О роли педагогической династии в истории школы села Салауши
Вложение | Размер |
---|---|
issledov._rabota_uchitelskaya_dinastiya._.docx | 27.59 КБ |
Исследовательская работа
«Учительская династия Шариповых и её роль в истории моей школы»
II. Основное содержание работы.
Учительская династия Шариповых.
1. Старая школа и первое поколение династии.
2. Новая школа и второе поколение династии.
3. Третье поколение династии.
III. Заключение.
IV. Приложение (иллюстративные материалы).
I. Введение
У каждого человека есть своя малая родина. Моя малая родина – село Салауш Агрызского района Республики Татарстан. Оно расположено на живописном месте: с одной стороны течёт река Кама, с другой - река Иж. Село окружают шишкинские сосны и берёзовые рощи.
Моё село древнее. В мае 2012 года отметили его 400-летие. Был большой красивый праздник односельчан.
В центре деревни стоит двухэтажная школа, где я учусь.
В 2011 году и моя школа отметила свое столетие, что даёт нам право гордиться ею и известными людьми, которые учились в ней, её прошлым и настоящим.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. И каждый день, когда я поднимаюсь на второй этаж, со стенда «Наша гордость» на меня « смотрят» педагоги-наставники моих учителей. И мне захотелось узнать о династии моей учительницы русского языка и литературы Эльзы Харисовны, тем более она племянница моей бабушки по отцу.
Невольно приходят в голову мысли: «В каких условиях работали учителя в далёкие от нас времена, в старых школах?» Именно эти задачи я поставила в своей исследовательской работе.
В своей работе я использовала такие методы как беседа, интервью с представителями династии, материалы школьного музея и семейного архива.
Первым собеседником была Лениза Шариповна, мама Эльзы Харисовны, которая проработала в школе более 45 лет.
1. Старая школа и первое поколение династии
Материалы, подготовленные 100-летию школы Ленизой Шариповной, помогли мне восстановить историю.
До 1910 года в деревне Салауш было 3 мечети, 3 медресе. В 1911 году разрешили построить школу. Но это событие встречало на своём пути много препятствий. Первая школа называлась «Русско-татарское земское училище». Здание для школы построил Садыйков Зариф на свои средства. Там училось 57 детей. Русский язык преподавал Юныс Валидов, который жил в соседней деревне. Преподавали уроки родного языка и религии. В 1919 году белогвардейцы, захватившие деревню, сожгли школу и бесчинствовали над учителями. В 1920 году школу снова восстановили. Была начальная, потом пятилетка, семилетка и восьмилетка с 1961 года. Условно историю школы можно делить на 3 этапа: с 1911-1945г., 1945-1975г., 1975-по наши дни. Именно в старой школе начала свою преподавательскую деятельность мать Ленизы Шариповны Закира Нурмухаметовна Тулбаева, с 1915 г.р. Она родом из Мензелинского района. В педучилище она познакомилась с Тулбаевым Шарипом Замановичем, дедушкой Эльзы Харисовны. Поженившись, они приехали в деревню Салауш, на родину мужа. Из «Автобиографических очерков» Закиры Нурмухаметовны и из рассказов её дочери Ленизы Шариповны я узнала об истории старой школы. Она была расположена в нескольких деревянных зданиях. Училось около 300 учеников из 5 соседних деревень. Коллектив учителей был сплочённый, хотя условия для организации учебного процесса были плохие: не хватало парт, учебников, тетрадей, топили дровами, было холодно. Не все родители отпускали детей в школу; не было одежды или желания детей. В классах были переростки, поэтому была большая проблема с дисциплиной. Учителя работали не покладая рук, ходили по домам, агитировали родителей, говорили о необходимости образования в будущем. Многих детей удавалось перетянуть в школу. А в годы войны всех мужчин забрали в войну, в школе остались только женщины. Моя прабабушка несколько лет проработала директором. Из её записей я узнала о том, как после уроков и весной, и летом дети ходили в поле. Они кормили лошадей молодыми всходами трав. А учителя ходили по домам, собирали заём для строительства танков, самолётов, проводили агитационно-разъяснительные работы среди народа. Из школы 21 учитель отправился на фронт, по–геройски погибло 11. Среди них был и Герой Советского Союза, учитель математики Гали Шамсутдинов. В 2016-2017 учебном году наша школа участвовала в акции «Имя героя – школе». Коллективом школы и краеведческим музеем было проделано много работы.
