Исследование жизненного пути цесаревича Алексея как духовного подвига.«…не зло победит зло, а только любовь…» По такому принципу воспитывался в своей царственной семье маленький цесаревич Алексей Николаевич Романов. Принципы воспитания в царской семье могут служить примером для современных семей.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект | 40.03 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа-ЭКОТЕХ»
г. Котовска Тамбовской области
Исследовательский проект:
ученица 4 класса МБОУ
«Школа-ЭКОТЕХ»
учитель начальных классов
Шелпакова Татьяна Александровна
Котовск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….с.
I глава. Принципы воспитания в царской семье как положительный пример духовно-нравственного воспитания
1. 1. Раннее детство наследника цесаревича Алексея Николаевича…….. с.5-6
1.2. Страшная болезнь …………………………………………………с.6
1. 3. Жизнь в царском селе ……………………………………….с.6-7
1.4. Любимая Ставка. Знакомство с военной жизнью …………….с.7-8
1.5. Последние уроки Государя-отца …………………………
1. 6. Жизнь в царском селе ……………………………………….с.6-7
II глава. Поступки Алексея, характеризующие его как духовно-нравственную личность………………………………………………
III глава. Сравнительный анализ нравственного поведения подростков разных поколений…………………………………………………………..
Выводы …………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………….
Введение
С ранних лет я интересуюсь историей. Особенно мне интересна история нашего Отечества.
Однажды, я посмотрелаа мультфильм «Анастасия», где вновь услышала фамилию Романовых, прочла в энциклопедиях о царской семье, недавно посмотрела документальный фильм Парфенова «Династия Романовых. Николай II». Я узнала много нового и интересного о царе Николае II и его семье. Но наибольшее мое внимание привлек сын Николая второго, цесаревич Алексей. Вся его жизнь была подвигом.
Учительница рассказала мне о трагической смерти этого мальчика, и мне непременно захотелось узнать о его жизни все. Почему он, несмотря на то, что жил во дворце, имел все, что только захочет, не стал испорченным подростком, как многие современные мальчишки. Я решила заняться изучением этого вопроса более подробно.
Так возникла тема моего исследования « Система духовных ценностей в жизни подрастающего поколения как определяющий фактор нравственного поведения на примере личности цесаревича Алексея»
Актуальность обусловлена тем, что в наше время обесценивается нравственный облик детей и подростков. Детям становится позволено практически все. Воспитание многих подростков оставляет желать лучшего. Так вот жизнь Алексея Романова, его воспитание в царской чете может нам служить примером и сегодня. Мальчик был болен, рос во дворце, но тем не менее воспитывался в рамках любви и уважения к близким и другим людям. Он не кичился своим положением, относился с уважением ко всем людям, даже к своим слугам.
«…не зло победит зло, а только любовь…» По такому принципу воспитывался в своей царственной семье маленький цесаревич Алексей Николаевич Романов. Принципы воспитания в царской семье могут служить примером для современных семей.
Цель работы: исследование жизненного пути цесаревича Алексея как духовного подвига.
Задачи:
• изучить биографию Алексея Романова;
• рассмотреть принципы воспитания в царской семье;
• выявить, в чем состоит духовный подвиг Алексея;
• провести сравнительный анализ и определить причину нравственного поведения современных подростков.
Гипотеза: нравственные устои в жизни подростка определяются не временем и положением, а личным выбором каждого.
Объект исследования: жизненный путь Алексея Романова.
Предмет исследования: личность цесаревича Алексея и его жизненный путь.
Методы исследования: анализ научной литературы, изучение информации в сети Интернет, чтение книг по теме, экскурсии в Благовещенский храм г. Котовска, беседа с настоятелем храма, экскурсия в Воскресную школу при храме, экскурсия в городской музей, обобщение материала.
Глава I. Принципы воспитания в царской семье как положительный пример духовно-нравственного воспитания
1. Раннее детство наследника Алексея Николаевича
30 июля (12 августа н. ст.) 1904 г. в Петергофе родился единственный сын последнего русского Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны, наследник престола Российской империи Цесаревич Алексей. Он был пятым и очень долгожданным ребенком царской четы, о котором они много и горячо молились, в том числе во время торжеств, посвященных прославлению прп. Серафима Саровского 17-19 июля 1903 г.
