Статья "Слово о наставнике" (VII Всероссийской интерактивной студенческой научно-практической конференции «Профессионалы для России») Диплом 2 место.
Вложение | Размер |
---|---|
эссе | 23.61 КБ |
СЛОВО О НАСТАВНИКЕ
Щигрёва К.Д., руководитель Бобрышева Н.И.
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
Лев Николаев Толстой
Интерес к изучению окружающего мира появляется у человека с самого рождения. И, конечно, в этом время наставниками являются родители. Но ребёнок растёт, развивается, у него появляются новые жизненные ориентиры и взгляды на мир. И то, как будут формироваться эти взгляды, зависит от людей, которые его окружают.
Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых просто может забыть. Но только не своего преподавателя, научившего любить ту или иную область науки или искусства. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым. Любимый преподаватель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен! Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего, есть заслуга их наставников. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас, уже своей жизнью учат добру, служению людям, справедливости.
С детства моим главным увлечением является музыка, а особенно игра на фортепиано. Это удивительный инструмент, который может передать все гаммы эмоций и создать неповторимую атмосферу. Я всегда с удивлением слушала людей, которые не хотят ходить в музыкальную школу, прогуливают уроки, мечтают скорее получить этот ненавистный аттестат и больше никогда не прикасаться к клавишам. Но в чём причина такого отношения? Отсутствие предрасположенности или неумение педагога заинтересовать ученика?
Профессия «педагог» названа самой благородной. И это на самом деле так. Ведь чтобы передавать свой опыт ученикам, нужно истинное призвание. Педагог должен давать не только дидактический материал, но и учить ценить прекрасное, уважать мораль и культуру, развивать способности к творческому методу добычи знаний. Именно такой педагог работает в коллективе Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей более сорока лет - Воронцов Александр Николаевич. Чуткий, умный, внимательный, один из тех, о ком говорят: «Это преподаватель от Бога».
Воронцов Александр Николаевич - мой наставник, человек, открывший дорогу к профессионализму в таком нелёгком деле. Он - ведущий специалист в преподавании общего и специального фортепиано, прекрасный человек и мудрый человек. За годы работы в колледже Александр Николаевич подготовил и воспитал около 100 специалистов-музыкантов. Его выпускники являются преподавателями фортепиано и артистами - исполнителями. Многие его студенты продолжают обучение в музыкальных вузах Москвы, Курска, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов.
Студенты талантливого наставника принимают участие в самых различных мероприятиях города, а также в музыкальной жизни колледжа. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель», - эти слова великого русского писателя JI.H. Толстого вполне можно отнести к Воронцову Александру Николаевичу. О каких педагогических секретах воздействия на юные души и сердца может идти речь, если главное для него - бесконечная любовь и понимание ученика, а отсюда и принцип работы - от каждого по возможности. На своих уроках педагог отталкивается от сильных сторон дарования юного музыканта и старается развить их.
Благодаря его обширным познаниям и опыту, с каждым занятием я всё больше вникала в мир музыки: мы изучали историю фортепиано, его теорию и строение произведений. Я начинала всё более осознанно подходить к вопросам выразительности исполнения и поиска своего индивидуального стиля, что является одним из важнейших качеств в профессии музыканта.
Назвать музыканта или артиста ремесленником может только человек, далёкий от сферы искусства. Такие люди часто рассуждают в духе: «Что сложного-то на кнопки тыкать» или «Я тоже так могу, в этом нет ничего особенного». А, на мой взгляд, магия творческих профессий состоит именно в этом. Музыку нельзя сыграть одинаково, художник не сможет написать точную копию своей же картины. Уметь донести не только мысли автора, но и свои чувства, эмоции, находясь в стилистике, как самого композитора, так и всего произведения в целом, – одна из основных задач, которая определяет истинный профессионализм.
На протяжении всего обучения мой наставник никогда не переставал обращать внимание на важность звучания каждой отдельной ноты и фразы, что требует колоссальной концентрации и дисциплины. Он также постоянно наблюдал за моими успехами и порой достаточно строго указывал на ошибки, благодаря чему я могла совершенствовать своё мастерство. Ведь музыку можно интерпретировать по-разному. И качество интерпретации зависит от чувства вкуса, меры. А чтобы воспитать в себе данные характеристики, мало знать произведения композитора, которого ты играешь. Важно углубиться в эпоху, ознакомиться с историческими событиями, с другими видами искусства. Только грамотный педагог, который подходит к своему делу неформально, будет развивать кругозор ученика: давать ему различные книги, отправлять видеоматериалы или иные источники информации.
Благодаря моему наставнику я перестала бояться столкнуться с новыми вызовами. Совместно мы готовились к различным выступлениям, работая над программой аккуратно и вдумчиво. Он постоянно открывал для меня новые грани музыкального искусства, вселял веру в собственные силы, помогал раскрыться и уверенно чувствовать себя на сцене.
Каждое занятие стало процессом погружения в мир классической и современной музыки. Гениальные композиторы, такие как: Бетховен, Бах, Чайковский и многие другие- стали моими постоянными спутниками на пути творческого роста благодаря подробному изучению их произведений, истории создания, на которые акцентировал внимание мой учитель.
На мой взгляд, педагог должен быть не только преподавателем в своём деле, но и в жизни. Он должен помочь ученикам усвоить ценности и нормы, действующие в обществе. Ему следует уделять внимание вопросам честности, ответственности, уважения к другим людям и соблюдению правил. Благодаря этому, ученики смогут гармонично развиваться и становиться активными и нравственными гражданами своей страны. Кроме того, обучающихся нужно научить не просто запоминать новую информацию, а развивать критическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Это пригодится им не только в учебном процессе и выполнении творческих заданий, но также в профессиональной работе и в общении с коллегами и близкими.
Терпеливый и доброжелательный подход моего наставника стал своеобразным маяком, вдохновляющим меня на упорное трудолюбие и старания. С его помощью я научилась добиваться максимума от своих возможностей, оттачивая технику исполнения, совершенствуя музыкальную память и развивая чувство ритма.
Я искренне благодарна своему педагогу по фортепиано, Воронцову Александру Николаевичу, за его бесценные знания, опыт и мудрость, которыми он делится со мной на протяжении всего пути обучения. Фортепиано стало неотъемлемой частью моей жизни, а мой учитель примером для подражания и вдохновения. Я и мой наставник – это история упорного труда, душевного роста, творческого прогресса и крепкой дружбы, соединенной общей любовью к музыке. Я убеждена, что эта дорога только начало нашей совместной музыкальной жизни, и я благодарна ему за бесценный опыт и закалку, которая поможет мне успешно преодолевать все дальнейшие препятствия и достигать новых вершин в мире музыки.
Литература:
Упрямый зяблик
Рыжие листья
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Есть в осени первоначальной...
Заяц, косач, медведь и весна