В работе ученицы 9 класса Ретунской Александрины исследуется роль детского труда в годы ВОВ. Актуальность данной темы заключается в важности осмысления роли детей в событиях Великой Отечественной войны и их трудового вклада в Победу.В ходе исследования использованы методы аналитического прочтения и осмысления автобиографических рассказов сибирского писателя, в основе которых не выдуманные истории, а реальные события из жизни маленьких героев. Особое внимание акцентируется на поистине самоотверженном труде маленьких тружеников, заменивших в крестьянской работе своих отцов.
Новизна исследования заключается в том, что она обращена к теме детства без игрушек и яств, к тому, как в одно мгновение взрослели в годы ВОВ двенадцатилетние мальчики.
Анализируя жизнь детей войны, так и не узнавших настоящего детства, ученица приходит к выводу: нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.
Вложение | Размер |
---|---|
ned._nauki_retunskaya.docx | 38.16 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «МИГНИНСКАЯ СШ" ИМЕНИ ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ
ЮФЕРОВА ГРИГОРИЯ ПРОКОПЬЕВИЧА
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Исследовательская работа
ГЕРОИЧЕСКИЙ ТРУД ДЕТЕЙ В ГОДЫ ВОВ
(по автобиографическим рассказам Сергея Пестунова)
Выполнила: Ретунская Александрина,
ученица 9 класса
Руководитель:
Короткова Надежда Романовна,
учитель русского языка и литературы
2024,с.Мигна
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..
Глава #1055;естунов (Пистунович) Сергей Андреевич (1934-1997)
Глава 2. Героический труд детей в годы ВОВ по автобиографическим рассказам Сергея Пестунова
#1053;едетские заботы и радости героев рассказа «Пронькино болото»
Война и детство – несовместимые понятия ( по рассказу "Юбилейная медаль»
Наравне со взрослыми (по рассказу «Ах ты степь, ты степь…»
Заключение…………………………………………………………
Введение
Актуальность данной темы заключается в важности осмысления роли детей в событиях Великой Отечественной войны и их вклада в Победу. Труд, равный подвигу воина-героя был продемонстрирован в годы военного лихолетья моими ровесниками-земляками, их стойкость, патриотизм, активная позиция – объект нашей гордости и пример для подражания.
Объект исследования: автобиографические рассказы Сергея Пестунова «Пронькино болото», «Юбилейная медаль», «Ах ты степь, ты степь…»
Предмет исследования: непосильный труд детей на войне в изображении С.Пестунова
Дети войны…
Что может быть горше детства, которое отняли? Украденное детство нельзя вернуть, нельзя продлить. Так нужно ли говорить о детстве, которого не было? Но именно о них, маленьких тружениках тыла, на своих неокрепших плечах вынесших непосильную ношу войны, мы имеем лишь отрывочные представления. Отсюда выявлено противоречие между недостаточно детальным изучением судеб детей военного времени и желанием глубже узнать о них, о их вкладе в Великую Победу.
Цель исследования: формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе изучения автобиографических рассказов С.А.Пестунова «Пронькино болото», «Юбилейная медаль», «Ах ты степь, ты степь…»
Задачи:
. 1.Изучить автобиографические рассказы С.Пестунова, посвящённые детям войны.
2. Выявить черты автобиографичности в рассказах сибирского писателя.
3.Исследовать, что для С.А.Пестунова является главным при изображении детей войны в автобиографических произведениях:
«Пронькино болото», «Юбилейная медаль», «Ах ты степь, ты степь…»
4.Углубить и расширить знания о детях войны, создать чёткое понимание трудового подвига и вклада в Великую Победу моих ровесников в годы ВОВ.
5. Доказать на примере жизни детей войны, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.
Гипотеза: дети войны в изображении С.Пестунова – это не героическое явление, а страшная реальность, с недетскими заботами и радостями, приближавшими Победу.
Методы: анализ, сопоставление, систематизация, обобщение
Глава #1055;естунов (Пистунович) Сергей Андреевич (1934-1997)
#1048;споведь писателя
«Писать автобиографию так же трудно, как отвечать на суде: говори правду и только правду! А правда совсем не проста и многолика, как человек». В статье «Живу, забывая умереть» (исповедь),1995 год, журнал «Северный меридиан» поэт, прозаик донёс до читателя эту правду.
