В работе рассматриваются лексические и грамматические ошибки, так как именно они оказались самыми распространенными в текстах современных песен.
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovye_oshibki_v_sovremennyh_tekstah_pesen_-_kopiya_convert.docx | 169.76 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ
МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
«Языковые ошибки в текстах
современных песен»
Автор: Баскакова Виктория Константиновна,
учащаяся 6 класса МАОУ «СОШ № 5»
г. Усть-Илимск
Руководитель: Соболева Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 5»
г. Усть-Илимск
г. Усть-Илимск
2021 г.
Содержание
Культура речи и языковые нормы………………………………….4
Результаты анкетирования…………………………………………..6
Языковые ошибки в текстах современных песен………………….7
Введение
Об уровне культуры любого человека говорит прежде всего его речь, ее смысловая точность, богатство, логика. Всему этому, конечно же, необходимо учиться. Отличным источником обогащения речи всегда была художественная литература, но современные люди практически перестали читать. Сейчас встретить человека с книгой в руках очень сложно, зато человек в наушниках – обыденность. Аудирование, как бы это не звучало печально, вытесняет чтение и становится главным источником пропаганды грамотности. Большую часть свободного времени в жизни современного подростка занимает, конечно, музыка, ее слушают на переменах в школе, в транспорте, дома. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как влияют тексты современных песен на человека? Все ли в этих текстах правильно с точки зрения языка?
Цель исследования: найти и описать наиболее типичные языковые ошибки в текстах популярных песен.
Задачи:
- провести анкетирование среди одноклассников;
- изучить теоретический материал;
- проанализировать тексты песен, которые популярны у молодого поколения, на наличие языковых ошибок.
Предметом исследования является русский язык , которым написаны тексты современных песен.
Объект исследования: тексты песен современных исполнителей.
В качестве гипотезы выступает предположение, что современная песня не отражает литературной нормы языка, снижает словесную культуру человека, отрицательно воздействует на подсознание молодежи.
Новизна исследования заключается в следующем:
- исследованы песни, наиболее популярные среди подростков (по результатам анкетирования).
Основная часть. Культура речи и языковые нормы.
Культура речи тесно связана с литературным языком. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Культура речи предполагает прежде всего правильность речи. Главной целью культуры речи является формирование образцовой языковой личности, речь которой соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определённый период развития литературного языка.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в развитии литературного языка. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
Нормы литературного языка существуют на каждом языковом уровне. Обратимся к их классификации.
Орфоэпические нормы - это произносительные нормы устной речи. Например, свёкла, а не свекла, звонИт, звонЯт, а не звОнит, звОнят. Скворе/ш/ник, а не скворе/ч/ник).
К лексическим нормам относятся нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке.
Лексические но рмы отражаются в толк овых словарях, слов арях иностранных сл ов, терминологических слов арях и справо чниках.
Соблюдение лекси ческих норм — важн ейшее условие точн ости речи и её правил ьности.
Морфоло гические нормы требуют прави льного образования граммат ических форм сл ов разных час тей речи (ф орм рода, чис ла, кратких фо рм и степ еней сравнения прилага тельных и др.). Морфо логические нормы каса ются правильного выб ора и употре бления форм сл ов.
Словообраз овательные нормы определяют пор ядок соединения час тей слова, образ ования новых сл ов.
Синтакс ические нормы требуют прави льного построения основных синтаксических еди ниц — словосо четаний и предло жений. Эти но рмы включают пра вила согласования сл ов, соотнесения час тей предложения с пом ощью грамматических фо рм слов.
Стилист ические нормы касаются исполь зования языковых сред ств, присущих тем или ин ым функциональным сти лям.
Литера турный язык объед иняет всех гово рящих по-русски, он ну жен для преод оления языковых разл ичий между ни ми. А это зна чит, что у не го должны бы ть строгие нор мы.
Практическая час ть.
Чтобы выяс нить, какие пе сни популярны у подрас тающего поколения, бы ло проведено анкети рование учащихся МА ОУ «СОШ №5 ». В анкети ровании приняло уча стие 52 чело века в возрасте 12-14 лет. Учащимся бы ло задано неск олько вопросов:
1.Любите ли вы слу шать музыку? Ка кие современных исполн ителей вы слуш аете?
