Татьяна в своей работе выявляет общее и особенное в реализации обряда сватовства в казахских и алтайских семьях, живущих на одной территориальной местности.
Городская сессия научного общества учащихся
Секция «Народное творчество. Фольклор»
Тема:
«Обряд сватовства у казахов и алтайцев на примере жителей Кош – Агачского района».
Дягилева Татьяна, 10 класс, МБОУ «Гимназия №3 г. Горно – Алтайска»
Научный руководитель:
Самажанова Гульдана Николаевна, учитель
русского языка и литературы 1 КК
Горно-Алтайск
2019 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………..…3
2. Глава 1. Традиционный казахский и алтайский обряд сватовства ……......5
§1 Сватовство у казахов………………… ……………………………………….…..5
§2 Сватовство у алтайцев…………….……………………………………………….7
3. Глава 2. Алтайское и казахское сватовство конца XX начала XXI века на территории Кош – Агачского района……………………………….………..….…9
§1. Описание казахского обряда сватовства …………………………………..……..9
§2. Особенности проведения обряда сватовства у алтайцев……………….…….11
§3 Роль благопожеланий во время сватовства …………………………………..….12
4. Заключение ……………………………………………………………………..…13
5. Список литературы…………………………………………………….…….…..14
6. Приложения…………………………………………………………………….....15
Введение
В современном мире инновационных технологии осталось мало тех, кто интересуется духовными ценностями своего народа. Жизнь общества быстро меняется, и вместе с ним меняется культура. Но многие всё же стараются сохранить и передать будущим поколениям то ценное, что было выработано многими веками и представляло для них особую ценность. Такими дорогими сердцу, бесценными сокровищами для любого народа являются обряды и традиции, связанные с созданием семьи.
Алтайская и казахская культура требовала подходить к этому чрезвычайно серьезно и предусматривала целый ряд обрядов, предшествующих свадьбе. Начальным важным этапом у этих народов было и остаётся сватовство. Как гласит старинная казахская пословица: «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу». Сватовство для алтайцев и казахов - знакомство семьи жениха с семьей невесты.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью изучения обряда сватовства как одного из наиболее значимых событий в жизни каждого народа, стремлением воссоздать картину жизни алтайцев и казахов Кош – Агачского района, а также заинтересованностью общества в создании крепкой семьи.
В качестве объекта изучения выступают алтайские и казахские свадебно – обрядовые традиции жителей Кош – Агачского района Республики Алтай.
Предметом исследования является современный обряд сватовства на стыке двух национальных культур.
Основная цель работы: выявить общее и особенное в реализации обряда сватовства в казахских и алтайских семьях, живущих на одной территориальной местности.
Цель определила следующие задачи:
1.Изучить работы по свадебно – обрядовым обычаям алтайцев и казахов в целом и обряда сватовства в частности.
2.Составить описание казахского и алтайского предсвадебного церемониала жителей Кош – Агачского района.
3. Выделить ряд особенностей проведения обряда сватовства жителями Кош – Агачского района.
4. Проанализировать благопожелания в обряде сватовства у этих народов как жанр фольклора.
Гипотеза: свадебные обряды - зеркало культуры, в ней отражается общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Поставленные в работе цель и задачи определили необходимость использования комплексной методики исследования, обусловленной спецификой самого объекта исследования. В ходе работы применялись в их взаимосвязи и взаимодействии следующие методы: описательный, включающий в себя наблюдения и классификацию исследуемого материала, сопоставительно-типологический, предполагающий анализ тематических и ключевых слов (концепторный анализ).
Структура: работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает по два параграфа), заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Традиционный казахский и алтайский обряд сватовства.
§1 Сватовство у казахов.
Сватовство у казахов - это довольно сложный, но очень интересный процесс, включающий в себя несколько этапов: сговор (кыз айттыру), смотрины (кыз кору), сватовство (куда тусу) и окончательный договор (бата аяк). Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершеннолетия. Искали подходящую семью, узнавали, нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достойным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.
Существовали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты. Если семьи хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели - то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.
