Секрет обаяния поэзии Виктора Бокова заключается в её искренности, которая вносит в жизнь людей лад, гармонию, свет, добро. Всё это излучает его поэзия. Она покоряет светлым ощущением жизни и завидной, завораживающей простотой стиха, естественно сплетённого из живой разговорной речи народа.
В исследовательской работе Макаровой Дарьи «Разговорная речь в стихотворениях Виктора Бокова» рассматриваются особенности употребления элементов разговорной речи в поэзии В.Бокова. На основе лингвистического анализа стихотворений выявлены наиболее яркие элементы живой разговорной речи на разных языковых уровнях, которые составляют основу самобытного творчества поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
особенности употребления элементов разговорной речи в поэзии В.Бокова | 49.08 КБ |
СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ВИКТОРА БОКОВА
Секция №11. Филология (Русский язык)
Автор: | Макарова Дарья Антоновна 6-Б класс МБОУ «Гимназия №1» |
Руководитель: | Артикова Евгения Борисовна учитель русского языка МБОУ «Гимназия №1» |
2017 год
ВВЕДЕНИЕ
Боковская лирика отмечена исследователями как новаторская, она наполнена искренним чувством и высокой интеллектуальностью. Поэтическое творчество Виктора Бокова является связующим звеном между вековой народной культурой и современностью.
Актуальность исследования определяется тем, что Виктор Боков внес огромный вклад в национальную культуру, но значение его мы осознаем еще не в полной мере. Мало изучено самобытное творчество поэта, недостаточно научных работ посвящено использованию разговорных элементов в его поэтических текстах. Кроме этого, в условиях утверждения прагматизма и девальвации нравственных ценностей, характерных для нашего времени, поэзия Виктора Бокова, воспевающая идеалы красоты, добра, гармонии с миром, в начале XXI века необходима как духовное завещание современному поколению.
Цель работы – исследовать особенности употребления элементов разговорной речи в стихотворениях В.Бокова на разных уровнях языка.
Предмет исследования – элементы разговорной речи в стихотворениях В. Ф. Бокова.
Объект исследования – особенности употребления живой разговорной речи в стихотворениях В. Ф. Бокова.
Для достижения цели были поставлены задачи:
ГЛАВА 1. О ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА БОКОВА
Боков Виктор Федорович — (6[19].09.1914 – 15.10.2009) поэт, песенник, собиратель фольклора. Родился в д. Язвицы Александровского у. Владимирской обл., ныне Загорский р-н Московской обл., в семье крестьянина. Учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником; служил в армии. В 1938 окончил Литературный институт. Стихи начал писать рано; первое стихотворение опубликовано в загорской газете «Вперед»; с 1935 его стихи и рассказы стали появляться в журналах «Колхозные ребята», «Дружные ребята». В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, Н. А. Клюева, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского и М. В. Исаковского, в первую очередь — в использовании поэтических возможностей русского фольклора. Первым главным учителем Бокова был и остается фольклор — песня, частушка, сказка, пословица, загадка.
Песни на стихи Бокова — это особый пласт современной народной культуры. В них поэт настолько приблизился к народному миропониманию, что они уже стали неотделимы от времени, в которое были созданы и зазвучали (50—60-е): «Выходил на поля молодой агроном…», «Гляжу в поля просторные…», «На побывку едет…», «В чистом поле ясный месяц…», «Чтобы сердце было радо…», «Я назову тебя зоренька…», «Оренбургский пуховый платок». Песни Бокова органично соединяют озорство, юмор частушек и распев русских лирических протяжных песен.
Стихи Бокова обращены к тем первоосновам бытия, о которых часто забывают за суетой буден: вкус хлеба, воды, воздуха, бесконечность дорог и неповторимая прелесть «малой родины». Именно эти ценности в его стихах задают ритм, определяют смысл, направляют ход мысли (стих. «Луга России меня спросили…», «Не губите реченьку…», «Женщины белье полощут…» из цикла «Отчие просторы»; «Весеннее небо выстирано…», «Черный хлеб», «У метели рукава горностаевые…» из цикла «Закрома»; «Сказка снега», «Снегирь» из цикла «Снега России» и др.) [1]
Классик современной русской литературы, поистине народный поэт России, Виктор Боков создал более тридцати поэтических книг, его произведения переведены на многие языки мира. В Европе, в серии «Цветы мировой поэзии» вышел сборник Виктора Бокова «Ветер в ладонях», а в США было осуществлено высокохудожественное издание избранных стихотворений поэта. Зарубежным читателям он интересен прежде всего как поэт, воплощающий сущностные черты национального самосознания, особенности образного мышления, духовности, миропонимания русского народа. Но главное – поэзия Виктора Бокова получила всенародное признание у себя на родине: его знает и поёт вся Россия! Примечательный факт: в 1994 году, в уже запылавшем огнём войны Грозном Чеченское республиканское издательство выпустило в свет скромно изданную, но прекрасную книгу стихов русского поэта Виктора Бокова «В гостях у жаворонка», с которой солдаты не расставались и во время боевых действий. [3]
«Я – весь Россия!» – это на просто поэтический образ, это важнейший в художественном мире Виктора Бокова ценностно-смысловой центр, к которому сходятся все мотивы и темы. Этот образ становится ёмкой формулой выражения общей исторической судьбы народа и самого поэта:
Я слышал Россию.
