Данная работа представляет большую ценность по многим основаниям. Во-первых, тема глубоко значима для обучающегося, соответственно, стимул к созданию проектной исследовательской работы налицо. Во-вторых, как оказалось по завершении работы, тема могла бы быть значимой не только для учащихся и преподавателей, но и для людей, занимающих определённые посты в молодёжной политике, потому что работа есть не что иное как анализ содержания песен, актуальных для молодёжи, даже можно сказать, рецензия на текст, влияющий на умы и настроение молодёжи. В-третьих, достоинствами работы можно считать её самостоятельность и кропотливость при определении смысла каждого изобразительного средства. В-четвёртых, композиция работы продумана, есть определённая логика в расположении материала, микротемы завершаются мини-выводами, есть и общее заключение.В итоге работа может быть просто привлекательной , ведь обучающиеся могут слушать не только анализ текстов песен, но и слышать их звучание.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_smysloobrazuyushchaya_rol_metafor_okonch.docx | 44.3 КБ |
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
на тему «Смыслообразующая роль изобразительных средств в текстах любимого исполнителя»
специальность «Электрические станции, сети и системы»
УП 121-Э
Разработал __________ ___________ И.А.Суворов
дата подпись
Руководитель __________ ___________ Т.Ф.Рыльских
дата подпись
Екатеринбург
2023
Содержание
Введение 3
Ход проекта 4
Матричный бог 6
Воля и разум 7
Жить вопреки 8
Заключение 11
Приложение 12
Список источников 17
Введение
Актуальность. Современную молодёжную культуру невозможно представить без музыки. Влияние этого вида искусства на чувства и разум трудно переоценить. Между тем очень часто приходится давать оценку содержанию текстов, чтобы понять, негативную или положительную роль они несут для молодёжи. В научной литературе почти нет исследований на эту тему, но для современного общества тема очень актуальна. Я считаю, что тексты современных песен, на которых воспитывается новое поколение, надо подвергать серьёзному анализу.
Объект исследования. Тексты М.Пушкиной для рок-групп «Кипелов» и «Ария».
Предмет исследования. Изобразительно-выразительные средства, их смысловая нагрузка.
Проблема. Проблема недостаточного внимания к содержанию, недопонимания смысла текста.
Цель: создать таблицу часто употребляемых средств выразительности через разбор текстов М.Пушкиной.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1Дать определение средствам, изучить их назначение в тексте.
2Систематизировать роль этих средств.
3Сделать вывод о влиянии этих средств на личность читателя или слушателя.
Гипотеза:
Языковые средства помогают не только донести содержание, но и выразить своё отношение к теме, а также повлиять на формирование позиции читателя.
Ход проекта
В ходе написания исследовательского проекта были изучены следующие источники:
Статьи: о фестивале рок-музыки «Нашествие», сравнительный анализ мотивов в песнях британской группы Iron Maiden и нашей рок-группы «Ария»;
Рецензии на книгу создателя «арийских» песен Маргариты Пушкиной;
Выпуски подкаста о русском роке, песни группы «Кипелов», «Ария»;
Определения из «Терминологического словаря».
Обобщая прочитанное, можно сказать, что тема является малоизученной, материалов по теме явно недостаточно, поэтому работа носит исследовательский характер.
Анализируя материалы, я пришёл к таким выводам.
Во-первых, меня впечатлил материал о поэтессе Маргарите Пушкиной. «Маргарита Пушкина – весьма талантливая и современная поэтесса, её стихам уместно оказаться в сборниках Серебряного века, с этим неожиданным подбором слов, странными, даже пугающими параллелями и глубокими темами. При этом Пушкина ведь писала не только для «Арии», у нее есть много текстов для других рок-групп».
Во-вторых, я убедился в том, что действительно гениальный поэт обладает самобытностью, о чём свидетельствует следующая цитата: «В период становления русского рока очевидной была его ориентация на
западную культуру. Этот период сменился поиском собственного лица и
обретением национальной и авторской идентичности». Поэтому я заинтересовался, как звучащее слово может выразить русский менталитет.
Сопоставляя близкие по тематике тексты группы «Ария» и «Iron Maiden»,
можно увидеть абсолютно разные позиции авторов по отношению к вопросам
жизни и смерти, по проблеме места человека на земле. Еще Владимир Фёдорович Одоевский утверждал, что: «русский народ – неповторимый «общественный организм, который может быть понят только из самого себя и должен изучаться в единстве всех своих стихий».