Сватовство у казахов не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женитьбы. Казахская народна пословица "кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди", в переводе означающая "как нет запрета пить кумыc, так нет запрета смотреть на девушек", открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же, в свою очередь, высказывали свою волю словами "кыз коретин жигитти биз корелик", что означает "такие смотрины, и мы хотим устроить", и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.
К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы - уздечка, бау - поводья) - на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы праздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).
Женитьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) - издревле существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства у казахов был довольно непростым, но очень интересным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции сватовства у казахов. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты преподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала - киирык бацыр. Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить "неустойку" и возвратить полученный калым.
При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебряные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы - верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы - ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы - лошадь, корова, баран.
Окончательный договор между сватами назывался бата аяк (в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора (подарок) Существовало два вида бата - кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата - это когда точно назначалась дата свадьбы, объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата - это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени [5, 67].
§2 Сватовство у алтайцев
Традиционно у коренных алтайских народностей существовали четыре формы заключения брака:
- сватовство (куда),
- умыкание без согласия девушки (тудуп апарган),
- кража невесты (качып апарганы)
- брак малолетних (баланы тойлогоны).
Каждая из этих форм заключения брака имела свои определенные обряды и традиции. Тем не менее, сватовство являлось характерным для всех форм брака. Старые девы и холостяки не пользовались авторитетом и не имели веса в обществе, брак у алтайцев считался обязательным. Женатый наследник отделялся от родителей в случае, если один из других братьев готовился к женитьбе. Младший сын, женившись, жил с родителями и наследовал их дом и хозяйство.
Свадьба – яркое празднество в жизни любого человека, ознаменованное созданием собственной семьи. Алтайский свадебный церемониал делился на четыре этапа: сватовство, подготовка к свадьбе, собственно свадьба и послесвадебный этап. В свою очередь, каждый период состоял из определенного цикла обрядов и ритуальных игр. Рассмотрим более подробно интересующий нас обряд сватовства.
Сватовство включало предварительные переговоры и официальное сватовство (кудалаш). В случае заключения брака по предварительному сговору родителей обеих сторон кудалаш являлось продолжением переговоров и начиналось с нескольких посещений родственниками жениха родителей невесты.
Когда девушке исполнялось 10-12 лет, они приезжали с подарками, напоминая о сговоре. Такие встречи продолжались ежегодно вплоть до совершеннолетия невесты. На протяжении всего этого времени из дома жениха в жилище невесты направлялись меха (лисы, соболя или выдры на пошив женской шапки), кожа (для будущей обуви суженой), различные материалы (бархат, шелк, войлок для пошива женской одежды, постельных принадлежностей) и прочее.
С наступлением срока выдачи невесты (дёп детсе) сторона жениха совершала кудалаш, а противоположная – устраивала праздник в честь этого события. Торжество, сопровождаемое определенными обрядами, заканчивалось тем, что гости увозили невесту к жениху, прикрыв ее занавесом - кёжёгё.
Для скрепления брака молодоженов в новом аиле проходил традиционный свадебный обряд. В этот день родные жениха устраивали праздник кыс экельгени (привоз невесты). Итогом кудалаш являлось назначение дня свадьбы и обе стороны начинали подготовку к торжеству. [6, 127]
Глава 2. Алтайское и казахское сватовство на территории Кош – Агачского района
§1. Описание казахского обряда сватовства
На территории Кош – Агачского района с конца 20 века бытуют два вида проведения сватовства: 1. Умыкание (похищение невесты) 2. Кыз узату (проводы невесты) (Приложение №1). Мы остановимся на описании первого вида как на более распространенной, так и менее растратной форме сватовства. По этой же причине слово «похищение» в данном контексте следует понимать двояко: в прямом и переносном смысле. Фиктивное похищение происходит чаще, когда и невеста, и родители в курсе предстоящих событий. Люди часто прибегают к этому виду, так как второй вид требует больших денежных растрат, тщательной организаций, как со стороны невесты, так и со стороны жениха.
Но более интересно наблюдать за похищением, когда, как минимум, для родителей замужество дочери является полной неожиданностью. Таковой стало это яркое событие для наших собеседниц из Кош-Агача. (Приложение №2).
Подготовка к этому мероприятию начиналось задолго до основного события.
