Образ лошади и нравственные качества человека в художественных произведениях.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по литературному чтению. | 95.02 КБ |
Образ лошади и её роль в раскрытии нравственных качеств человека в произведениях разных жанров.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 4
Основная часть
Глава 1. Образ лошади в славянской мифологии и в христианстве………….. 5
Глава 2. Образ лошади (коня) в произведениях В. П. Астафьева ……………. 7
2.1. Обзор рассказов писателя о лошадях …………………………………… 7
2.2. Образ коня в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»……….. 8
2.3. Образ лошади в рассказе В.П. Астафьева «Старая лошадь»…………….. 9
Заключение…………………………………………………………………….. 12
Литература……………………………………………………………………... 13
Приложение 1. ………………………………………………………………….14
Введение.
Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли.
Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
На протяжении тысячелетий лошадь верно служила человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу). Но с развитием техники роль лошади в жизни человека стала гораздо меньше. Сейчас многие дети не имеют возможности общения с лошадью и видят это животное только на экране телевизора или на иллюстрации в книге. Нами был проведен опрос среди учащихся 1-5 классов, Ребятам были заданы вопросы: «Какие домашние животные чаще всего встречаются в литературных произведениях? Назовите примеры этих произведений.
По итогам опроса на первом месте стоит кошка, затем собака, затем петух, лошадь назвал один ученик. Можно сделать вывод о том, что лошадь не очень часто встречается в произведениях, и книг о ней дети не знают. А общеизвестно, что лошади, дружба с ними воспитывают в нас доброту и отзывчивость, делает нас лучше, учит правильным поступкам. Поэтому детям необходимо как можно чаще обращаться к её образу, больше читать – это очень актуально в современном мире.
Мы задумалась над тем, какую роль играет лошадь в художественных произведениях? Ведь все они очень разные не только внешне, но и по характеру. Что помогает понять лошадь человеку в литературе? Это нам стало интересно, и мы решили исследовать этот вопрос.
Проблемы: Для чего и как в произведениях дан образ лошади?
Каким изображается человек рядом с лошадью?
Гипотеза: Если в произведении дается образ лошади, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.
Объектом исследования в работе будут произведения разных жанров, а предметом – роль лошади в раскрытии нравственных качеств человека.
Цель исследования: Определить значимость образа лошади в произведениях разных жанров.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой задачи:
найти, прочитать и проанализировать произведения, в которых присутствует образ лошади;
определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади;
подчеркнуть неповторимость образа лошади;
провести опрос учащихся;
провести мероприятия, повышающие интерес к чтению литературы.
План работы над проектом:
проведение опроса среди учащихся 1-5 классов
чтение литературы
анализ прочитанных произведений
оформление выставки рисунков
подготовка и проведение викторины в 1-2 классах
составление каталога литературных произведений о лошади.
Методы исследования: поисковый, анализ, наблюдение, сравнение, сопоставление.
Для славян невозможна была жизнь без коня. Лошадь отождествлялась с солнцем, в некоторых регионах ей поклонялись, но в то же время она оставалась важнейшей рабочей силой. Она сопровождала человека не только в работе. Катания на санях, свадебные процессии, масленичные гуляния, когда рядились сами и коней своих рядили, – везде было место лошади. Конь был незаменим и в битве.
Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных и враждебных духов. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Например, Утренняя Заря ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (темно-серыми) и Вечерняя Заря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (черный) конь. В это время солнечный диск освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.
Успех военной кампании можно было предсказать, проведя коня меж копий, воткнутых в землю. Если не споткнётся – будет победа, а споткнётся – поражение неминуемо. Полагали за благо умыться водой, которую не допила лошадь: ей приписывались целебные свойства. Черепа лошадей надевались на колья вокруг домов вовсе не как трофей. Считалось, что они оберегают от нечистой силы, не подпускают её к дому, защищая живущих в нём. Однако были и менее устрашающие «обереги»: всем известная подкова «на счастье», повешенная на двери, призвана сохранять благополучие.
