Есть на свете страна. Она – самая. Самая большая. Самая родная. Самая непонятная. Страна эта особенная. Особенная уже лишь тем, что тут я живу. Что здесь мой дом. Что здесь моя семья. Эта страна особенная, потому, что моя. И другой такой нет.
Родина… Могучее слово. Просторное. Распахнутое. А что это?
Понятно, что ответ на этот вопрос у каждого будет свой. Но больше всего, я думаю, на этот вопрос подходит то, что воспел Кольцов. «Что такое Родина? – Поле…». Степь. Поле. Простор. Широта. Деревня. Русь.
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_razvitie_sel_voronezhskogo_kraya_na_primere_s._novaya_usman_i_s._rogachevka.docx | 848.85 КБ |
Тема работы: «Историческое развитие сел Воронежского края на примере с. Новая Усмань и с. Рогачевка».
Подготовил:
Налетов Михаил Васильевич,
обучающийся 7-го класса
МКОУ «Рогачевская СОШ»
Адрес образовательного учреждения: 396 321, Воронежская область, Новоусманский район, село Рогачевка, улица Мира, дом 1.
Домашний адрес: 396 321, Воронежская область, Новоусманский район, село Рогачевка, улица Ворошилова, дом 94.
Контактный телефон: 8(960)128-87-11.
e—mail: cherniy-cat@mail.ru.
с. Рогачевка 2019 год
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….стр.3
Методика исследования………………………………………………………...стр.4
Результаты исследования………………………………………………………стр.5
Выводы………………………………………………………………….………стр.11
Заключения…………………………………………………………….………..стр.12
Использованные материалы…………………………………….……………..стр.13
Приложение 1………………………………………………………………..…..стр.14
Приложение 2 ………………………………………………………………..….стр.15
Приложение 3……………………………………………………………...…….стр.17
Приложение 4……………………………………………………………………стр.18
Введение
Есть на свете страна. Она – самая. Самая большая. Самая родная. Самая непонятная. Страна эта особенная. Особенная уже лишь тем, что тут я живу. Что здесь мой дом. Что здесь моя семья. Эта страна особенная, потому, что моя. И другой такой нет.
Родина… Могучее слово. Просторное. Распахнутое. А что это?
Понятно, что ответ на этот вопрос у каждого будет свой. Но больше всего, я думаю, на этот вопрос подходит то, что воспел Кольцов. «Что такое Родина? – Поле…». Степь. Поле. Простор. Широта. Деревня. Русь.
Поле. Чисто-поле, во которое выезжали былинные богатыри. Есть в нашей стране край, целиком почти из него состоящий. Я живу в этом краю, в этой Руси в чистом виде, в этом краю русской души. Имя ему – Воронеж.
Есть в этом краю село со смешным названием Рогачевка, что неподалеку от райцентра Новая Усмань. Я живу в этом селе. О нем я и буду писать.
Работа моя посвящена истории нашего района вообще, и нашего села в частности. Писать я буду обо всем, что знаю, и о том, что узнал: об истории, о происхождении названий, об известных людях… Писать я буду, чтобы предотвратить… - Что? – спросите вы. Я отвечу. Ошибки предков.
Если я спрошу любого жителя нашего района, кто жил вот здесь, вот на этом месте, кто ходил по земле у них под ногами шестьсот лет назад – он не ответит.
Он не знает. И никто – точно, уверенно, правдиво – не знает. Ни ученики, ни учителя, ни авторы учебников. Пятьсот лет назад здесь поселились русские переселенцы. Это знают все. А кто был до них? Почти ничего мы про это не знаем, а то, что мы знаем, мы узнали косвенным путем – по названию населенных пунктов и по наконечникам стрел, по обгорелым городищам и курганам. А те, кто пришел сюда пятьсот лет назад, знали о своих предшественниках не понаслышке. Знали, но не удосужились ничего из своих знаний оставить нам. Знали они. Знали их дети. А дети их детей – забыли. До того ли было тогда! И забылось все это. И пропало.