То есть благодаря поэтессе М.Пушкиной лирический герой её творений осмысляет жизненные ценности в соответствии с отечественным менталитетом. Такие заключения есть в интерпретации песен, далее в работе.
В-третьих, в стихах М.Пушкиной основную идейную нагрузку несет не сюжет, не мифология, а метафоры и другие художественные средства. Цитата: «Маргарита Пушкина в своих текстах отдаёт предпочтение метафоре, из-за чего объём произведения сокращается, но этим приёмом она дает возможность для множества интерпретаций своих текстов, а также это добавляет изящества строкам».
Обратимся к конкретным текстам, проанализируем художественные приёмы. Я выбрал такие песни, разные по тематике, как:
«Воля и разум»
«Время – песок»
«Жить вопреки»
«Матричный Бог»
«Свет дневной иссяк»
«Ты вычеркнут всеми»…
Исследовательская часть
Песня «Матричный бог»
И основные выразительные средства этого произведения– метафоры и гиперболы (см. Приложение 1)
Метафоры – раскрывают основной смысл (7 шт.).
Ты в лабиринте вечных истин – показывает невозможность нахождения настоящей правды среди других неопровержимых истин.
Ты игрушка в хитрой схеме – показывает неспособность контролируемого человека хоть на что-то повлиять, усиливается словами «игрушка» и «…хитрой схеме».
Он заполняет наши души – показывает способность кого-то овладеть человеком с помощью чувств, переживаний и настроений.
Звёзд жестяных гремит конвейер… – (относится к следующему) можно раскрыть как нечто более привлекательное, то, что может отвлечь внимание от истины, так же далее рассматривается как «своя правда».
…Чтоб ложью небо заслонить – «небо» можно рассматривать как свободу мыслей и выбора, исходя из этого можно сказать о том, что это возможность подчинить человека себе с помощью как раз-таки «своей правды», (заставить верить только ей).
Бьют по клавишам судьбы – можно охарактеризовать как высшую степень контроля над человеком, ведь это фактически контроль его будущей жизни.
Гиперболы – служат для более яркого(точного) выражения смысла (5 шт.).
…решает все - Быть или нет – способность решать, быть тому или нет, говорит о практически абсолютном контроле над человеком, также подходит под «заполнение душ» и «бить по клавишам судьбы» (повторяется 2 раза).
Сменивший тысячи имён – неопределимость точной личности, фактически анонимность в глазах большинства.
Подчиняя мир себе – говорит о контроле над человеком, но более точно, преувеличивая словом «мир»; тут, скорее всего, идёт речь не об одном человеке под контролем, так же подходит под «заполнение душ», «ложью небо заслонить», «бить по клавишам судьбы».
Вывод: Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о злом умысле у некоторых людей, их возможных психологических уловках, умении манипулировать другими и опасности таких людей в целом.
Песня «Воля и разум»
(см. Приложение 2)
В песне «Воля и разум» большое значение имеют риторические восклицания и повторы. Исследуем все приёмы этого произведения.
Метафора – описание образа.
Чудище-змей – служит для создания образа кого- то опасного (например, дракона); угрозы для мира и человека (раскрывается далее).
Эпитеты – описание проблемы и действия.
Лениво ждёт – означает неторопливость событий или же ожидание решительного действия со стороны кого –то.
Смертельная дань – следует рассматривать значение слов как невозможность сохранить свою жизнь.
Гипербола-метафора – более яркое выражение метафоры и более сильное проявление авторской позиции:
Тысчеглавый убийца дракон – из первого определения метафоры мы уже имеем описание «дракона», но тут оно более ярко выражено словами «тысчеглавый убийца», и это однозначно говорит о его могуществе и превосходящей силе над миром. Описание дополняется понятием «смертельная дань» и повторяется 4 раза.
Риторическое восклицание – освещает главную проблему.
Пока не поздно - спасайте мир, нельзя нам больше терпеть! – в данном контексте «мир» это – наше общество, живущее в страхе перед чем-то более могущественным (далее чудищем), также в дополнение к этому: «Пока мы вместе, то берегись - любому чудищу смерть», делается акцент именно на «мире», нашем обществе, оттого и вывод о том, что именно мы выполняем главную роль и вместе являемся могущественней «чудища».
Повторы – являются важным дополнением к проблеме противостояния двух начал.
