В исследовательской работе «Средства языковой выразительности в современной патриотической поэзии» рассматриваются особенности употребления языковых средств выразительности, усиливающие патриотическое звучание стихотворений.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-2022.docx | 55.73 КБ |
Средства языковой выразительности в современной патриотической поэзии
Гафиятуллина Полина
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
7-В класс
ВВЕДЕНИЕ
В.В. Путин говорит, что «…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Каждый человек должен быть патриотом своей страны. Но патриотами не рождаются, патриотами становятся. И важнейшую роль в этом должны играть средства массовой информации: литература, радио, телевидение. Сейчас создаются такие произведения, в которых главное внимание обращается на судьбу человека на войне. Современная поэзия является одним из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, эти произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных.
Где сейчас можно прочитать произведения на патриотическую тему, такие актуальные, востребованные для современного поколения молодежи? Отсюда и возникла идея данного исследования. Нас заинтересовал сборник стихотворений, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив под названием «ПоZыVнОй – Победа!», посвящённый солдатам и офицерам – участникам спецоперации на Украине. Эти стихи сейчас распространяются в войсках, госпиталях, военных училищах. Этот сборник, составленный Виктором Кирюшиным, председателем Совета по поэзии Союза писателей России, уже смело можно назвать антологией современной патриотической поэзии. В нём представлены свыше ста авторов практически из всех регионов России, в том числе поэты Луганской и Донецкой народных республик, объединённых идеей неприятия нацизма, верой в торжество правды и справедливости.
Цель работы - исследовать средства языковой выразительности в современной патриотической поэзии и выявить особенности их использования современными авторами.
Объектом исследования является современная патриотическая поэзия (на примере стихотворений сборника «ПоZыVнОй – Победа!», созданного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив).
Предметом исследования выступают особенности использования средств языковой выразительности в современной патриотической поэзии.
Гипотеза исследования: использование средств языковой выразительности дает возможность современным авторам более ярко, точно, глубоко описать внутреннее состояние лирических героев, их мысли, чувства, вызванные военными событиями, усиливает патриотическое звучание стихотворений.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- ознакомиться с научной литературой;
- рассмотреть использование различных средств языковой выразительности, характерных для современной патриотической поэзии;
- сделать выводы об особенностях употребления средств языковой выразительности в современной патриотической поэзии,
- выявить художественное своеобразие патриотической поэзии, которое делает её такой востребованной и актуальной для нашего общества.
Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:
Основным методом исследования является описательный, предполагающий описание языковых фактов, их классификацию, типологическое обобщение. С его помощью осуществлялся последовательный анализ материала. Были выбраны и проанализированы стихотворения таких современных поэтов, как Л.Г. Гонтарева, В А. Коростелева, Л.А. Берзина, А.П. Расторгуев, В.Л. Скобцов, К.Ю.Фролов, А. В. Полубота, А. М. Шутый, Ю. Беридзе, Д.В. Мурзин, М.О. Ватутина. В 54 стихотворениях исследованы 237 лексемы (тропы, лексические, синтаксические средства выразительности, различные приемы), сделаны выводы о роли языковых средств выразительности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе имеется иллюстративный материал, представляющий интерес для лингвистов, занимающихся изучением языковых средств выразительности. Собранный и систематизированный нами материал перспективен для дальнейших исследований по творчеству современных авторов, так как на сегодняшний день проблема, рассматриваемая автором, остается малоизученной.
Кроме того, данный материал может быть использован на уроках русского языка при изучении тем «Лексика», «Фразеология», «Средства художественной выразительности», «Синтаксис» и литературы при комплексном анализе стихотворений, при изучении тем «Родина», «Военная лирика».