Вера в то, что лошадь способна предсказывать будущее, нашла своё отражение в культуре. Образ лошади как помощника или волшебного средства, позволяющего герою добыть, победить, доставить, фигурирует во многих сказках. Конь нередко предупреждает молодца о грозящей опасности, спасает его, переносит в тридесятое царство.
Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников, и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Например, Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.
Славяне заботились и о том, чтобы домовой хорошо относился к лошади, а также во избежание сглаза, 2 августа их было принято «поить через серебро». Лошадей купали, а после поили водой, предварительно бросив в неё серебряную монетку. Но для пущего эффекта поили их этой водой из шапки, в которую тоже клали монету. Считалось, что от этого лошади становятся здоровее и крепче.
А вот 18 августа, в день Фрола и Лавра, о лошадях заботились и того больше. Фрол и Лавр жили в Византии во II веке. Братья издавна почитались как покровители скота. Новгородские предания повествуют о чудесном прекращении мора среди лошадей - случилось чудо, когда были открыты мощи братьев. Другая легенда гласит, что управлять лошадьми Фрола и Лавра обучил не кто иной, как сам архангел Михаил.
Потому-то и на иконах братья изображаются в окружении лошадей («Чудо о Фроле и Лавре»), а архангел Михаил отдаёт коней под их покровительство. День памяти мучеников стал «днём лошади» на Руси. В этот день на лошадях не работали, их не запрягали, не погоняли. Кормили животных овсом, угощали хлебом с солью, в гриву вплетались ленты, купали, кропили святой водой.
Конь символически связан с высшей мудростью, которая ведет человека по жизни. Господь "... вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались" (Исайя 63: 13).
Лошадь сопровождала человека до самого конца жизни. Лошадей и конскую амуницию нередко использовали в погребальных обрядах. Во многих захоронениях находят элементы упряжи и останки животных.
Сказки
Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.
Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивка-бурка. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая - серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60-ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.
Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурка стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова (Приложение №6).
Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку, чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сварился в горячей воде.
Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.
Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.
Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.
Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.
Приметы
"Кони ржут к добру."
/примета/
"Лошади фыркают в дороге - к радостной встрече."
/примета/
"Лошадь храпит - к ненастью, ко вьюге."
/примета/
"Лошадь фыркает - к дождю или к теплу."
/примета/
"Лошадь трясет головой и закидывает ее кверху - к ненастью, к дождю."
/примета/
"Зимой лошадь ложится - к теплу."
/примета/
"Конь в пути ложится и упрямится -к снегу."
/примета/
"Лошадь ложится под кровлю - к сырой погоде, к ненастью, если ложится на открытом месте - в ведру, жаре."
/примета/
"Копыта у лошадей потеют - к теплу."
/примета/
"Лошадь жадно ест траву вечером - жди дождя на следующий день."
/примета/
"Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет."
/примета/
"Ржет конь к печали, топает - к погонке."
загадки
У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?...
(Лошадка.)
Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу!
(Лошадка.)
Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка глАдка,
Это к нам бежит …
(Лошадка.)
Мне побегать бы по полю:
Я люблю простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса.
(Лошадь.)
На ветру развивается грива,
Везет ношу свою терпеливо,
«Цок-цок-цок», скачет ровно и гладко,
В серых яблоках наша …
(Лошадка.)
пословицы и поговорки
► У хорошей артели все лошади в теле.
► Под надзором и лошадь сыта.
► На ретивую лошадку не кнут, а вожжи.
► Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди – разговору.
► На кривой лошади плута не объедешь.
► Лошадь узнают по бегу, а сову – по полёту.
► Пришёл лошадь ковать, когда кузня сгорела.
► У хорошего хозяина нет плохой лошади.
► И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
► Захочет лошадка овса, так и везёт на гору.
► К собаке сзади подходи, а к лошади – спереди.
► Я не я, и лошадь не моя, и я не извозчик.
► Не накормив коня, далеко не уедешь.
► Добрая лошадь от еды согревается.
► Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
► Не в коня овёс.
► Через силу и конь не везёт.
► Старый конь борозды не испортит.
► Не мой конь, не мой воз: кто видел, тот и в ответе.
► Пеший конному не товарищ.
► Плох конь, коль не скачет, плох казак, коли плачет.
► Проси, и дадут: ясли к лошади не ходят.
► Рассеянный: на коне сидит, а коня ищет.
► Ретивому коню тот же корм, а работы вдвое.
► Весело коням, что скачут по полям.
► Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.
► Сытый конь – добрый конь.
► Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
► Счастье – не конь, хомута не наденешь.
► От корма кони не рыщут, от добра не ищут.
► Где конь, там и воз.
► Заносчивого коня построже взнуздывают.
► Домой и кони веселее бегут.
► У коня овса без выгребу, а он все рвётся на волю.
► За глаза коня не покупают.
► Изъяны коня снаружи, пороки человека внутри.
► На лошадь не плеть покупай, а овёс.
► Держи коня за гриву, за хвост не удержишь.
► И кнутом коня накормить можно, только прежде овса дай.
► Когда наездник падает духом, его конь не может скакать.
► Рай на земле – у лошади на спине.
► За конём смотри как друг, садись на него как враг.
► Казак голоден, а конь его сыт.
► Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга.
Пословицы и поговорки про лошадь
Мы нашли рассказы, в которых упоминается о лошадях и рассказы в названии которых есть слово «конь» или «лошадь».
Сейчас в продаже есть книга сборник рассказов Астафьева для детей «Конь с розовой гривой». В одноимённом рассказе, правда, конь этот пряничный, и фигурирует только как мечта - вот бабушка поехала в город, и вот она привезёт гостинец...
«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
В этом произведении рассказчик повествует о том, как получил незаслуженную награду от бабушки – пряник конём. Витя обманул её, вместо земляники в туесок положил траву и только сверху наполнил его ягодами. Герой осознает, что поступил плохо, ждёт наказания от бабушки, но вместо него бабушка отдает Вите пряник: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».
Почему бы автору не назвать рассказ «Обман» или «Незаслуженная награда»? В.П. Астафьев не случайно обращается к образу коня.
Белый конь – этот символ «…всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, воздухом, небесами, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями… Белый солнечный конь — интеллект, разум, чистота, святой Георгий… Атрибут божественных сил, постоянно борющихся со Злом».
Именно белый цвет, в основном его значении, символизирует веру, чистоту душевных мыслей.
Но пряник Вити был двухцветным «…грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
Розовый цвет соответствует оттенку человеческой кожи, особенно в младенческом возрасте. Отсюда тянется и цепочка «розовых» ассоциаций – нежность, мягкость, детство.
Не случайно В.П. Астафьев соединил два цвета: с одной стороны, герой рассказа ещё легкомысленный ребёнок, а с другой - «маленький» человек осознает свою вину перед бабушкой, понимает, что обман всегда раскрывается. Обман – это зло, прежде всего, плохой поступок терзает и мучает самого Витю. Вспомним, что он не спит ночью, убегает на берег Енисея, где хочет быть один, осуждает и корит самого себя за то, что послушал левонтьевских ребятишек и съел все ягоды. Белый цвет пряника конем - это и надежда бабушки, на то, что внук исправится.
Не случайно герою рассказа пряник конем, лежащий на столе, представляется «скачущим». Бегущий конь – это символ времени, движения, самой жизни. Поэтому рассказчик запомнил образ движущегося бело-розового коня.
Итак, проанализировав образ коня в произведении «Конь с розовой гривой», мы пришли к выводу о том, что анализ этого образа помог нам понять самого героя, оценить его с двух сторон: с одной – он легкомысленный мальчик, а с другой – герой способен осознать свою вину. К тому же символичен белый цвет пряника, который указывает ещё и на то, что бабушка, отдавая мальчику гостинец, привезённый из города, надеется, что внук никогда больше не обманет и осознает всю тяжесть зла обмана. Пряник конем – это символ преображения характера мальчика, становление его как настоящей личности. Поэтому конь в сознании героя движущийся. Ведь именно движение мыслей человека, самоанализ поступков формирует личность.