3 сентября 1904 г. в церкви Большого Петергофского дворца было совершено таинство Крещения Цесаревича с именем в честь свт. Алексия, митрополита Московского. По мнению ряда исследователей, наследник получил имя Алексей в память царя Алексея Михайловича (1645-1676). Восприемниками порфирородного младенца были английский и датский короли, германский император, а также русские Великие Князья. Поскольку Россия в этот период вела войну с Японией, все офицеры и солдаты Русской армии и флота провозглашались почетными крестными наследника. Согласно традиции в связи с рождением наследника учреждались благотворительные организации: военно-санитарный поезд имени наследника-цесаревича, Алексеевский комитет по оказанию помощи детям, потерявшим отцов в русско-японскую войну.
Воспитатель и учитель царских детей Пьер Жильяр в своих мемуарах вспоминает, как он впервые в феврале 1906 г. увидел Цесаревича, которому исполнилось тогда полтора года: «…Я уже готовился кончить свой урок с Ольгой Николаевной, когда вошла Императрица с Великим Князем Наследником на руках. Она шла к нам с очевидным намерением показать мне сына, которого я еще не знал. На лице ее сияла радость матери, которая увидела, наконец, осуществление самой заветной своей мечты. Чувствовалось, что она горда и счастлива красотой своего ребенка.
И на самом деле, Цесаревич был в то время самым дивным ребенком, о каком только можно мечтать, со своими чудными белокурыми кудрями и большими серо-голубыми глазами, оттененными длинными, загнутыми ресницами. У него был свежий и розовый цвет лица здорового ребенка, и когда он улыбался, на его круглых щечках вырисовывались две ямочки. Когда я подошел к нему, он посмотрел на меня серьезно и застенчиво и лишь с большим трудом решился протянуть мне свою маленькую ручку.
Во время этой первой встречи я несколько раз видел, как Императрица прижимала Цесаревича к себе нежным жестом матери, которая как будто всегда дрожит за жизнь своего ребенка; но у нее эта ласка и сопровождавший ее взгляд обнаруживали так ясно и так сильно скрытое беспокойство, что я был уже тогда поражен этим. Лишь много времени спустя мне пришлось понять его значение».
2. Страшная болезнь.
По линии матери Алексей унаследовал гемофилию, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории (1837-1901). Заболевание стало очевидным уже осенью 1904 г., когда у двухмесячного младенца началось тяжелое кровотечение. Любая царапина могла привести к смерти ребенка; оболочки его артерий и вен была так слабы, что всякий ушиб, усиленное движение или напряжение могли вызвать разрыв сосудов и привести к роковому концу: падение, кровотечение из носа, простой порез – все, что для обыкновенного ребенка было бы пустяком, могло быть смертельным для Алексея. С самых первых лет жизни Цесаревичу требовался особый уход и постоянная бдительность, вследствие чего к нему по предписанию врачей были приставлены в качестве телохранителей два матроса с императорской яхты: боцман Деревенько и его помощник Нагорный.
Алексей прекрасно понимал, что он может не дожить до совершеннолетия. Когда ему было десять лет, старшая сестра Ольга обнаружила его лежащим на спине и глядящим на облака. Она спросила, что он делает. «Мне нравится думать, размышлять», – ответил Алексей. Ольга спросила, о чем же ему нравится думать. «О, много о чем, – ответил мальчик, – я наслаждаюсь солнцем и красотой лета, пока могу. Кто знает, возможно, в один из этих дней я больше не смогу этого делать».
3. Жизнь в царском селе
Он вполне наслаждался жизнью, когда мог, как резвый и жизнерадостный мальчик. Вкусы его были очень скромны. Он совсем не кичился тем, что был наследником престола, об этом он всего меньше помышлял. Его самым большим счастьем было играть с двумя сыновьями матроса Деревенько, которые оба были несколько моложе его. У него была большая живость ума и суждения и много вдумчивости. Он поражал иногда вопросами выше своего возраста, которые свидетельствовали о деликатной и чуткой душе.
Я легко понимал, что те, которые не должны были, как я, внушать ему дисциплину, могли без задней мысли легко поддаваться его обаянию. В маленьком капризном существе, каким он казался вначале, я открыл ребенка с сердцем, от природы любящим и чувствительным к страданиям, потому что сам он уже много страдал».
В семь лет Алексей начал учиться. Занятиями руководила Государыня, которая сама выбрала учителей: законоучителем стал духовник императорской семьи протоиерей Александр Васильев, преподавателем русского языка – тайный советник П.В. Петров, преподавателем арифметики – статский советник Э.П. Цытович, преподавателем французского языка и гувернером – П. Жильяр, английский язык преподавали Ч. Гиббс и сама Александра Федоровна.