Иногда мы до обидного мало знаем о своем прошлом. Древняя Русь… Да какая ж она древняя? То, что мы называем Древней, на самом деле Русь средневековая. И ее—то мы знаем на слабую троечку. А раньше? Что было раньше? Что было на этих гигантских просторах, когда Ганнибал переходил через Альпы, когда строился Колизей, когда возводили Великую Китайскую стену? Что? Ничего – это не ответ. Было что—то. Но мы этого не знаем. И если и узнаем когда-нибудь, то ценой титанических усилий.
Поэтому я буду писать. Я уверен, что вы, человек, читающий мою работу, меня поймете. Вот вы – что вы знаете о селе Рогачевка? Ничего вы о ней не знаете. А ведь вы, наверное, неглупы. И в Интернете – нет ничего, пусто. Кто и что будет знать о его двухсотлетней истории, ну, скажем, через сто лет? Никто. Да какие там сто лет… Село пустеет с каждым днем – город ведь под боком. Вот она – проблема-то. Проблема потери истории села, его культуры, его традиций…
Не будем повторять ошибки. Мне хочется надеяться, что мы их и не повторим. Во всяком случае, моя цель – не допустить этого. Хотя бы в малом… Пусть я «спасу» одно село – я же не один. Иначе не было бы такого конкурса, как этот. И пусть этого собрания работ, из собранного воедино лоскутного одеяла из сел, деревень, хуторов и станиц, из лоскутного одеяла по имени Отечество – пусть вы получите представление об уникальности каждого кусочка нашей страны, при всей её необъятности.
Методика исследования.
Тему я выбрал, хоть и узкую, но в литературе неосвященную и малоизвестную. Про Воронежский край в древности поможет узнать книга автора Загоровского – наш учебник по краеведению. В художественной литературе упоминание о нашем селе встречаются у Платонова. В научной же их практически нет, поэтому придется поискать в периодике. Я нашел брошюру-книгу «Новая Усмань. История и современность». Публикации на эту тему могут встречаться в районной газете «Новоусманская Нива», областной «Воронежской неделе», журнале «Подъем». Подшивки газет можно найти в библиотеке.
Карты района и села найдены в Интернете.
В области происхождения названий рек и населенных пунктов тоже может помочь Интернет – да и то, частично. Ведь по происхождению большинства воронежских топонимов единого мнения не существует – лишь многочисленные версии. Моя же задача – выбрать наиболее вероятные, с моей точки зрения, версии – или предложить свои.
Результаты исследования.
Найденный мной материал я отсортировал по времени: сначала древность – на территории всего современного Воронежского края, затем период заселения русскими в XVI веке – на примере Новой Усмани, и, наконец, расселение по краю – на примере Рогачевки. Итак…
Общая древняя история Воронежского края
История Воронежского края очень интересна. Русские начали заселение края лишь в XVI веке. Задолго до них на территории района существовали оседлые поселения – об этом говорят останки древнейших поселений человека в Орлово, Казанской и Рождественской Хаве, Хреновом и Масловском, Тавровском и Хлебном. Многим из них больше 3-х тысяч лет.
Полулегендарное население степей, народ, который Геродот назвал скифами… Кто были они и откуда пришли? Доказательством тому, как мало мы о них знаем, служит тот факт, что по последним находкам скифы, коих мы раньше считали дикими кочевниками, строили рубленые крепости-городища, занимались ремеслами и вели оседлый образ жизни. Те племена, что жили у нас, называли себя сифами- будинами и были достаточно сильны, чтобы обороняться от врагов, даже от таких сильных, как Персидская империя Дария. Гораздо позже на придонье селились племена славян-вятичей, болгар и ясов, с IX века ведущие борьбу с кочевниками–печенегами.
Надо отметить, что тогда в районе современного Воронежа располагался самый восточный населенный пункт Руси – городок-крепость Вантит, а по территории Новоусманского района проходила граница между Русью и Булгарией. Именно через Вантит проходил кратчайший торговый путь из Киева к дружественным булгарам.
В XI -ом веке печенегов потеснили другие кочевники – половцы. Наш край находился под постоянной угрозой набегов, поэтому население постепенно ушло. Но на протяжении XII-XIII веков наш район по—прежнему являлся расположенным на торговом пути из Киева в Волжскую Булгарию.