После войны с 1949 по 1959 год Закира Нурмухаметовна работала завучем, а потом - учителем начальных классов.
В те годы учителя были единственным источником информации, поэтому им приходилось много читать, обогащать себя знаниями. По её очерку я узнала, что Закира Нурмухаметовна была и лектором, и агитатором, членом женсовета и товарищеского суда, председателем месткома, редактором школьной стенгазеты, секретарём парторганизации, успевала писать заметки в разные газеты и т.д.
Учительский коллектив был сильный. Несмотря на то, что единственным источником знаний был учитель, а из оборудования – доска, мел, вышло много известных людей: учителя, врачи, инженеры, военные … О них подробнее можно узнать в школьном музее.
В 1966 году за заслуги в области народного образования Тулбаевой Закире Нурмухаметовне было присвоено звание «Заслуженного учителя школы Татарской АССР.
Мать Эльзы Харисовны Шарипова (Тулбаева) Лениза Шариповна в 1957 году поступила в первый класс семилетней школы, которая в 1961 году стала восьмилетней. В первом классе их было 40 человек. Чем запомнились ей школьные годы? «Октябрята, пионеры, комсомольцы… - это были такие детские организации, воспитательную роль которых невозможно переоценить. Звёздочки из красного ситца, зачёты перед вступлением в ряды пионерии и комсомола – это были очень ответственные моменты в жизни каждого ученика. Субботники, тимуровская работа, работа в колхозе в период уборки картофеля и т.д. – всё это воспитывало нас». Так с гордостью вспоминает она свои школьные годы.
2. Новая школа и второе поколение династии
Новая школа и второе поколение династии начинается с 1974 года, с педагогической деятельности Ленизы Шариповны Тулбаевой. Окончив филологический факультет Казанского университета, она вернулась в своё родное село и начала работать учителем русского языка и литературы. Именно в этом году построили новую двухэтажную школу в середине села. Село росло, колхоз имени Пушкина считался колхозом-миллионером, было много новостроек. Школа стала девятилетней, потом средней. Именно в данной школе более 45 лет проработала Лениза Шариповна. Только одна запись в её трудовой книжке: принята на работу в 1974 году. И сейчас она ведёт активную работу и в школе, и среди односельчан.
Что же изменилось в системе образования, в истории школы?
Количество учеников доходило до 400. Были параллельные классы. Коллектив был большой, молодой, инициативный. Условия для организации учебного процесса были уже другие: светлые, большие классы с новой мебелью, кабинетная система обучения, появилось много новых технических средств. Новые методы обучения. Наличие методической литературы, СМИ давали возможность учителям работать результативно.
Лениза Шариповна в 90-ых годах работала завучем. Из её воспоминаний я узнала о появлении аттестации учителей, о выпускниках, которые оканчивали школу на медаль. «Не стало детских организаций, что очень отрицательно повлияло на идейное и патриотическое воспитание учеников. Но появление штата организатора внешкольной работы улучшило положение – проводилось очень много внеклассных мероприятий. Лениза Шариповна была и классным руководителем. У неё 4 выпуска. В каждом были медалисты, многие поступали в вузы и успешно заканчивали. По портфолио можно узнать о результативности её педагогической деятельности, об интересных и полезных мероприятиях. Она была зачинателем многих школьных традиций. Многие её ученики стали победителями в районных и республиканских олимпиадах по предмету, участниками разных конкурсов. Она была бессменным руководителем МО школы.
С 2004 года начали вводить итоговые аттестации выпускников в форме ЕГЭ. Её ученики успешно справлялись, набирали по 84, 86, 90 баллов по русскому языку.
Её труд оценили высоко: в 1995 году наградили значком «Отличник народного просвещения», а в 1998 году - медалью «Ветеран труда».
Представителем второго поколения династии является отец Эльзы Харисовны Шарипов Харис Махмутович, с 1946 года рождения. Окончив филологический факультет Елабужского педагогического института на красный диплом, он приехал в Салаушскую школу и начал работать учителем русского языка и литературы. В 1974 году назначен завучем по учебной части, в том же году он женился на Ленизе Шариповне.