Воля и разум – состоит их двух дополняющих друг друга слов, «воля» - рассматривается как наши свободы в чём-либо, возможность самому выбирать и соглашаться; «разум» - это слово раскрывается как способность каждого из нас критично оценивать ситуацию, взвесив за и против.
Вывод: Теперь же, имея определение каждого вида средств в дополнении с риторическим восклицанием, можно сделать вывод о том, что, может быть, каждый из нас в одиночку слаб перед проблемой, какой бы она ни была, вместе мы, имея «Волю и разум», сможем противостоять тому, что гораздо более сильнее нас.
Песня «Жить вопреки»
(см. Приложение 3)
Метафоры – (6 шт.) ярко выраженное дополнение к основному смыслу.
Бежать по лезвию бритвы – можно рассматривать как объяснение крайней степени опасности, причём, скорее всего, вынужденной, так как перед этим есть слово «снова».
Раздувай огонь в крови! – (3 шт.) поддержка либо же, наоборот, призыв к выражению собственного неприятия, и этот призыв благодаря силе характера помогает идти дальше.
Зло под маской добра не приемлет душа, (хоть разум готов принять) – скрытый какой-либо плохой замысел против человека может быть не очевиден и не понят «разумом», но в таких ситуациях лучше прислушиваться именно к себе, соответственно к своей «душе», а в некоторых ситуациях и вовсе это единственный шанс узнать правду.
Дышит кровью рассвет – ярко выраженная метафора, можно рассмотреть её как предвестие чего-то очень важного; ситуации, в которой «всё» может решиться, когда отступать или менять что-то уже поздно.
Сравнение – (3 шт.) немаловажное дополнение к другим средствам выразительности, а именно:
Словно загнанный зверь – подобное сравнение может говорить о практически безвыходной ситуации, также, исходя из первой метафоры, ситуация несёт значительную опасность (подтверждается «не считая потерь»).
Лежать тенью забытой – в тексте рассматривается как возможный вариант выхода из ситуации, но не принимается, потому как это отстранение от своих же интересов и просто игнорирование их.
Но я знаю одно: никому не дано Дрессированным псом сделать меня – так выражается полная уверенность в себе и своих идеях (интересах), а также способах их отстаивать.
Олицетворения – (9 шт.)
Где царит тишина – так обозначено место, абстрагированное от каких-либо событий (относится к «Вечный покой»).
Пусть пророчит мне ветер – «ветер» в контексте этого текста как противостоящая сила, который «задумывает», как мы уже понимаем, очередную «беду».
Ветер, бей сильней – можно рассмотреть обращение к ветру как проявление абсолютного бесстрашия перед «бедами».
Время крадет каждый мой шаг – таким образом выражается необратимость действий, а это значит, нужно быть решительным в своих действиях.
Эпитеты –(3 ш)
Вечный покой – в контексте с повторяющимися эпитетами мятежный, непокорный – создаёт нерв песни, противоречие, проблему.
Дух мятежный, непокорный (3 шт.) – спокойный, но при этом «непокорный» дух бывает признаком только исключительной уверенности в себе, без всяких сомнений.
Здесь фальшивая боль, там фальшивая радость – явно противоречащие слова дают понять, что вокруг нас множество обмана и иллюзий, которые важно осознавать для уверенности в правильности своих действий.
Лучше праведной лжи – встречается редкий приём «оксюморон», понимаемый как сочетание несочетаемых понятий; здесь в значении: маскировать ложь под правдивые чувства, относится к выражению «Зло под маской добра».
Повторы:
Жить вопреки – основной посыл текста, благодаря всему вышеперечисленному может быть раскрыт как идея песни.
Риторический вопрос:
Быть или нет? До конца не известно – возможный вариант рассмотрения данного вопроса, это принятие исключительно важного решения, выбор, от которого зависит судьба человека.
Вывод: Итак, смысл песни заключается в повторяющихся словах «но себе не изменю», автор учит принципиально сохранять свою позицию, а не поддаваться удобству жизни и мнению многих.
«Некоторые песни могли переписываться свыше 15 раз», - цитата - очередное доказательство того, что смысл найти так же сложно, как его и выразить средствами русского языка.
«В русском роке тексты всегда были важнее музыки. Начиная с Высоцкого, звук может быть какой угодно, запись на кухне на самодельных инструментах, – главное, чтобы текст за душу брал!»
