Родина, ее просторы, дом, родители, близкие и дорогие люди, красота природы, любовь, дружба, мирное небо – вот те ценности, которые необходимы человеку для счастливой жизни.
В нашем районе живут удивительные поэты и писатели, которые помогают своими творениями понять и почувствовать эти ценности.
В этой работе представлено творчество поэта Андрияна Александровича Григорьева, поэта, журналиста, писателя Валентина Михайловича Бурайкина, поэта, журналиста Маргариты Владимировны Литты.
Актуальность исследования: Выбор темы определяется, прежде всего, новизной, недостаточно изученностью данной темы, а также интересом современных исследователей к творчеству местных авторов. Изучая творчество местных поэтов и писателей, можно заинтересовать школьников к чтению произведений, научить понимать и видеть общечеловеческие ценности, прекрасное в природе и в художественном творчестве.
Гипотеза
Пропаганда творчества поэтов и писателей родного края способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.
Цель работы: изучить жизнь и творчество поэтов и писателей А.Григорьева, В. М. Бурайкина, М.Литты.
Вложение | Размер |
---|---|
svoeobrazie_tvorchestva_poetov_nurlatskogo_rayona_rt.docx | 23.28 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Фомкинская средняя общеобразовательная школа» Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Проект на тему:
«Своеобразие творчества поэтов Нурлатского района Республики Татарстан»
Выполнил: обучающийся 11 класса
МБОУ «Фомкинская СОШ»
Хисматов Расим Рамилевич
Руководитель: учитель русского языка
и литературы,1 кв.категории
Краснова Ирина Петровна
Село Фомкино,2021 год
Содержание
Введение
Родина, ее просторы, родители, родной язык, семья, традиции и обычаи родного народа, близкие и дорогие люди, наша история; красота природы, любовь, дружба, мирное небо – вот те ценности, которые необходимы человеку для счастливой жизни.
В нашем районе живут удивительные поэты и писатели, которые помогают своими творениями понять и почувствовать эти ценности.
Тема моей работы:"Своеобразие творчества поэтов и писателей Нурлатского района РТ"
В данной работе представлены особенности творчества поэта Андрияна Александровича Григорьева, поэта, журналиста, писателя Валентина Михайловича Бурайкина, поэта, журналиста Маргариты Владимировны Литты.
Актуальность, проблема, новизна исследования: Выбор темы определяется, прежде всего, новизной, недостаточно изученностью данной темы,( в интернете нет данного материала), а также незнанием местных авторов учениками нашей школы. Изучая творчество местных поэтов и писателей, можно заинтересовать школьников к чтению произведений, научить понимать общечеловеческие ценности, прекрасное в природе и в художественном творчестве.
Степень изученности проблемы: на одном из уроков литературы учительница спросила: «Назовите современных авторов Нурлатского района, которые пишут на русском языке, и их произведения?». Но никто из обучающихся 10 класса не мог ответить. Десятиклассники заинтересовались этим вопросом и провели анкетирование. (Приложение 1).
Было опрошено 50 человек из числа обучающихся, учителей, работников школ и родителей. Обработали информацию: действительно, современных авторов Нурлатского района, большинство не знают. Мы обратились к библиотекарю и выяснили, что книги местных авторов в школьную библиотеку поступают, но редко. Пришли к выводу, что нужно начать работу над решением этой проблемы.
Одним из предложений было: изучить творчество поэтов А.Григорьева ,В.Бурайкина и М.Литты.
Гипотеза.Пропаганда творчества поэтов и писателей родного края способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.
Цель моей работы: изучить творчество поэтов и писателей М.Литта,А.Григорьева,В.Бурайкина.
Задачи: анализировать произведения авторов, выявить особенности творчества поэтов и писателей: общие и индивидуальные темы в творчестве; привить у школьников чувство любви к родине, к ее людям, привить чувство гордости за свой народ, научить видеть прекрасное в природе и в художественных произведениях
Объект исследования: жизнь и творчество поэтов и писателей родного края.
Предмет исследования: произведения поэтов и писателей родного края и их особенности.
Методы исследования: Метод изучения литературных источников. Метод интервью, беседы. Анкетирование. Анализ стихотворений. Метод описания результатов исследования.
II.Основная часть. Теоретическая часть.
Я начал изучать творчество поэтов и писателей на основе книг, которые предоставила наша учительница. В интернете никаких сведений по теме не было, и не было условий организовать встречу, поэтому я начал знакомиться с ними заочно, онлайн .В основном я изучал стихи, читал, старался понять ,о чем пишет автор, что хочет он сказать.