Л.Толстой «Холстомер»
В рассказе говорится о жеребенке, жившем на ферме. Он родился пестрой окраски, и все над ним смеялись. Потом его разлучили с матерью. Нелегкой была его жизнь. Он много трудился. А когда состарился, он стал никому не нужен. Не так ли иной раз проживает человек? А Холстомера еще ждала страшная смерть. ХОЛСТОМЕР — центральный персонаж повести Л.Н.Толстого «Холстомер» (1860). Объект изображения в повести — табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун — это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей дряхлой старости. Более всего очеловечен главный персонаж X., чье жизнеописание занимает почти всю повесть. Толстой стремится создать образ живой, зримый, конкретный. Внешность X. описана обстоятельно и подробно: «мерин был роста большого — не менее двух аршин и трех вершков, частью он был вороно-пегий, но теперь вороные пятна стали грязно-бурого цвета выражение лица было строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое». Он искалечен побоями, страшно худ, у него опухлая и гноящаяся болячка и шерсть торчком. Но несмотря на отвратительную старость этой клячи, знаток сразу узнавал, что это была в свое время замечательная лошадь. «Глубоко мысленный» образ X. (он же «Мужик Первый сын Бабы») синоним российского земледельца, сотворен писателем, утверждающим религиозно-нравственную философию бытия. В судьбе X. отражена судьба попранного, униженного, порабощенного «мужика», участь которого - «унижения, труд, унижения, труд». «Я был пегий, — сообщает о себе X., — я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому». И только потому, что он пегий, к нему относятся как к вещи, с которой совершают купчие сделки. Пежина — это знак, наглядно разоблачающий условность и порочность деления божьего мира на отдельные сословия, слои, касты, группы с различными правами и типом существования. После случившегося с X. «странного несчастья», ставшего для него «решительным переворотом», он осознал жестокость и нелепость понятий: «мой, моя, мое, которые говорят про различные вещи, существа, предметы, даже про землю, про людей и про лошадей». Драматическая история «одной лошади», сочиненная писателем, — апофеоз конягам, чьи «божьи жизни» были отданы труду, покорному служению людям. Даже после смерти они продолжали служить добру, участвуя в вечном круговороте жизни. Образу X. противопоставлен бесшабашный, беззаботный, веселый гусар Серпуховский, превратившийся в никчемного барина-паразита, жившего за счет работяг, таких, как X. Толстой использовал наивное, отстраненное, незамутненное предубеждениями и ложными постулатами сознание X., чтобы обнажить абсурдность и противоестественность социального порядка, признающего право собственности, насилие, произвол, угнетение.
Василий Белов «Верный и Малька»
Константин Ушинский «Слепая Лошадь»
Константин Паустовский «Тёплый хлеб»
Волк и кобыла |
|
Лев Николаевич Толстой
Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
- Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
- А ты знаешь лечить?
- Как не знать.
- Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.
Выводы по прочитанным произведениям:
Показывая жизнь лошади, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с лошадью. Образ лошади рисуется благороднее, чище. Значит, авторы хотят, чтобы человек задумался о себе, о своем отношении не только к животным, но и ко всему, что его окружает, о своей душе.
Заключение
Конь, лошадь – один из самых интересных образов в литературе, культуре, религии. Образ лошади неразрывно связан с жизнью человека. Это животное символизирует трудолюбие, разум, движение, время, героизм, победу над злом.
Виктор Петрович Астафьев использует в своих рассказах образ лошади не случайно. Лошадь – помощница, о ней на Руси всегда заботились и она платила людям добром. В рассказах писателя – лошадь связана, в первую очередь, со временем и движением. Поэтому герои его рассказов свято хранят этот образ в душе всю жизнь. У В.П. Астафьева есть рассказы, в которых упоминается образ лошади, и произведения, которых есть слово «лошадь» или «конь».