В 1237 году Русь была захвачена татаро-монголами и эти приграничные земли были разорены. Жизнь здесь почти остановилась. Лишь в 1586 году здесь был основан город – Воронеж…
История Новоусманского района
В 1602 году головой Воронежа стал Борис Собакин. Человек он был зажиточный, и ему принадлежали земли недалеко за городом, возле Усманского леса. Это место стали называть Собакиной Поляной. Постепенно имение разрасталось, и очень скоро стало довольно-таки заметным населенным пунктом.
Например, в переписи края 1616 года говорится: «село Собакино, а в селе церковь с трапезою древена, клетцки, с папертью, два престола: престол во имя Николая Чудотворца, престол великого мученика Дмитрия Селунского<…> И всего в селе Собакино шестьдесят шесть дворов атаманских да сорок три бобыльских, а людей в них тож, <…>; лес по реку ж по Усмани в длину на пять верст, а попереж на три версты». По переписи 1625-го года, в селе насчитывалось 58 фамилий – Мистюковы, Переславцевы, Золотаревы, Мануковские, Минаковы и др. Когда я прочитал эту информацию, я был очень удивлен – ведь многие мои знакомые носят эти фамилии, причем они – самые распространенные в Рогачевке. Это доказывает тот факт, что коренное население нашего села являлись переселенцами из Усмани Собакиной – к примеру, по нашему селу проживает больше десятка семей с фамилиями Переславцевы, не являющимися близкими родственниками.
Перепись 1795 года отметила рост населения села ,оно росло и ширилось (см. Приложение 2) .Но самый стремительный рост села пришелся на вторую половину XVIII века. Село стало важным торговым пунктом на Черкасском тракте (ныне трасса федерального значения М-4). В октябре 1781 года правитель тамбовского и рязанского наместничества генерал-поручик Каменский предложил воронежскому губернатору В.В.Потапову устроить через Усмань Собакино почтовый тракт из Воронежа в Тамбов.
Надо заметить, что в документах того времени Новую Усмань называют Большая Усмань Собакино, а название Малая Усмань носила деревня, которая сейчас называется Рыкань.
К концу XIX века Усманская волость имела 6 земских, 2 церковно-приходских и 2 школы грамот. Во всех школах училось 485 мальчиков и 147 девочек. Грамотных в Усмани Собакиной мужского пола было 2594 человека, женского – 617.
В 1913 году, в связи с празднованием 300-летия дома Романовых, в селе был установлен памятник Николаю II, который был уничтожен в 1917 году.
Революционная кутерьма была шумной, но однообразной – все, как и везде. Правда, некоторое количество жителей выступало против Советской власти, но их быстро подавили.
В 1928 году из Воронежского уезда был выделен Новоусманский район. Село стало называться Новая Усмань.
Новоусманский район, как, впрочем, и весь Воронежский край, немноговоден. Основные реки здесь – Хава, Тавровка. Еще здесь течет река Усмань (или, как её сейчас называют, Усманка), приток Воронежа, именно по ней получило название село. Один из притоков Усмани – Тамлык протекает через наше село, так же называется рабочий поселок, неподалеку от него. Название это интересно своей полной непонятностью обычному жителю, и, естественно, привлекает внимание приезжего человека.
Вот что пишет Андрей Платонов, приезжавший в наше село как инженер-электрофикатор: «Наше село Рогачевка <…> расположение имеет вкось по реке Тамлыку, что втекает в другую речку Усмань. По преданию говорят, что Тамлык, иначе сказать Тимурлык, по-татарски – значит маленький сын Тимура. А Тимур, как исторически известно, был предводитель татар, кои в старые времена здесь скакали по степям и пользовались их сладкими травами для своих коней. А Усмань у татар – значит красавица. И вот будто бы Тимур влюбился раз в степную красавицу гречанского роду. <…> И до сей поры у нас есть два жутких холма – один побольше, другой поменьше. Уже давно стерлась тоска в сердце Тимура, а курганы все стоят, и их не стерли ни ветер, ни вода. Вот что значит сердце человека» (А.Платонов. «Рассказ о потухшей лампе Ильича», 1926 г.)