Жизнь в Царском Селе носила тесный семейный характер: свита, за исключением дежурных фрейлин и командира сводно-гвардейского полка, во дворце не жила, и Царская семья, кроме случаев посещения родственников, собиралась за столом без посторонних и совершенно запросто. Уроки Цесаревича начинались в девять часов с перерывом между одиннадцатью и полуднем, во время которого наследник с воспитателем выезжали на прогулку в карете, санях или автомобиле. Затем занятия возобновлялись до обеда, после чего Алексей всегда проводил два часа на воздухе. Великие Княжны и Государь, когда был свободен, присоединялись к нему. Зимой Алексей веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, построенной на берегу небольшого искусственного озера.
Так же, как и сестры, Цесаревич обожал животных. П. Жильяр вспоминает: «Он любил играть со своим ослом Ванькой, которого запрягали в маленькие санки, или со своей собакой Джой, темно-коричневой болонкой на низких лапках, с длинными, падающими почти до пола шелковистыми ушами. Ванька был бесподобное, умное и забавное животное. Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались ко всем барышникам в Петербурге; тогда цирк Чинизелли согласился уступить старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом Ванька появился при Дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял нас, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал, закрыв один глаз, как старый янки. Эти два животных играли большую роль в жизни Алексея Николаевича, у которого было очень немного развлечений. Он страдал главным образом от отсутствия товарищей. К счастью, его сестры, как я уже говорил, любили играть с ним; они вносили в его жизнь веселье и молодость, без которых ему было бы очень трудно.
Во время дневных прогулок Государь, любивший много ходить, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель». В четыре часа пополудни уроки возобновлялись вплоть до ужина, который подавался в семь часов для Алексея и в восемь – для остальных членов семьи. День заканчивался чтением вслух какой-нибудь любимой Цесаревичем книги.
Все близкие Алексея отмечали его религиозность. Сохранились письма цесаревича, в которых он поздравляет родных с праздниками, его стихотворение «Христос Воскрес!», посланное им бабушке, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Из воспоминаний С.Я. Офросимовой: «Идет праздничная служба… Храм залит сиянием бесчисленных свечей. Цесаревич стоит на Царском возвышении. Он почти дорос до Государя, стоящего рядом с ним. На его бледное, прекрасное лицо льется сияние тихо горящих лампад и придает ему неземное, почти призрачное выражение. Большие, длинные глаза его смотрят не по-детски серьезным, скорбным взглядом… Он неподвижно обращен к алтарю, где совершается торжественная служба… Я смотрю на него, и мне чудится, что я где-то видела этот бледный лик, эти длинные, скорбные глаза».
В 1910 г. Иерусалимский Патриарх Дамиан, зная о благочестии наследника, подарил ему на Пасху икону «Воскресение Христово» с частицами камней от Гроба Господня и Голгофы.
По словам П. Жильяра, Алексей был центром тесно сплоченной Царской семьи, на нем сосредотачивались все привязанности и надежды. «Сестры его обожали, и он был радостью своих родителей. Когда он был здоров, весь дворец казался как бы преображенным; это был луч солнца, освещавший и вещи, и окружающих. Счастливо одаренный от природы, он развивался бы вполне правильно и равномерно, если бы этому не препятствовал его недуг». С.Я. Офросимова вспоминает: «Живость его не могла умериться его болезнью, и, как только ему становилось лучше, как только утихали его страдания, он начинал безудержно шалить, он зарывался в подушки, сползал под кровать, чтобы напугать врачей мнимым исчезновением… Когда приходили Княжны, в особенности Великая Княжна Анастасия Николаевна, начинались страшная возня и шалости. Великая Княжна Анастасия Николаевна была отчаянной шалуньей и верным другом во всех проказах Цесаревича, но она была сильна и здорова, а Цесаревичу запрещались эти опасные для Него часы детских шалостей».
4. Любимая Ставка. Знакомство с военной жизнью
По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта, организовал отряд из сыновей нижних чинов под руководством «дядьки» Цесаревича Деревенько и сумел привить наследнику любовь к военному делу. Алексей часто присутствовал при приеме депутаций и на смотрах войск, а в годы Первой мировой войны с отцом посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов, сам был награжден серебряной Георгиевской медалью 4-й степени.
20 июля 1914 г. президент Французской Республики Р. Пуанкаре вручил наследнику ленту ордена Почетного легиона. В Петрограде в Зимнем дворце работали два учреждения имени Алексея – госпиталь и Комитет единовременных пособий больным и раненым воинам, также его имя носили многие военные лазареты.
