Философское эссе на конкурс "Россия: настоящее, прошедшее, будущее"
Вложение | Размер |
---|---|
vekov_svyazuyushchaya_nit.docx | 917.96 КБ |
Конкурс литературных работ патриотической направленности «Россия: прошлое, настоящее, будущее»
ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
(философское эссе)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
Работа Рогозиной Дарьи Евгеньевны
, ученицы 10 класса
18.07.2007 г.
Телефон +7(920) 2277831
Руководитель Маркина И.И., учитель русского языка и литературы
2023 год
Веков связующая нить
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И.Бунин
Я чувствую. Я думаю. Я переживаю. Я оцениваю… Так можно говорить после каждой встречи с художественным произведением. В этом и заключается предназначение литературы как сокровищницы мыслей и чувств.
Я считаю, что прошлое, настоящее и будущее России, ее народа во многом зависит от литературы: от сказок, прочитанных родителями нам перед сном в детстве, произведений, изученных и изучаемых в учебных заведениях, книг, которые были прочитаны на досуге. Они являются отражением быта, внутреннего мира человека, проблем и переживаний людей самых разных эпох. И, самое главное, являются историей страны. Моей Родины. России.
«История России тяжела, но и светла…» - писал кто-то из поэтов. Я с ним солидарна. Каждое прочитанное нами произведение даёт представление о мире, так или иначе раскрывает этот мир, в разной степени способствует формированию нашего мышления и даже мировоззрения. Если речь идет о первых наших сказках, то это фундаментальное понимание добра и зла, того, что хорошо, а что плохо. Позднее, став старше, мы знакомимся с произведениями классиков, притом именно в тот момент, когда формируется наше мышление, когда человек наиболее восприимчив к прочитанному, готов сопоставлять, анализировать и находить прочную связь между прошлым, настоящим и будущим. Произведения, прочитанные на досуге, расширяют наш кругозор, дают море интереснейшей информации, определяют выбор профессии и многое другое. Поэтому я считаю, что именно литература с её главным «инструментом» - Словом - влияет на формирование личности, человека-гражданина, патриота. Как же точно и ёмко об этом сказал поэт Николай Рубцов! Вот его строки:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь…
Если собрать все книги вместе, изучить их, присмотреться внимательнее, то можно понять, что литература в целом являет собой науку о жизни, пособие о том, как нужно жить, какие поступки не стоит совершать, что может последовать за тем или иным нравственным - безнравственным поступком как литературных персонажей, так и читателей. В этом, считаю, и состоит одно из главных сходств литературы и философии. Философии жизни. Поэтому мы не можем оставаться равнодушными, читая «Житие Сергия Радонежского», и берём с него пример трудолюбия, мудрости, веры, святости. Или переживаем за неудачный поход князя Игоря, читая гениальное бессмертное произведение безымянного автора «Слово о полку Игореве». А ведь всё это – прошлое моей Родины. Её история. Её уроки. Мы искренне любим Татьяну Ларину, осуждаем Печорина, сочувствуем Катерине Островского, пытаемся понять причины «обломовщины»…
И понимаем, что литературные произведения являются «зеркалом» определённой эпохи в становлении и развитии России. Например, русская классическая литература поднимает самые актуальные проблемы своего времени: нигилизм, проблему отцов и детей, роль личности в истории, женский вопрос, нравственные и философские проблемы. И мы пытаемся разобраться и найти ответы на вечные вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?», «Быть или не быть?»…
В современном же мире, сегодня, мы наблюдаем несколько иную ситуацию: да, многие социальные, нравственные, философские, экологические проблемы сохранились, даже усугубились. Поэтому, я считаю, проявляется дефицит верности и честности, человек часто стоит перед мучительным, тяжелым моральным выбором. Но вместе с тем все люди сейчас имеют свободу выражения своих мыслей, чувств. Нынешний человек более свободомыслящий, либеральный, и это является ключом к решению многих социальных проблем. И, конечно же, такие изменения находят отражение в современной литературе. Издаётся множество книг по психологии, что говорит о стремлении человека понять себя и помочь в этом другим. На книжных полках наших магазинов появилась литература нового направления – фэнтези. А это значит, что люди не боятся мечтать, экспериментировать, верить, любить. Это, уверена, обогащает наш внутренний мир. Всё больше книголюбов читает романы, что свидетельствует о том, что в нынешнем веке свободно говорят о чувствах.
Вместе с тем не забудем о том, что и старые произведения остаются и останутся дальше вместе с нашими детьми и внуками. Они также будут читать их, и я верю, что сумеют взять из них только самое лучшее. То, что послужит фундаментом их внутреннего формирования и развития. Надеюсь, что всеми любимые произведения русских классиков, их герои также станут первыми учителями и будущего поколения на пути их духовного становления.
Так что же можно сказать о будущем России? У поэта В. Маяковского я прочитала такие строки:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я, весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
Очень хотелось бы, чтобы в будущее мы, россияне, обязательно взяли «сад фруктовый великой души» и В.Маяковского, и многих-многих других поэтов и писателей нашей родной литературы. Могу предположить, что в будущем люди смогут решить любые возникающие трудности, опираясь на Слово, на литературу. Сегодня, когда так беспощадно обострилась в мире борьба сил добра и зла, мы понимаем, что наша Родина, её прошлое, настоящее и будущее будут спасены, если люди будут заряжены созидательной творческой энергией. Убеждена, что в этом всем нам опять поможет Слово, т.е. литература. Ведь она – «веков связующая нить».
Стеклянный Человечек
Разлука
Барсучья кладовая. Александр Барков
Кто должен измениться?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши