Научно-исследовательская работа как средство активизации познавательной деятельности является самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zhargonizmov_v_rechi_shkolnikov.docx | 75.96 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция школьников имени А.Каримуллина
Направление: Русская филология
Исследовательская работа
«Роль жаргонизмов в речи школьников»
Выполнила: учащаяся 8 Б класса
МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы»
Гизатуллина Сюмбель Хайдаровна
Научный руководитель: учитель русского языка
и литературы МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы»
Набиуллина Гульназ Наилеавна
Богатые Сабы, 2023год
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект исследования …………………………..4-7
Глава 2. Практический аспект исследования ………………………….8-10
2.1. Лингвистическое исследование речи школьников……………….8-10
2.2. Результаты исследования………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………12
Приложения ……………………………………………………………… 13-16
Введение
В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. Учителя и родители перестали понимать детей. Поэтому в наши дни проблема молодёжного жаргона актуальна как никогда. Данной проблемой занимались многие лингвисты. Большинство из них считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», временным явлением, другие считают, что существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Так почему же школьники употребляют жаргонные слова в своей речи? Проходит ли это явление с возрастом? И вообще, откуда взялись жаргонизмы?
Задумавшись над этими вопросами, я решила провести своё исследование.
Объект исследования: учащиеся нашей школы.
Предмет исследования: молодёжный жаргон учащихся гимназии».
Гипотеза: существует мнение, что употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, поэтому молодежный сленг в речи современных подростков является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Цель работы: проанализировать речь учащихся нашей гимназии с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов.
Задачи работы:
Методы исследования:
4. Анализ анкет.
Глава 1. Теоретический аспект исследования
1.1. Понятие жаргонизмов
Слово «жаргон» (jargon) является заимствованным из французского языка. В Словаре иностранных слов дается следующее определение: жаргон – речь какой-либо социальной или профессиональной группы, отличающаяся от общеразговорного языка особым составом слов и выражений; условный язык, понятный только в определенной среде; арго.
Слово «жаргонизм» является в русском языке производным и образовано суффиксальным способом с помощью суффикса (-изм). В Словаре иностранных слов дается следующее определение: жаргонизм – слово или выражение, принадлежащее какому-либо жаргону.
Отметим, что в толковых словарях русского языка даются следующие определения:
жаргон – наречье, говор, местная речь, произношенье.
жаргон – 1) То же, что арго; 2) Ходячее название какого-нибудь местного наречия, представляющегося говорящему на литературном языке, испорченным; 3) Прежнее обиходное название еврейского разговорного языка, идиш, в отличие от древнееврейского языка.
жаргонизм – жаргонное слово или выражение
жаргон – речь какой-либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных.
Исходя из всего выше сказанного, можно сформулировать определение жаргонизмов: жаргонизмы – это слова, свойственные какой-либо определенной социальной группе, в том числе искусственные, иногда условные; которого мы и будем придерживаться.
1.2. Факторы, оказывающие влияние на речь молодежи и школьников
В современной литературе выделяют разные направления, которые оказывают влияние на молодежный и подростковый жаргон:
Теперь на каждом из направлений остановимся подробнее.
Современная субкультура
Одно из увлечений молодежи – музыка. Она является частью жизни молодых людей. Молодежные жаргонизмы, относящиеся к среде музыки, содержат названия различных музыкальных стилей:
Композиции:
Названия действий музыкантов:
Среди молодежи сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются недоверчиво и с презрением. Часто молодые люди придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям:
В молодежной и подростковой среде популярны фэнтезийная литература (Ник Перумов, Дж. Р. Р. Толкиен), иронический детектив (Д. Донцова) и т.д. Более подробно остановимся на фэнтезийной литературе, что связано с выходом в начале 2000-х годов первой части знаменитой трилогии «Властелин колец», снятой по роману Дж.Р.Р. Толкиена. В этой связи молодежный язык пополнился такими словами, перешедшими в жаргонизмы, как:
Научно-технический прогресс
Первой причиной появления новых слов в компьютерном сленге является стремительное развитие компьютерных технологий. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка компьютерных технологий, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые разработки. В условиях такой технологической революции каждое новое явление в этой области должно получить свое словесное обозначение, свое название. А так как почти все они (за редким исключением) появляются в Америке, то, естественно, получают его на английском языке. Когда же об этих разработках через какое-то время узнают в России, то для их подавляющего большинства не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. Таким образом, английские названия все больше и больше наполняют русский язык. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов и повлекло за собой тенденцию к появлению большого числа жаргонизмов. Вот некоторые из них:
В связи с тем, что в основной массе компьютерными технологиями пользуется молодежь, появляется желание разбавить эти термины, добавить эмоциональную окраску, элемент непринужденности.