ГЛАВА I. ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕСТВА
В условиях международной полуизоляции очень важным фактором выживания для нас является сплоченность всех народов и народностей, проживающих на территории нашего огромного государства, воспитание в каждом гражданине чувства патриотизма и любви к своей Родине. В нашей гимназии проходят Лихачевские чтения, мы читаем и обсуждаем произведения этого выдающегося мыслителя, ученого, патриота своей страны. Он писал, что «надо быть патриотом, а не националистом. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим» [1]. Размышляя о патриотизме, мы задались вопросом: почему некоторые молодые люди, придерживаясь классических взглядов на патриотизм, не видят свое будущее в России? «Возможно, причиной является складывающаяся социально – политическая обстановка. Молодежь обеспокоена нестабильной экономикой, налаживанием рыночных механизмов, безостановочно завязывающимися политическими катаклизмами, все это является разрушением общественных связей и падением нравственных устоев», – пишет молодой исследователь Е.А. Белобородов [2]. Современная молодежь расставляет свои приоритеты на жизнь. Материальные блага, модные вещи, дорогая машина, хороший доход, всевозможные развлечения – выходят на первое место. Современное поколение стало забывать историю, национальных героев, что составляет основу духовно-нравственных ценностей нашего народа. Поэтому, на наш взгляд, очень важно сегодня говорить о патриотизме, воспитывать патриотическо-ориентированного человека. Какие средства мы можем использовать для воспитания (возрождения) патриотизма? Мы обратили внимание на живой интерес общества к стихотворениям, созданным поэтами «русской весны» и «русского лета». Это сборник стихотворений, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив под названием «ПоZыVнОй – Победа!», посвящённый солдатам и офицерам – участникам спецоперации на Украине. [3]. Эти стихи сейчас распространяются в войсках, госпиталях, военных училищах. Этот сборник, составленный Виктором Кирюшиным, председателем Совета по поэзии Союза писателей России, уже смело можно назвать антологией современной патриотической поэзии. Были выбраны и проанализированы стихотворения таких современных поэтов, как Л.Г. Гонтарева, В А. Коростелева, Л.А. Берзина, А.П. Расторгуев, В.Л. Скобцов, К.Ю.Фролов, А. В. Полубота, А. М. Шутый, Ю. Беридзе, Д.В. Мурзин, М.О. Ватутина. «Многие известные писатели считают это явление в искусстве продолжением славной традиции русской словесности — военной поэзии в актуальном ее варианте, сравнивают эти стихи с «Василием Тёркиным», военной лирикой Константина Симонова и песенной поэзией времен Великой Отечественной — огромного и чисто русского явления, поэзии, написанной, не о войне, а войной». Алексей Колобородов в статье «Современная поэзия: на рынке и в бою», опубликованной в октябре 2022 года в газете «Культура», отмечал, какой неподдельный, искренний интерес проявляют россияне к патриотической поэзии: «Могу подтвердить правоту Прилепина как человек, неоднократно наблюдавший в эти полгода, как публика, что называется, «выносит площадки», где выступают Анна Долгарева, Игорь Караулов, Александр Пелевин, Мария Ватутина, другие поэты «русской весны» и «русского лета», как в несколько минут сметаются с прилавков книжки; как любители стихов, которым не удалось попасть в залы, благоговейно застывают у окон; как поэты читают на бис уже на улице, окруженные плотным кольцом поклонников, не желающих поэтов отпускать. Сотни человек, пришедших за серьезными, глубокими стихами, — когда на нашей памяти такое бывало?» [4]. Поэтому нам было интересно исследовать, как с помощью средств языковой выразительности российским поэтам удалось создать такое поэтическое слово, которое отвечает духовной жажде и патриотическому чувству современных слушателей, читателей. Мне очень близка тема любви к Родине. Когда я прочитала очерк А.Н. Толстого «Родина», написанный во время Великой Отечественной войны, удивилась тому, как актуальны сейчас его мысли. Он писал: «Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле». Особенно важным считаю слова писателя об ответственности каждого из нас за свою Родину: «На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом» [5].