Это, конечно же, местное предание. А на самом деле?
В 1800 году первый воронежский краевед Е.Болховитинов издал «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», в котором писал, что «имя Усмонь есть татарское и значит «красавица», а слово «Хава» на татарском значит «девица», и есть предание, что по сей реке, лежащей на татарской Нагайской степи, кочевала с ордою своею в конце 16-го и начале 17-го столетия одна храбрая татарская принцесса, дочь некоего знаменитого нагайского князя, от коей получила имя своё и река».
Вскоре после своего издания этот материал попал во многие словари и книги. В 60-х годах XIX века появилась легенда об утонувшей татарской принцессе Усмонь, по имени которой была названа река. Это было время, когда наука о названиях только зарождалась и часто она пользовалась народными преданиями.
Кстати сказать, ошибочна и датировка Хавы: в русских документах она упоминается в 1571 году, то есть задолго до постройки Воронежа и не имеет никакого отношения к татарским принцессам.
В действительности, довольно сложно бывает определить первоначальное значение названий географических объектов, и местными легендами (пусть даже и красивыми) тут не обойтись. Слово «Тамлык», безусловно, тюркского происхождения. В словаре тюркских языков академика Радлова это слово имеется, и ему дается следующий перевод: «Тамлык (в некоторых языках – чамлык) - сосновый или еловый лес».
Действительно, география местности подтверждает это толкование. Рядом с устьем Тамлыка находится хвойный лес – в наших местах («Степь кругом//Путь далек лежит…) довольно редкое явление, и потому заметное и запоминающееся. Вероятно, общее название места позже перешло на реку, берущее оттуда начало. Кстати, в пользу этой теории говорит существование в Тамбовской области реки Чамлык – притока Битюга, протекающего по нескольким хвойно-лесистым участкам.
Тюркское происхождение слова свидетельствует о древнем происхождении названия реки – задолго до появления там русских поселенцев. А они, в свою очередь, сохранили название реки, ходившее ранее.
Существует также и другое мнение: названия рек Тамлык (Томалык) и Чамлык с лесом не связаны, а перенесены к нам татарами – переселенцами из Сибири, где находятся реки Томь и Чемь, а «лык» - обычный в тюркском языке суффикс.
Река Тамлык впадает в Усманку - название тоже достаточно интересное, но более трудноопределимое. Первый воронежский краевед Е. Болховитинов писал в 1800 году: «имя Усмонь есть татарское, и значит «красавица»». Это именно его мнение, почерпнутое из местных преданий, использовал позже А. Платонов.
Ныне существуют несколько версий относительно происхождения слова «Усмань».
Некоторые исследователи считают, что оно – тюркского происхождения, показывая на многочисленные похожие слова - например, имя Осман.
Другие предполагают, что Усмань связана с алтайским словом «узамань», имеющим значение «петлистая» (что и соответствует истине). Высказываются предположения, что Усмань происходит от иранского слова «асмань» - камень или ас(а)ман – небо.
Но следует учесть, что похожие названия встречаются не только у нас, но и там, где чужих и в помине не было. Скажем в Псковской области – село Усмынь и Усмынский лес. Или в Сумской области (Черниговские земли) – река Эсмань. Поэтому не исключен перенос какого-то из этих названий к нам переселенцами.
Но это не решает проблемы. Пусть это слово не отсюда, но что оно значит? Вопрос открыт и ждет того, кто даст объяснения. Верного, или хотя бы убедительного.
Мне же, после того как я покопался в своей памяти – Усмань, древняя Русь, Чернигов - пришла в голову следующая ассоциация. Помните Никиту-Кожемяку? А вы знаете, как звали его реального прототипа? Ян Усмарь. (см Приложение 3) Открываю словарь архаизмов русского языка… Ага, есть – «усмарь – скорняк, кожевенник, тот, кто выделывает кожи» Вот и думайте… Почему так назвали реку? Ну, это уже дело вашей фантазии. Но все-таки свое мнение, пусть и не претендующее на компетентность – я высказал.