Почти весь 1916 г. Цесаревич провел с отцом в ставке верховного главнокомандующего в Могилеве. По мнению А. А. Мордвинова, флигель-адъютанта Николая II, наследник «обещал быть не только хорошим, но и выдающимся монархом». П. Жильяр вспоминает: «После смотра Государь подошел к солдатам и вступил в простой разговор с некоторыми из них, расспрашивая их о жестоких боях, в которых они участвовали.
Алексей Николаевич шаг за шагом следовал за отцом, слушая со страстным интересом рассказы этих людей, которые столько раз видели близость смерти. Его обычно выразительное и подвижное лицо было полно напряжения от усилия, которое он делал, чтобы не пропустить ни одного слова из того, что они рассказывали.
Присутствие наследника рядом с Государем возбуждало интерес в солдатах, и когда он отошел, слышно было, как они шепотом обмениваются впечатлениями о его возрасте, росте, выражении лица и т. д. Но больше всего их поразило, что Цесаревич был в простой солдатской форме, ничем не отличавшейся от той, которую носила команда солдатских детей».
После посещений Ставки любимой пищей Цесаревича стали «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Ему каждый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка. По воспоминаниям окружающих, Цесаревич съедал все и еще облизывал ложку, сияя от удовольствия и говоря: «Вот это вкусно – не то, что наш обед». Иногда, не притронувшись ни к чему за столом, он тихонько пробирался к зданиям царской кухни, просил у поваров ломоть черного хлеба и втихомолку делил его со своей собакой.
5. Последние уроки Государя-отца
15 марта 1917 г. было получено известие об отречении Николая II от престола за себя и за сына в пользу Михаила Александровича, младшего брата Государя.
С 8 марта 1917 г. Царская Семья находилась под арестом в Царском Селе, а 1 августа была отправлена в ссылку в Тобольск, где находилась в заключении в доме губернатора. Здесь Государю удалось осуществить мечту о том, чтобы самому заняться воспитанием сына. Он давал уроки Цесаревичу в мрачном доме в Тобольске. Уроки продолжались в нищете и убожестве екатеринбургского заточения, куда императорскую семью перевезли весной 1918 г.
Жизнь Царской Семьи в доме инженера Н. К. Ипатьева была подчинена строгому тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паек, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи. Еще в Тобольске Алексей упал с лестницы и получил тяжелые ушибы, после которых долго не мог ходить, а в Екатеринбурге его болезнь сильно обострилась.
В трагическое время семью объединяла общая молитва, вера, надежда и терпение. Алексей всегда присутствовал на богослужении, сидя в кресле, у изголовья его кровати висело множество иконок на золотой цепочке, которая впоследствии была похищена охранниками. Находясь в окружении недругов, узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и св. мучеников, готовились к мученической кончине.
Цесаревич Алексей не дожил до своего четырнадцатилетия нескольких недель. В ночь на 17 июля 1918 г. он был убит вместе с родителями и сестрами в подвале Ипатьевского дома.
В 1996 г. Синодальная Комиссия по канонизации святых под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев царевича Алексия». Канонизация св. страстотерпца Цесаревича Алексия состоялась на Архиерейском Соборе в августе 2000 г.
Глава II. Поступки цесаревича Алексея, характеризующие его как духовно-нравственную личность
Жительница Царского Села С.Я. Офросимова делится следующими впечатлениями: «Наследник Цесаревич имел очень мягкое и доброе сердце. Он был горячо привязан не только к близким ему лицам, но и к окружающим его простым служащим. Никто из них не видел от него заносчивости и резкого обращения. Он особенно скоро и горячо привязался именно к простым людям. Любовь его к дядьке Деревенько была нежной, горячей и трогательной. Одним из самых больших его удовольствий было играть с детьми дядьки и быть среди простых солдат. С интересом и глубоким вниманием вглядывался он в жизнь простых людей, и часто у него вырывалось восклицание: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы».
А.А. Танеева вспоминала: «Наследник принимал горячее участие, если и у прислуги стрясется какое-нибудь горе. Его Величество был тоже сострадателен, но деятельно это не выражал, тогда как Алексей Николаевич не успокаивался, пока сразу не поможет. Помню случай с поваренком, которому почему-то отказали в должности. Алексей Николаевич как-то узнал об этом и приставал весь день к родителям, пока не приказали поваренка снова взять обратно. Он защищал и горой стоял за всех своих».
Глава III. Сравнительный анализ нравственного поведения подростков разных поколений
Нравственное воспитание детей начинается с семьи, с самого рождения. Как бы ни была велика роль образовательных институтов – фундамент морали и духовности закладывается родителями с самого момента рождения. Семейный менталитет, культурный уровень, религиозная принадлежность и степень глубины ее верований — это то, что понесет с собой по жизни маленький гражданин своей страны.