«С утра отца проводили на фронт, а с обеда я уже сидел на старом мерине Пупсике и подвозил молодым солдаткам волокуши сена жарким июльским днём». Ему тогда было семь с небольшим! «А в двенадцать я уже носил на своей крепенькой груди медаль «За доблестный труд». В ту пору дети уже были «мудрыми, дошлыми и понимали вкус жизни, видели, с какого боку горе лежит, с которого – счастье нежится». «Свой первый институт - с довеском войны – закончил аж в 26 лет, получив до этого аттестат в 21, как сын погибшего фронтовика и ударник тыла»-,признавался автор исповеди. Поколение Сергея Пестунова было по-настоящему опалено проклятой войной. Зимой учился, а летом зарабатывал на хлеб: читал о комсомольских героях лекции, метал сено, писал в газеты и на радио. Окончив институт, продолжал работать и приобрёл до пятисот профессий, но оставил под старость всего три: садовод, пчеловод и творчество. «В трёх ипостасях и хочу пожить, забывая умереть… А уж ежели споткнусь, по нечаянности, то оставлю после себя сады, пчёл и книги…».
Исторические и автобиографические основы творчества
Поэт, прозаик, член Союза писателей России Пестунов Сергей Андреевич родился 20 марта 1934г. в деревне Бей-Булук Боградского р-на.
Окончил Абаканский педагогический институт и заочно факультет журналистики Уральского университета.
_______________
В 1953 году в районной газете «Знамя коммунизма» впервые было опубликовано стихотворение восьмиклассника Сережи Пестунова. Впоследствии он напишет более ста стихотворений, 50 рассказов, в свет выйдет шесть его книг. В какой бы форме он не выражал свои мысли, прозе или стихах, все его творчество неотвратимо было связано с любовью к родной земле, семье, землякам. Прототипами героев становились его дедушка и бабушка, мама, отчим, сводный брат, дети, жители деревни.
«У каждого писателя есть исток его жизни и творчества, имя которому – родимая сторонка…Она у меня одна, она и питает меня вдохновением, раздумьями о судьбах моих соотечественников». Эти строки принадлежат Сергею Пестунову. С любовью рассказывает писатель о своих земляках, людях трудолюбивых, добрых и совестливых, с богатейшим духовным миром.
Всю свою жизнь он посвятил «истоку» творчества. Вся биография писателя в его стихах и книгах. Стихи и рассказы С. Пестунова печатались в газетах «Советская Хакасия», «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец», в альманахе «Енисей», в коллективных сборниках. В 1973г. в журнале «Молодая гвардия» была опубликована повесть писателя «Белая птица лебедь», за которую он получил первую премию. Первая книга писателя вышла в свет в издательстве «Современник» (1975). В неё вошли повести «Белая птица – лебедь», «Сватова деревня», «Чудный месяц». В 1995 г. Хакасское книжное издательство выпустило сборник стихов «Заповедная обитель» и в 1997г. - сборник стихотворений «Озорные посмеюшки». В 1997г. опубликована последняя книга С. Пестунова «Жизнь бы текла да людей радовала».
Глава #1044;етство, опалённое войной, в автобиографических рассказах Сергея Пестунова
#1053;едетские заботы и радости героев рассказа «Пронькино болото»
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!
А.Т.Твардовский
Война каждый день, война каждый час, война во сне, война наяву. Так запомнилась она, проклятущая, герою рассказа «Пронькино болото» и его подруге Марусе. Ложились поздно, вставали, не выспавшись. Засыпали голодными, просыпались от голода. Где-то далеко рвались снаряды, гремели залпы орудий, земля стонала от рваных ран, а в глухую деревеньку в Сибири шли и шли похоронки. Пришли похоронки и в семьи наших ребят. Осиротели они, вмиг повзрослев, взвалив на неокрепшие плечи недетские заботы.
Война…
Она в миллионы раз страшнее, если видеть её глазами ребёнка. И никакое время не может вылечить раны от войны, их горечь взрослого детства забыть не даст. Нам, живущим в трёхтысячном, представить войной опалённое детство поможет мой любимый писатель. Сибиряк, Сергей Андриянович Пестунов.
В автобиографичном рассказе «Пронькино болото» говорится о моей малой
родине, селе Мигна, Ермаковского района, Красноярского края. Это малое
местечко вы не найдёте на карте России, но оно есть в книге «Чудный месяц» Сергея Пестунова.
