Ребенок - это изначально доброе, веселое, нежное и очень рассудительное существо. Значит очень важно воспитывать в детях сострадание, понимание, доброту и любовь к Родине. А что может научить этому лучше, чем произведение о самой большой беде 20 века - Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война! Сколько смысла заключают в себе эти три слова. Каждый представляет ее себе по-своему, каждое поколение имеет свое понимание войны.
А мы, те, которые не видели войны, как мы представляем себе это страшное для страны время?
Конечно, через рассказы очевидцев, через художественные произведения, поэзию.
Сколько молодых поэтов-сибиряков ринулось в бой за Родину, какие замечательные стихи они писали, как хотели освободить мир от фашизма!
Их объединяла любовь к Поэзии и война. Но голос у каждого был неповторимым.
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_konferentsii._bolshoy_varian.doc | 70 КБ |
Строка, оборванная пулей.
Поэзия Великой Отечественной войны поэтов-сибиряков
( Автор Шпакова Валерия, ученица 8 класса МБОУ г. Иркутска СОШ№1)
Ребенок - это изначально доброе, веселое, нежное и очень рассудительное существо. Значит очень важно воспитывать в детях сострадание, понимание, доброту и любовь к Родине. А что может научить этому лучше, чем произведение о самой большой беде 20 века - Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война! Сколько смысла заключают в себе эти три слова. Каждый представляет ее себе по-своему, каждое поколение имеет свое понимание войны.
А мы, те, которые не видели войны, как мы представляем себе это страшное для страны время?
Конечно, через рассказы очевидцев, через художественные произведения, поэзию.
Сколько молодых поэтов-сибиряков ринулось в бой за Родину, какие замечательные стихи они писали, как хотели освободить мир от фашизма!
Их объединяла любовь к Поэзии и война. Но голос у каждого был неповторимым.
Когда читаешь стихи этих поэтов, в горле встает ком. Сколько поразительных судеб оборвала война!
Лирическая поэзия Великой Отечественной войны- явление яркое, многообразное, широкое по спектру выразившихся в ней человеческих чувств. Идя вместе с воюющим народом по дорогам войны, поэты внимательно вглядывались в его лицо, слушали его речь и в этой постоянной близости находили силу для своего стиха.
Лирика рождалась не без трудностей. Многие считали, что лирическая поэзия (особенно пейзажная, любовная) на войне не совсем уместна. Возникло убеждение, что на войне, среди горя, страданий, пожарищ, на земле, пропахшей порохом, трупной вонью и дымом, на виду у страдающего народа - какая может быть лирика, а тем более лирика сердца. "Писать лирику одно время считалось почти неприличным",- писал А. Сурков.
Потребность в лирике, в песне нарастала: поэзия не могла быть лишь обнаженным мечом, она стремилась, по словам Д. Кедрина, "положить на ноты самые различные мелодии души".
Лирика рождалась из чувства горькой сыновней вины, и любви, и гордости. Каждый поэт писал о своей России, и каждый по-своему:
Всяк по-своему привык
Вспоминать то место,
Где живет отец-старик,
Мать или невеста.
М. Кочнев
Классические традиции великой русской поэзии жили в поэзии Великой Отечественной войны активной и своеобразной жизнью, обусловленной спецификой военного времени .
Вернемся к поэзии Иркутских поэтов.
Джек (Яков) Моисеевич Алтаузен родился 14 декабря 1907г. в городе Бодайбо Иркутской области.
Его короткая жизнь была насыщена событиями. Рано лишившись матери, он 11-летним мальчиком ушел из семьи, попал за границу, продавал газеты, подносил чемоданы в гостиницах, а потом попросился на пароход, который шел в Россию.
Вернувшись в Иркутск, Джек Алтаузен поступил работать на кожевенный завод, одновременно учился. В 1922г. в Иркутских газетах появились его первые стихи. Комсомол направил Алтаузена на учебу в Москву. Тогда же он начал работать вместе с другими поэтами и "московским иркутянином" Иосифом Уткиным в "Комсомольской правде".
Евгений Долматовский в своих воспоминаниях пишет о встречах с Джеком Алтаузеном. Встретился он с Алтаузеном на 3 день войны в поезде Москва-Киев. С ними ехал Александр Твардовский. В карманах гимнастерок лежали предписания: такой-то направляется для выполнения специального задания... Алтаузену предписывалось явиться в редакцию газеты 12 армии. Адреса указано не было не потому, что он являлся секретным, а потому, что армия находилась в движении. Из Киева на фронт ехали на грузовике, уже с винтовками в руках. Несколько раз пикирующие самолеты противника заставляли всех пассажиров грузовика выпрыгивать и ложиться на землю.
Долматовский и Твардовский были уже под обстрелом, а Алтаузен попал под обстрел впервые. Лежа на земле, он стал стрелять из винтовки по самолету. Потом с улыбкой сказал:
-Это я еще обстреливаю ту обойму, что не успел выпустить на Карельском!
Полевое управление штаба фронта находилось в Тернополе. Твардовский остался во фронтовой редакции, а Алтаузен и Долматовский отправились дальше - в армейские газеты. Где находятся эти редакции, никто не знал: уже началось отступление : связь была плохая. Выехали на полуторке с грузом газет и, как это не странно, на пылающих дорогах Западной Украины довольно быстро нашли свои редакции. Они двигались на машинах в общем потоке отступления по одному шоссе.
Джек Алтаузен печатал в каждом номере своей газеты не только стихи, но и статьи, заметки, фельетоны - все, что было нужно, писал он, называя себя рядовым газетного полка.
Читая некоторые повести о войне, незнающий человек может представить себе трагический июль 1941г. как месяц бегства. На самом деле это был месяц жестоких боев. О героях этих боев ничего не известно часто потому, что все участники бое погибли в неравных схватках. Однажды при встрече на каком-то хуторе Алтаузен прочитал записки о пограничниках Перемышля, о погибшей в боевом строю заставе. Он собирался написать поэму, но тогда на поэму не было времени. Военные журналисты находились в сражениях и отступающих частях, а колонна редакции - в движении. Поэтому приходилось пользоваться типографиями в городах и районных центрах, где было возможно выпустить газету или листовку под маркой армейской газеты. Был момент, когда 2 армейские газеты печатались одновременно в г. Виннице.
Джек Алтаузен делал в редакции все, даже перетаскивал доски с набором. Обстановка была тяжелая, веселый человек был просто спасением для многих потерявших бодрость товарищей. Он был олицетворением энергии, за это его очень любили военные газетчики.
Когда газеты были отпечатаны и пачки свежего тиража выносили из типографии, чтобы тут же на улице раздать прохожим бойцам, в типографию пришли минеры.
-Не оглядывайся, - говорит Джек, -сейчас взорвут типографию, лучше этого не видеть.
Джек Алтаузен получил Орден Красного Знамени - это был первый орден, полученный писателем в Великой Отечественной войне.
По-разному работали поэты на войне и во время войны. Джек Алтаузен писал для каждодневного номера армейской газеты. В Москву он стихов не посылал, был целиком занят своей газетой, нуждами армии. Это может показаться удивительным, но в конце 41г. и в начале 42 г. военный совет армии специально заседал "по заслушиванию стихов Джека Алтаузена".
Е. Долматовский пишет: "я думаю, что не обижу прославленных военоначальников, если предположу, что они слушали Джека, чтобы подзанять у него бодрости и зарядиться его волнением - время было очень тяжелое".
Весна 1942 г. была полна надежд. В тех же местах- Барвенково, Лозовая -началось наступление. Конечно, Алтаузен был в наступающих частях. Здесь его подстерегало окружение. Спасшийся журналист рассказывал, что улететь предлагали и Джеку, но он отказался:
-Я в своей части, мне надлежит разделить судьбу всех.
По свидетельству товарищей, Джек Алтаузен погиб в бою 25 мая 1942 года.
Стихи Алтаузена невозможно читать без слез. Они заставляют читателя пережить вместе с героями , вместе с автором все события. Каждое стихотворение потрясает.
Замечательной психологической глубиной пронизано стихотворение Джека Алтаузена "Мать". Это стихи о сыне-дезертире. На нем несмываемый позор предательства. Эта тема не нова. М. Ю. Лермонтов написал стихотворение "Беглец", а А. Твардовский "Балладу об отречении".
Мать из стихотворения Джека Алтаузена, как и любая женщина, переживает за своих сыночков: все трое воюют с фашистами:
Пусто в хате, Мужа схоронила
А сыны. Где же им быть - на войне.
За старших она спокойна, а от младшего нет никаких вестей:
Только младший - жив ли он, родной!
Неожиданно появился ее младший сын:
Вышла и руками вдруг всплеснула:
Младшенький, родименький сынок!
Как же обрадовалась мать, увидев свою кровиночку:
Обняла, к лицу его припала.
-С фронта, милый, как же ты, откуда?
Отпустили?
-Нет, я сам ушел.
Это известие потрясло мать: ее сын-изменник!
Долгим взглядом мать его пытала,-
Страшен долгий материнский взгляд,-
А потом беззвучно прошептала:
- Будь ты проклят, уходи назад!
Моисей Александрович Рыбаков родился 21 января 1919 года, в г. Иркутске, в семье служащего. Его ранние детские годы прошли в Бодайбо- центре знаменитых Ленских приисков. Здесь его отец в течение пяти лет работал в золотопромышленной компании. Здесь же будущий поэт впервые приобщился к суровой и величественной сибирской природе. Дом, в котором жила семья Рыбаковых, находился на самой окраине городка, за дворовой оградой начиналось мелколесье, а дальше тянулась вековая тайга...
