в одну, символизирует единство и целостность семьи.
Наши учителя русского языка и литературы, логопед и дефектолог предложили придумать систему коррекционно-развивающих занятий, в которой главная роль была отведена матрешке. Идеи занятий должны были исходить от нас, от учеников.
Нам стало интересно узнать историю возникновения этой русской народной игрушки.
На уроках по литературному чтению в рамках изучения народного творчества мы, используя интернет-ресурсы, нашли много интересной и полезной информации и подготовили краткие доклады о разных видах матрешек.
Это помогло нам не только научиться добывать полезную информацию, но и составлять связные рассказы.
На уроках русского языка мы изучили само слово «матрешка». Разобрали его по составу: матрёшк — корень, а — окончание, матрёшк — основа слова. Узнали, что оно словарное и научились его правильно писать
На уроках рисования мы раскрашивали готовые шаблоны и нарисовали своих матрешек цветами по собственному выбору. А затем обсудили значения выбранных цветов. Это научило нас творчески мыслить и обосновывать свой выбор через аргументированное высказывание. Мы в своих рассуждениях объясняли, почему выбрали именно такие цвета, какие чувства у нас вызывают эти цвета, какое настроение они придают нашим матрешкам.
На занятиях у дефектолога мы часто используем матрешку для изучения различных тем. В частности, на примере матрешки мы учимся различать размер, искать сходство и различие, развиваем мелкую моторику, учимся строить логические последовательности действий, соотносить разные части матрешек. Это имеет большое значение в развитии речевых навыков, потому что мы все свои действия проговариваем, используя полную конструкцию предложений.
Например, при изучении темы «Большой-маленький» мы внимательно рассматривали матрешек. По заданию учителя-дефектолога показывали самую большую матрешку, затем самую маленькую, расставляли матрешек по порядку. Таким образом, мы не только получали определенные знания, но и учились сопровождать все свои действия речью.
На занятиях с логопедом мы находили слова в слове, которое словно матрёшка, спрятаны одно в другом. У многих из нас есть затруднения в произношении звука «Ш», при помощи слов матрешек мы усвоили трудный звук, также заучили чистоговорки и скороговорки с заданным звуком. Пополнили наш словарный запас новыми старинными названиями русской одежды (шаль, кокошник, брошь, полушалок) и поняли, что в каждом из этих слов встречается звук «Ш».
Нам так понравилось работать с матрешкой, что после уроков, на одном из занятий, мы решили создать хоровод из матрешек. Но матрешек сделали абсолютно разных по настроению. Для каждой матрешки мы придумали свой интересный короткий рассказ, объясняя настроение наших героинь на примере каких-то историй. Это помогло нам поработать над собственными эмоциями, научило нас выражать их словами.
А ещё мы подготовили для наших младших учащихся книжки-малышки, которые помогут им выучить буквы русского языка и различать согласные и гласные буквы. Для этого мы выделили согласные синим, а гласные красным цветом.
В преддверии праздника Международный женский день для наших любимых мам мы решили сделать открытки в виде матрешек к 8 Марта и подготовить красивые поздравления в форме небольших сочинений на тему «Моя мама самая лучшая».
В ходе работы над нашим проектом мы узнали много нового и интересного.
Заключение
Нам очень хотелось поделиться своими впечатлениями от работы над проектом со всей школой и обобщить все полученные знания.
Мы оформили выставку «Наши матрешки» в учебном классе и пригласили других ребят познакомиться с ней.
Мы создали презентацию проекта, которую представили ребятам в 4 школе на отборочном этапе к конкурсу.
Книжки-малышки в виде матрешек использует учитель начальных классов на уроках по обучению грамоте. В результате это помогло нашим младшим школьникам лучше запомнить буквы русского алфавита, научиться отличать гласные буквы от согласных.
А на 8 Марта наши мамы будут рады необычным подаркам в виде открыток матрешек с наилучшими пожеланиями.
Но самое главное матрешка, как символ русской семьи, помогла нам больше ценить свою семью и научиться лучше понимать родной язык, высказывать свои мысли, общаться друг с другом.
Таким образом, цель проекта нами достигнута, задачи решены:
Этот проект объединил учеников всех классов, помог им ближе подружиться, научил их общению с помощью диалога.
Эта тема может заинтересовать не только детей, но и педагогов других ОУ.
И мы очень надеемся, что наш проект «Русская матрешка» поможет малышам в освоении грамоты, приобщит учеников к познанию родного языка и научит их ценить и уважать свою семью!
Список используемой литературы
Приложения
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рождественские подарки от Метелицы
Можно от Солнца уйти...
Два морехода
"Портрет". Н.В. Гоголь