В презентации дается анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вложение | Размер |
---|---|
saltykov-shchedrin_koshlan_ya.pptx | 2.4 МБ |
Слайд 1
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Работу выполнила ученица 10 А класса Кошлань ЯнаСлайд 2
История создания сказок М.Е. Са лтыкова-Щедрина «Сказки» - итог многолетних жизненных наблюдений М.Е. Салтыкова-Щедрина, своеобразный итог художественной деятельности писателя: они были написаны на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Сборник создавался на протяжении 18 лет – с 1869 по 1886 год. В 1869 году Салтыков-Щедрин опубликовал три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть", "Дикий помещик"). В 1880 году была опубликована одна сказка ("Игрушечного дела людишки"). Остальные 28 сказок писатель создал в течение 4 лет – с 1883 по 1886 год. Многие сказки при прохождении в печать встретились с цензурными препятствиями, что сказывалось на сроках их опубликования и обязывало автора вносить некоторые смягчающие поправки. Для легального опубликования «Ворона-челобитчика», претерпевшего двухлетние мытарства, потребовалось сглаживание ряда наиболее острых мест, и он появился только накануне смерти Салтыкова. Сказки «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Орел-меценат» и «Богатырь» при жизни автора вообще не могли пробиться через цензурные барьеры. Цензурная история сказок свидетельствует об исключительной идейной стойкости Салтыкова
Слайд 3
«Сказки для детей изрядного возраста» «Для детей от 7 до 70» Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. Сказки М.Е. Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы купить мог любой. Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Слайд 4
Жанровое своеобразие сказок М.Е. Са лтыкова-Щедрина Сказки М.Е.Салтыкова -Щедрина нередко называют политическими сказками-сатирами. Писатель с помощью метафорических образов и намеков создал новый, оригинальный жанр сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью. В основе сюжетов сказок Салтыкова-Щедрина лежит сатирическая ситуация, но за ней всегда угадываются реальные общественные отношения. Образы героев по сути дела представляют собой воплощения типов людей России конца 19 века. Сказки отличает злая ирония, сарказм, гротеск. Язык сказок близок к русскому фольклору: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, присказки, поговорки.
Слайд 5
Идейно-тематическое содержание сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Произведения сказочного цикла объединены рядом общих тем и идей, которые дают возможность рассматривать его как целостное произведение, имеющее общую идейно-художественную концепцию. В идейном содержании сказок выделяют четыре главные темы: - сатира на представителей власти; - изображение жизни народа в царской России; - обличение обывательского характера интеллигенции; - разоблачение собственников-хищников, пропаганда новой нравственности и нового идеала.
Слайд 6
«Никогда еще мне на столь малом пространстве не давали современные писатели так много содержания и такого глубокого интереса; мало того, это до такой степени высокохудожественно, что я не могу прийти в себя от удивления! Сказка, не более, как сказка , а между тем – высокая трагедия!» (из единственного письма художника И.Н. Крамского М.Е. Салтыкову-Щедрину от 21 ноября 1884, написанное под «громадным» впечатлением от сказки «Карась-идеалист»).
Слайд 7
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869 г. «Отечественные записки», №2, 1869г. История создания : и дея для сказки родилась у писателя после того, как со скандалом был отправлен в отставку чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». М.Е. Салтыков-Щедрин решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове. Главные герои: два генерала – пожилые чиновники-дворяне, капризные и жалкие; таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. Проблематика: социальное неравенство, крепостное право, ограниченность и невежество правящего класса. Основная мысль: тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно. Иллюстрация к сказке М.Е.Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Художник Е. Рачёв .
Слайд 8
Сказка «Дикий помещик». 1869г . «Отечественные записки», №3, 1869г. История создания: «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте. Главные герои: дикий помещик – самодур, глупец, сноб, презирающий мужиков; мужики – крестьяне, работящие, добрые и умеющие все простить, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству Проблематика: социальное неравенство, государственное покровительство помещикам, господский гнет, помещичья глупость. Основная мысль: беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков , и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» Художник Е. Рачёв .
Слайд 9
Сказка «Премудрый пискарь ». 1881г . «Отечественные записки», №4, 1884г. Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь ». Художник Е. Рачёв . История создания: у писателя росло разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции, он считал, что Российская империя превращается в капиталистическое государство, а общество – в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция и нет места жалости и состраданию. Главные герои: премудрый пискарь – маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность; обитатели водоема - в основном раки и щуки, которых так боится пискарь . Проблематика: трусость человека перед жизненными трудностями, тщетность жизни, потраченной на создание уютного мирка только для себя, власть иллюзий. Основная мысль: автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает жизнь и ведёт лишь к одиночеству.
Слайд 10
Сказка «Орел-меценат». 1884г. «Полное собрание сочинений», т. IV , изд.5, 1906г. Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат». Художник Е. Рачёв . История создания: писатель зло высмеивал просветительскую деятельность русского царизма. После запрета сказка была опубликована за рубежом в газете "Общее дело" за 1886 г. Первая публикация в России была осуществлена в 1906 г. Главные герои: орел – хищник, наводящий страх на мелкую живность ; снегирь – шустрый малый, хорошо свистит ; дятел - скромный ученый, проводит исторические исследования ; соловей – искусный певец, любит славу, себялюбив ; скворец Тредьяковский – сочиняет стихи и состязается с соловьем. Проблематика: беспредельная власть, проблема приспособленчества и холопства в культуре, глупость. Основная мысль: "Сие да послужит орлам уроком!". "Урок" наглядно показал, что хищническая жизнь несовместима с развитием искусств и наук, а абсолютная власть - с подлинной культурой.
