«Великолепные сказки Пушкина были всего
ближе и понятнее мне;
прочитав их несколько раз, я уже знал их на
память…….
Нередко я пересказывал эти сказки денщикам».
М. Горький.
Моя тема называется «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина».
Цель моей работы: исследовать знания устаревших слов среди одноклассников и заинтересовать ровесников толкованием устаревших слов в словарях.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Объектом исследования: сказки А.С.Пушкина:
Мы с моим руководителем составили план исследования:
Я выбрала эту тему, потому что мне было интересно узнать, происхождение устаревших слов, откуда взяты слова, что они обозначают.
Для этого я изучила сказки А.С.Пушкина и нашла ответы в словаре В.И.Даля.
Все ребята в один голос утверждали, что устаревшие слова мешали понять смысл сказки.
Мне стало интересно провести такую работу, чтобы ребята сами нашли устаревшие слова в сказках. Мы объединились по группам и выбрали слова из разных сказок А.С.Пушкина. Каждая группа прочитала устаревшие слова и что они обозначают, а я составила вопросы для викторины.И вот, что я узнала: все третьеклассники читали сказки, но 7 человек не смогли ответить на мои вопросы.
Я решила составить тест и опросить учащихся 3 класса, насколько они запомнили толкование устаревших слов.
Результаты теста, который я провела через неделю подтвердились, ребята не смогли ответить на все вопросы, так как не запомнили устаревшие слова.
4.Затем ребятам было дано правильное толкование слов, составленное мной по словарям, и предложено им перечитать сказки, используя данный словарик.
Я подсчитала количество устаревших слов в сказках А.С.Пушкина .
1. «Сказка о царе Салтане» - 18 слов
2. «Сказка о рыбаке и рыбке» - 8 слов.
3. «Сказка о мёртвой царевне» - 13 слов.
4. «Сказка о золотом петушке» - 39 слов.
5. «Сказка о медведихе» - 8 слов
Исследуя знания устаревших слов среди учащихся 3 класса, мы пришли к вводу, что нужно пользоваться толковым словарем, составленный нами по сказкам, в который вошли 48 словарных статей, дающих толкование устаревших слов из пяти сказок.
Я решила обязательно продолжать исследовать сказки А.Пушкина и в дальнейшем стать грамотным человеком.
2.Основное содержание.
Сказку любят дети и взрослые, я тоже очень люблю читать сказки, а почему? Они интересные, но ведь помимо сказок, много и других книжек, а тянет все равно к ней. Я попыталась узнать причину такой любви к сказкам.
Происходит это потому, что в сказках происходит все самое диковинное. Вот, например, скачет по дороге на бравом коне добрый молодец на дело святое, а впереди обрыв. Вот незадача, казалось бы! Но прошепчет молодец что-то на ухо своему коню, и тот птицей обернется, и полетят они дальше по небесным просторам.
Когда на Руси складывались первые сказки, простой народ жил туго: бедствовал, тяжело трудился и часто бывал наказан. Придуманные истории утешали бедных людей, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. За это и любили сказку!
Другая причина любви народа к сказкам кроется в том, что уж очень складно в них все рассказано. На то есть причина: прежде сказки не писали, а сказывали. Один послушает, да дружку расскажет, а дружок другому. И каждый старается, чтоб у него сказка лучше получилась, интереснее.отсюда и название сказки – народная.
Но был такой человек, который слушал, слушал сказки от своей бабушки Арины Родионовны, а потом взял и записал их. И не просто записал, а в стихах. Теперь он по праву считается лучшим рассказчиком народных сказок. Это А.С. Пушкин
Мне стало интересно проводить исследовательскую работу, но всё узнать, пока не удалось. Я решила обязательно продолжать исследовать сказки А.Пушкина и в дальнейшем стать грамотным человеком. Для этого я изучила сказки А.С.Пушкина и нашла ответы в словаре В.И.Даля. Я провела опрос среди своих сверстников. (записи тестовых работ прилагаются в моей работе).
В начале года я начала свои исследования, чтобы узнать читают ли сегодня дети сказки А.С. Пушкина и понимают ли их смысл.
Я провела викторину по сказке «О царе Салтане» в своем классе и вот, что я узнала: все читали эту сказку, но не все понимали смысл из-за незнания значения устаревших слов. Я решила составить тест и опросить учащихся 3 класса, насколько они знают толкование устаревших слов. Тест содержал ряд устаревших слов, учащиеся должны были выбрать их значение. Затем ребятам было дано правильное толкование слов, составленное мной по словарям, и предложено им перечитать сказки, используя данный словарик.