С 1975 по 1988 и с 1995 по 1998 годы (всего 16 лет) работал директором школы. К сожалению, в 1998 году его не стало. По рассказам Ленизы Шариповны и директора музея Халимы Муллакаевны я узнала, что Харис Махмутович был хорошим, инициативным, энергичным директором. Смог сплотить деятельный коллектив. Был отличным хозяйственником. При нём были достроены школа, пришкольный интернат, кочегарка, был большой пришкольный участок, который занимал призовые места по результатам работы. Ученики занимались в разных кружках по интересам, работали в посадке лесных угодьев, были организованы производственные бригады. Он умело руководил педколлективом, заботился и о благоустройстве школы и семей учителей. В эти годы нужно было заботиться и о топливе, и о питании школьников, были организованы и малые фермы при школе, где работали и техперсонал, и ученики. Ввёлся предмет «Машиноведение» для мальчиков и «Машинное доение коров» для девочек. Вместе с аттестатом выпускники получали и удостоверения «тракторист-машинист» и «оператор машинного доения». Таким образом, многие ученики приобретали себе и путёвку в жизнь.
«В школе «кипела» работа, было интересно жить, - вспоминают многие ветераны, - не было бумажной волокиты, как сейчас. Была тесная связь с родителями».
Харис Махмутович тоже был «Отличником народного просвещения» и «Ветераном труда».
3. Третье поколение династии
III поколение династии продолжает в данной же школе моя учительница Эльза Харисовна, которая после окончания Набережночелнинского пединститута в 1998 году приехала в родное село и начала работать учителем русского языка и литературы. «Далеко не каждый может стать настоящим учителем. Им надо родиться». Мне кажется, что эти слова про мою учительницу русского языка. Она смогла найти подход к каждому из нас. Она и добрая, и строгая, в любой ситуации старается найти компромисс. Всегда относится к нам с теплотой и пониманием, но не даёт нам поблажек и требует знания своего предмета. Эльза Харисовна так увлекательно рассказывает о скучных правилах русского языка, что они навечно врезаются в память.
Сегодня перед учителями русского языка стоит огромная задача – подготовить учащихся выпускных классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Только опытному профессионалу, любящему детей и свое дело, под силу справиться с этими трудностями. Особенно нелегко тем учителям, кто работает в таких школах, как наша, где русский язык изучают как неродной. Много лет подряд Эльза Харисовна готовит своих учеников к этим нелёгким испытаниям, и они успешно справляются. Выпускники набирают высокие баллы и продолжают учёбу в других учебных заведениях. Также её ученики участвуют на разных конкурсах, районных и республиканских конференциях и занимают призовые места. Все дети её очень любят. И я очень горжусь, что у меня такая учительница.
Что же изменилось в системе образования на современном этапе?
Положительным является то, что школа оснащена компьютерным классом, есть доступ к интернет-ресурсам; действует система электронного образования; у каждого преподавателя свой ноутбук, электронный журнал, проектор в кабинете, что даёт возможность проводить уроки по современным технологиям. Всё это и не снилось нашим учителям I и II поколений. По словам Ленизы Шариповны, у каждого времени свои плюсы и минусы. В их время не было столько бумажной волокиты, столько конкурсов, которые даже мешают образовательному процессу. У учителей не остаётся времени для полноценной работы с классным коллективом. Если бы я была Министром образования, прислушалась бы к высказываниям рядовых учителей, которым виднее, что хорошо, что плохо.
Надо сохранить и родной язык, и свою нацию! Надо сохранить татарские школы, деревню, где в основном пока ещё держится дух народа, его чистота, настоящая родная речь!
Вот такие мысли приходят в голову, когда я иду в школу, поднимаюсь на второй этаж и здороваюсь с ветеранами – педагогами, наставниками наших учителей.
III. Заключение
В своей исследовательской работе, показывая роль династии с общим педагогическим стажем 139 лет, я хотела показать, что мы бережно относимся к тому наследию, которое досталось нам от старшего поколения.
Сладость для сердца
Два плуга
Лиса и волк
Рисуем зимние домики
Разноцветное дерево