О секрете обаяния произведений Лидии Алексеевны Чарской литературоведы спорят до сих пор, мнения о ее творчестве противоречивы и неоднозначны. Тем еще более интересно было использовать ее повесть «Записки маленькой гимназистки» для исследования особенностей употребления односоставных предложений.
В исследовательской работе Макаровой Дарьи «Особенности употребления односоставных предложений в творчестве Л. Чарской (на примере повести «Записки маленькой гимназистки») рассматриваются особенности употребления односоставных предложений, автором предложена классификация предложений внутри каждого вида односоставных предложений.
Вложение | Размер |
---|---|
makarova_2019_proekt_charskaya.docx | 78.5 КБ |
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ЧАРСКОЙ
(на примере повести «Записки маленькой гимназистки»)
МАКАРОВА ДАРЬЯ АНТОНОВНА
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
8-Б класс
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ
Актуальность исследования определяется тем, что современный русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной и научной литературе, в периодической печати, в разговорной речи, в рекламе. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.
Цель работы - исследовать особенности односоставных предложений в художественном тексте, показать их выразительные возможности при описании обстановки, внутреннего состояния героев, продемонстрировать способность односоставных предложений делать текст ярким, лаконичным и динамичным, выявить наиболее употребительные группы односоставных предложений, проанализировать их использование в произведении Л. Чарской «Записки Маленькой гимназистки».
Предмет исследования – односоставные предложения в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки».
Объект исследования – особенности употребления односоставных предложений в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки».
Гипотеза исследования. Использование односоставных предложений дает возможность автору более выразительно описать обстановку, внутреннее состояние героев, сделать текст ярким, лаконичным и динамичным.
Для достижения цели были поставлены задачи:
-ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;
- выявить их основные характерные признаки;
- рассмотреть использование односоставных предложений в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки»
- сделать выводы о роли односоставных предложений в художественном тексте.
Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:
Основным методом исследования является описательный, предполагающий описание языковых фактов, их классификацию, типологическое обобщение. С его помощью осуществлялся последовательный анализ материала. Были выбраны и проанализированы 540 односоставных предложений из повести Л. Чарской.
В практической части работы представлена классификация односоставных предложений с примерами употребления в художественном тексте, сделаны выводы по каждому виду односоставных предложений.
В ходе исследования сделан вывод о преобладании определенно-личных предложений в повести Л. Чарской: 265 из 540 предложений. Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своей повести Л. Чарская. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы. На наш взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – сироты Леночки Иконниковой, поэтому описание ее внутреннего состояния в произведении выходит на первый план.
С помощью метода классификации распределены односоставные предложения каждого вида на подгруппы, отражающие способ выражения сказуемого и роль в художественном тексте, описана каждая группа, подобраны примеры, сделан вывод.
Библиография.
Основным источником информации стали научные работы лингвистов, исследующих особенности употребления односоставных предложений в художественном тексте. Это прежде всего работа Бабайцевой В. В. «Система односоставных предложений в современном русском языке», а также научные статьи, например: Набиуллин Р.Р. «Односоставные глагольные предложения во внутренне речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений Л.Н. Толстого)»; Долин Ю. Т. Вопросы теории односоставного предложения (на материале русского языка). Очень интересные наблюдения, воспоминания современников, критические статьи, связанные с жизнью и творчеством Л. Чарской, прочитаны автором на сайте Электронной библиотеки диссертаций: http://www.dissercat.com/content/stil-skazochnoi-prozy-lidii-charskoi.
Также при написании исследовательской работы была использованы словари, учебники и энциклопедии:
Основным языковым материалом для написания работы стали 540 односоставных предложений, проанализированных автором работы, из повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки».
Практическая значимость этой работы заключается в том, что собранные материалы об односоставных предложениях могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и помогут при сдаче ЕГЭ.
ГЛАВА I. О ЛИДИИ ЧАРСКОЙ
JI. А. Чарская (1889 - 1937) - один из самых популярных писателей, работавших для детей в России начала XX века. За 17 лет (с 1901 по 1918 год) ею было написано и издано восемьдесят повестей, двадцать сказок, двести стихов. Произведения JL А. Чарской уже почти сто лет вызывают споры критиков и литературоведов. В разные времена имели место нередко противоположные трактовки и оценки её творчества. Нравственная и эстетическая позиция писателя рассматривалась как резко критически, так и позитивно.[4]
Мне захотелось узнать об этой удивительной писательнице, о ее произведениях, поэтому материал для лингвистического анализа односоставных предложений я взяла из ее повести «Записки маленькой гимназистки»
Родилась 19 января 1875 года в Царском селе; в некоторых источниках как место рождения указывается Кавказ, также есть упоминания о том, что на самом деле писательница родилась в 1876 году. Сведений о ее семье мало; отцом Чарской был военный инженер, полковник Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах (если верить автобиографической повести Чарской «За что?», воспитывалась она в основном сестрами покойной матери). Позднее отец женился повторно; в некоторых своих произведениях писательница упоминает о том, что у нее были сводные братья и сестры.