Сейчас наша страна переживает непростые времена, идет специальная военная операция на Украине, многие россияне отправились защищать Родину. Считаем, что у каждой войны, когда решается судьба народа и страны, должны быть свои песни и книги. В них поют и рассказывают, за что воевать и умирать, почему наше дело правое, а враг будет разбит. Такие произведения искусства очень нужны: они поднимают дух и внушают мужество, ободряют в неудачах и приближают победу, помогают понять себя. И горе тем воюющим, у кого не находится своего поэта и певца. Значит, с их духом и ощущением своей правоты что-то явно не так. Об этом рассказывает одна легенда из истории Древней Греции. Когда спартанцы, тяжело и изнурительно воевавшие с Мессенией, по совету оракула обратились к Афинам с просьбою дать им полководца, афиняне словно в насмешку послали им хромого школьного учителя Тиртея. Однако совершенно нелепый, казалось бы, и никчемный хромой учитель оказался поэтом, и еще каким. Он своими песнями воспламенил сердца спартанцев, вновь вдохнул в них отвагу и тем очень помог им одержать победу над врагами.
Как и во время Великой Отечественной войны, сегодня многие солдаты отдают свои жизни на поле боя. Но они и сегодня с нами, потому что появляются стихи, которые рождаются в огне, они написаны кровью сердца. А такие слова – бессмертны.
ГЛАВА II.АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
Стихи послевоенных лет образованы мироощущением, выстраданными и завоеванными победителями. Россия нуждалась в скорейшем избавлении ран, которые нанесла война, поэтому поэты писатели о нравственности, благоприятной психологической атмосфере, всенародного трудового подъёма, пропагандировали мир во всём мире, счастье человека, образ жизни советского человека. Константин Симонов описывал Родину как «клочок земли, припавший к трем березам, далекую дорогу за леском, речонку со скрипучим перевозом, песчаный берег с низким ивняком». Алексей Толстой описывал Русь, как «конский бег на воле, в небе крик орлиных стай, волчий голос в поле, свист полночный соловья, ветер, степь да тучи». Лихачев писал о любви к своей Родине так: «Это не нечто отвлеченное; это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей» [1].
Современная патриотическая поэзия необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Л.Г. Гонтаревой, В А. Коростелевой, Л.А. Берзиной, А.П. Расторгуева, В.Л. Скобцова, К.Ю.Фролова, А. В. Полуботы, А. М. Шутого, Ю. Беридзе, Д.В. Мурзина, М.О. Ватутиной и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны. Анализируя стихи этих авторов, можно сделать вывод, что они также используют разнообразные средства художественной выразительности для усиления патриотического звучания стихотворений, как и поэты периода Великой Отечественной войны. Это тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения); лексические средства (разговорная, просторечная лексика, неологизмы, слова одной тематической группы, фразеологизмы), приемы (парцелляция, лексический повтор, анафора, синтаксический параллелизм и др), см. в приложении таблицу №1.
Анализируя языковые средства выразительности в стихотворениях современных поэтов, можно отметить, что самыми частотными являются эпитеты. Из проанализированных 54 стихотворений 77 лексем – эпитеты. С их помощью поэты передают свой неповторимый, уникальный взгляд на военные события, внося элемент личного впечатления (бессловесной тьмы; смутный час; стоном тяжким, бескрайняя земля, растерзанная девочка; оскал нацистских сытых лиц; крысиным ором злых невежд; бессмертная слеза и др.). Также ярким выразительным средством в современной патриотической поэзии являются сравнения, которые создают яркий, неожиданный, непривычный подчас образ (бухает сердце, как арта в ночи; воет душа собачонкою; вы же тупо пошли, как бараны; луны холодный шар летит в меня снарядом; ударил дождь, как пули; а слова, что живая трава и др.). Анализ лексического состава поэтического языка поэтов позволяет отметить, что в их творчестве широко использована разговорно-просторечная лексика, которая придает стихотворениям доступность, натуралистичность описания, выражает часто презрительное отношение к врагам (прокаженная тварность; черепушка; по-подоночьи; сволочи; проблеваться; без балды; трындят; от плеши и до пят; порют чушь; подлец-наводчик, мирняк, верняк и др.). В стихотворениях встречаются слова, не так давно появившиеся в русском языке - неологизмы, например, коммент, тик-ток, фейсбук, баксы, смерчи, хаймерсы, Телеграм, киллер и др.), что вносит в стихотворения документальность. Поэты «русской весны» и «русского лета» используют часто в своих стихотворениях фразеологизмы. Великий языковед, один из основоположников русской фразеологии, В.