На наш взгляд, в рассказе «Конь с розовой гривой», герой запоминает пряник конём, потому что в сознании мальчика конь ассоциируется со справедливостью, победой добра над злом (обман – это зло). Прилагательное «розовый» указывает на детскую беззаботность и легкомысленность. Бабушка, отдавая внуку пряник конём, надеется на его исправление. Таким образом, подробный анализ образа коня в произведении помог нам понять смысл названия рассказа и его идею.
В рассказе «Старая лошадь» писатель «погружает» читателя во времена Великой Отечественной войны и главным героем произведения является коняга. Проанализировав этот образ мы пришли к выводу о том, что война – это всегда страдания как человека, так и животного, которое верой и правдой помогает людям на фронте. Ванягин сохранил в памяти этот образ потому, что войну забыть нельзя. В.П. Астафьев этим рассказом дает нравственный урок будущим поколениям, показывая её жестокость и несправедливость с одной стороны, и героизм лошади, который должен служить примером для людей – с другой.
Таким образом, герои рассказов писателя запоминают образ лошади, коня в том случае, когда этот образ связан с нравственностью, движением времени, героизмом.
В своём исследовании мы рассмотрели образ лошади, коня в славянской мифологии и христианстве. Выяснили значимость этого животного в жизни людей в мирное и военное время. Проанализировали рассказы В.П. Астафьева, в которых образ лошади, коня является значимым для героев и запоминающимся на всю жизнь. Рассмотрели символическое значение образа в произведениях писателя. Через анализ этого образа попытались раскрыть идею рассказов «Конь с розовой гривой», «Старая лошадь».
Литература
Ресурсы интернета
Приложение 1.
Мы провели опрос среди учащихся средней и старшей школы, среди учителей. Всего нами были опрошены 40 человек. Мы задавали вопрос: «С чем вы ассоциируете лошадь?»
Результаты опроса:
Животное, всем нам знакомое с детства,
Века с человеком живёт по соседству,
Как верный и преданный друг помогает,
А он о ней песни и сказки слагает.
Давно эта дружба у нас началась…
И лошадям посвящаю рассказ.
Показывая жизнь лошади, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с лошадью. Образ лошади рисуется благороднее, чище. Значит, авторы хотят, чтобы человек задумался о себе, о своем отношении не только к животным, но и ко всему, что его окружает, о своей душе.
3 этап. Выделим проблемы, которые ставят авторы в произведениях:
Сделаем выводы:
Вся русская литература высоконравственна. Она учит добру, любви, состраданию. В том числе ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает нравственные качества. К сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. А посмотришь на улицу – там бродят брошенные собаки, кошки. В приют собирают брошенных детей. Речки высыхают, деревни исчезают, увидеть лошадь – редкость. Во всей круговерти жизни, мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни.
- человек и животное - это часть природы, они равноправны,
- лошадь всегда полезна человеку,
- отношение человека к лошади показывает нравственные качества человека:
злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или
бездушный, корыстный или милосердный.
Наши рекомендации:
6 этап. Сделаем выводы. Вся русская литература высоконравственна. Она учит добру, любви, состраданию. В том числе ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает нравственные качества. К сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. А посмотришь на улицу – там бродят брошенные собаки, кошки. В приют собирают брошенных детей. Речки высыхают, деревни исчезают, увидеть лошадь – редкость. Во всей круговерти жизни, мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни.
- человек и животное - это часть природы, они равноправны,
- лошадь всегда полезна человеку,
- отношение человека к лошади показывает нравственные качества человека:
злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или
бездушный, корыстный или милосердный.