Заключение
Надеюсь, я доказал, что главное в музыкальном произведении – текст, в котором очень большое значение имеют правильно подобранные поэтические изобразительно-выразительные средства. Я не думаю, что в наше время человеку, хоть в какой-то степени знакомому с российской рок-музыкой, нужно объяснять, кто такая Маргарита Пушкина. На стихах этой замечательной поэтессы выросло целое поколение рокеров и металлистов. Её творчество давно стало поистине народным, а потому безусловным.
Не случаен порядок следования текстов песен в данной работе.
В первой песне «Матричный бог» автор ставит проблему уязвимости человека в мире от всех возможных сил зла. М. Пушкина объясняет, как трудно сохранить своё лицо в мире коллективного разума, в мире интернетной зависимости. Текст ставит перед человеком вопросы: стать самобытным или слиться с миром одномерности и примитивизма.
Во второй песне «Воля и разум» до слушателя и читателя доносится мысль о силе коллективного разума, противостоящего символическому Злу-дракону: «Пока мы вместе, то берегись - любому чудищу смерть». Здесь понятие «коллективный разум» несёт положительный смысл, это объединение лучших индивидуальных воль (если можно так сказать), умов, характеров и принципов.
В третьем тексте «Жить вопреки» продолжается тема первой песни, но на более глубоком уровне. Стать сильной личностью нельзя, не раскрыв «зла под маской добра» -цитата из песни- и не увидев «добра под маской зла» - цитата из песни. При этом надо сохранить внутренний нравственный стержень: «Я пройду и через это, но себе не изменю».
В целом молодёжные рокерские песни созданы как бы «на вырост» и, несомненно, ждут возвращения внимания человека к себе в разные возрастные категории, вот в чём их секрет влияния на ум и душу фаната групп или обычного читателя.
Приложение 1
Матричный бог
Ты в лабиринте вечных истин(мет.),
Где тускло факелы горят,
Здесь можно дать свободу мыслям,
Толкуя знаки на свой лад,
Но ты игрушка в хитрой схеме(мет.),
Со дня рожденья на земле.
Матричный Бог решает все — Быть или нет(гипербола),
Не спешит давать ответ…
Он все сильнее с каждым днем
Матричный Бог,
Подчиняя мир себе(гипербола),
Великий Матричный Бог.
Невидим всем, но всемогущий,
Сменивший тысячи имен(гип.),
Он заполняет наши души(мет.),
Шлифуя память о былом(мет.),
Дает иллюзию свободы
И веру в то, что выбор есть.
Теперь ты прост и одномерен,
Не в силах что-то изменить,
Звезд жестяных гремит конвейер(мет.),
Чтоб ложью небо заслонить(мет.).
И ты не видишь тонких пальцев
Что бьют по клавишам судьбы(мет.).
Матричный Бог решает все –
Быть или нет(гипербола),
Не спешит давать ответ...
Он все сильнее с каждым днем
Матричный Бог,
Подчиняя мир себе(гипербола),
Великий Матричный Бог.
Приложение 2
Воля и разум
В глубокой шахте который год таится чудище-змей.(мет.)
Стальные нервы, стальная плоть, стальная хватка когтей.
Он копит силы, лениво ждет,(эпитет) направив в небо радар.(гипербола)
Одна ошибка, случайный взлет, и неизбежен удар.
Все, во что ты навеки влюблен, уничтожит разом
Тысчеглавый убийца-дракон(мет.-гипер.), должен быть повержен он,
Сильнее всяких войн
Воля и разум, воля и разум, воля и разум, воля и разум.(повторы)
Смертельной данью(эпит.) обложен мир, лишен покоя и сна.
Многоголосо гудит эфир - опять на старте война.
Все, во что ты навеки влюблен, уничтожит разом
Тысчеглавый убийца-дракон(мет.-гипер.), должен быть повержен он.
Все, во что ты навеки влюблен, уничтожит разом
Тысчеглавый убийца-дракон(мет.-гипер.), должен быть повержен он,
Сильнее всяких войн
Воля и разум, воля и разум, воля и разум, воля и разум.(повторы)
Пока не поздно - спасайте мир, нельзя нам больше терпеть!(ритор. воскл.)
Пока мы вместе, то берегись - любому чудищу смерть.