Кто прав? Время покажет. Ну, а насчет Хавы… Безусловно, ничего общего с русским просторечным «хавать» это название не имеет. Единого мнения среди исследователей также нет. Предполагают, что Хава – от тюркского слова «ава»: воздух, погода, климат, или «хавуэ» - пруд, бассейн. Имеется также предположение, что слово образовано из угро-финского языка, на котором говорят жители североханты , «хап» «хабап» - лодочная судоходная река. Наиболее правдоподобным звучит перевод тувинского слова «хову» - степной.
История села Рогачевка.
Представьте себе, что вы едете из Воронежа… ну, скажем, в Сочи. На пути туда вы встретите немало сел, безжалостно разрезанных трассой федерального значения М-4 надвое. Одно из них – Рогачевка.
Грубовато-милое имя, размеры с небольшой немецкий городок, а плотность населения как в Якутии, такова она – Рогачевка. Молода еще – двести лет не возраст. Если мы посмотрим на карту Воронежского наместничества, черченную в год 1780-й, то никакой Рогачевки там и не увидим – так два домишки-хуторка...
Образовалось приятное стечение обстоятельств – две дороги, много людей, речка Тамлык под боком, земля пахотная – благодать. Кстати, именно из-за развилки деревня и получила свое название. Года с 1830-го начали с Усмани люди переселяться. Почти вся деревня состоит из переселенцев из Усмани. Именно поэтому, самая распространенная фамилия на селе – не Иванов, а Золотарев.
В 1846-м году была построена церковь.
Первоначально Рогачевка состояла из отдельных разреженных домов. Но после земли здесь приобрели помещики – Зыруль, Ребров, а восточнее, по Тамбовскому тракту – Клочков. Бывшее имение Клочкова – сейчас поселение Лекарственные Травы.
Крестьяне, помимо работы на помещиков, делали и другие дела: хлеб сажали, рожь, овес, просо. Изготавливали кирпичи из местной глины, валяли валенки, ткали холстину. Потом все на ярмарке в селе Московском (ныне это в Каширском районе) продавали. Извозом подрабатывали, ямщиками тоже могли служить, года с 1900-го табак выращивали и в город купцам продавали.
Сейчас на уже упоминавшейся трассе М-4, вернее, по обеим её сторонам, полным-полно кафе, гостиниц, магазинов… Видимо, эта традиция берет истоки в глубокой древности. Ну, может, и не в глубокой, но трактир и кабак находились именно там.
А в1902 году попечителем Рогачевского трактира стал учитель нашей школы Александр Иванович Едовиус. Такого здешние села еще не видели…
Водку в трактире подавать перестали, заменили её чаем с сахаром (верный выбор, не правда ли). Здесь же появилась первая читальня. Люди (а в трактир ходили те, кто побогаче) вместо того, чтобы напиваться по воскресеньям, читали газеты, журналы, книги, привозимые из города. Это первое культурное заведение села получило название «Чайная трезвость». Повторю, такого не было нигде поблизости, только у нас в селе.
Ну, долго не хвастаясь, пойдем дальше… Село наше было довольно крупным и быстро росло. В нем была школа, построенная в 1873 году, церковь, 2 маслобойки, 13 кирпичных производств, 3 кузницы, 32 ветряные мельницы, 5 «мелочных лавок» (магазинов), трактир (вышеупомянутый), 2 харчевни… Много было того, чего сейчас нет. Много что было… Много того, чего мы и не знаем. То, о чем написано в этой работе, малоизвестно даже коренным жителям села. Я уже не говорю о подрастающем поколении: сколько молодежь не корми, она все в город смотрит… А смотреть надо не куда-то, а под ноги… Смотреть и знать, что было здесь двести лет назад, когда твои прадеды рубили здесь избы…
Выводы
Если мы посмотрим и сравним прирост населения в Новой Усмани и Рогачевке за историю их существования (см. Приложение 4), то мы увидим ожидаемое: население Новой Усмани со дня её образования росло, село шло вперед широкими шагами, ежегодный прирост населения все увеличивался (существенного влияния на численность населения не оказала даже Великая Отечественная война).
