Определить значение и роль нарративных голосов в художественном произведении
Вложение | Размер |
---|---|
vershinin_nikita._nou_1.pptx | 1.13 МБ |
Слайд 1
" Нарратив как средство выражения авторской позиции в повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" Выполнил ученик 9В класса Вершинин Никита Руководитель Матросова Ирина АнатольевнаСлайд 2
«Нарратив» в повествовании Повествование – это часть литературного изложения, в котором идет речь о событиях во времени и изображаемом действии. Нарратив – это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания их способа жизни, которое отражает определенные психологические структуры и эмоциональные состояния. Нарративные голоса – способ выражения мыслей, чувств и эмоций . Нарративом можно назвать любое повествование, которое ведется через призму личного отношения, личных взглядов . Как синонимичный часто используется термин «рассказчик». Повествователь может выступать в качестве действующего лица произведения или, напротив, находиться вне действия, стоять над миром повествования .
Слайд 3
Повесть «Собачье сердце» сложная и многозначная по своему идейно-художественному смыслу. В произведении переплетаются фантастическое, мистическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и сарказм. Можно разделить повесть на 2 части: 1 часть – с 1 – 4 главы, 2 часть– с 5 главы и до конца. Нарративные голоса в повести Булгакова «Собачье сердце» I часть II часть 1 глава. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени 5 глава. Дневник доктора Борменталя , превращение 2 глава. Шарик в доме профессора: "перевязка", прием пациентов, визит домкома 6 глава. Шариков в доме Преображенского: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, "разъяснение" кота 3 глава. Шарик в доме на Пречистенке: обед, "разъяснение" совы, кухня, подготовка к операции. 7 глава. Обед, размышления профессора. 8 глава. Прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), "покушение" на Зину 4 глава. Операция 9 глава. Исчезновение Шарикова , Шариков и " машинисточка ", донос на профессора, операция
Слайд 4
Нарративный голос образа Шарика Пес Шарик -он употребляет слово "пролетарий", причем слово дано с негативным оттенком -этот пес знает законы улицы и людей, живущих в эпоху преобразований Шариков - он знает слово «пивная» и все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе. Пролетариат, который так превозносился новым государственным строем на самом деле груб, необразован, хамоват, в дальнейшем его речь становится шаблонной: « Я иск, может, имею право предъявить.»
Слайд 5
Нарративный голос образа профессора Преображенского « Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!» Через нарратив профессора Преображенского Булгаков подводит читателя к мысли, что все дело в человеке, в том, какой выбор он совершает, в его нравственной сущности, в том, какое у него сердце.
Слайд 6
Нарративный голос образа Доктора Борменталя Речь доктора Борменталя очень интеллигентна. В повествовании используются научные термины и сложные синтаксические конструкции. Он наивен и верит в неприкосновенность великого ученого, коим считает профессора Преображенского. Это образ верного ученика. « А я полагаю, что вы — первый не только в Москве, а и в Лондоне и в Оксфорде!», « Филипп Филиппович, вы — величина мирового значения»
Слайд 7
Нарративный голос образа автора Нарративный голос автора сливается то с голосом Шарика – пса, то с голосом профессора Преображенского, то Швондера , то доктора Борменталя , то Шарикова – человека. Кажется, Булгаков хочет быть беспристрастным. Автора как бы нет. Повесть заканчивается от лица Шарика, как и начиналась. Но в этом многоголосье и есть автор. Его задача отобразить самые разнообразные пласты реальности.
Слайд 8
вывод Через голоса повествователей Булгаков показывает, что нельзя создать новое государство прибегая к насилию, нельзя воспитать свободного человека, запугивая и ограничивая его свободу. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих "экспериментаторов"
Слайд 9
Спасибо за внимание
Будьте как солнце!
Заповеди детства и юности
Как зима кончилась
На горке
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?