Стремление ко всему прекрасному заложено в нас природой. Никто не рождается злым – это факт. Каждый малыш изначально добр, открыт и готов обнять весь мир. Он не знает, что такое деньги, его не интересует дорогая одежда вместе с чудесами технологий. Все, что надо ребенку – это еда, тепло, питье, мягкая постель, мама, любящие люди вокруг. Не найти более нравственное и одухотворенное создание, чем ребенок 3 лет. В нем уже есть все: человеколюбие, стремление к прекрасному, здоровая скромность и желание заботиться. Все, что нужно – это не дать ребенку «испортиться», показать на собственном примере правильные ориентиры. Но что современные дети зачастую видят дома:
• Озлобленных на жизнь и друг на друга, родителей;
• Праздники, венец которых — алкоголь в компании изобилия пищи;
• Нецензурная брань;
• Телевидение, пропагандирующее насилие, потребительское отношение, неграмотность;
• Приоритет материального над духовным.
Если говорить о примере, то он может стать как мощным инструментом в нравственном воспитании, так и первым главным его врагом. Кто подает пример ребенку? Родители, педагоги, родственники, старшие школьники, популярные личности, персонажи фильмов и мультфильмов. Не нужно быть психологом, чтобы проанализировать то, что видят и слышат наши дети.
Потребительский век породил общество потребителей. Все продается и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Дети и подростки оказались в эпицентре этого потребительского водоворота.
Русский народ, поколения за поколениями воспитывался в духе нравственности, высокой культуры, чувства чести и милосердия. В нашей стране немало своих духовно-нравственных личностей, таких как Цесаревич Алексей, которые должны быть ориентиром для современной молодежи. Однако, среди ребят сейчас все чаще распространена ориентация на западную культуру. Даже не на саму культуру, а именно на современную атрибутику показушной пустой европейской жизни.
Заключение
Жизнь Алексея Романова должна быть примером для нас и сегодня. Ребенок был смертельно болен. Но это не сломило его. Его оберегали, баловали, он знал, что он особенный, что он будущий царь. Но тем не менее, мальчик был добрым, помогал простым людям.
Огромное впечатление произвела на меня собранная информация. Трагическая жизнь, мученическая смерть… Все зависит от нас самих, от нашего выбора – творить добро или зло.
Многое зависит от воспитания, примера в семье. Принципы воспитания в царской семье могут служить примером для современных семей. Дети в царской семье в отличии от многих современных воспитывались с любовью к окружающим, к братьям нашим меньшим.
Конечно, огромное влияние на современных детей оказывает особенность нашего современного мира. Но ведь и в царской России жизнь в обществе была не идеальной: было социальное и имущественное неравенство в ярко выраженной форме.
Таким образом, гипотеза об идеале воспитания в царской семье, на мой взгляд, подтвердилась.
В ходе исследования данной темы я получил много новых знаний. Полученная информация заметно расширила мой кругозор. А приобретенные в ходе исследования умения несомненно пригодятся в жизни.
| |
Список литературы
1. Бокова Вера. Как растили наследников русского престола - М.: «Благо», 2012.
2. Боханов А. Император Николай П. -М.: «Русскоеслово», 2012.
3. Верная Богу, Царю и Отечеству /Сост. Рассулин Ю. - СПб.: «Царское Дело». 2014.
4. Записки о семейной жизни (1899) (Опубликовано в журнале «Русский мир» №4 за 2011г.)
5. Зимин И : Повседневная жизнь российского императорского двора. Детский мир императорский резиденций..., Центрполиграф, 2016
6. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. - М.: «Благо», 2013.
7. Покояние / Ред.-сост. Голованова Е. - Екатеринбург: ИД «Филантроп». УГМК-Холдинг, 2017.
8. Радзинский Эдвард. Николай II. Жизнь и смерть - М.: АСТ: АСТ Москва, 2018
9. Савченко П. Русская девушка. Трифонов Печенегский монастырь, «Ковчег», 2002.
10. Царские дети: Сб./Сост. Н.К. Бонецкая.-6-е изд., испр.-М.: Издательство Сретенского монастыря , 2015
11. https://zen.yandex.ru/media/cozyempire/cesarevich-aleksei-mog-stat-luchshim-carem-za-vsiu-istoriiu-rossii-5fd1e70d75e32831d89812ea
Рисуем "Ночь в лесу"
«Течет река Волга»
Валентин Берестов. Аист и соловей
Юрий Визбор. Милая моя
Именинный пирог