Многие нравственные жизненные принципы закладываются еще в детстве. А учит в достаточно простой форме правильно жить, делать добрые дела, различать добро и зло, защищать слабых, принимать правильные решения и брать в пример положительных героев - сказка.
Анализ анкет показал, что у 85% школьников любимым литературным жанром является сказка. Самыми любимыми ребята приводят названия народных сказок (66% против литературных сказок)
Актуальность исследовательской работы определяет тема казачества, которая лежит в историческом прошлом нашей малой Родины. Также актуальность определяется литературной направленностью в целях популяризация чтения как основы формирования духовно-нравственных идеалов.
Целью работы является определение духовно-нравственных мотивов в казачьих сказках.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- показать воплощение замысла в выборе героев, его мысли о том, что добро побеждает зло, зло наказуемо;
- показать использование традиционных особенностей и средств выразительности в сказках как способ воздействия на духовное развитие читателя;
-создать сборник казачьих сказок;
- развивать чувство патриотизма, духовно-нравственных основ.
Объект исследования: казачьи народные сказка
Предмет исследования: нравственные мотивы казачьих сказок
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_-_malofeev.doc | 177 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»
Направление работы: Литературоведение и литературное творчество
Тема: «Духовно-нравственные мотивы в казачьих народных сказках»
Автор: Малофеев Артём Васильевич
Научный руководитель: Григорьева Оюна Дмитриевна
Место выполнения работы: п.Новоселенгинск Селенгинского района Республики Бурятия
2023
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….1
1.2 Средства выразительности в казачьих народных сказках как способ
воздействия на духовное развитие читателя…………………………………......7
Заключение………………………………………………………………………..……10
Список использованных источников и литературы.
Приложение.
Введение
Многие нравственные жизненные принципы закладываются еще в детстве. А учит нас, детей, в достаточно простой форме правильно жить, делать добрые дела, различать добро и зло, защищать слабых, принимать правильные решения и брать в пример положительных героев - сказка. Она несет в себе уникальную смысловую нагрузку. С одной стороны для ребенка сказки – это забава, но с другой стороны – процесс обучения.
Прочитав казачьи народные сказки, я сделал для себя вывод о том, что именно на таких произведениях литературы должны воспитываться дети.
К написанию исследовательской работы «Духовно- нравственные мотивы в казачьих народных сказках» меня подтолкнули актуальность темы и проведенные мною социологические опросы (приложение 1). Первый опрос я провел среди учащихся 2-4 классов. Ученики ответили на 3 моих вопроса:
Анализ анкет показал, что у 85% школьников любимым литературным жанром является сказка. Самыми любимыми ребята приводят названия народных сказок (66% против литературных сказок)
Актуальность исследовательской работы определяет тема казачества, которая лежит в историческом прошлом нашей малой Родины. Также актуальность определяется литературной направленностью в целях популяризация чтения как основы формирования духовно-нравственных идеалов.
Гипотеза: Нравственные мотивы фольклора отображаются в казачьих сказках
Целью работы является определение духовно-нравственных мотивов в казачьих сказках.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- показать воплощение замысла в выборе героев, его мысли о том, что добро побеждает зло, зло наказуемо;
- показать использование традиционных особенностей и средств выразительности в сказках как способ воздействия на духовное развитие читателя;
-создать сборник казачьих сказок;
- развивать чувство патриотизма, духовно-нравственных основ.
Объект исследования: казачьи народные сказка
Предмет исследования: нравственные мотивы казачьих сказок
При написании работы, применялись следующие методы:
- словесный (проведение социологического опроса)
- наглядный (работа с книжным и архивным фондом по данной теме);
- практический:
1.1 Духовно- нравственные мотивы в казачьих народных сказках
В специальной литературе сказки определяются как «один из древнейших видов народной словесности, повествовательное произведение (как правило прозаическое) с фантастическими вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображённые, стали частью фольклорной прозы». (словарь юного литературоведа, с.298, 1986; А.И.Горшковс.182,1995г).