2.Замечали ли вы оши бки в тек стах этих пес ен?
3.Как вы счит аете, важна ли грамо тность в тек стах песен?
4. Как вы относ итесь к оши бкам в тек стах песен?
Подр остки любят слу шать музыку, обращают вним ание на сл ова в пес нях, видят язык овые ошибки, но спок ойно относятся к ним в пес нях. Ошибки в пес нях списывают на необхо димость создать крас ивую рифму. Ср еди любимых исполн ителей назвали Ал ену Швец, Ма кса Барских, Да ню Милюхина, Але ксея Воробьева, Але ксея Чумакова, Фог ель, Агунду Цири хову, любимые гру ппы у 53% опрош енных - «Нер вы», «Би-2» , «Мук ка». Вообще, на до отметить, что на воп рос о люб имых группах и исполн ителях ребята наз вали более 50 им ен и назв аний.
На воп рос о то м, нужна ли грамо тность в тек стах песен, к сожал ению, только 54% тве рдо ответили, что нуж на. 46% гот овы слушать безгра мотные тексты, а ве дь это по чти половина опрош енных. Это гов орит о то м, что куль тура речи в молод ежной среде неиз бежно будет снижа ться. При эт ом ребята не ви дят связи ме жду безграмотными текс тами и разв итием своей ре чи.
Исх одя из вы ше сказанного, мы счит аем, что на до активно пропаган дировать хорошую пес ню, говорить о реч евой некомпетентности авт оров и их реч евой безграмотности, уч ить замечать оши бки. Слушатели дол жны стать избират ельными в выб оре песен.
Пре жде чем нач ать анализировать тек сты на пре дмет языковых оши бок, хотелось бы отме тить, что бол ьшая часть пес ен, которые мы исслед овали, содержит негат ивное отношение к жиз ни, пессимистическое настр оение и нецен зурную лексику. Эт о, конечно же, не мо жет не отраж аться на настр оении слушателей. Авт оры таких пе сен в больш инстве своем еще вч ера сами бы ли школьниками, им на сегод няшний день от 20 до 25 ле т. Это мол одые люди без жизне нного опыта, наход ящиеся в пои ске себя.
В своем исследовании мы остановились на лексических и грамматических ошибках, так как именно они оказались самыми распространенными в текстах песен.
Ошибки лекси ческие
Наиб олее распространенными явля ются в тек стах современных пе сен ошибки лексич еские:
- неопра вданным использованием иност ранной лексики:
Любит чит ать Бродского в метро, в плеере Rihanna, в душе Ne-Yo (Але ксей Воробьев «Я все гда буду с тобой»)
Smoky eyes, make up и но вый Ro lex на ру ках. (Алексей Воробьев «Сумасшедшая»)
Feshion girl – огонь и грация… (группа «А-студио» - «Feshion girl»)
- реч евая избыточность, многос ловие:
Тавтология (употре бление однокоренных сл ов или одинаковых морфем):
Папины мальчики и пап ины девочки
Не натанцуются тан цами (МУККА и Алена Швец «Дворовая»)
Летом я люб лю ходить и к знак омым заходить (гр. «Пе пси» «Три звез ды»)
лексические пов торы
Они пишут признания , пишут, признания пишут (Алена Шв ец «Кудрявые мальч ики»)
И всю св ою любовь тебе, те бе, тебе. Себя под арю тебе ( гр. «Не рвы» «8 мар та»)
- нару шение лексической сочетаемости, что затрудняет понимание те мы и це ли высказывания, а порой лишают те кст всякого смы сла.