Слайд 11
Сказка «Коняга». 1885г. «Русские ведомости», 13 марта,1885г. Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Коняга». Художник Е. Рачёв . История создания: в основу содержания положена мучительная дума писателя о тех невыносимых условиях жизни и труда, которые создал для российских “коняг”, то есть трудового народа, классовый эгоизм всевозможных “пустоплясов”. Главные герои: Коняга – рабочая лошадь, изможденная, забитая, несчастная; хозяин Ко н яги – добрый мужичок, который тоже работает тяжело и много, но даром коня не калечит ; Пустопляс - родной брат Коняги, породистый скакун, беспечный, праздный. Проблематика: социальное неравенство, человеческие ценности, потеря смысла жизни, сострадание и поддержка близких, лицемерие. Основная мысль: боль писателя за судьбу русского народа — бесправного, бессильного, угнетаемого несправедливым политическим режимом, крестьянское смирение с собственной судьбой.
Слайд 12
Сказка «Верный Трезор». 1885г. « Книжкины недели», февраль, 1885г. Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Верный Трезор». Художник Е. Рачёв . История создания: в сказке социально-бытовой фон маскирует глубокое и острое политическое содержание. Купец Воротилов , как представитель экономических «столпов» общества , и его верный Трезорка , как выразитель идеологии катковской охранительной политической партии, взятые вместе, олицетворяют систему самодержавия в целом. В образе Трезора Салтыков запечатлел ряд черт личности Каткова. Главные герои: Трезор – верный пёс, Воротилов – приказчик, лишенный моральных принципов и чести. Проблематика: жестокое отношение к животным и людям, униженная старость, предательство, отсутствие моральных принципов. Основная мысль: покорность и раболепное поведение никогда не будут поводом для уважительного отношения.
Слайд 13
Сказка «Ворон-челобитчик».1886г. Сборник «Памяти Гаршина», 1889г. Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Ворон-челобитчик». Художник Е. Рачёв . История создания: на примере ищущего правду представителя птичьего меньшинства писатель демонстрирует тщетные попытки простого народа отыскать в правящих сословиях защиту, понимание и поддержку, а также возможность изменить жизнь обычных людей к лучшему. Главные герои: ворон – старая птица, переживающая о судьбе своей стаи, ищущая помощи; ястреб – жестокий советчик; кречет – демагог; коршун – самая могущественная птица, сказавшая свою правду. Проблематика: равнодушие власть имущих, поиски правды, рабское терпение Основная мысль: писатель стремится донести до массового сознания необходимость коллективной самозащиты и борьбы за народные права и освобождение от рабских оков.
Слайд 14
Сказка «Самоотверженный заяц».1883г. «Отечественные записки», №4, 1884г. История создания: произведение вошло в трилогию со сказками «Бедный волк» (1883 г.) и «Здравомысленный заяц». (1885 г.) Главные геро и : з аяц – робкий, запуганный, трусливый, который больше всего на свете боялся нарушить данное им слово; волк – наглый, сытый, довольный жизнью хищник; зайчиха – невеста зайца, добрая, любящая; брат зайчихи-невесты, решивший помочь зайцу бежать из плена; волчица – супруга волка, хитрая и дальновидная. Проблематика: слепая покорность, трусость, неспособность к сопротивлению, самоотверженность, умение быть верным своему слову. Основная мысль: необходимо всегда помнить о чувстве собственного достоинства и о том, что человек должен оставаться свободным и независимым. Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц». Художник Е. Рачёв .
Слайд 15
Иллюстрация к сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Гиена». Художник Е. Рачёв . История создания: фактологической основой произведения является рассказ о гиенах в «Жизни животных» А . Брема. Но сатирик с самого начала обозначает, что речь пойдет о « гиенстве » , как феномене не физического, а духовного уродства . Главные герои: рассказчик – человек. Проблематика: обличение человеческих недостатков (жадность, трусость, беспринципность) и общественных пороков (коррупция, мещанство, двуличность, лицемерие). Основная мысль: «человеческое» всегда восторжествует над « гиенским » и, если будет нужно, сможет возродиться даже из пепла. Главное — донести людям, что гиены вовсе не обладают какими-то магическими способностями. Это всего лишь предрассудок. Если бы все поняли это, « гиенское » не нужно было бы даже приручать. Оно бы само собой исчезло. Сказка « Г иена » . 1886г. Сборник «23 сказки», 1886г .
Слайд 16
Заключение . В заключении, сказки Салтыкова-Щедрина представляют собой ценный литературный материал , который не утратил своей актуальности и в современное время. В них кроется глубокий общественный подтекст, касающийся различных социальных явлений , а также ярко выраженный критический взгляд на негативные аспекты общественной жизни . Сказки этого автора остаются произведениями с насыщенным содержанием, доставляющим читателю как удовольствие от чтения, так и пищу для размышлений . Они помогают нам лучше понять и проанализировать существующие социальные явления , а также мотивируют задуматься над современными проблемами и стремиться к позитивным изменениям.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Разноцветное дерево
Горячо - холодно
Акварельные гвоздики
Рисуем подснежники гуашью