Рогачевка – дитя Новой Усмани. Ее судьба – судьба Усмани в миниатюре.
Что мы видим здесь? Сначала население увеличилось. Потом революция, война – естественный прирост населения снизился. А потом… Потом 90-е. Лихие. И случается то, что не было даже в войну – из села исчезают люди. За сорок лет население уменьшилось втрое. Почему?
Причин тому две. Во-первых – пресловутая урбанизация. До города рукой подать – многие там работают, а потом и жилье детям покупают.
Во-вторых – низкая рождаемость начала этого века. С 2007 года, благодаря новой демографической политике, она несколько повысилась, но главной остается первая причина.
Усмань ждет та же участь… Ждала бы, не находись она почти в черте нынешнего города. Еще лет пятьдесят – и город поглотит её… А Рогачевку оставит умирать своей смертью…
Но: если мы не в силах изменить ход истории и спасти село от запустения, то мы хотя бы в силах спасти его от забвения. Спасти – а там будь что будет.
Заключение
Да – хиреют села, растут города – закон человеческой природы. Да – развитие, да – урбанизация. Я понимаю – ничего не может стоять на месте. Пусть люди идут дальше – это их предназначение.
НО… Разве для того, чтобы идти вперед, нужно взрывать за собой путь? Разве нужно убивать тех, кто на этом пути оставлен? Зачем?
Идите дальше, идите – но помните…
Какой же небоскреб без фундамента? Будущее без прошлого – это как?
Я считаю, что долг памяти – долг каждого человека. Я считаю, что дело, по ее сохранению – святое дело. И если то, что раньше было достоянием стариков, становится заботой молодежи – это значит идет возрождение. Это значит – будущее будет. Это – значит, что среди тысяч проблем наших одной станет меньше. По крайней мере, так хочется надеяться на это!
Источники:
Материалы сайтов:
Приложение 1.
Карты с. Новая Усмань (Усмань Собакина)
Герб Новоусманского сельского поселения
Усмань Собакина. Старинная карта.
Новая Усмань в современности.
Масштаб: в 1 сантиметре – 2 километра
Приложение 2
Карты с. Рогачевка.
Рогачевка. Копия со старинной карты.
Рогачевка. Историческая реконструкция.
Масштаб: в одном сантиметре – 1200 метров.
Приложение 3.
Ян Усмарь.
Картина Сорокина «Ян Усмарь останавливает разъяренного быка»
Картина Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря»
Приложение 4.
Таблица 1.
Изменение численности населения с. Новая Усмань (Усмань Собакина) на период с 1616 по 1992 год.
Год | Население | Время с последней переписи | Прирост | Прирост в год на измеряемый промежуток времени |
1616 | 872 | 14 лет | ||
1795 | 2600 | 109 лет | 1728 человек | 16 человек в год |
1859 | 5918 | 64 года | 3318 человек | 52 человека в год |
1900 | 10217 | 41 год | 4299 человек | 104 человека в год |
2007 | 27055 | 15 лет | 16838 человек | 1122 человека в год |
Числовые данные в таблице взяты с сайта www.south-vrn.ru и из публикации Анатолия Кожемякина, историка-краеведа в газете «Воронежская неделя» № 42 (2079), 17.10.2012г.
Таблица 2.
Прирост населения в 1848-2014 годах в селе Рогачевка.
Год | Население | Время с последней переписи | Прирост | Прирост в год на измеряемый промежуток времени |
1849 | 1652 человек | - | - | - |
1859 | 2167 человек | 10 лет | 515 человек | 5 человек в год |
1900 | 3944 человек | 41 год | 1777 человек | 43 человека в год |
1965 | 5500 человек | 65 лет | 1556 человек | 23 человека в год |
2007 | 1800 человек | 42 года | -3700 человек | - 88 человек в год |
2014 | 2350 человек | 7 лет | 550 человек | 78 человека в год |
Числовые данные в таблице взяты с сайта www.south-vrn.ru и из статьи А. Кожемякина «На развилке дорог» («Путь Ленина», 19.08.1989)
Лепесток и цветок
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Выбери путь
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Самодельный телефон