Андриян Григорьев (1963г.р.) (Приложение 2)- врач-поэт, автор 6 сборников стихов. О чем же пишет А.Григорьев? В его стихах можно увидеть личность поэта, его жизненную судьбу, отношение к нравственным ценностям. По словам Е.Турхана, члена Союза писателей РТ, «вся жизнь поэта проходит в поисках самого себя». Книга .А.Григорьева .Была зима. Основные темы творчества: тема малой родины, человек и природа, любовь и дружба, любовь к родине, родителям, родному языку, пейзажная лирика, тема войны и мира , евангельские мотивы, философская лирика.
Читая его стихи, задумываемся, а как же я живу? Каким должен быть человек? Что же нужно для счастья? Поэт любит зиму, поэтому три сборника посвящены этому времени года: «Снова снег невесомо-пушистый. Все укутал в родимом краю. Снова свет его ровный и чистый. Лечит сердце и душу мою.» Автор призывает ценить родной язык, традиции и обычаи народа, его историю: «Ах, как для сердца хороши Родимых песен переливы!» , «…волнуюсь и дышу, люблю и мыслю по-чувашски!» В сборниках есть стихи на евангельские мотивы. Эти стихи помогают понять, что нужно уметь выстоять в трудную минуту, подняться, поверить в свои силы: «Когда молитвы Бог услышав, Средь бед мирских находит нас, Приходят в помощь силы свыше Поддержкой в самый трудный час.» Много пишет о Нурлате, Казани: «Нурлат, родной, ты стал нарядный» А.Григорьев –врач-поэт своими стихами учит нас понять себя, верить в свои силы, жить по нравственным законам, любить родину, видеть красоту родного края.
В.Бурайкин (1941г.р.) (Приложение 2) -поэт, писатель, журналист, Заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РТ, Почетный гражданин г.Нурлат, автор 7 сборников. Основные темы творчества: Родина, малая родина, любовь и дружба, тема труда и подвига старшего поколения, тема Победы в войне, тема гражданского долга, тема прошлого, настоящего и будущего, гражданская поэзия, пейзажная лирика. В его стихах выражается его жизнь, его судьба. Кроме стихов он выпустил сборник «А мы-нурлатские!»- ,где очерки, воспоминания о выдающихся людях района, внесших вклад созидательным трудом в развитии Нурлата. Про В.Бурайкина можно сказать ,что он –настоящий гражданин своей страны, человек-энциклопедия. Про него пишут, «он обладает журналистским чутьем и даром понимания человеческой психологии».Т.Назарова. Книга «А жизнь продолжается». Читая стихи поэта, влюбляешься в родные просторы, в город Нурлат, видишь красоту родной природы, восхищаешься людьми: «Судьба моя, судьба Нурлата..» Стихи учат добру, справедливости, учат понимать нравственные ценности, что значит жить достойно, и как жить, что ценить: «Верным сыном надо стать отчизне, как родную мать ее любить»
Маргарита Литта (1980 г.р.) (Приложение 3) -поэт, журналист , корреспондент районной газеты «Дружба», руководитель литературного объединения «Радуга». Ее стихи вошли в сборники «Радуга» 2008,2017 г. В 2015 году вышел сборник стихов «Пластилиновый дождь». Тема стихов поэтессы: родина, близкие и родные люди, семья, любовь, тема Нурлата, тема Победы в Отечественной войне, религиозные темы. Очень интересны стихи о взаимосвязи природы и человека. Человека видим как часть природы, лирический герой сливается в природной стихии, например, в стихах « Я и дождь», «Я –ветер»: «Мне во сне приснилось, что я ветер. Вольная, цепям и не догнать .«Ты куда?» - вослед кричали дети, Господи, да мне б самой понять.» В сборнике стихов прослеживается судьба автора, ее тонко чувствующая натура, познающая себя и людей в этом мире. Много стихов посвящено родной земле ,Нурлату: « Моя милая Родина В золотых куполах», «Созвездие Нурлат»: «Нурлат как капелька России Времен связующая нить, Обвенчена судьбой единой ,Что никому не изменить.» Стихи учат нас быть добрыми, уважать и любить родину, почувствовать единство природы и человека. «Природа в кителе зеленом Встречает новую весну, В петлице яблони бутоны, Сирень украсит седину.» Красива и пейзажная лирика поэтессы про времена года. Душу затрагивают стихи про малую родину: родимый дом, про маму, детство, юность, про любовь.