Также большое количество жаргонизмов образуется в среде геймеров:
Также в среде компьютерщиков зародился так называемый олбанский язык – язык блоггеров. Он наиболее распространен в среде посетителей форумов и блогов. Например:
Заимствование иностранных слов
Английский язык в молодежных кругах считается самым «модным», поэтому многие молодежные жаргонизмы – это слова, которые заимствованы из английского языка, но так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти жаргонизмы понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь.
Жаргонизмы из английского языка:
Из немецкого языка:
Из французского языка:
Тюремно-лагерно-блатной жаргон
В настоящее время широко распространен тюремный жаргон. Большое количество слов, заимствованных из тюремного жаргона, используются в среде молодежи и подростков. Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, классе (7, с.22-27).
Понимая, что невозможно проанализировать весь спектр слов тюремного жаргона, который используют обычные дети, подростки и молодёжь, приведём лишь несколько примеров. Очень часто для отображения времяпрепровождения российских «альтернативных микрокультур» используется термин «тусовка», который является характерным идентификатором принадлежности группы к «альтернативной» молодёжной культуре (3, с.84-86).
Другим интересным примером является интерпретация слова: «пацан». Слово «пацан», широко используется в среде школьников. В детском и раннем подростковом возрасте это слово используют как синоним слова «мальчик», обычно по половому различию в противоположность женскому полу. Следует отметить, что уже в этом возрасте в термин закладываются половые установки. У российских школьников старших возрастов слово «пацан» ассоциируется с такими значениями как: «пацан не чёрт», «пацан не лох, не чушка», т. е. «настоящий пацан». Часто члены подростковых банд в России идентифицируют себя как «пацаны», т. е. те, кто придерживается или живёт согласно «пацановским правилам», «по понятиям», которые часто тождественны тюремным «понятиям» – установкам и нормам (8, с.54-61). На тюремном жаргоне термин «пацан» имеет несколько значений:
Некоторые другие примеры тюремного арго:
Названия лиц:
Названия действий:
Названия мест:
Архаизмы
Довольно часто слова, вышедшие из употребления либо употребляющиеся небольшой группой людей, переходят в жаргонизмы современной молодежи, так как обладают рядом свойств:
Например, бан – вокзал (часто употребляется в микротопонимике для обозначения района, расположенного рядом с вокзалом).
Рассмотрев все факторы, оказывающие влияние на формирование молодежной и подростковой среды, можно сделать следующие выводы. Основной группой, формирующей молодежный жаргон, выступает научно-технический прогресс, который занимает большую часть сегмента молодежной и школьной среды. Следующей группой выступает заимствование иностранных слов – в основном из английского языка. На третьем месте – молодежная субкультура. В меньшей степени представлены архаизмы.
Глава 2. Практический аспект исследования
2.1. Лингвистическое исследование речи школьников
Социологи провели опрос с целью выявления частоты употребления жаргонизмов в речи молодежи. Результаты были таковы. В настоящее время довольно большой процент молодых людей использует в своей речи жаргонизмы: 50% - юношей и 30% - девушек (6, с.31-39).
Мы провели свое исследование в 8 классах МБОУ «Гимназия» пгтБ.Сабы Сабинского муниципального района РТ. В анкете были заявлены следующие вопросы, к которым приводились варианты ответов (см. Приложение 1).
1. Какой Ваш пол?
В опросе участвовали 52 человека: 10 мальчиков и 42 девочки.
2. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
За исключением одного человека жаргонизмы в своей речи используют все.
3. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?
В анкете было предложено 4 варианта ответа, но учащиеся добавили еще два:
Первый вариант использовали в своих ответах 3 человека, второй – 1 человек.
Самым популярным ответом был – «придать своей речи живость и юмор» (31 человек).
Вторым по популярности был ответ – «обмениваться информацией, узнавать новое» (22 человека). Часто ученики выбирали по два варианта ответа (см. Приложение 2).
4. Какие жаргонные слова Вы используете в своей повседневной речи?