Семь лет (1886—1893) Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге; впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились. В 18 лет, с отличием окончив институт, Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге; в 1898 г., после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 г. В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало. Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу: в 1901 г. она пишет повесть «Записки институтки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы — Л. Чарская (от «чары», «очарование»).
«Записки…» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно — школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %). Журнал «Русская школа» в девятом номере за тот же 1911 год сообщал: «В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему «Любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Чарской. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: «Нет книг Чарской». По словам Ф. Сологуба, «…популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряженности и пылкости…» Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л. Чарской.
В 1917 г. грянула революция, и Чарскую практически перестали печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские взгляды» — все говорило не в пользу писательницы. В 1918-м закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Алексеевны «Мотылек», так и осталась неоконченной; позднее она с огромным трудом опубликовала 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом «Н. Иванова». Повести Чарской изымались из библиотек как «не соответствующие идейным и педагогическим требованиям», учителя не рекомендовали (а то и запрещали) школьникам читать ее книги. В 1924 г. она ушла из театра, жила на актерскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к творчеству писательницы Чуковским. Умерла Лидия Чарская в 1937 г. в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище. Всего за 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли около 80 произведений.[5]
Для анализа мы выбрали произведение «Записки маленькой гимназистки», так как нам, гимназистам 21 века, интересно узнать, как жили гимназистки прошлого столетия.
На наш взгляд, «Записки маленькой гимназистки» - это книга о маленькой светлой девочке, которой пришлось пережить в свои девять лет многие радости и горести жизни. Сиротка выстояла издевательства сверстников, необоснованные обвинения и наказания, познала, что такое дружба и семья. Повесть Чарской учит нас ценить проведённое время с семьёй, сопереживать окружающим людям, даже тем, кто не ценит сделанные для них хорошие поступки. «Добро обязательно к нам вернётся!» - говорит нам Чарская этим произведением.
Каждый из нас в детстве отчаянно нуждается именно во всепоглощающей доброте и ласке, чтобы, взрослея, не зачерстветь, не озлобиться, не упасть духом ни при каких обстоятельствах, и обязательно сохранить в себе хоть небольшой отголосок своей детской чистоты. Пусть очень просто, сентиментально, эмоционально, но именно об этой чистоте и писала Чарская, добавляя от себя в незатейливый сюжет долю волшебства, неизменно приводящего к счастливому финалу. Может, именно этой незамутненной капельки волшебства нам и не хватает в жизни…
ГЛАВА II. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения – это особый семантико-структурный тип простого предложения, обладающий огромными выразительными возможностями. Односоставные предложения появились в славянских языках одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.
В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе. [3]
Согласно мнению профессора В. В. Бабайцевой, односоставными предложениями называют предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:
Определённо-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: говорящий или его собеседники, например: «Подожди, Ленушка, накоплю денег и прокачу тебя по Волге от нашего Рыбинска вплоть до самой Астрахани!».
Определённо-личные предложения лаконичнее двусоставных, поэтому они более динамичны. Отсутствие подлежащего в этих предложениях усиливает действие. В «Записках маленькой гимназистки» определённо-личные предложения чаще всего встречаются в повелительном наклонении: «Помогите хоть подняться-то, невежи!»; «Зовите сюда вашу Баварию Ивановну – то бишь Матильду Францевну».
Неопределённо-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределённое лицо: «Несутся как угорелые и сбивают с ног порядочную публику!»; «Меня отдадут в гимназию?».
Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем:
Двусоставные предложения | Безличные предложения | Чем выражено сказуемое в безличном предложении |
___ | «Ветром пахнуло мне в лицо от этих крыльев,…» | Безличным глаголом |
Крупные красивые буквы были выведены на прибитой к двери медной дощечке. | «На прибитой к двери медной дощечке было выведено крупными красивыми буквами:…» | Глаголом было с сочетании с кратким причастием в форме ср. рода |
Она не устроилась более удобно. | «…ей не пришлось устроиться более удобно…» | Возвратным глаголом в безличном значении в сочетании с инфинитивом |
Ты помолчи! | «Молчать!» | Инфинитивом |
Я не имею лишнего времени возиться с тобой. | «Нет у меня времени лишнего возиться с тобою». | Неизменяемой глагольной формой нет |
В нашем приволжском городе всё было не так шумно. | «В нашем приволжском городе было не так шумно». | Словом категории состояния |
Я ни чуточки не страшилась. | «Мне ни чуточки не было страшно». | Словом категории состояния |
Назывными являются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления. Назывные предложения очень кратки. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:
«Петербург!»; «Лужа»; «Любимая мамина японская ваза».
Но не все лингвисты согласны с разделением односоставных предложений В.В. Бабайцевой. Например, Н.А. Шапиро помимо 4 основных групп выделяет ещё одну - обобщенно-личные предложения.
Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение присутствует в пословицах. Такие предложения называются обобщенно-личными, например: «Держи карман шире»; «Цыплят по осени считают». Такие предложения помогают передать автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям, часто становятся афористическим высказываниями, широко используются в разговорной, публицистической и художественной речи.
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПОВЕСТИ Л. ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ МАЛЕНЬКОЙ ГИМНАЗИСТКИ»
Классификация | Примеры |
1.Сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, выражение приказа, строгого или грубого указания к действию. | «Иди сними с себя верхнюю одежду и вымой руки да пригладь волосы». «Покажи сейчас, сию минуту!» «Зовите сюда вашу Баварию Ивановну - то бишь Матильду Францевну». «Не ной!..» «Стыдитесь, Иконина-первая!» |
2. Сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, выражение просьбы, совета, мягкого указания к действию. | «Ступай с Богом, девочка!» «Расскажи мне твое горе, малютка!» «Ну, не прогневись, матушка...» «Не плачь же, не плачь!» «Ешь, Леночка! Ешь, пожалуйста…» «А вот закройтесь-ка да застегнитесь получше...» «Не очень-то ее ласкайте, HerrGeneral(господин генерал),…» «Но помните, уважаемая Анна Владимировна,..» «Как можно чаще наказывайте ее». «Будьте поаккуратнее». |
3. Предложения, где сказуемое выражается глаголом в изъявительном наклонении. | «Ну, детвора, через два дня плясать будем..» «Потом быстро подошла к Нюре, обняла ее и сказала: - Благодарю вас!» «Уверяю вас!» «… что стою посреди роскошно убранной гостиной с пушистыми коврами на полу, с нарядной позолоченной мебелью, с огромными зеркалами от потолка до пола». «Предупреждаю,..» |
Из 540 предложений, которые мы проанализировали, 265 являются определенно-личными. И это не случайно для жанра «записок», ведь в определённо-личных предложениях отсутствие словесно обозначенного подлежащего помогает сделать диалоги живыми, динамичными, лаконичным, так как всё внимание читателя сосредоточено на действии, самом важном для автора. Обилие определённо-личных предложений в повелительном наклонении даёт характеристику персонажам (требовательные, заботливые, внимательные и т.д.). Определённо-личные предложения, выражающие просьбу или совет, создают интонацию доверительности. Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».[3]
Классификация | Примеры |
1. Предложения, в которых подразумевается одно конкретное лицо. | «Мне грозят розгами!» «Только Жюли и меня отправили в детскую учить уроки». «Жюли наказали». «Вчера в Рыбинске мне ее передали с рук на руки, чтобы к дяденьке доставить в Петербург». «Меня обвиняли - и в чем же?» |
2. Предложения, в которых подразумевается несколько или группа конкретных лиц. | «Опять зажгли громадную висячую люстру в столовой и поставили свечи на обоих концах длинного стола». «Стали задавать шарады». «Мне подарили хорошенький бювар с массою карточек и конвертов». «Белый ящик принесли в церковь,..» «Обижают вас». |
3. Предложения, в которых подразумевается обобщённая группа лиц. | «Этого кондуктора звали Никифором Матвеевичем». «Еленой меня зовут у дяди,..» «Там уже танцевали». «Птицу звали Баварией,..» |
В повести «Записки маленькой гимназистки» неопределённо-личные предложения помогают автору избежать тавтологии. Действующее лицо может быть всем известно, и поэтому нет надобности его называть. Благодаря этому неопределённо-личные предложения помогают автору сосредоточить всё внимание читателя на характере обозначаемой деятельности. Также неопределённо-личные предложения помогают сделать повесть более живой, расширяя круг персонажей, не относящихся к основному сюжету, но играющих определенную роль в нем. Помимо этого неопределённо-личные предложения в повести «Записки маленькой гимназистки» образно разделяют мир на детей и взрослых. Мир взрослых ещё неизвестен юной Лене, противостоит ей, поэтому они отображаются в повествовании неопределённой группой людей.