В доме жениха собирались ближайшие родственники (число которых около пятидесяти человек), накрывали столы с традиционными блюдами и сладостями. Невеста с женихом и их друзья встречаются заранее в обусловленном месте. Невесту «заводят» в дом жениха в вечернее время. До этого момента молодежь устраивает увеселительные мероприятия на природе. Невесту привозят в дом. Во дворе дома их ожидают множество людей, готовых к встрече невесты. Встречающие осыпали всех шашу (конфеты, баурсаки, монеты). Это делали женщины пожилого возраста. Они же покрывали голову невесты шалью. Здесь проходит два важных казахских обряда: «шашу» и «чыт тарту» (надевание шали). Только после этого невеста правой ногой переступала порог дома жениха.
И тут же в дом родителей невесты отправляются «гонцы» (близкие родственники жениха) с известием о том, что их дочь украли. Реакция родителей непредсказуема, может и до драки дойти. До всех этих событий родители жениха узнают информацию о родителях невесты во избежание родственных связей. Из разговоров старейшин было понятно, что семьи принадлежат разным родам, невеста из другой деревни и связи между родами не поддерживались. Один из гонцов позвонил и предупредил, что мать невесты в гневе едет в Кош-Агач. Невеста пустилась в слезы, жениха охватило беспокойство, все в ожидании. Через час мать невесты со своими близкими родственниками приезжают в дом жениха, добираются через ряды гостей до дочери и начинают ее ругать.
По обычаю мать должна спросить у дочери, по доброй воле ли она пришла, либо же удерживают здесь силой. Независимо от ответа родители вправе забрать дочь домой, ставя клеймо несмываемого позора как на невесту, обрекая ее на дальнейшее безбрачие, так и на жениха, потому что не смог удержать будущую жену.
После пятиминутных уговоров матушка благословила дочь на свадьбу, чем вызвала всеобщее ликование и радость. С этого момента невестка навсегда остается в доме жениха. Далее начинаются формальности: составляется список родственников невесты, которых должны посетить родственники жениха, чтобы спросить у них разрешения на свадьбу. Таким образом, семья невесты выказывает уважение своим ближайшим родственникам.
Далее родители невесты назначают КОРЖЫН, который распределяется среди самых близких и уважаемых родственников. Коржын – это мешок, в который кладется варёное мясо одного барана, сладости, отрез ткани, золотые украшения и деньги (десять – пятнадцать тысяч рублей). Это своего рода материальная благодарность и дань, но вовсе не является выкупом в прямом виде. Коржын может доходить до пяти мешков, но не более. В Кош – Агачском районе количество коржына зависит от социального статуса невесты. Например, из какой семьи невеста, есть ли образование у девушки, работа и т.д. При развозе Коржына родственники знакомятся друг с другом, что укрепляет родовые связи. Люди, получившие коржын, приглашают своих соседей, друзей, родственников отведать угощения. Накрывается стол, съедается привезенный баран, наполняются пиалы.
Впоследствии те родственники, кому достался коржын, должны будут помочь семье невесты собрать приданое, подарив по внушительному подарку: мягкая мебель, телевизор, кухонный гарнитур и т.д. Цель данного обычая проста, чтобы молодожены зажили «полным домом» с первого дня совместной жизни. Свадьба, как правило, назначается на конец лета.
§2. Особенности проведения обряда сватовства у алтайцев
Народная мудрость гласит: у алтайца в жизни бывает три главных обряда той: той – когда он рождается, той – когда он выбирает себе спутника жизни, той – когда его провожают в последний путь.
Одно из самых больших событий в жизни человека – создание семьи. Той-свадьба объединяет двух человек, связывает родственными узами два рода-племени. Поэтому издревле сыну или дочери родители и родственники старались найти невесту или жениха из хорошего рода.
Раньше браки заключались без участия молодых. Бывало даже, что жених и невеста до свадьбы друг друга не видели и не знали. Родители могли договориться о женитьбе детей сразу же после их рождения.
Современные молодые пары, как правило, решение о вступлении в брак принимают сами. Парень, договорившись с девушкой, предупреждает своих родителей. В назначенный день он тайно, украдкой, с помощью друзей увозит девушку в дом своих родственников.