В. Виноградов, в своих работах по фразеологии указывал, что фразеологические единицы – это «такие устойчивые или лексические сочетания слов, которые, употребляясь в языке, не вновь образуются в процессе речи, а выступают как «готовые выражения», «неразложимые целые единицы», «эквиваленты слов» [6]. Современные поэты мастерски подбирают фразеологизмы для точной передачи образов героев, их чувств, эмоций, ощущений, а также для описания языковой картины времени, в котором происходят события. В приложении 2 описаны 26 фразеологические единицы, которые использовали поэты как выразительное языковое средство, дано толкование фразеологизмов, указаны стилистические пометы. С их помощью читатель (слушатель) может ощутить динамику событий жизни героев, отношение к военным событиям. Абсолютное большинство фразеологизмов представлено стилистически окрашенными единицами. Это книжные или разговорные (просторечные) фразеологизмы, со сниженной стилистикой (неодобрительной, грубой, жаргонной, пренебрежительной, иронично-шутливой). Например, «да хрен бы с ним», «поставить крест»; «в бараний рог»; «до свадьбы заживет», «русский дух»; «мертвая тишина»; «мороз по коже», «тяжкий крест» и др.). Их популярность объясняется повышенной эмоциональностью, экспрессией и даже отрицательной окрашенностью. Поэты свободно используют просторечные фразеологизмы, давая с их помощью персонажам содержательную характеристику. Преобладание общеупотребительных и просторечных фразеологизмов определено тематикой их произведений. События военной операции коснулись многих людей разной национальности и веры, поэтому должны быть понятны каждому.
Ярким выразительным лексическим и синтаксическим средством в патриотической поэзии являются повторы. Ключевым композиционным приёмом организации текста, по мнению Н. С. Дёмковой, являются разнообразные повторы, лексические и синтаксические [7]. Повторы слов или фраз, которые представляют собой композиционно-смысловой центр текста, помогают автору организовать образно-речевое единство в пределах всего текста. Повтор – родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: повторы звуковые (аллитерации, ассонанс и другие), синтаксические (синтаксический параллелизм и другие), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и другие), образные (повторы мотивов, ситуаций) [8].
Например, Л. Г.Гонтарева использует часто лексический повтор: «… надо успеть на шаги обернуться, /чтобы проснуться, проснуться, проснуться…», «Мы забываем о войне, /мы забываем, забываем…»
В.М. Жирмунский делает вывод о том, что причины повторения кроются в основной функции языка – быть средством общения, так как повтор сказанного связан с потребностью говорящего донести мысль до слушающего, внушить ему эту мысль [9]. Например, у В.А. Коростелёвой: «Но сердце щемит и щемит..»; «Дожди, дожди, дожди… по сердцу и по нервам». Поэт В.Л. Скобцов использует фразовый повтор (рефрен) «Тот, кто останется живой,/Пусть наши судьбы не осудит, /Я буду чист перед тобой, /Я буду чист перед собой, /А остальное будь, что будет». Синтаксический повтор (параллелизм) использовала М.А. Ватутина: «Они стреляли по донецким./Они стреляли по луганским». Парцелляцию как яркое выразительное синтаксическое средство использовала Л. Берзина: «Потому что есть жизнь, потому что есть цель, /Потому что солдаты./Потому что земля, что дана на века,/Ощущается кожей…». А. Полубота в стихотворении «Донецк в дыму, Донецк в беде, чтобы передать эмоциональное нарастание, использовал художественный прием – градацию: «Горят дома, деревья, души…»
В настоящее время многие патриотические стихи современных авторов стали словами известных песен. Например, песня «Россия-это мы» (музыка – Брендон Стоун, текст – Элина Подберезная); песня «Россия моя» (музыка – С.Войтенко, сл. А.Черников, Анастасия Макеева–текст); песня «Моя Россия» (музыка Е.Коновалов, стихи Е.Коновалов и И.Демидова) и др. В данных песнях мы видим образ России сильной и могучей: «Россия, Россия – в этом слове огонь и сила./ В этом слове победы пламя. /Поднимаем России знамя». Можно сделать вывод, что современная патриотическая поэзия близка «солдатской песне, с помощью языковых средств выразительности авторы оказывают на читателя (слушателя) эмоциональное впечатление, «трогают за душу», заставляют самые разные идентичности и общности чувствовать себя единым народом, в этом и заключается художественное своеобразие патриотической лирики.