7 этап. Наши рекомендации:
Список использованной литературы:
2. Несмотря на то, что дни славы лошади в прошлом, у нее до сих пор множество обязанностей на службе у человека. Лошадь, по-прежнему, остается его другом и помощником. Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но самая важная – это воспитание в человеке доброты. Помогает лошадь и в области восстановления здоровья человека. В жизни человека она сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное. Вскоре после приручения раскрылись подлинные возможности лошади - она стала незаменимым помощником в поле, при транспортных перевозках, на войне. Но лошадей использовали не только на войне.. Если бы 20 тысяч лет назад лошади вымерли не только в Северной Америке, но и в Евразии, заменить их и в хозяйственных работах, и на войне, в силу уникальных физических возможностей этого животного, было бы просто-напросто некем. Возможности лошади действительно уникальны. Но совсем без лошади человек не может обойтись! Лошади доставляют людям необычайное удовольствие своим грациозным видом, стремительной скачкой, головокружительными цирковыми трюками
Нельзя верить в приметы, но можно верить людям на слово (Марк Твен)
Чистая кобыла моется столько же.
Сытая лошадь меньше съест.
Конь тощой - хозяин скупой.
У кобылы подкова из железа.
Погоняй коня не кнутом, а овсом.
Не гладь коня рукою - гладь мешком с овсом.
От хозяйского глаза и конь добреет.
Кобыла идет ногами, а конь едет рысью.
Корм коня краше: овесец и чистит, и гладит.
Ретивому коню тот же корм, а работы вдвое.
Люблю серка за обычай: кряхтит, да везет.
Есть еще такая примета: Если на Феофана (25 марта) лошадь заболеет, то все лето работать не станет.
"Будь гладка, как яичко!" - говорят на Пасху, поглаживая лошадь яйцом.
Никола "вешний" (22 мая) считается покровителем лошадей, ему заказывают молебны с водосвятием, чтобы уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.
На "Ивана" Купалу (7 июля) полезно купать больных лошадей.
14 августа, после первого "Спаса", поят лошадей через серебро (опустив в бадью серебряную монетку). Потом она должна скрытно храниться под теми яслями, из которых ест сено эта лошадь. Таким образом двор ограждается от конского падежа.
На Фрола и Лавра (31 августа) лошадиный праздник: кропят лошадей, украшают их, прикармливают. На лошадях в этот день не работают, не то падеж будет.
На "Савву" (странное семитское имя для праздника 18 декабря) нельзя ругаться тому хозяину, у кого есть лошадь.
Приметы особое внимание обращают на храп: кобыла или конь храпит - к вьюге, к ненастью, фыркает - к теплу.
Лошадь фыркает - летом к дождю, зимою к метели. Трясет головой и закидывает ее кверху - к дождю. Часто скребет ногами - к дождю.
Если лошади собираются косяком в лощину, то к непогоде, к метели.
Если лошади выходят на бугор, то к перемене погоды, к оттепели.
Копыта у лошади потеют - к теплу.
В приметах находят выражение метеорологические представления нашего народа: зимою конь ложится, катается, спит на назьму - к теплу.
Если по весне дергач (коростель) крикнет прежде перепела, то лошади во все лето будут худы; если же перепел крикнет прежде дергача, то лошади будут сыты.
Уши у кобылы это то же самое, что уши у человека.
Лошадь следует запрягать первый раз в соху именно в тот день, в который родилось это животное; в случае, если день рождения не известен, он выясняется с помощью жребия.
Лошадь сменяет одно положение другим, вздыхает - она больна.
Нельзя на лошади перевозить кошку, так как лошадь от этого может похудеть.
Чепрак из барсовой кожи вреден для лошади.
Не следует возить собаку на лошади, иначе лошадь взопреет; собака, хотя бы и самая маленькая, необыкновенно парит (вгоняет в пот) лошадь, словно огромная тяжесть. То же бывает, если в возу случайно окажется мышь; подобно собаке, она также сообщает возу огромную тяжесть.
Чтобы иметь лошадей добрых, в теле, следует класть в конюшне кусок дерева, расщепленного громом.
Хорошо на лошади перевозить табак и шерсть, так как от этого лошадь добреет. Если лошадь грызет землю, значит, сильная.
Едешь на лошади, а она упирается, и собака жмется к лошади - значит, волк где-то рядом.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Весёлая кукушка
Два плуга
Лягушка-путешественница