Вопросы викторины:
«Определить название сказки по строчкам»
1.«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: из сказки «О царе Салтане»
2.«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: из «Сказки о рыбаке и рыбке»
3. «Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…»
Ответ: из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4.Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: королевич Елисей
5. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: к солнышку, месяцу, ветру
6. Сколько всего сказок (и каких) написал Пушкин?
Ответ: 7 сказок —
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
Я подсчитала количество правильных ответов:
Участвовало в викторине 20 чел.
Правильно ответили на все вопросы – 0 чел.
Неправильно ответили на 4 вопроса– 9 чел
Ответили на 5 вопросов правильно – 11чел
Мои одноклассники все читали сказку, но не все слова были понятны. Я предложила ребятам составить словарь устаревших слов и выступить перед классом. Мы объединились по группам, и каждая группа приготовила слова из разных сказок А.С.ПУШКИНА.
Через неделю после защиты проектов, я предложила ребятам тест по вариантам, чтобы проверить насколько они внимательно слушали выступления одноклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
Конференция "Я - исследователь" | 31.7 КБ |
Оглавление
1. Введение ……………… стр.2-3 | 3 |
2. Основное содержание ………………стр.4-7 | 4 |
3. Результаты исследования ………………стр.8 | 7 |
4. Заключение ……………….стр.9 | 8 |
5. Список литературы ……………….стр.10 | 9 |
6. Приложения ……………….стр.11 | 1 |
«Великолепные сказки Пушкина были всего
ближе и понятнее мне;
прочитав их несколько раз, я уже знал их на
память…….
Нередко я пересказывал эти сказки денщикам».
М. Горький.
Моя тема называется «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина».
Цель моей работы: исследовать знания устаревших слов среди одноклассников и заинтересовать ровесников толкованием устаревших слов в словарях.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Объектом исследования: сказки А.С.Пушкина:
Мы с моим руководителем составили план исследования:
Я выбрала эту тему, потому что мне было интересно узнать, происхождение устаревших слов, откуда взяты слова, что они обозначают.
Для этого я изучила сказки А.С.Пушкина и нашла ответы в словаре В.И.Даля.
Все ребята в один голос утверждали, что устаревшие слова мешали понять смысл сказки.
Мне стало интересно провести такую работу, чтобы ребята сами нашли устаревшие слова в сказках. Мы объединились по группам и выбрали слова из разных сказок А.С.Пушкина. Каждая группа прочитала устаревшие слова и что они обозначают, а я составила вопросы для викторины.И вот, что я узнала: все третьеклассники читали сказки, но 7 человек не смогли ответить на мои вопросы.
Я решила составить тест и опросить учащихся 3 класса, насколько они запомнили толкование устаревших слов.
Результаты теста, который я провела через неделю подтвердились, ребята не смогли ответить на все вопросы, так как не запомнили устаревшие слова.
4.Затем ребятам было дано правильное толкование слов, составленное мной по словарям, и предложено им перечитать сказки, используя данный словарик.
Я подсчитала количество устаревших слов в сказках А.С.Пушкина .
1. «Сказка о царе Салтане» - 18 слов
2. «Сказка о рыбаке и рыбке» - 8 слов.
3. «Сказка о мёртвой царевне» - 13 слов.
4. «Сказка о золотом петушке» - 39 слов.
5. «Сказка о медведихе» - 8 слов
Исследуя знания устаревших слов среди учащихся 3 класса, мы пришли к вводу, что нужно пользоваться толковым словарем, составленный нами по сказкам, в который вошли 48 словарных статей, дающих толкование устаревших слов из пяти сказок.
Я решила обязательно продолжать исследовать сказки А.Пушкина и в дальнейшем стать грамотным человеком.
2.Основное содержание.
Сказку любят дети и взрослые, я тоже очень люблю читать сказки, а почему? Они интересные, но ведь помимо сказок, много и других книжек, а тянет все равно к ней. Я попыталась узнать причину такой любви к сказкам.
Происходит это потому, что в сказках происходит все самое диковинное. Вот, например, скачет по дороге на бравом коне добрый молодец на дело святое, а впереди обрыв. Вот незадача, казалось бы! Но прошепчет молодец что-то на ухо своему коню, и тот птицей обернется, и полетят они дальше по небесным просторам.
Когда на Руси складывались первые сказки, простой народ жил туго: бедствовал, тяжело трудился и часто бывал наказан. Придуманные истории утешали бедных людей, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. За это и любили сказку!