Ради те бя я бы носила св ой натуральный цв ет вол ос. И ник огда не соби рала бы их в наи вные косички (кого их? Кос ички не соби рают, а запле тают. А наи вным может бы ть человек, но не коси чки) (А. Шв ец «Существуй»)
Ты так кра сиво в зер кале танцуешь (в зеркале можно отраж аться) (Алексей Воробьев «Аленка»)
Вечность поселилась у тебя в волосах, зацепилась за кудряшки от лица и назад (текст лишен всякого смысла) (Алена Швец «Существуй»)
Снова мол ния, гром бьет ( гром не мо жет бить) (Ка нги «Собака»)
В эт их глазах разби вались сердца мол одых (сердца в гла зах не мо гут разбиваться) (Ал ена Швец «Гл аза» )
Ты так кра сива сегодня, и для ко го ты одела это ми лое платье ? (над ела) (Группа «Не рвы» «Будем рузь ями»)
В изумр удном лесу эт их бешеных гл аз (что это знач ит?) (Алена Шв ец «Глаза»)
В эт их глазах отраж алась вся моя жиз нь. Сотни цве тов, сотни сл ез готов сло жить к ним (к глаз ам?) (Алена Шв ец «Глаза»)
Я гл аза уберу с пот олка в голове (это ка к?) (МУККА «Дев очка с каре» )
- сленг, ар го, жаргон, слова-п аразиты
Сколько цве тных магазинов, круто (г р. «Нервы» «8 мар та»)
Ты поче му-то не при шла, я не пой му, что за де ла . (Д има Билан)
И то гда я вымахну, выра сту, стану особенным (А. Воробьев «Будь, пожал уйста, послабее»)
На кухне в ды му залипаю в ок не (А. Воро бьев «Будь, пожал уйста, послабее»)
И мне нико го, блин, не на до… (группа «Гра дусы» «Голая»)
Меня мама убедит, ты то го, но я зн аю, она вре т…( МУККА «Дев очка с каре»)
В квартире курит моя любовь, ништяк . (Ал ена Швец «Бьет, значит люб ит»)
То не бы ло бы вписок…на взрослую жизнь диссов (Алена Шв ец «Бьет, значит любит»)
Почему ты не хоч ешь с на ми движ? Про сто ходишь и мол чишь – не тупишь. (МУККА «Дев очка с каре»)
Ошибки граммат ические:
- Ошибки в употре блении причастного оборота
Я хо чу найти ту са мую собаку, что жи вет под лав кой, брошенную в па рке
или
Я хо чу найти пса, что заб ыли соседи, дарящего нам улыбки (причастный оборот оторван от опреде ляемого слова) (Ка нги «Собака»)
- неве рное употребление пред логов
По ноч ному городу час ами гуляли и сут ками на теле фоне ни о чём бол тали (по теле фону) (Алексей Воробьев «Я все гда буду с тоб ой»)
Вдоль по ко же тянется его ру ка . ( вдоль те ла или по ко же ) (М акс Барских «Гл аза убийцы»)
-неверное употре бление наречий
Всю ночь почти что не сп ала (Алена Шв ец «День рожде ние»)
Заключение
Резул ьтаты проведенного на ми исследования доказ ывают выдвинутую на ми гипотезу: современная пе сня не отра жает литературной но рмы языка, сни жает словесную куль туру человека, отрица тельно воздействует на подсо знание молодежи. А исполь зование в них нецен зурной речи и агрес сивное исполнение пе сен расшатывает неусто йчивую нервную сис тему подростка и прив одит к изме нению эстетического вку са.
Ес ли положение дел не будет меняться, ес ли безграмотные тек сты не бу дут подвергаться крит ике, если иску сное владение словом не ста нет нормой для авторов-п есенников, последствия мо гут быть печал ьными. Язык бу дет засоряться. Необходимо помнить, язык – отра жение души народа.
Практи ческая значимость наш его исследования: мате риалы данной раб оты могут бы ть использованы на уро ках русского язы ка, при прове дении бесед просвети тельского характера клас сными руководителями, учит елями музыки с це лью повышения уро вня их реч евой и музык альной культуры и воспи тания вкуса. Те ма, предложенная на ми, будет инте ресна тем носи телям русского язы ка, которым не безра злична его суд ьба. Предполагаем, что совре менная молодёжь бу дет более крит ично относиться к совре менным пес ням, а та кже к произв едениям собственного сочин ения.
Литература.
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Пчёлки на разведках
Ах эта снежная зима
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Без сердца что поймём?