Изучая творчества поэтов, анализируя стихи ,можно понять, что в произведениях чувствуем жизнь и судьбу авторов, их мировоззрение.Понимаем,что основная тема творчества -это любовь к малой родине, восхищение красотой природы, выражение чувства гордости за людьми родного края,
Практическая часть.
В школе провели анкетирование (Приложение 1) среди обучающихся 5-11 классов в количестве 44 человек.
Результаты социологического опроса среди школьников.
Большинство школьников не знакомы с именами и произведениями поэтов и писателей нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательской работы.
Посетили школьную библиотеку, но в ней не оказались книги А.Григорьева, В.Бурайкина, М.Литты. Таким образом, возникла необходимость изучения данной темы.
III.Заключение. Своеобразие творчества поэтов состоит в следующем: все они-поэты-патриоты, их произведения учат нас понимать нравственные ценности и жить по совести, быть полезным обществу ,своей стране. У авторов есть общее и индивидуальное. Общее: это общие темы: тема Отчизны, малой родины, родной язык, история народа, природа и человек, тема войны и Победы, любовь и дружба, религиозные, евангельские мотивы. Индивидуальное: философия, познание себя, вера в свои силы. -А.Григорьев. Тема созидательного труда, подвига. -В.Бурайкин. Тема взаимосвязи человека и природы.-.М.Литта.
Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах.
Результаты изучения жизни и творчества поэтов и писателей родного края.
На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель достигнута, изучил жизнь и творчество наших земляков, своеобразие их творчества. Писатели и поэты умеют видеть красоту родины, восхищаются природой, людьми. В стихах каждого автора прослеживается его жизнь, как он проживает свой день, правильно ли . Авторы учат нас быть добрее, любить и ценить нашу Родину, ее просторы, природу, людей; не забывать и ценить свою малую родину, родителей, родной язык , уважать традиции, обычаи, культуру народа ,изучать и знать историю своего народа, воспитывают чувство гордости за славное прошлое земляков. Поэты-патриоты много стихов, очерков посвятили Нурлату, Казани, Татарстану, родному селу. Стихи авторов учат нас общечеловеческим ценностям, верить в себя, преодолевать трудности. «Жить в согласии, мире всегда Всем бы надо…»- как пишет В.Бурайкин. И только живя по нравственным принципам, канонам, можно быть счастливым. Я понял, что поэты родного края достойны уважения, признания, любви. Только нравственно-чистые, добрые, чувствующие природу и человека, удивительно талантливые люди могут создавать такие произведения искусства: стихи, рассказы, заметки, очерки.
Результатом работы над проектом стало создание презентации, видеоролика, реферата о поэтах и писателях, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.
Перспективы дальнейшей работы.
Продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины: изучение творчества каждого поэта и писателя.Организовать литературную встречу с участием поэтов и писателей родного края. Заинтересовать школьников к чтению их произведений
IV.Список использованной литературы
1.Григорьев А.А.Ступени. - 1999 г.,
2. Григорьев А.А.Мелодии сердца. Д.: Издательский Центр ЮНИПресс,2007 г.-92 с
3. Григорьев А.А. Первый снег.- .-Д.: Издательский Центр ЮНИПресс,2013.- 100 с
4. Григорьев А.А. Была зима:стихи.-Чебоксары: Новое Время,2018 г.-112 с.
5. Григорьев А.А. Зима настала:стихи .Чебоксары: Новое Время,2018 г.-112 с.
6 Григорьев А.А..Ветер-озорник..-2019 г
7. Бурайкин В.М..Внемля зову сердца.-2008 г.
8. Бурайкин В.М..Сокровенное.-Д.: Издательский Центр ЮНИПресс,2013.-192 с.
9. Бурайкин В.М.. И надо жить.-2015 г.,
10.Бурайкин В.М..А жизнь продолжается.-Д.: Издательский Центр ЮНИПресс,2019.-260с
11. Бурайкин В.М.А мы-нурлатские.-2020 г.,
12. Бурайкин В.М..Председатель.Жизнь и судьба Н.Л.Филиппова. – Казань: Яз,2018.-192 с.
13. Радуга .-Чебоксары.2008.-212 с
14. Радуга.- Чебоксары: Новое время, 2017.-172 с.
15. Литта М.В.Пластилиновый дождь.-
Рисуем тыкву
Загадочная система из шести экзопланет
А теперь — мультфильм
Соленая снежинка
Рыжие листья