Как известно, «по тематике сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных, хотя такое деление весьма условно: существуют ещё анекдотические, легендарные, басенные и др.» (словарь юного литературоведа,с.299,1986)
Объект нашего исследования – казачьи народные сказки. Изучив казачьи сказки, мы пришли к выводу, что в основном они несут бытовой характер с бытовыми сценами из семейной жизни, трудовой деятельности и т.д. Следует обратить внимание, что главные герои сказок, в схватках с врагами не надеются на волшебство, а рассчитывают только на свою силу, находчивость и смекалку. А главная цель для них – защитить землю-матушку от злых сил. В сказках царит справедливость, а герои – носители положительного начала, неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. В сказках возникают образы лучших казаков. Они противодействуют врагам: разбойникам, жадным панам – атаманам, захватчикам родных земель. Сказки эти учат быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой.
В основе сюжета сказок лежит сравнение доброго и злого, слабого и сильного. Причем добро всегда побеждает.
Батька Булат, Казак –гончар, казак Сашко – мне полюбились эти герои. Добрые, мудрые казаки живут на Дону и Кубани (для исследовательской работы взяты донские и кубанские сказки о казаках), землю пашут, рыбу ловят, детей уму-разуму учат, стариков почитают, соседям не угрожают, все живое от зла и гибели защищают. Да нет им покоя от злобных сил: бьются насмерть за родину, за свободу, за земляков своих и за всех людей добрых и стар, и млад, и с ними стойкие Степан Разин да генерал Платов. Всех их объединяет мудрость, доброта, любовь к родной земле, борьба за счастье народа.
Сказки неоднократно указывает на то, что казаки – миролюбивый, добродушный народ, сильные всегда защищают слабых. Например, в сказке «Казак и птицы» -добрый казак Сашко спасает птиц от голодной смерти, несмотря на то, что и сам остался без урожая. «С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.
Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил».
Не чуждо казаку и чувство благодарности, например, в сказке «Батька Булат»: казак Булат (так казак прозван был за стальной, железный характер) отпускает на волю врага-турка за то, что тот однажды спас его, рискуя собственной жизнью. «- Так вот,- продолжал батька Булат,- знай, что кубанский казак всегда быстро забывает зло, причиненное ему, но добро помнит всю свою жизнь». Что не стоит забывать о благодарности напомнит нам сказка «Змея и рыбак»: живет рыбак на деньги змеи, а потом решает ее убить. Но змея услыхала мысли рыбака, укусила его, а «рыбак и помер».
Такие нравственные качества, как гордыня, жадность не признаются среди настоящих казаков. Так за гордыню наказана главная героиня сказки «Виноградная лоза», ведь стОльких славных казаков она погубила! А Феофан и Кузьма («Один голутвенный и два домовитых казака») за жадность поплатились жизнью…
Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. Поэтому эталоном служили отношения мужа и жены. У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Взаимоотношения мужа и жены должны были строиться на священном писании, а в священном писании написано следующее: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». Об этом и сказка «Смекалистый лекарь», где лекарь через хитрость наладил отношения в семье, указав место жены подле мужа.
Все казаки по-своему хороши, но были в каждой станице лучшие из лучших, мудрейшие из мудрых. Об этом свидетельствует сказка «Казак-гончар». Главным героем сказки является казак Василь, который в свободное от войны время занимался хозяйством «…куры, утки, гуси, овцы, козы, коровы и лошади. Кроме этого он имел достаточно земли, чтобы и себя прокормить и свою живность». Решил Василь ещё одним делом заняться и решил стать гончаром «Отыскал Василь мастера и стал у него учиться. Пробыл он в славном казачьем граде три месяца и три дня. За это время научился он многому. Учитель сказал, что остальное в гончарном деле постигается в процессе работы, в процессе каждодневного общения с глиной, с творчеством, с природой.
Прибыл Василь в свою станицу и принялся за дело. Привез глины, соорудил небольшой станок для изготовления кувшинов, и каждый день постигал в этом ремесле опыт. И понял, что учитель был прав, потому что опыта и мудрости набираешься тогда, когда проходишь через свои собственные ошибки. А на чужих ошибках не научишься никогда» . Эта сказка о том, как не сидят на месте лучшие казаки, а постигают новые ремесла, становясь мудрее и лучше. Не было в ближайшей округе лучшего гончара да мудрейшего человека , чем Василь. Не только скупали всю его глиняную утварь, но и шли за советами. Потому что постигая новое, постигаешь мудрость – вот этому учит нас сказка «Казак-гончар»
Но если враги наступают на землю родную, беспощадными и лютыми становятся казаки: «Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть». Так начинается сказка «Есаул и его конь». Они готовы погибнуть сами ради спасения земли-матушки, друзей-товарищей. Вознаградит судьба бравого казака за героизм и смелость: «Полетели головы... И часу не прошло, как вражьей силы не стало. Король выехал казаку навстречу, обнял его, поцеловал и тут же решил выдать за него замуж прекрасную королевну» ( «Казак и заколдованная девица»). Саму смерть обманет казак , еще и руки лишит ее («Казак и ведьма»), потому как нужны земле родной воины славные, защитники русские.