Моисей Рыбаков рос не по годам развитым и пытливым мальчиком. Восьми лет он поступает учиться сразу во второй класс начальной школы. В 1930 году семья Рыбаковых возвращается в Иркутск. В связи с переездом мальчик пропускает учебный год, нагоняет одноклассников, занимаясь самостоятельно. Некоторое время он живет у бабушки Ольги Семеновны, в доме которой было много различных книг, главным образом классики. Моисей с увлечением читает Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Чехова, впервые знакомится с западной литературой.
Рыбаков любил пошалить, принять участие в школьных каверзах. Но с годами становится серьезнее, редактирует школьную стенгазету "Вперед", участвует в драматическом и литературном кружках.
Сначала его литературно-художественные опыты находят место в стенгазете и рукописном школьном журнале, затем публикуются в областных газетах.
В 1936 году М.Рыбаков с отличием оканчивает среднюю школу. Он собирается поехать в Москву, в архитектурный институт, но преждевременная смерть отца меняет его планы. Он остается в Иркутске и поступает на физико-математический факультет университета. Одновременно он продолжает увлекаться поэтическим творчеством.
Стихи Рыбакова все чаще публикуются в местных газетах, звучат по радио.
О чем он тогда писал? О родном Иркутске, его революционном прошлом, о юном Лермонтове, задыхающемся в тисках николаевского режима, о первой любви, о студенческой весне. Тогда же он пробует писать для детей, с юмором, с лукавой улыбкой. Правда, эти стихи нигде не печатались.
Летом 1940 г. Моисей Рыбаков едет в военный лагерь в качестве члена литературно-шефской бригады Иркутского от деления Союза писателей СССР. Этой бригадой руководили известные уже тогда писатели Иван Молчанов-Сибирский и Георгий Марков. В бригаде принимали участие иркутские литераторы Анатолий Ольхон, Агния Кузнецова, Иннокентий Луговской. В летних клубах, прямо под открытым небом читали они бойцам и командирам свои произведения, помогали выпускать литературные страницы в дивизионной газете.
Зимой 1940-1941 г. Рыбаков был на преддипломной практике в Москве, в институте физики Академии наук СССР Аркадьева и получает блестящую характеристику и приглашение в аспирантуру.
Июнь 1941 года Моисей Рыбаков с отличием оканчивает университет. Он мог стать физиком, математиком, поэтом. Но уже от моря до моря гремит невиданная в истории битва с фашизмом - началась Великая Отечественная война, и юноша становится солдатом. Его направили в Черниговское военно-инженерное училище, которое к тому времени было переведено в Сибирь. Вместе с другими курсантами Рыбаков прилежно изучал оружие, рыл окопы и траншеи, наводил переправы через протоки стремительной Ангары. А вечером, в короткие минуты перед отбоем, вынимал записную книжку и заносил в нее родившиеся за день строфы.
Это в то время написал он стихи:
Эх, Байкал, родной, гривастый.
Едем, едем на войну.
Вспоминать мы будем часто
Синюю твою волну.
Иркутский композитор положил эти слова на музыку, и песню распевали уезжающие на запад красноармейцы.
Из раскрытых дверей теплушек неслись гордые слова поэта- сибиряка:
Нас немало, мы с Байкала,
Мы встаем в единый строй.
В конце октября 1941 года с очередным эшелоном уехал на фронт и автор песни, только что произведённый в лейтенанты. Лишь на несколько минут успел он забежать домой, чтобы обнять родных и близких.
В действующей армии офицер-сапёр Рыбаков прошел путь от старшего адъютанта батальона до заместителя начальника штаба инженерной бригады. Он сражался на Юго -Западном и Ленинградском фронтах, был ранен и лежал в госпитале.
Время было грозное. Полчища врагов рвались к Волге, в предгорья Кавказа. Дни и ночи шли кровопролитные бои. Писать в таких условиях было практически невозможно. И все-таки Рыбаков оставался верен поэзии. Он писал свои стихи урывками, на коротких привалах, во время марша, в блиндажах и землянках, построенных собственными руками. Писал на любом, подвернувшемся под руку клочке бумаги. Часто стихи можно было встретить в письмах, которые поэт-воин присылал в Иркутск матери, сестре Доре, жене.
«Письмо к матери и сестре»
Когда-нибудь, я верю, это будет, –
В спокойный час, у тихого огня
Познавшие иное счастье люди
Из уст твоих услышат про меня
Охваченная радостным и новым
Свободная, счастливая семья
Услышит и помянет добрым словом
Меня за то, как жил и умер я.
А как живу я, знаешь ты неплохо:
«Из боя в бой – солдатское житье
Но до последнего готов я вздоха
Сражаться за грядущее твое».