Невесту стараются везти так, чтобы никто этого не видел, не чинил препятствий, не переходил дорогу. Девушку приводят в дом дяди жениха или старшего брата. Ей на голову надевают платок, который она не имеет права снимать; с этого дня её называют келин – сноха. На другой же день шесть-семь родственников жениха отправляются сватать (кудалап) невесту к её родителям.
Сначала в дом невесты заходят два человека, обычно самые уважаемые люди рода, старейшины семьи. Заходят с аракой – водкой, выгнанной из кислого молока, молоком и арчыном – можжевельником. У алтайцев молоко и арчын священны, как в церкви свеча и ладан.
Женщины садятся на женскую сторону, мужчины – на мужскую. Сразу в передний угол проходить нельзя, поэтому вошедшие устраиваются у порога, подогнув под себя одну ногу. После приветствия старший мужчина, исполняющий обряд, прежде всего, наливает в чашку молоко и угощает огонь, окропляет святой угол дома ‒ айыла, кладет в огонь веточку можжевельника. Лишь после этого он начинает вести речь об украденной невесте, просит простить и принять их как родственников. Сначала чаша подаётся матери невесты, затем отцу. Родители невесты обязаны принять чашку с молоком, но после этого они могут выгнать сватов. Сваты выходят, совещаются на улице, а потом снова заходят, наливают араку в чашу и продолжают уговаривать родителей невесты дать согласие на брак. Бывают случаи, когда сватов выгоняют два-три раза, но не больше. Часто уговаривают с помощью народных песен.
После того как родители невесты принимают чашу с аракой, они расспрашивают о роде-племени жениха, его семье. Затем сватов отправляют к другим близким родственникам.
На совет в дом родителей невесты собираются родные, близкие друзья и решают: сколько ещё родственников невесты должны объехать родственники жениха. В наше время число дворов иногда доходит до 40–45. Алтайцы свадьбу в одиночку не готовят – помогают все родственники, друзья, знакомые и просто соседи-сельчане. В дом, где готовятся к свадьбе, не принято приходить с пустыми руками. Каждый в меру своих возможностей приносит продукты, вино, чай, хозяйственную утварь. Родственники невесты помогают родителям собирать приданое.
§3 Роль благопожеланий во время сватовства
Общим в проведении обряда сватовства у казахов и алтайцев Кош – Агачского района является присутствие благопожеланий в речи у присутствующих на мероприятии. Благопожелание – это особый вид устного народного поэтического творчества, относящийся к числу наименее изученных и древнейших фольклорных жанров. «Тiлектер» у казахов и «алкыш сöс» у алтайцев произносятся в наиболее значимых моментах жизни человека.
У казахов благопожелания начинаются с благословения. Благословение (ак бата- «святое благословение», слово «ак» переводится как белое, и выражает еще понятие «священное) – это способ национального выражения добрых намерений, пожеланий. Казахи берут из благословения духовную силу, верят, что бата раскрывает путь к добру. Согласно традиции, бата давали старшие по возрасту, старцы, познавшие горести и сладости жизни. Существовали определенные правила предоставления бата во время сватовства: если среди гостей нет аксакала, то, с разрешения народа, бата может дать молодой человек, который проявляет лидерские качества, от которого ожидают, что он в будущем станет опорой народа. Когда есть среди людей хоть один мужчина, женщины не дают благословление. После благословения начинают произносить благопожелания.
Первые благопожелания алтайцы и казахи получают от родителей. Далее возможность высказать свои добрые пожелания предоставляют родственникам с обеих сторон по старшинству. Только после этого очередь доходит для всех желающих (друзей, соседей и т.д.).
Нашими информантами были предоставлены некоторое количество стандартных казахских и алтайских благопожелании, произносимых во время проведения обряда сватовства. С ними вы можете познакомиться в приложении №3. Проанализировав собранные нами благопожелания, можно сказать, что у обоих народов присутствуют благопожелания в стихотворной и прозаической форме. Объём благопожеланий разный: от одной строчки до двадцати и более. Стихотворные казахские и алтайские благопожелания содержат форму глагола повелительного наклонения «пусть будет» («болсын» (казах.) и «болзын» (алт.)).