Казаки – вольнолюбивый народ. Они предпочитают умереть, нежели жить в неволе. «Зарублю я злодея этого»,- думает казак, «а потом и сам с кручи брошусь, чтоб не томилось сердце мое в неволе страшной»
В сценах боев казаков с врагами автор неоднократно обращает наше внимание на непобедимость, несокрушимость, единство силы народной. «Храбро дерутся казаки донские, подростки да старики, но не устоять им перед страшной силой. А все же не отступают казаки»
Какой глубокий смысл в народных сказках:
Добро в них побеждает зло,
И жизнь тогда становится прекрасной,
И на душе становиться светло
И действительно, нравственная основа всех сказок -победа добра над злом. Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок! Так сказано в народной пословице. И это действительно так, ведь родившись в далекие времена, вобрав в себя всю народную мудрость, сказка дает нам большой ценный опыт познания законов жизни.
1.2 Средства выразительности в казачьих народных сказках как способ воздействия на духовное развитие читателя
Чтение сказок не было бы для нас таким приятным, если бы текст сказки был скучным. Русские народные сказки очень красивы благодаря обилию средств художественной изобразительности. Рассмотрим изобразительно-выразительные средства, которые используются именно в казачьих народных сказках.
Проведенный анализ изобразительно-выразительных средств, употребляемых в этих сказках, позволил установить их функции, и мы выяснили, что средства выразительности, используемые в рассматриваемых казачьих народных сказках также разнообразны, как и в других русских народных.
Для нашего материала было отобрано 15 сказок, среди которых были обнаружены: олицетворения, инверсии, гиперболы, риторические восклицания и вопросы, эпитеты, повторы, сравнения, диалектизмы, фразеологизмы, экспрессивная лексика.
Средства выразительности помогают понять замысел сказок, их поучительную глубокую мысль.
Из вышеперечисленного следует, что наиболее частотными являются постоянные эпитеты и олицетворения. Эпитеты играют важную роль в описании природы («дремучий лес», «большой дороге», «целебные травы», «свежие травы», «сырую землю»); для описания государства или города («оловянное царство», «стольный город», «славном казачьем граде»); о качествах героев («недобрая слава», «горячая схватка», «красная девица», «добрый человек», «добрый молодец», «сильный неприятель») ; о лучшем друге- коне («боевой товарищ», «есаульский конь», «добрый конь») и пр. Встречаются характерные для русских сказок постоянные эпитеты «красна девица», «добрый молодец», «голодной смертью», «скука смертная», «золотой казной» и др. Основная их функция – создание ярких образов в сказках.
Олицетворение – перенос свойств человека на предметы неживой природы или животных. Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает героя. Еще одна важная олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. («Провещала змея человеческим голосом «Казак и заколдованная девица»; «Тогда сползла змея на землю и гутарит», «Бык отвечает», «Конь послухал - послухал да и отвечает» «Змея и рыбак»)
Также было отмечено частое использование инверсии, т.е. обратного порядка слов для усиления эмоционального воздействия на читателя (Служил как-то на Кубани молодой казак необычайной силы, которого звали Иваном «Серый конь»)
Согласно анализу часты в повторы «послухал-послухал», «напоите-накормите», «один-одинёшенек» . Основная функция повтора – привлечь внимание читателя, активизировать его внимания, усилить эмоциональное воздействие.
Гипербола, как средство выразительности, также рассчитана на сильное эмоциональное воздействие: Например, «- Меч-саморуб! Сослужи-ка службу: поруби войско вражее. Полетели головы... И часу не прошло, как вражьей силы не стало» «Казак и заколдованная девица»; «И гордейка такая, что свет не видывал. А во всякой гордости черту много радости. Сколько она молодых парней сгубила, трудно и сосчитать» «Виноградная лоза».