В некошеном жите
Всю ночь говорил
Коростель о любви.
А сам-то я что,
Не Россия, скажите?
И сам я — Россия!
И предки мои!
(«Я видел Россию…»)
Чёрная, трагическая полоса русской истории – период геноцида советского народа – Виктору Бокову знакома не по рассказам и не из книг. В 1942 году молодого поэта, недавно окончившего Литературный институт, блистательно начавшего свой путь в литературе, по ложному доносу прямо с фронта бросили в сибирский концлагерь. В условиях абсолютного расчеловечивания его спасла любовь к России, а духовные силы поддерживали как собственный поэтический дар, так и дорогие поэту люди, любившие и ценившие его талант. Именно тогда Михаил Пришвин, знавший Виктора Бокова ещё с его отроческих лет и безошибочно почувствовавший в полудетских стихах тех лет голос большого поэта, рискуя сам очень многим, послал ему в СИБЛАГ телеграмму: «Ты обязан выжить, такие таланты, как ты, рождаются раз в сто лет». Позже эту оценку повторили каждый своими словами многие другие выдающиеся писатели XX столетия: Андрей Платонов, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Всеволод Иванов, Валентин Катаев, Леонид Мартынов, Николай Рыленков, Александр Твардовский и многие, многие другие.[3]
Да, много претерпел он в жизни: был на краю гибели в сталинских лагерях, жил ссыльным и замалчиваемым, – но щедрая душа, исконно русская, всё вынесла, не ожесточилась. Всегда его поэзия была подобна лесу, пронизанному солнцем, где водятся чудеса и бьют живительные родники надежды. «Весной пробуждаются не только наш сад, природа в Переделкине, но и моя душа. Выхожу утром – солнце улыбается, птицы свищут, ручьи поют – и хмури как не бывало. В трудное время живём, но ведь природа радует глаз и учит жить – не сдаваться», – говорил поэт Виктор Боков.
«В детстве я любил ходить по свадьбам, – писал Виктор Боков. – ...Свадебная символика была великой поэзией, выраставшей из быта... Чего стоили разговоры свадебных дружек. Не раешник, не стих лубка слетал с их уст – творилась необыкновенная разговорная поэзия. Её влияние продолжается на меня и теперь...». Стихотворную форму своей молодости поэт нередко использует и в стихах последнего времени: «Форма эта - цепная разговорная интонация, пословичность, лад русской речи, расположенной к рифме. У Есенина это "Эй вы, встречные, поперечные!" в начале "Песни о великом походе". Да, пожалуй, никто к этому больше не прикладывал руку, – продолжает поэт. – Это не раек... это народное красноречие, оперённое близкой рифмой и музыкой скороговорки. Воздействие её на живой слух очень большое»:
Мой хлеб – слова,
Не роняй со стола,
Не клади с сухарями,
Храни его в храме!
Тебе колечко,
А мне словечко,
Тебе платьице,
А у меня свое счастьице,
Тебе яркая ягода,
А мне яркая радуга,
Тебе прошвы и занавески,
А мне рощи да перелески!»
(«Петух-звонарь»)
Народный язык поэзии у Бокова в крови, поэтому первая же книга его стихов «Яр-хмель», изданная в конце 50-х годов, поразила всех многозвонностью и самобытностью поэтического языка Виктора Бокова. Со времени Есенина и Клюева не звучало так первозданно слово от имени русской природы и души. Это было откровением даже для признанных мастеров поэзии, знавших его стихи ещё не изданными. [4]
Я весь на ходу,
И словесные злаки
Во мне прорастают
От встречи с людьми.
Где песня – я в песне,
Где драка – я в драке,
Где руки любовно хрустят –
Я в любви!
(«Письменныйстол»)
Такая распахнутость жизни – не жест, а особенность его поэзии, свойство его характера и души. Любовь к людям, к родному языку, к родной земле – вот истоки его поэзии. «Моими первыми учителями были отец, мать, крестьянский труд, гармонь и частушки, балалайка детских лет, которую купил мне в Сергиевом Посаде отец, и я всю дорогу, возвращаясь в деревню, сидел на телеге, играл и пел. Не знал я тогда, что стану поэтом, что вся жизнь моя будет посвящена литературе!» – писал поэт о себе.
Пожалуй, мало кто знает, что Виктор Боков в молодые годы исходил пешком дороги центральной России и собрал по деревням и сёлам с живого голоса крестьян около десяти тысяч частушек, прибауток, запевок и народных песен. Он с головой окунулся в родную стихию русской речи и крестьянского многоголосья и проделал работу, равную труду целой экспедиции по этнографии и фольклору. Потом он издал собранные им частушки, и эта книга теперь является библиографической редкостью. Все стихи Виктора Бокова пронизаны живым словом народным, озорством прибаутки, самоцветностью речи.[4]
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В.БОКОВА
Разговорная (народная) речь - речь, которая используется в непринужденных беседах. При этом надо различать устную форму литературного языка и разговорный стиль с ее особой речевой системностью. Основная функция разговорной речи – коммуникативная (функция общения). Задачи разговорной речи заключаются в том, чтобы войти в контакт с собеседником, в наиболее адекватной форме передать свое мнение, отношение к предмету речи, информацию о действительности. Разговорная речь отличается непринужденностью, чувственной конкретностью, эмоционально-оценочной информативностью. [2]
Разговорная речь издавна оказывает большое влияние на развитие литературного языка, но предметом специальных исследований стала сравнительно недавно (конец XX века). Разговорная речь широко представлена в художественной литературе. При этом автор создает лишь подобие естественной разговорной речи. Тщательно отбираются писателем и стилистические средства, характерные для разговорного стиля.
Разговорный стиль речи создается употреблением стилистически окрашенных средств языка на фоне средств стилистически нейтральных; допускает слова и выражения, придающие общению непринужденную тональность; часто встречаются выразительные слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометой «разг.»; некоторые стилистически окрашенные слова не имеют синонимов с нейтральной стилистической окраской. [2]
Мы проанализировали 44 стихотворения поэта и выделили наиболее яркие элементы разговорной речи в его поэзии на разных уровнях языка.
На лексическом уровне – это разговорная, просторечная, устаревшая лексика, поражающая своей самобытностью. Её использование помогало поэту передавать народную стихию, создавать народные образы. Значение слов, стилистическая окраска представлены в таблице 1.
Таблица 1
Слово (стихотворение) | Стилистическая окраска | Толкование[7] |
Дитё («Дымочка») | Прост. Обл. | То же, что дитя. Толковый словарь Ушакова. |
сласти | Разг. | То же, что сладости. Толковый словарь Ефремовой. |
Солоно («Соль») | Разг. | О присутствии в чем-нибудь соленого вкуса, об ощущении его. Толковый словарь Ушакова. |
Питьё («Соль») | Разг. | То же, что напиток. Толковый словарь Ожегова. |
Гулевой («Соль») | Разг. | Свободный от работы, занятий; нерабочий. Словарь многих выражений. |
Пошатить («Соль») | Разг. | Шатать некоторое время. Малый академический словарь. |
Ругань («У гармошки я рос») | Разг. | брань, бранные слова, сквернословие, ругательства, проклятия, ненормативная лексика. Словарь синонимов русского языка. |
Норовить («Скажи, человек») | Разг. | Настойчиво стремиться сделать что-нибудь. Толковый словарь Ушакова. |
Гульба («Памяти Есенина») | Прост. | Праздное времяпрепровождение, кутеж. Толковый словарь Ушакова. |
Вскладчину («Берегите людей») | Разг. | Сложившись деньгами, распределив между собой расходы. Толковый словарь Ушакова. |
Разгарчивый («Дымочка») | Устар. | Делаться горячим; раскаляться. Словарь Даля. |
В своём творчестве Боков активно использует разговорные фразеологизмы. Это усиливает наглядность и образность текста, создаёт нужную стилистическую тональность:
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по-людски,
А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
(«Не руби берёзы!»)
Таблица 2.
Фразеологический оборот | Стилистическая окраска | Толкование[7] |
От силы | Разг. | В лучшем случае; самое большое. Фразеологический словарь русского языка. |
Потянем честно лямку | Разг. | Иноск. служить в строю; быть в тяжкой работе. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона |
Засохнуть от тоски | Разг. | Разг. Потерять свежесть, красоту, здоровье; зачахнуть. Словарь многих выражений. |
Мы также отметили изменение (расширение) состава некоторых фразеологических оборотов. Например, вместо крылатого выражения «всевидящее око» в стихотворении «В упряжке оленя» Боков использует вариант «ясновидящее око», что придает тексту особую выразительность. Вместо известного крылатого выражения «бесцельно проведенные годы» Боков употребляет в стихотворении «Скажи, человек!» выражение «бездарно проведенный день».