Функция благопожеланий у казахов и алтайцев обусловлена верой в магическую силу слова. Основные мотивы: пожелание здоровья, материального достатка, удачи, добра, заступничества высших сил. У каждого народа это связано со своими особыми сакральными предметами. Например, алтайские пожелания акцентированы на природных составляющих (огонь, вода, цветок, животные). А казахские содержат общие понятия родины, страны, семьи.
Таким образом, казахи и алтайцы верят в то, что оно может благословлять, изменять жизнь к лучшему.
Заключение
Итак, в отличие от традиционной формы у казахов чуйской степи сватовство включает 2 этапа: 1)умыкание с согласия или без согласия девушки; 2) сватовство (куда тусу). Традиционные на территории Казахстана обряды как сговор, смотрины и окончательный договор не имеют место быть на территории Кош – Агачского района.
Изживший себя в Казахстане из – за противозаконных действии обычай похищения является актуальным на территории Кош – Агачского района. Традиционно эта форма применялась по следующим причинам: 1. Молодой человек похищал девушку, чтобы доказать окружающим свою ловкость и удаль. 2. Если не было средств на уплату калыма. В Кош-Агаче значение обряда похищения изменилось, стало своеобразной игрой и развлечением перед уже давно согласованной свадьбой.
Некоторые изменения претерпел и обряд куда тусу (сватовство). Например, сватающие стороны не ели из одной посуды, отсутствует обрядовое угощение из печени и курдючного сала. А сватам преподносили уже более скромные подарки (киит) без разных животных, как это было традиционно.
У алтайцев Кош – Агачского района на данный момент существует такая форма заключения брака как умыкание с согласия девушки. Исчезли такие традиционные формы заключения брака как сватовство (куда), кража невесты (качып апарганы), брак малолетних (баланы тойлогоны).
Представители разных национальностей, проживающие в одном районе Республики Алтай, чтят свои традиции и обычаи и стараются сохранить индивидуальность каждого обряда. Но можно выделить некоторые сходства:
Таким образом, в настоящее время традиционный предсвадебный обряд у представителей казахов и алтайцев сохранился со значительными изменениями, что представляет угрозу исчезновения их вовсе. В каждом районе Республики Алтай сформировались на сегодняшний день свои, характерные только для этой местности отдельные обряды, но общая модель проведения сватовства одинаковая.
Список литературы
Приложение №1
КЫЗ УЗАТУ
Проводы девушки - кыз узату - важный этап казахской свадьбы. Согласно обычаю кыз узату сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжали за невестой. Среди них был "бас куда" - главный сват и кудалар - сваты и друг жениха. Сваты обычно прибывали вечером. С этого момента начинался той с играми, песнями, танцами, дарились подарки.В этот день близике родственники девушки официально приглашали сватов в гости.
Девушку по обычаю кыз узату отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Перед отъездом девушка песней (коштасу жары) прощалась с родственниками.
Молодежь пела "Жар-жар", "Аушадияр". Сватам по обычаю казахской свадьбы вручался положенный куда аттандырар. После провода сватов девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садились в повозку. Девушке запрещалось оглядываться назад. Сваты ехали впереди, за ними следовала повозка - шанырак туйе. Караван замыкали красиво одетые парни с песнями и шутками. Девушку везли в аул жениха торжественно, сразу посл выезда из родного аула шествие называлось "кыз коши" (караван девушки), а через некоторое расстояние - келиншек коши (караван невесты). Жители аулов, мимо которых проезжал келиншек коши могли остановить караван и попросить подарочек (каде), после чего желали доброго пути и счастья. Обычай этот называется туемурындык.