Активно употребляется в сказках сравнение. Сравнение – это один из тропов художественной речи, сопоставление двух или более людей. Основная его функция – подчеркнуть какое – нибудь качество героя, предмета, придать ему особую яркость, выразительность: «Полынь дух свой отдает. Да такой горьковатый, что печалит сердце!», «змея, ударилась о сырую землю, обернулась душой-девицей и с глаз пропала - словно ее не было» «Казак и заколдованная девица»)
Мы также отметили большое количество экспрессивной лексики. В основном, автор использует такие слова, чтобы показать свое положительное или отрицательное отношение к героям (батька атаман Мудрый; домовитый, дурак набитый). Ненависть автора к врагам, посягающим на сторонушку любимую, также выражается в экспрессивной лексике: «каторжники, дезертиры, разбойники, вражья сила»
Используется множество устойчивых выражений (фразеологизмов) (мы их нашли 7) : «хлеб да соль», «жить душа в душу», «с хлеба на квас перебиваться», «себе ни дна, ни покрышки, ни сорокоуста, ни панихидок», «руку с сердцем предлагать», «как в воду канул», «экий казачина вымахал».
Гораздо реже в сказках используется риторическое восклицания и риторические вопросы. Основной функцией риторического восклицания в сказках является подчеркивание какого-нибудь качества героя или героини, например, «До чего ж красовитая! …Казачины в летах…пытались счастья у нее искать. Да где там! Риторические вопросы появляются там, где герои-казаки попадают в затруднительное положение «То, что девушек нужно спасать, казаки решили сразу, а вот как и где их искать?», «Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать?»
Найденные нами средства выразительности делают тексты казачьих очень яркими, образными, метафоричными, эмоциональными и интересными для исследования.
Средства выразительности помогают понять замысел сказок, их поучительную глубокую мысль.
Заключение
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
В заключение отметим, что настоящая работа велась в соответствии с поставленными целью и задачами.
Мы убедились, что важным и интересным для изучения поучительным жанром является для детей младшего школьного возраста сказка.
Изучая казачьи народные сказки, мы убедились, что они внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом; и что казачьи сказки, в основном бытовые, так как настоящие казаки всегда побеждали врага молодецкой силой, смекалкой и удалью и не надеялись на высшие или волшебные силы.
Духовно-нравственные основы в сказках помогают раскрыть выразительные средства образности, что роднит их с русскими народными традиционными сказками.
Кроме социологического опроса при написании данного проекта мы использовали книжные, архивные фонды, цифровые ресурсы. С помощью метода сплошной выборки сказок отобрали некоторые сказки для собственного сборника, куда вошло 15 сказок. После каждой сказки разработали «Словник», где разъясняем лексическое значение слов (так как часто в народных сказках встречаются устаревшие слова или диалектизмы). Данный сборник мы рекомендуем всем к прочтению.
Список использованных источников и литературы
Приложение 1.
Социологический опрос среди учащихся 2-4 классов (43 уч-ся)
Ответы учащихся (ответы расположены по убыванию по частотности):
- учат добру, верности, дружбе, взаимопомощи, любви…
- не сдаваться в сложных ситуациях, справляться с трудностями…
- помогать другим…
- не быть жадным, глупым, злым…
- зло побеждает добро…
Вывод: В сказках заложена духовно-нравственная основа для обучения и воспитания учащихся .
Приложение 2.
Сборник «Казачьи народные сказки»
О героических поступках
«Казаки и разбойники»
«Есаул и его конь»
«Казак и заколдованная девица»
«Казак и ведьма»
О мудрости
«Казак –гончар»
О семье
«Смекалистый лекарь»
О жадности
«Один голутвенный и два домовитых казака»
«Бочонок и бочка»
О гордыни
«Виноградная лоза»
О благодарности
«Батька Булат»
«Змея и рыбак»
О доброте и отзывчивости
«Казак и птицы»
О коне
«Серый конь»
«Самые быстрые кони»
О любви к Родине
«Что на свете милее его»
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Лиса и волк
Фотографии кратера Королёва на Марсе