В то военное лето герой рассказа поймал «более трёх тысяч» сусликов. Он пас лошадей и одновременно ловил сусликов. Вы не поверите, что суслики многих сельчан от голода спасли. Да и мои одноклассники не верят, говорят, что сусликов не едят. А вот писатель Сергей Пестунов ел, и не только сам ел, но ещё и дарил своей любимой девочке Марусе. Им в тот год исполнилось, как и нам, по четырнадцать. Они «целый день убивались за сусликами. В поле прямо жарили, ели их, запивая ромашковым чаем». Вечером Сергей и Маруся приносили домой в бидоне «уже замоченных, готовых к поджарке сусликов». Семья у Маруси была огромной, отец её, как и отец героя, погиб на войне. «Кормить ораву в девять человек больная мать
была не в силах, и дети её, едва встав на ноги, начинали в колхозе работать».
Маруся среди своих братьев и сестёр считалась добытчицей, кормилицей.
В четыре часа утра, «ещё по задымлённой росою траве», она выпускала с
выгона овец, а наш герой уже гарцевал на своём Орлике, поджидая её. Так
каждый день, без выходных, с самого раннего утра и до захода солнца трудились дети военной поры, так трудились и Сергей с Марусей. Находилась работа и для стариков, которые с нетерпением ожидали возвращения наших ребят, ведь сусликов ели и они. Соседи и старики помогали обдирать грызунов, расправлять на рогульках шкурки. А зачем же шкурки, спросите вы? А вот зачем. Осенью приехал заготовитель, а у нашего героя шкурок накопилось более трёх тысяч! За них Сергей получил сатиновые штаны, цветастый платок и красные тапочки. В поле он примерил на Марусину голову полушалок, на обветренные, но тёплые, «что птенцы»
ноги – красные тапочки.
Взрослое детство...Недетские заботы и радости тоже недетские.
О детстве без игрушек и яств, о том, как в одно мгновение повзрослели двенадцатилетние мальчики ещё один автобиографический рассказ «Юбилейная медаль».
Война и детство – несовместимые понятия ( по рассказу Юбилейная медаль»
Война и дети…
Узаконенное убийство и детство вне закона человечности.
Дети войны - горькая история тех, кто родом из военного детства. Так сложилось, что кованый сапог врага не топтал нашу Сибирь, но и за тысячи километров от фронта дети военной поры испытали бесчеловечность фашизма и стали надёжной опорой для своих отцов и старших братьев. Это
они, маленькие труженики тыла, на своих неокрепших плечах вынесли непосильную ношу войны. Об этом расскажет Сергей Пестунов в
автобиографии. «С утра отца проводили на фронт, а с обеда я уже сидел на старом мерине Пупсике и подвозил молодым солдаткам волокуши сена жарким июльским днём». Ему тогда было семь с небольшим! «А в двенадцать я уже носил на своей крепенькой груди медаль «За доблестный труд». Особая притягательность сибирского писателя в том, что в основе его рассказов не выдуманная история, а реальные события из жизни героев. События этого осеннего дня калёным железом вошли в душу мальчика и остались в ней болью, чтобы вновь и вновь возвращать в прошлое. Вернулся он к этому злополучному дню и в рассказе «Юбилейная медаль».
Унылая картина поздней зяблевой вспашки… Уже зазимок на межах
лежит. На раздёрганном осенними дождями неоглядном жнивье пашет
одинокий трактор ХТЗ. Молодая беременная солдатка Поля водит трактор,
а командуют сразу двумя плугами – тракторным и конным, прицеплённым
в хвосте трактора, два мальчика. «Холодные и голодные, они день-деньской
мотаются за трактором». Улыбчивая трактористка прозвала их за это
«мотовилами». «Сбивая в сукровь голые ступни», они еле успевают
заправлять в борозду конный вихлястый плуг, который ошалело бежит за
тракторным. Им тогда было по девять с небольшим. Попробуй угонись за
бегущим в жарких шпорах стальным конём! Но они «были сыны
фронтовиков». И пусть ладони рук в «кровавых мозолях покрылись сизой
коркой окалины, твёрже копыта стали и пахли железом», зато в
«закуржавленных окопах» их отцы ели тёплую сыновью краюху. А Поля
была на сносях, ей бы послушать мать, остаться дома. Но она была
жена солдата. После вынужденной перетяжки мальчики ждут и боятся того
момента, когда нужно заводить трактор. Рукоятка, откованная в кузнице
женой кузнеца, «была что клюка бабы-яги, на конце острая». На неё-то и
давят изо всех общих силёнок, чтобы завести ХТЗ, три работника. Тут сила
мужская нужна, «чтоб назад не шибануло, руки назад не повывёртывало».