Поэтическое слово современных авторов стало насущно, как в лучшие и главные времена, – это мировоззренческий сдвиг, которого не отменить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза исследования подтвердилась. Использование таких языковых средств выразительности, как метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, разговорная, просторечная лексика, фразеологизмы, лексический повтор, парцелляция, синтаксический параллелизм в стихотворениях сборника «ПоZыVной – Победа!» дает возможность современным авторам более ярко, точно, глубоко описать внутреннее состояние лирических героев, их мысли, чувства, вызванные военными событиями, усиливает патриотическое звучание стихотворений. Элемент личного впечатления, документальность, натуралистичность описания действительности являются основными чертами современной патриотической поэзии. Авторы современной патриотической поэзии подчеркивают, что чувство любви к Родине, которое передают лирические герои, не врождённое, а глубоко сердечное. Оно появляется в душе человека, когда он чутко всмотрелся в породивший его мир, разглядел нравственную красоту и благородство своего народа, проявляющиеся в минуты смертельной опасности. Темы любви к Родине, понятий чести, долга будут актуальны всегда, в любом виде искусства. Тема трагедии войн, прошлых и современных, неизменно находят отражение в поэзии, которая является зеркалом общественных настроений. Как бы ни ругали современные критики «показной неопатриотизм», любовь к Родине заложена в сердце русского человека очень глубоко и навсегда, и если она находит выражение в искусстве, в современной поэзии, в песенной поэзии, то такое искусство, на наш взгляд, очень ценно. Слова стихотворений и песен поднимают дух и внушают мужество, ободряют в неудачах и приближают победу, помогают понять себя, свою роль в истории родной страны.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном / Д. Лихачёв.- 2-е изд.- М ; Альпина Паблишер, 2022 – 288 с.: ил.
2.Белобородов, Е. А. Проблемы формирования патриотизма у молодежи в условиях современного мира / Е. А. Белобородов, В. С. Тимонина, Г. Н. Баланюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78691/ (дата обращения: 22.12.2022).
3.Союз писателей России [сайт] / учредитель ООО «Союз писателей России»- Москва, 1991 - . - Обновляется в течение суток. - URL: http://pisateli-rossii.ru/pozyvnoj-pobeda-antologiya-sovremennoj-patrioticheskoj-poezii (дата обращения: 10.10.2022). - Текст : электронный.
4.Портал.Культура.Ру : [сайт] / учредитель АНО «Редакция газеты «Культура»- Москва, 1997 - . - Обновляется в течение суток. - URL: https://portal-kultura.ru (дата обращения: 07.12.2022). - Текст : электронный.
5.А.Н. Толстой. Собрание сочинений 8 томах. Том 6. - М., Правда, 1972.
6.Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977 с. 140–161.
7.Дёмкова Н. С. Поэтика повторов в древнеболгарской и древнерусской ораторской прозе XI–XIII веков // Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники.— СПб., 1997. — С. 5–17.
8.Потебня, А.А. Из записок по русской грамматике [Текст] / А.А. Потебня. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1941 – 320 с.
9.Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика [Текст] / В.М. Жирмунский. – М.: Наука, 2008 – 408 с.
Онлайн-словари
10.Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_wingwords/
11.Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература. В. И. Даль. 1989.
https://dic.academic.ru/contents.nsf/dahl_proverbs/
12.Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008. https://phraseology.academic.ru/
13.Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 12. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896-1912.https://dic.academic.ru/contents.nsf/michelson_new/
14.Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006. https://phrase_dictionary.academic.ru/
15.Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997. https://phraseologiya.academic.ru/
16.Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007. https://dic.academic.ru/contents.nsf/proverbs/
Ласточка. Корейская народная сказка
Иван Васильевич меняет профессию
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Золотая хохлома
Злая мать и добрая тётя