С годами, может, сыну или внуку
Ты, бабушка седая, или мать –
Расскажешь про нелегкую науку
Сражаться, ненавидеть, побеждать.
К сожалению, весьма коротки и отрывочны сведения о фронтовом периоде жизни Рыбакова, об его участии в боевых действиях наших войск против гитлеровских захватчиков, каждодневном ратном труде в качестве офицера - сапера. Многие из иркутян, воевавших вместе с поэтом, как и он, пали смертью храбрых,не вернулись к родным очагам.
Будучи раненым в июле 1943 года при минировании переднего края нашей обороны, продолжал руководить подразделением до эвакуации в госпиталь.
В первый день наступления на Миусском участке фронта 17 июля 1943 года товарищу Рыбакову было поручено обеспечение переправы в районе села Берестово. Передовые части были вынуждены залечь на левом берегу р. Миус, по которому противник вел сильный огонь. Создалось исключительно тяжелое положение. Находясь в передней линии стрелков, Рыбаков выявил места переправы вброд, по которым переправились наши передовые части. Только благодаря находчивости товарища Рыбакова был достигнут успех операции на этом участке.
Увлекшись наступательным порывом наших бойцов, товарищ Рыбаков оказался впереди наступательных подразделений и при переправе через реку Миус на восточной окраине Берестово был убит.
За проявленную находчивость и личный героизм капитан Рыбаков удостоен награды Орденом Отечественной войны 1степени посмертно».
В посмертном представлении М. Рыбакова к ордену Отечественной войны 1 степени написано:
«Капитан Рыбаков продолжительное время находился в 135-ом отдельном инженерно-саперном батальоне в качестве представителя бригады. Батальон находился в оперативном подчинении 37-го стрелкового корпуса и обеспечивал его в инженерном отношении. За время пребывания тов. Рыбакова в батальоне было установлено перед передним краем обороны 5000 разных мин, построены командные и наблюдательные пункты, произведена инженерная разведка в полосе действия 37-го стрелкового корпуса. Все эти задания батальоном выполнены при активной помощи капитана Рыбакова. Имея хорошую инженерную подготовку, отлично зная минно-подрывное дело; смелый, бесстрашный командир являлся на самых ответственных участках работы и, невзирая на обстрел противником места этой работы, оказывал подразделениям практическую помощь в выполнении заданий.»
Наградной лист с представлением к ордену Отечественной войны был подписан 15 августа 1943 года, когда капитана Моисея Александровича Рыбакова уже не было в живых.
Но оказалось, что еще при жизни,27 июня 1943 года Моисей Александрович Рыбаков, был представлен к ордену Красной Звезды. И в этом документе также отмечались заслуги молодого офицера в укреплении переднего края нашей обороны, строительстве командных пунктов и блиндажей, инженерной разведке в полосе действия 37-го стрелкового корпуса, в том числе реки Миус.
Мы не знаем, успел ли Моисей Рыбаков получить эту награду.17июля 1943 года, как явствует из первого документа и похоронной, полученной родными, его не стало. Он погиб в возрасте 24лет.
Вражеская мина настигла его на чужом берегу, но бойцы-саперы под огнем противника переправили тело своего командира в расположение бригады и с воинскими почестями похоронили прямо в степи, неподалеку от села Русское Ростовской области.
Спустя почти 3 десятилетия сестра поэта Дора Александровна Рыбакова побывала в тех местах, где сражался и геройски погиб ее брат. Она увидела гладкую, как стол, равнину, на которой, перекатываясь волнами, колыхались рослые хлеба. У неширокой в этих местах реки Миус ни взгорка, ни холмика, ни лесных зарослей.
В Иркутске, где Рыбаков родился, получил образование, стал поэтом, откуда ушел на фронт, имя его вместе с именами других павших в боях иркутян увековечено на мемориальных досках, установленных на здании 11 школы им. В. Маяковского и Иркутского госуниверситета. В стенах этих учебных заведений М. Рыбаков учился до войны.
В Иркутском краеведческом музее среди экспозиций об участии иркутян в Великой Отечественной войне один из стендов посвящен М. Рыбакову.
В серии « Поэты огненных лет» Восточно - Сибирское издательство выпустило в 1971 году сборник стихотворений Моисея Рыбакова «Грань».
Джек Алтаузен, Моисей Рыбаков и многие другие поэты-сибиряки не вернулись с войны. Они погибли, освещая своим подвигом путь к сегодняшней поэзии. Все эти люди были очень талантливы, на них возлагались большие надежды, которым, увы, не суждено было сбыться. Но они стали героями, отдав свои жизни во имя мира на земле.
Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей…. Погибшие, они навсегда останутся жить в наших сердцах.
Литература:
Выбери путь
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Груз обид
Неньютоновская жидкость