Излюбленным приемом на уровне синтаксиса в стихотворениях Бокова является использование обращений. Это и обращения к собеседникам, родным, землякам, знакомым (моя мама, мать родимая, моя старенькая, милая, родная сынок, землячок, Павловна, умница моя, человек, жители иных планет, ), и к явлениям живой природы (скитальцы-облака, муравей, верхолаз, вечер), и как прием олицетворения (соль моя, сердце Шопена, мое стихотворенье, мое слово, моя рифма, музыка). Это придает текстам исповедальный характер, настраивает читателя на искренний разговор с лирическим героем.
Одним из распространённых тропов в поэзии Бокова так же, как и в устном народном творчестве, является сравнение. Это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Наиболее яркие способы выражения сравнения из стихотворений Бокова представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Сравнительные обороты | Творительный сравнения | Метафора (скрытое сравнение) |
Как родную былинку, Как посвист весенней вербы («У гармошки я рос…») | Губы замком («Берегите людей») | Соль моя! Спутница жизни, жена и сестра! («Соль») |
Жизнь моя, как головешка («Павловна») | Плыви осетром («В упряжке оленя») | Губы настежь – снег во рту («Я люблю твои глаголы») |
Грива, как у льва («Красиво одеваемся») | Стучись к человеку рабочим, испытанным ямбом («В упряжке оленя») | Он достоин ее, полевой соловей («Памяти Есенина») |
Приемом разговорного синтаксиса можно назвать употребление высказываний с частицей «вот»:
Вот и всё.
Что сказать мне ещё?
(«У гармошки я рос…»)
Я знаю, что костюм вот этот в клетку
Затмил собою новогодний бал.
(«Красиво одеваемся»)
В поэзии В. Бокова часто встречаются характерные для разговорной речи вводные слова с различимыми оттенками значений, которые способствуют усилению экспрессивности произведения, придают звучанию стихотворения непринуждённый характер:
Может быть, услышит вас Земля…
(«Проводил ночные поезда…»)
Не Сократ, но, однако, ищу
В жизни скрытую истину века.
(«Возвращаюсь к природе, к себе…»)
В произведениях В. Бокова нашла широкое отражение характерная, прежде всего, для разговорной речи инверсия. Инверсия создаёт эффект живой неторопливой беседы.
Я наблюдал, как эти руки спят,
Как режут хлеб и мякоть каравая.
Когда они на скатерти лежат,
Покоится в них гордость родовая. («Руки»)
Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждёт… («На Мамаевом кургане»)
В своих произведениях В. Боков широко использует диалоги. Они выступают как средство создания характеров, их индивидуализации;в них мы обнаруживаем философию народного опыта, улавливаем ценностные представления и нравственные критерии, сформировавшиеся в трудовой среде, обнаруживаем национальные особенности художественного мышления и языка.
- Мне, - вздохнёт, - сынок, скорей туда!
Я прошу: - Ну, сделай одолжение,
Поживи, понравится тебе!
(«Земное притяжение»)
Павловна тихо вздыхает,
Медленно отвечает:
- Старший сынок под Берлином,
Не отлучишься - военный.
(«Павловна»)
В поэзии Бокова мы также отметили использование междометий, которые служат средством раскрытия характера лирического героя:
О, музыка! Ты царь в короне…
(«О, музыка! Ты царь в короне»)
Не Сократ, но, однако, ищу
В жизни скрытую истину века…
(«Возвращаюсь к природе, к себе…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проанализировав элементы разговорной речи в стихотворениях В.Бокова на разных языковых уровнях (разговорная, устаревшая и просторечная лексика, вводные слова, разговорная частица «вот», междометия, диалоги, обращения, инверсия, фразеологизмы, сравнения), мы выявили особенности их использования и пришли к выводу, что разговорная речь в поэзии Виктора Бокова является основой народности, этнокультурной самобытности как стилевой доминанты его творчества. И гипотеза нашего исследования подтвердилась. Ведь, действительно, в основе творчества Бокова – стихия живой разговорной речи, русский фольклор, пословичность, цепная разговорная интонация. Читая его стихи, мы чувствуем красоту и богатство его языка – а значит, языка народа.
Считаем: мы ещё не в полной мере осознали величие Виктора Бокова как художника, его вклад в национальную культуру. Именно таким поэтам, как Виктор Боков, мы обязаны тем, что ещё не стали жертвами трагического распада русского жизненного уклада, народного менталитета, русской речи.
Уверены, благодаря поэзии Бокова в сердцах и душах людских крепнет великое чувство родины, сохраняются строгость внутренней, нравственной чистоты и духовность как самоценное стремление к добру.
Любили тебя без особых причин...
Два петушка
Горка
Ребята и утята
Дымковский петушок