Но…
В этот раз «рукоятка, горячая от наших рук, ни с места. И Поля «светлая
жалость в душе – на всю жизнь!») натужно наваливается большим
животом. И вдруг… Рукоятка льдинкой выскользнула из ослабевших рук, а
небо пронзили два смертельных крика…В глазах мальчиков опрокинулись
небо и солнце. И через десятки лет воспоминания сжимают горло, и вновь,
и вновь опрокидывается бездушное небо и тлеющее холодное солнце летит
на ребят. А когда хоронили в одном гробу мать и сына, «очумелых от страха»
мальчиков приводили в себя на больничной койке. В тот же день «чуть
живой почтальон дедунь Бордяк» принёс похоронку на мужа Поли.
Юбилейный тридцатилетний победный май. Вручают медали, а у писателя
Сергея Пестунова вновь, как в тот осенний промозглый день,
опрокидываются небо и солнце.
Имеем ли мы право забыть отнятое детство наших дедов и прадедов?
Забыть преступления против самого чистого и светлого - значит забыть прошлое, лишиться настоящего. У детей войны разные судьбы, но их всех объединяет невосполнимая потеря прекрасного мира детства.
Об этом люди России знают не по наслышке. Об этом автобиографический
рассказ моего любимого писателя, Сергея Андреевича Пестунова, о детстве с недетскими заботами и печалями, о преступлении против самого детства.
Наравне со взрослыми. Труд детей в годы ВОВ
в рассказе «Ах ты степь, ты степь…»
Дети войны…
Как неразлучны были для взрослых детей смех и слёзы, жизнь и смерть. В ту «лютую морозную зиму» смерть была совсем рядом. Поехали они с другом Николаем на быках, запряжённых в тяжёлые арбы, за соломой для колхозных коров. Нагрузили соломы и уже под самый вечер тронулись домой. Всю дорогу их сопровождала большая стая волков, «полыхая синеватыми сполохами лютых глаз». Мальчики крутили соломенные жгуты, поджигали их, сидя на той же соломе, размахивали в воздухе этими факелами, потом бросали в зверей, перепуганные «до смерти». А ведь это были всего лишь дети! Могли и сгореть, могли и попасть в голодные пасти…
Работали наравне со взрослыми. Те же самые конные плуги, те же конные сеялки, косилки, даже лобогрейки, на которых ребята умаивались так, что неожиданно валились с сиденья в колючую стерню и «отчаянно ревели: не было ещё силы, ловкости и сноровки. Ведь каждый из них должен был дать полноценную «взрослую» норму». И они давали её, потому что вся их артель состояла из солдаток да детворы пузатой. Их так и «окликали молодые солдатки:
- Эй вы, штанишки да пузо, пошевеливайся!» И ребятки, конечно, шевелились, как могли!
Особенно было трудно в послевоенную голодную весну. Война закончилась, а отцы всё ещё не возвращались домой, всё ещё что-то медлили. Дети не верили похоронным листам, думали, что всё это неправда: не могут же быть все убитыми. Но отцы так и не пришли домой ни через год, ни через два, никогда не пришли.
Список используемой литературы
.#1040;бельтин, Э. С. Пестунов. Белая птица лебедь / Э. Абельтин // Сибирские огни. - 1980. - № 8. - С.190 - 192.
#1055;естунов, С. Сватова деревня: повесть / С. Пестунов. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1979. - 216 с.
#1055;естунов, С. Чудный месяц: рассказы и повести / С. Пестунов. -Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1982. — 280 с.
В 1982 году вышла книга «Чудный месяц». Тогда известный писатель Альберт Лиханов сказал: «По каждому его рассказу можно поставить фильм …»
В книгу «Чудный месяц» вошли рассказы и повести, посвященные современной сибирской деревне
«…Нужно сказать, что он развивал другой труд, за который платят деньги, чтобы увидели его литературный труд. Ему надо было вложить свои деньги, чтобы издать книгу. Писал он практически каждый день. Стихи у него рождались, в основном, ночью под утро. В 4 утра стабильно будил – Наташа, я написал, послушай. Глаз один открываешь – слушаешь. Потом я как-то сказала – папа, гениально. Ему это так понравилось. И потом я уже научилась спать с открытыми глазами и слушать его стихи. Потому что это было каждую ночь. Он звонил всем. В 6 утра всех поднимал – послушай, я написал стихотворенье», - вспоминает об отце дочь Наталья.
Стихи и рассказы С. Пестунова печатались в газетах «Советская Хакасия», «Красноя
Северный меридиан -1995 -№ 17 23 ноября
Груз обид
Горячо - холодно
Весенняя гроза
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Философские стихи Кристины Россетти