Учебный проект «Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству» (конференция ««Новые горизонты студенческих исследований»).
Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству проявляется в их предпочтениях, интересах, вкусах как в сфере самой музыки, так и в тех или иных видах музыкальной деятельности. Особое значение при этом приобретает личностный характер накопления данного опыта (отношение человека к миру музыки, к себе через слушание музыки, ее исполнение, сочинение). Этот процесс проходит тем успешнее, чем более развиты у ребенка музыкальность и эмпатийность. Необходимо отметить, что накопление опыта эмоционально-ценностного отношения играет ведущую роль в содержании музыкального образования.
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный проект «Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству» | 24.07 КБ |
Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей.
«Новые горизонты студенческих исследований»
Учебный проект на тему: «Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству»
Работу выполнили: студентки 3 курса отделения сольное народное пение
Гавриличева Елизавета
Тишанинова Виктория
Руководитель: Бобрышева Наталья Ивановна
Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству
Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству проявляется в их предпочтениях, интересах, вкусах как в сфере самой музыки, так и в тех или иных видах музыкальной деятельности. Особое значение при этом приобретает личностный характер накопления данного опыта (отношение человека к миру музыки, к себе через слушание музыки, ее исполнение, сочинение). Этот процесс проходит тем успешнее, чем более развиты у ребенка музыкальность и эмпатийность. Необходимо отметить, что накопление опыта эмоционально-ценностного отношения играет ведущую роль в содержании музыкального образования.
Характеристика эмоционально-ценностного отношения личности учащегося к музыке, согласно интонационной теории Б. В.Асафьева, во многом обусловлена имеющимся у него интонационным фондом, накопленным в процессе общения с музыкой (в том числе и в условиях домашнего, семейного общения с музыкальным искусством). Как известно, один и тот же человек по-разному относится к различным пластам музыкального искусства, музыкальным стилям, музыкальным жанрам и т.д. И характер его отношения к тому или иному музыкальному явлению зависит от того, насколько оно близко ему именно в интонационном плане. Чем больше ребенок находит в музыке знакомых, близких, узнаваемых интонаций, тем более близкой становится ему эта музыка, ибо она приобретает для него определенный смысл, связанный с какими-либо жизненно важными событиями, впечатлениями, эмоциональными состояниями.
Важное значение в современной сегодняшней музыкально-педагогической среде приобретает вопрос становления и развития музыкального вкуса учащихся, во многом определяющего содержание эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке. В связи с явным доминированием поп-музыки в музыкальной жизни общества — в первую очередь среди молодежи — очевидной становится необходимость рассмотрения музыкального вкуса в более широком педагогическом аспекте. Речь идет о включении в содержание занятий знаний не только о народной и классической музыке, но и о различных стилях и жанрах поп-музыки в ее лучших образцах.
При формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке необходимо учитывать и уникальные возможности этого искусства оказывать сильное психологическое, в том числе арттерапевтическое, воздействие на личность. Такое воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы найти и применить всю совокупность музыкально-педагогических средств для преобразующего, созидательного воздействия музыки на личность и коллектив в целом.
Вследствие этого воздействия возможны положительные перемены в психическом состоянии ученика в самых разных направлениях, что, в свою очередь, влияет на направленность и на качество его эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Опыт обращения к методам арттерапевтического воздействия (то есть воздействия средства художественного творчества, искусства) применяется по отношению к детям, в том числе «с запоздалым развитием», достаточно давно и успешно практикуется в США и в целом ряде европейских стран, в частности во Франции, где многие педагоги-музыканты следуют системе швейцарского ученого Э. Виллемса, предусматривающей применение звукотерапии, ритмотерапии, мелотерапии (мелодии).
Знания о музыке
Знания о музыке необходимы для вхождения ребенка в мир музыки и служат инструментом ее познания. В ряду знаний о музыке особое, приоритетное значение приобретают музыкально-теоретические знания об интонационной, жанровой, стилевой, художественно-выразительной основах музыкального искусства и др.
Знание об интонационной природе музыкального искусстваявляется основой всей системы знаний, приобретаемых учащимися в процессе музыкального образования. В основе представлений об интонации лежит понимание того, что интонация в музыке является носителем ее смысла, она способна выразить характер музыкального высказывания. Музыкальная интонация может быть:
- выразительной,
- изобразительной;
- иметь общее и различное с интонацией речевой;
- в ней находит отражение эмоционально-образный строй произведения.
