Праздник несет в себе большой глубокий и духовный смысл. Он не только предвещает приход весны, времени, когда природа просыпается и обновляется, но и призывает людей становиться лучше, чище, светлее и чаще обращаться со словами благодарности к матушке-природе.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_belyy_mesyats.docx | 25.7 КБ |
МБОУ «Посельская средняя общеобразовательная школа»
Сочинение
«Сагаалган - праздник Белого Месяца »
Автор: Быкова Юлия,
ученица 7 класса
Руководитель: Панькова Зоя
Викторовна, учитель русского
языка и литературы.
2022
Первые православные храмы появились на территории Бурятии во второй половине семнадцатого века со строительством первых острогов. Народы, населяющие республику, являются носителями разнообразных культурных традиций, что служит причиной интереса к культуре и искусству республики. И русские и буряты отмечают Масленицу, Пасху, Сагаалган, Сурхарбан.
Сегодня в Бурятии Сагаалган это самым любимый национальный праздник. В детских садах, в школах, в театрах, на улицах и площадях проходят народные гуляния, концерты, конкурсы и проводятся различные акции.
Я просмотрела очень много материала в Интернете, открыла для себя много интересного и полезного.
Бурятский календарь вёлся по луне. Год состоял из 12 месяцев: хуса – январь, улаан зудан – февраль, ехэ дарган – март, бага дарган – апрель, маньяhamа – май, хожа – июнь, олжон – июль, хуг – август, улара –сентябрь, ура – октябрь, гуран – ноябрь, буга – декабрь. Годы объединялись в циклы. Малый цикл состоял из 12 лет, каждый год носил название животного. Все мы знаем бурятскую сказку, где Будда пригласил животных. Пришли только двенадцать животных, Будда подарил им каждому по году правления. Первый год – хулгана (мышь), второй – ухэр (корова), третий – бар (тигр), четвертый – туулай (заяц), пятый - луу (дракон), шестой – могой (змея), седьмой – морин (конь), восьмой – хонин (овца), девятый – мэчин, бичин (обезьяна, десятый – mахяа (курица), одиннадцатый – нохой (собака), двенадцатый – гахай (свинья). Пять 12-летних циклов составляли большой 60-летний цикл. Через каждые 60 лет весь цикл повторялся.
Новый год начинался в феврале и назывался сагаан сара (белый месяц) или цагаалган.
Сагаалган праздник всенародный,
По-русски просто – Новый Год,
Один из дюжины животных
Ознаменует твой приход. /Борис Нимаев/
Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится на разные числа февраля по солнечному календарю. Накануне празднования Белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Это очень похоже, как русские готовятся к Новому Году.
По правилам встречи Сагаалгана нужно сначала представиться Солнцу и поблагодарить за благополучно закончившийся год. Благодарность включает в себя не только теплые слова признательности, но и подношения (угощения) для духов. Это могут быть любые продукты, но обязательно молоко и чай.
Затем нужно представить Солнцу и Вечно синему небу, а также духам всех членов своей семьи. Только после этого просить то, что желаете на следующий год. В основном это благополучие семье и здоровья всем родным и близким.
Сагаалган — «Праздник Белого месяца», белый цвет всегда означает доброту, честность, верность, счастье и благополучие. Белый цвет приносит счастье, добро, удачу и все «светлое» (счастливое). В Сагаалган все должно быть белым: хадаки, подарки и мысли должны быть «белыми», чистыми. В душе не должно быть «черных», недобрых намерений и зла. Поэтому в Сагаалган целый лунный месяц люди говорят друг другу добрые слова и самые лучшие благопожелания.
Праздник несет в себе большой глубокий и духовный смысл. Он не только предвещает приход весны, времени, когда природа просыпается и обновляется, но и призывает людей становиться лучше, чище, светлее и чаще обращаться со словами благодарности к матушке-природе.
Люди желают в этот праздник друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Новый Год или Сагаалган – семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют своих родных и близких. В этот день положено есть очень много, чтобы в Новом году жизнь была сытой, счастливой. Обязательно угощение молочными продуктами.
Но, прежде чем повеселиться,
Очистим помыслы свои
И будем искренне молиться
На благо всех существ Земли.
Традиций предков будем верны
Бросая тесто на костер,
Дугжууба – пожиратель скверны,
Очисти нас, сжигая сор. /Борис Нимаев/
Обряд «Дугжууба» - это очищение человека от всего плохого. Перед праздником люди обтиралась кусочком теста и из этого теста лепили фигурку человека. Символически свои болезни, несчастья они переносили на эту фигурку. Эти фигурки они приносили к специальному костру и просили, чтобы ушли все несчастья, невзгоды и болезни, чтобы сгорело всё плохое.
Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Набесная Богиня Балдан Лхамо, покровительница Тибета, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Если кто-то проспит, то не будет учтен божеством и соответственно упускает свою удачу на целый год.
Может быть русская пословица: «Кто рано встает, тому Бог подает» родилась неспроста?
Белый Старец (Сагаан Убугун) является Главным ханом. Сагаан Убугун почитается как покровитель здоровья, долголетия, богатства, счастья и семейного благополучия. Он приносит мир и покой, равновесие во всех делах. Его атрибуты персиковое дерево, олень, посох, книга судеб – символы долголетия.
В эти дни особую традицию приобретает вывешивание «хий морина» - белого флажка с изображением «крылатого коня» -это символ жизни. Изображение «коня ветров», освященное в храме, привязывают к дереву или на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая божеств. Его изображение символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. Ритуальный флажок состоит из следующих частей: языки, изображение драгоценного коня, обрамление, ленты для вывешивания, текст.
А через день, спеша к рассвету,
Скорей к святым местам пойдем,
И Хий морин – молитву ветра
Украсим красочным флажком.
И каждый раз, как всколыхнется,
На том флажке от ветра конь,
Молитва будто бы прочтется,
Удачу нам приносит он.
Смиренно спросим духов строгих
Нас с подношением принять,
Избавить от напастей многих
И ниспослать нам благодать. /Борис Нимаев/
Обязательно нужно дарить подарки. Качество и ценность их не имеет значения, лишь бы это был материальный предмет: молочные продукты, хадаг (длинный шелковый шарф голубого цвета), сахар, печенье, конфеты, просто деньги.
На праздничный стол хозяйки готовили уураг (молозиво), айран (творог), тараг (простоквашу), айраг (кислое квашеное молоко), ормэ (сушеные пенки), саламат и множество других блюд. Традиционно праздничная молочная водка подавалась только тем, кому уже исполнилось полвека.
Накануне Сагаалгана варились лучшие куски, позже они ставились на стол дорогим гостям как далган – освященная пища, отведать которую считалось почетным.
Затем приходит время блюда
Из мяса в тесте на пару
То буузы на большой посуде
Король на праздничном пиру. /Борис Нимаев/
В этот праздник обязательно исполняется древний танец ёхор, символизирующий круг во времени и пространстве. У меня мечта станцевать ёхор на площади Советов в городе Улан-Удэ или в Бичуре.
В течение месяца обязательно нужно ходить в гости. Если придет очень много гостей в дом в дни праздника, то очень удачный и счастливый будет год.
И чтя закон гостеприимства,
Храня приветствий ритуал,
На пользу общему единству
Мы встретим всех, кто нам попал.
И пусть с Тобой мы разной веры,
Ты гость! Смелее заходи!
Не ты последний и не первый,
Весь праздник только впереди.
Отведать нужно белой пищи -
Молочный символ новизны,
Неважно кто, богач иль нищий,
Уважить все ее должны. /Борис Нимаев/
Сейчас Сагаалган отмечают все жители Бурятии. Пусть мы и не знаем всех обрядов, но мы стараемся узнать как можно больше и этот праздник прочно вошел в нашу жизнь.
Традиции и обычаи бурят учат миролюбию, терпению, семейственности, а самое главное, принятию мира таким, каков он есть, позитивному образу мышления: они в первую очередь благодарят за то, что есть, а не сетуют о том, чего нет. На первый план выступают такие общечеловеческие ценности как почитание старших и уважение друг к другу, укрепление семьи, приобщение молодёжи к культурному наследию своих предков. Эту, казалась бы простую народную философию, праздник передает из поколения в поколение.
Как нарисовать ветку ели?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
"Портрет". Н.В. Гоголь
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)