Приложение №2
Список информантов
№ | ФИ | Возраст | Национальность |
1 | Светлана Триянова | 32 года | алтайка |
2 | Айжана Бейсенова | 36 лет | казашка |
3 | Гульдана Самажанова | 30 лет | казашка |
4 | Айтана Табылгинова | 31 лет | алтайка |
5 | Мейрамгуль Набилова | 37 лет | казашка |
Приложение №3
Алтайские благопожелания
Чечектий јараш болзын, Октый чечен болзын, | Пусть как цветок будет красивой, Пусть как стрела будет метким, |
Таш очогор оодылбазын, | Пусть каменный очаг не расколется, |
Бöрӱк кöктööр кыстарлу болзын. | Пусть девушек имеют, чтобы шапку шили. |
Казахские благопожелания
Благословение | |
Түндерің тыныш болсын, Үйлеріңе ырыс толсын. Келіндерің есті болсын, Ұлдарың сесті болсын. Балаларың қуаныш әкелсін, Немерелер жұбаныш әкелсін. Орындарың төр болсын, Дастарқандарың мол болсын. Қатарларың көп болсын, Уайым қайғыларың жоқ болсын. Жастардың қазасын көрмеңдер, Зұлымдардың жазасын көрмеңдер! Еліңде бірлік болсын, Жарасты тірлік болсын! | Пусть ночи ваши будут тихи, Пусть чаши в доме будут полны. Пусть снохи будут послушны, А сыновья будут умны. Пусть дети радуют вас, Пусть внуки счастье даруют, Ваше место пусть будет высоко И на дастархане будет полным полно. Пусть ровесников будет много вокруг, И переживания, и горести исчезнут вдруг, Чтобы не видели вы похорон молодых, Чтобы злые слова миновали ваш слух, Пусть в стране будет единение И радуют мирных дел творения! |
Благопожелания | |
Жастарға тілейтінім зор денсаулық, ашық аспан, мөлдір махаббат! Шаңырақтарың биік болсын, керегелерің кең болсын, босағаларың берік болсын. Көңіл болса - ән де болады. Келісім болса – нан да табылады. Екі бастарың – үш болсын. Үш бастарың – төртеу болсын. Ата-аналарың сыйлап, екі жаққа бірдей қараңдар. | Желаем молодоженам крепкого здоровья, чистого мирного неба, Кристально чистой любви. Пусть будет крепким ваш очаг, будет хлеб – будет и песня. Единогласие – путь к достатку. Уважайте своих родителей, будьте взаимно вежливыми. |
Қол ұстасыпб ұзақ өмір сүріңіздер! | Живите долго рука об руку много лет! |
Егіз аққу сияқтанған достарым, | Как два белых лебедя, |
Егер әлемдi жанұяда және орнатылса, сонда және аманшылық сiздiң үйiңiз тараппен айналып өтпейдi! Бiр-бiрiн сақтаңыз бұл өзi жоғарғы құндылықты, ата-аналар және әйел және күйеудi сыйлаңыз, өмiрдi сiзге iлтипатқа алатын әрбiр iлез сонда бақыт сiздi әрдайым қоса жiбередi қадырлейсiңiз! | Если в семье мир и покой, тогда и благополучие не обойдет стороной ваш дом! Берегите друг друга как самую высшую ценность, уважайте родителей и жены и мужа, цените каждое мгновение, что дарит вам жизнь, и тогда счастье будет сопровождать вас всегда! |
Махаббат мейлi сiздiкi ешқашан бiтпейдi! Мейлi барлық өткiзедi, не туралы армандайсыңыз! Өмiр мейлi ұзақ және әдемi, сiздiң үйiңiзде бала күлкiсi ешқашан өшетiн болмайды! Мейлi жылу әрдайым сiз, және жүрекке үйде! Орнайды! | Пусть любовь ваша никогда не кончается! Пусть сбудется все, о чем мечтаете! Пусть жизнь будет долгой и красивой, а в вашем доме никогда не смолкает детский смех! Пусть тепло всегда царит и в доме вашем, и в сердце! |
Бір ұлы дана: « Біз өмірге шыр етіп келгенде емес, жүрегіміздегі махаббат сезімі оянған сәтте ғана өмірге келеді екенбіз. Өйткені махаббат адамға ұшатын қанат береді және де оны мейірімді етеді, сонымен қатар ол бүкіл әлемді өзінің жылуымен құшагына ала алады» деген екен. | Один мудрый человек сказал: «Мы начинаем жить не с момента появления на свет, а тогда, когда в нашем сердце начинает пробуждаться любовь. Потому что только любовь дает крылья человеку, делает его добрым, кроме того, она своим теплом окутывает весь мир». |
Хрюк на ёлке
Хризантема и Луковица
Мастер-класс "Корзиночка"
Просто так
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?