Необходимо заметить, что если в системе профессионального музыкального образования ознакомление со стилями в курсах музыкальной литературы или истории музыки опирается на хронологический подход (от зарождения музыки до наших дней), то в системе общего музыкального образования в нашей стране утвердился иной подход. Этот подход предусматривает при знакомстве учащихся с различными стилями постепенный переход от наиболее знакомых им в интонационном отношении стилей классической, академической музыки к установлению их связей как с музыкой предшествующих веков, так и с современной музыкой академической традиции. При этом ознакомление с каждым стилем предполагает следующие этапы:
- первоначальное накопление необходимого интонационно-слухового опыта общения с ним;
- приобретение навыков стилевого анализа, осуществляющегося на основе знаний об образной сфере и особенностях того или иного стиля;
- рассмотрение данного стиля в историко-стилевом контексте.
Вышеперечисленные музыкально-теоретические знания о музыке являются системообразующими для становления музыкальной культуры учащихся в целом. Постигая интонационную, жанровую, стилевую основу музыкальных произведений, школьники осваивают целый комплекс знаний об эмоционально-образной природе искусства, о музыкальной драматургии, о средствах музыкального языка и музыкальной речи, а также целый ряд более конкретных сведений о музыке.
В круг знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности и многие другие.
Музыкальные умения
Умения обусловлены временной природой музыкального искусства и направлены на процесс «наблюдения» (термин Б.В.Асафьева) за интонационным развитием в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации (сочинения) музыки, а также при установлении взаимосвязей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. Такого рода умения не подлежат автоматизации, ибо связаны с творческим, никогда точно не повторяющимся процессом постижения музыкального искусства. Музыкальные умения опираются на знания о музыке и формируются в процессе ее живого восприятия. При этом в процессе музыкальных занятий формируются две группы умений.
1. К первой из них могут быть отнесены умения, присущие конкретному виду музыкальной деятельности и отвечающие ее природе:
а) в слушательской деятельности это, прежде всего, умения:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- охарактеризовать свое внутреннее состояние после его просушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- дать вербальную, то есть в словах или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
- выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
б) в исполнительской музыкальной деятельности все вышеперечисленные умения сохраняют свою значимость и вместе с тем появляется ряд принципиально новых умений, связанных с необходимостью воплощения данного произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструмента, в пластическом интонировании). Они определяются спецификой того или иного вида исполнительства и направлены на воспроизведение и интерпретацию музыкального произведения.
При этом в пении, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировали на первый план выступают умения в форме музыкально-слуховых представлений о том, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности обособлен в самостоятельный элемент содержании музыкального образования с целью подчеркнуть его особую значимость для музыкального и общего развития личности учащегося. Такой опыт приобретается школьниками в музыкальной деятельности:
- в процессе слушания музыки,
- в вокально-хоровом и инструментальном исполнении,
- в музыкально-пластической деятельности,
- в музыкальных импровизациях,
- в сочинении музыки,
- в установлении связей музыки, прежде всего, с другими видами искусства, с историей, жизнью.
Внимание педагогов-музыкантов к развитию творческого потенциала детей на музыкальных занятиях постоянно возрастает. Практически все учителя музыки, методисты, исследователи проблем музыкального образования выдвигают задачу обязательного, первостепенного творческого развития ребенка в число приоритетных. При этом предлагаются различные пути ее решения. Назовем лишь некоторые из них (сами знаете по опыту работы в школе).
- импровизация и сочинение детьми вокальных и инструментальных образцов как по предлагаемым учителем моделям, так ив свободной форме;
- продумывание и воплощение в исполнительской деятельности многовариантности исполнительских трактовок разучиваемых произведений;
- разыгрывание-драматизация народных и авторских песен;
- введение в содержание музыкальных занятий постановки музыкальных спектаклей, начиная от исполнения мюзиклов, напитанных специально для детей, до исполнения учащимися оперных партий в оперных спектаклях;
- создание самими учащимися музыкальных спектаклей, музыкально-литературных, музыкально-пластических композиций и т.п.;
- постижение вариантности, присущей народному музицированию, и ее воплощение в опытах исполнительской деятельности и музыкально-композиционного творчества.
Следует особо подчеркнуть, что знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося.
Литература
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка. – 361 с.
2. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. – М.: «Музыка», 1976. – 252 с.
Стр. из
Сочини стихи, Машина
Бородино. М.Ю. Лермонтов
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Девчата