Все, во что ты навеки влюблен, уничтожит разом
Тысчеглавый убийца-дракон(мет.-гипер), должен быть повержен он,
Сильнее всяких войн
Воля и разум, воля и разум, воля и разум, воля и разум.(повторы)
Воля и разум - сильнее всяких войн.
Воля и разум - сильнее всяких войн.
Воля и разум - сильнее всяких войн.
Воля и разум...(повторы)
Приложение 3
Жить вопреки
Снова бежать по лезвию бритвы(мет.),
Словно загнанный зверь(сравн.), не считая потерь,
И вновь рисковать собой.
Может лучше лежать тенью забытой(сравн.)
На горячем песке от страстей вдалеке,
Где царит тишина(олиц.) и вечный покой(эпит.)?!
Пусть пророчит мне ветер(олиц.) северный беду,
Я пройду и через это, но себе не изменю.
Ветер бей сильней(олиц.), раздувай огонь в крови! (мет.)
Дух мятежный, непокорный(эпит.), дай мне знать, что впереди!
Чтобы жить вопреки! (повторы)
Здесь фальшивая боль, там фальшивая радость(эпит.),
Зло под маской добра не приемлет душа(мет.), хоть разум готов принять.
Мне судьбою дано подниматься и падать, и я знаю теперь:
Одиночества плен(олиц.) лучше праведной лжи(эпит.) нового дня…
Пусть пророчит мне ветер(олиц.) северный беду,
Я пройду и через это, но себе не изменю.
Ветер бей сильней(олиц.), раздувай огонь в крови! (мет.)
Дух мятежный, непокорный (эпит.), дай мне знать, что впереди!
Дышит кровью рассвет(мет.), но не сыграна пьеса.
Время крадет каждый мой шаг(олиц.), безмолвие своё храня
Быть или нет? (рит. вопр.) До конца не известно,
Но я знаю одно: никому не дано
Дрессированным псом сделать меня(сравн.)
Пусть пророчит мне ветер(олиц.) северный беду,
Я пройду и через это, но себе не изменю.
Ветер бей сильней(олиц.), раздувай огонь в крови! (мет.)
Дух мятежный, непокорный(эпит.), дай мне знать, что впереди!
Чтобы жить вопреки! (повторы)
Приложение 4
Метафоры | Эпитеты | Сравнения | Риторич. | Гиперболы | Олиц. | Повт. | |
Жить вопреки | 6 шт. | 6 шт. | 3 шт. | 1 шт. | 9 шт. | 4 шт. | |
Матричный бог | 7 шт. | 5 шт. | |||||
Воля и разум | 1 шт. (+4) | 2 шт. | 1 шт. | 1 шт. (+4шт) | 4 шт. |
Приложение 5
Роль в тексте | Примеры | |
Метафоры | Добавляет тексту «изящности», более компактное и символическое средство. | «Ты в лабиринте вечных истин» «Бежать по лезвию бритвы» «Дышит кровью рассвет» |
Эпитеты | Красочное определение , отличается образностью и выразительностью. | «Смертельная дань» «Праведная ложь» «Вечный покой» |
Сравнения | Сопоставление двух вещей для более полного раскрытия одного из них. | «Словно загнанный зверь» «Лежать тенью забытой» |
Ритор. воскл./вопрос | Художественный приём для яркого эмоционального воздействия на читателя/слушателя. | «Быть или нет?» «Пока не поздно - спасайте мир, нельзя нам больше терпеть!» |
Гиперболы | Образное преувеличение для усиления выразительности и яркой эмоциональной окраски предмета. | «Подчиняя мир себе» «Сменивший тысячи имён» «Тысчеглавый убийца дракон» |
Олицетворения | Разновидность метафоры, одушевление предметов, явлений и т.д., служат для выразительности и образности картины. | «Царит тишина» «Пророчит мне ветер» «Время крадет каждый мой шаг» |
Повторы | Неоднократное повторение слов или выражений для концентрации на каком- либо действии и т.д. | «Воля и разум - сильнее всяких войн. Воля и разум - сильнее всяких войн…» |
Список литературы
1. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 64.
2. Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв - Mocквa, 1976 г Poзeнтaль Д. Э., Teлeнкoвa M. A.
3. Фразеологический словарь русского литературного языка Фёдорова А. И.
4. Ария. Тексты песен.
5. Пушкина М. Ария. Легенда о Динозавре.
Интернет-источники
Фильм "Золушка"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Как нарисовать зайчика
Рисуем пшеничное поле гуашью