Классификация | Примеры |
1. Предложения, выражающие состояние окружающего мира, характеристику предметов и явлений. | «…, а из окон нашей квартиры видно было и широкую, красивую Волгу, и огромные двухэтажные пароходы, и барки, и пристань на берегу, и толпы гуляющих, выходивших в определенные часы на эту пристань встречать приходящие пароходы...» «В нашем приволжском городе не было так шумно». «Вечером будет поздно». «Ни одной ошибки, и написано чисто и красиво». «Холодно, девицы!» |
2. Предложения, выражающие характеристику физического и душевного состояния человека. | «Такой роскоши мне никогда еще не доводилось видеть,…» «… тебе орденов и звезду захотелось?» «Мне страшно, мне страшно!» «Мне стало до слез жалко ее». «Мне стало ужасно стыдно за мою двоюродную сестру, стыдно перед Никифором Матвеевичем и его детьми». |
3. Предложения, выражающие приказы (сказуемое в форме инфинитива) | «Молчать!» «Вон её!» «Высечь!» «В следующий же урок затопить ему баню!» «Травить!» «Сколько раз ей сказано не трезвонить так!» |
4. Предложения, выражающие возможность, невозможность, желательность или необходимость выполнения какого-либо действия. | «Полно, сударыня, над дитятей неразумным потешаться». «Нечего на ни в чем не повинных вещах показывать свой прелестный характер». «За ужином Нюрочке пришлось еще раз отличиться». |
Безличные предложения в повести Чарской – это лаконичная форма описания состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений автор может дать точную выразительную характеристику нравственного и физического состояния героя. Помимо этого безличные предложения вносят в текст ощущение предопределённости. Также приказы, выраженные безличными предложениями, имеют огромное влияние и выразительность.
Классификация | Примеры |
1. Предложения, выражающие характеристику персонажа. | «Сестра Юлии Икониной». «Папиного начальника дочь». «Прелестная белокурая девочка…» «Новенькая, Василий Васильевич!» «Печальные глаза». |
2. Предложения, выражающие отношение главной героини к персонажу или ситуации. | «Бедный Толя! Бедный Пятница!» «Милый дядя!» «Бедная девочка! Бедная малютка!» «Бедный Яковлев!» |
3. Предложения, выражающие состояние окружающего мира, характеристику предметов и явлений. | «Рождественский сочельник…» «Крик… стон… слёзы… вопли». «Петербург!» «Лужа». «Настоящий крещенский морозец». |
4. Предложения, выражающие отношение персонажей к ситуации, к окружающему миру или другим персонажам. | «Срам! Позор!» «Не твоё дело!» «Правда, Ивина! Правда!» «Глупая шарада!» «Фу, гадость!» |
В большинстве своём назывные предложения в «Записках маленькой гимназистки» являются распространёнными, так как это помогает автору полнее передать картину происходящего и охарактеризовать героев. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям, относящимся к подлежащим. Назывные предложения, выражающие состояние окружающего мира, характеристику предметов и явлений, запечатлевают одно мгновение, один кадр, фиксируют только настоящее время. Они помогают читателю додумать общую картину происходящего. Также ряд назывных предложений предоставляет нам характеристику героя, обращая внимание читателя на конкретные факты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Односоставные предложения – неотъемлемая часть нашего языка. Они имеют неполную грамматическую основу, но обладают смысловой и интонационной законченностью. Роль односоставных предложений в повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки» многообразна. Они придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.
Наиболее частотными в повести Л. Чарской являются определенно-личные предложения: 265 из 540. Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своей повести Л. Чарская. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы. На наш взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – сироты Леночки Иконниковой, поэтому описание ее внутреннего состояния в произведении выходит на первый план.
Приложение 1
Односоставные предложения на материале повести Л.Чарской
«Записки маленькой гимназистки»
Определённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения
Назывные предложения
Безличные предложения
Учимся ткать миленький коврик
Твёрдое - мягкое
Волшебные звуки ноктюрна
Бабочка
Выбери путь