Другая причина любви народа к сказкам кроется в том, что уж очень складно в них все рассказано. На то есть причина: прежде сказки не писали, а сказывали. Один послушает, да дружку расскажет, а дружок другому. И каждый старается, чтоб у него сказка лучше получилась, интереснее.отсюда и название сказки – народная.
Но был такой человек, который слушал, слушал сказки от своей бабушки Арины Родионовны, а потом взял и записал их. И не просто записал, а в стихах. Теперь он по праву считается лучшим рассказчиком народных сказок. Это А.С. Пушкин
Мне стало интересно проводить исследовательскую работу, но всё узнать, пока не удалось. Я решила обязательно продолжать исследовать сказки А.Пушкина и в дальнейшем стать грамотным человеком. Для этого я изучила сказки А.С.Пушкина и нашла ответы в словаре В.И.Даля. Я провела опрос среди своих сверстников. (записи тестовых работ прилагаются в моей работе).
В начале года я начала свои исследования, чтобы узнать читают ли сегодня дети сказки А.С. Пушкина и понимают ли их смысл.
Я провела викторину по сказке «О царе Салтане» в своем классе и вот, что я узнала: все читали эту сказку, но не все понимали смысл из-за незнания значения устаревших слов. Я решила составить тест и опросить учащихся 3 класса, насколько они знают толкование устаревших слов. Тест содержал ряд устаревших слов, учащиеся должны были выбрать их значение. Затем ребятам было дано правильное толкование слов, составленное мной по словарям, и предложено им перечитать сказки, используя данный словарик.
Вопросы викторины:
«Определить название сказки по строчкам»
1.«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: из сказки «О царе Салтане»
2.«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: из «Сказки о рыбаке и рыбке»
3. «Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…»
Ответ: из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4.Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: королевич Елисей
5. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: к солнышку, месяцу, ветру
6. Сколько всего сказок (и каких) написал Пушкин?
Ответ: 7 сказок —
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
Я подсчитала количество правильных ответов:
Участвовало в викторине 20 чел.
Правильно ответили на все вопросы – 0 чел.
Неправильно ответили на 4 вопроса– 9 чел
Ответили на 5 вопросов правильно – 11чел
Мои одноклассники все читали сказку, но не все слова были понятны. Я предложила ребятам составить словарь устаревших слов и выступить перед классом. Мы объединились по группам, и каждая группа приготовила слова из разных сказок А.С.ПУШКИНА.
Через неделю после защиты проектов, я предложила ребятам тест по вариантам, чтобы проверить насколько они внимательно слушали выступления одноклассников.
1вариант
1.брань
А) телохранитель
Б) броня
В)ссора
2.гридница
А)светлая комната
Б)помещение для дружинников
В)чудо
3.перст
А)палец
Б)чудо
В)броня
4.терем
А)жилое здание
Б)говорить
В)телохранитель
5.диво
А)чудо
Б)искусство
В)радость
6.баять
А)думать
Б)ссора
В)говорить
7.латы
А)одежда
Б)броня
В)палец
8.светлица
А)чудо
Б)светлая комната
В)жилище
2 вариант
1.палата
А)враг
Б)большой зал
В)дань
2.пенять
А)лоб
Б)рот
В)упрекать
3.супостат
А)враг
Б)вор
В)еда
4.чело
А)еда
Б)лоб
В)рот
5.яства
А)топор
Б)еда
В)броня
6.секира
А)топор
Б)броня
В)жилище
7.уста
А)дань
Б)рот
В)лоб
8.оброк
А)палец
Б)чудо
В)дань
3.Результаты исследования
Отвечали на вопросы 21 человек. Из них
Кол-во ошибок | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 вариант | 0 | 0 | 3 | 4 | 3 | 1 |
2вариант | 0 | 0 | 2 | 2 | 5 | 1 |
Итого |
|
| 5 | 6 | 8 | 2 |
% |
|
| 23% | 28% | 38% | 14% |
4.Заключение :
Исследуя знание устаревших слов среди учащихся 3 класса, мы пришли к выводу, что 51 % знают их плохо, а 49 % не знают их совсем.
Мне удалось заинтересовать одноклассников толкованием устаревших слов в словаре. Особенно их заинтересовал мой словарь, который я составила по сказкам, в который вошли 5 сказок.
4.Заключение
Разноцветное дерево
Сила слова
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Как нарисовать черёмуху
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью