Ученица в своей работе пишет о том, что писатели часто обращались к проблемам экологии. Авторы раскрывали эту тему с разных сторон: и со стороны человека, и со стороны природы. Прочитав произведения, в которых показан человек во взаимоотношении с природой , она исследовала экологические проблемы и проанализировала произведения, сделав выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_frolova.docx | 28.78 КБ |
Министерство просвещения РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 имени А. И. Щетининой»
ПРОЕКТ
по теме: «Экологические проблемы в литературных
произведениях»
Выполнила:
Фролова Виктория,11 класс
Руководитель:
Пушкарёва Валентина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №16»
Владивосток 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.......................................................................................стр. 3
2. Основная часть............................................................................стр. 4-7
Образы природы в литературе
Негативное и положительное влияние человека на природу
3. Заключение...................................................................................стр. 8
4. Список литературы.....................................................................стр.9
ВВЕДЕНИЕ
Проблема экологии останется актуальной в любую эпоху. Человечество- неотъемлемая её часть, любое изменение в ней не может не затронуть судьбы тысяч людей. Но вместо того чтобы помогать окружающей среде, многие люди продолжают губительно относиться к ней, нанося ущерб, который не всегда можно устранить.
Взаимодействие природы и общества волнует не только учёных, но и писателей. В художественных произведениях разных эпох природа взаимодействует с человеком. Описанные ими картины позволяют нам понять, по каким причинам изменяется окружающая среда.
Актуальность:
Экологические проблемы актуальны всегда. Даже в те времена, когда вопросы нехватки питьевой воды, загрязнения воздуха не поднимались так остро, как сейчас, писатели часто обращались к проблемам экологии. Авторы раскрывали эту тему с разных сторон: и со стороны человека, и со стороны природы.
Цель работы: исследовать экологические проблемы в произведениях литературы и сделать выводы.
Задачи:
1) Прочитать произведения, в которых показан человек во взаимоотношении с природой;
2) Проанализировать произведения и выявить экологические проблемы, которые затрагивает автор.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Образы природы в литературе.
Многие поэты и писатели русской и зарубежной литературы изображали в произведениях величие природы. Для них она была не только источником жизни, но и добра, красоты. Природа тесно взаимосвязана с нами и является неотъемлемой частью нашего существования.
В литературе встречаются различные формы окружающей среды. Это и мифологические проявления способностей, особенностей и эмоциональных суждений поэтов и писателей, и изображения животных, растений, их портреты, и, наконец, сами пейзажи - описание больших пространств.
В 18-19 веках в литературе неоднократно говорилось о человеке как о преобразователе и покорителе природы. В трагическом мире эта тема представлена в поэме «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина эта безотрадна : одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев».
«Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел».
Также суровая природа представлена и в другом отрывке данного произведения:
«Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
По утру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, рогами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась . . .»
В поэме стихия представлена непреодолимой мощной силой, направленной против людей. Своими разрушениями она как бы возвращает человечеству тот вред, который был нанесен ей, в том числе и строением городов. Буря, унесшая большое количество жизней, в очередной раз доказала, что над природой не властен никто.
В литературе двадцатого века, особенно в лирической поэзии, субъективный взгляд на природу выходит за рамки объективности, так что точность конкретных ландшафтов и пространства исправляется или исчезает вовсе. Специфика квартального пейзажа словно разрешается в тумане и сумерках.
В произведении Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» автору удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что «Листопад» является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
***
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Изображения природы имеют глубокую и совершенно уникальную содержательную ценность. Идея о значении единства человека с природой и их глубоких и неразрывных связей уходит в корни многовековой культуры человека. Эта тема воплотилась в различных художественных формах.
Все писатели, как убедительные ценители истинной красоты, утверждали, что влияние человека на природу не должно быть для неё разрушительным, ведь каждая встреча с ней - это встреча с красотой, очарование. Любить природу - значит не только наслаждаться ею, но и заботиться о ней. Для автора она не только источник наслаждения, но и тайная, непостижимая сила, перед которой бессилен человек.
Негативное и положительное влияние человека на природу
В повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутин поднимает проблему отрицательного влияния человека на окружающую среду. Описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки населённых пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища.
Из-за строительства гидроэлектростанции придётся затопить то, что так дорого многим людям - деревню Матёра. Это значит, что кладбища будут разграблены, деревья срублены, а дома разрушены. Произойдёт не только уничтожение природных творений, но и человеческой памяти к этому месту. Не задумываясь, человек губит самое ценное для окружающих. Почти триста лет Матёра была приютом для многих, а люди хотят всё разрушить.
-Человек- царь природы.
- Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет.
Местные жители негодуют, но сделать ничего не могут. Они бессильны перед новым поколением. Им пришлось смириться и тихо покинуть свои родные места. Оставшиеся в деревне решают сжечь избы и жить в Матёре, в бараке; затем их забирают с острова.
Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнергия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс не стоит на месте. Сработанные на славу новые машины и механизмы постепенно устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобретать новые.
Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» доказывает, что человек не в силах идти против естественного - против природы. Об окружающем мире главный герой отзывается однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек - работник. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам. Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Евгений. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. «И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь.Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком. Аркадий, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину, оказался мягким человеком, трогательно относящимся к природе. Он чувствовал и понимал её, но старался это в себе скрыть, в основном, из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе.
В повести «Царь-рыба» писатель Виктор Петрович Астафьев затрагивает важную проблему - истребление животных. Игнатьич знаменит в своей местности тем, что умело ловит рыбу и занимается браконьерством. Он бездумно убивает огромное количество животных, не осознавая опасность своих действий. Игнатьич стремится к богатой наживе - ему всегда мало того, что он забирает у природы. Жадность персонажа вынуждала ловить рыбу любой ценой, чем больше, тем лучше. Он боялся быть пойманным, но все равно не прекращал своих незаконных действий. Игнатьич вторгся в природу, хотел создать там свои законы. По его вине погибло много видов рыб. К сожалению, таких «героев» мы наблюдаем и в наши дни . «Зверь и человек, в мор и пожары, во все времена природных бед, не раз и не два оставались один на один – медведь, волк, рысь – грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в панцире плащей, с желтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя, нет – у зверя глаза умные, а на поросячьи, бессмысленно-сытые глаза – такое-то на свете бывало ль?»
Людям необходимо понимать, что когда-нибудь может исчерпаться любой запас. Но один случай изменил его отношение к окружающему миру навсегда. Сразившись с могучей рыбой и находясь из-за этого на грани смерти, он понял, что так его покарала мать-природа за все его ужасные поступки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, становится ясно, что глобальные проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, а также неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.
В художественных произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.
Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности. Как говорил Динияр Ринатович Билялетдинов: «Пока не будет глобальной катастрофы,человечествоне возьмется за экологию всерьез. Надеюсь, хоть после этого хватит ума уберечь что-то из природы, что останется.»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.А.С. Пушкин «Медный всадник»
2. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
3. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»
4. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Сочные помидорки
Л. Нечаев. Яма
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Пчёлы и муха
Загадка старого пирата или водолазный колокол