В повседневной речи восьмиклассники часто используют следующие жаргонизмы:
Среди жаргонизмов, используемых в школьной среде, большую часть занимают слова из группы научно-технического прогресса (10) и тюремно-лагерно-блатного жаргона (5).
Не различают жаргонизмы и ненормативную лексику (что было отражено в ответах) около 40% опрошенных.
Были также анкеты, где учащиеся не привели примеров жаргонизмов. Это может быть связано с тем, что анкетирование воспринималось как шутка и развлечение или нежелание участвовать в данном опросе.
5. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?
Учащиеся 8-х классов в своем большинстве смотрят все телевизионные каналы. Некоторые учащиеся (14 человек) не указали, какие каналы смотрят. Не смотрит телевизор – 1 человек. Шесть человек отдают предпочтение музыкальным каналам, два – спортивным, один человек смотрит детский канал «Дисней», а один – познавательные каналы (Дискавери, Хистори, Энимал плэнет) (см. Приложение 4).
6. Какие интернет-сайты Вы посещаете?
Интернет-сайты пользуются большой популярностью в подростковой и молодежной среде. Как уже говорилось выше, первой причиной появления новых слов в компьютерном сленге является стремительное развитие компьютерных технологий и интернета. Наибольшей популярностью пользуются социальные сети. Им отдают предпочтения 43 человека.
Сети | Количество человек |
Вконтакте | 34 |
Одноклассники | 5 |
1 |
Семь человек часто пользуются поисковыми системами.
Системы | Количество человек |
4 | |
Yandex | 2 |
1 |
Свободной энциклопедией «Википедия» пользуются 7 человек (см. Приложение 5)
7. Чья речь для Вас является эталоном?
Проанализировав все анкеты учащихся, мы выяснили, что для одного человека нет речи, которая была бы эталоном. Один человек указал, что эталоном для него является речь попугая. Пять человек ответили, что для них эталонами являются:
Речь всех | 1 |
Фильм «Сплетница» | 1 |
Юридические лица | 1 |
Сайты | 1 |
Повседневная простая речь | 1 |
Один человек ответил, что эталон – это «старобытное красноречивое общение» (обычно людей образованных). «Приличный разговор в обществе» также был отмечен в качестве эталона одним человеком. Самым неординарным ответом оказался «речь моей совести, мозгов, сердца, интуиции и души» (1 человек).
Приведенные примеры являются примером творчества учащихся восьмых классов, принимавших участие в опросе.
Наиболее популярным является ответ «то, как говорят на телевидении и радио». Ему отдало предпочтение 19 человек. На втором месте по популярности – «речь моих родителей» (15 человек) (см. Приложение 6).
Среди популярных ответов был «речь самого себя» или «Я». Можно предположить, что у данных ребят завышенная самооценка.
2.2. Результаты исследования
Анализ ответов показал:
1. Учащиеся используют жаргон как средство выразительности, считая его модным.
2. Некоторая часть опрошенных прибегает к жаргонам в минуты жизненных неурядиц, так как на нём (жаргоне) легче высказаться.
3. К сожалению, немалая часть считает жаргонизмы необходимыми словами.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: на формирование культуры речи молодежи и школьников оказывают влияние современная субкультура, научно-технический прогресс, заимствование иностранных слов, архаизмы, тюремно-лагерно-блатной жаргон.
Основной группой, формирующей молодежный жаргон, выступает научно-технический прогресс, который занимает большую часть молодежной и школьной среды.
Эти выводы подкрепляют данные, полученные в ходе анкетирования, проведенного среди учащихся 8 классов гимназии.
В опросе участвовало 52 человека. На стандартные вопросы порой давались неординарные ответы, которые были проанализированы и сведены в таблицы.
В качестве примеров в основном были представлены жаргонизмы из группы научно-технического прогресса и тюремно-лагерно, блатного жаргона. Около сорока процентов опрошенных не различают жаргонизмы и ненормативную лексику.
Судя по ответам, большую часть времени учащиеся проводят в сети Интернет, отдавая предпочтение социальным сетям.
Весьма неординарными были ответы об эталоне речи, хотя предпочтения отдаются тому, как говорят на телевидении и радио.
Заключение.
В процессе исследования я убедилась в том, что употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего! Неспособность найти в своём лексиконе общеупотребительное или литературное слово, недостаточный словарный запас в их речи восполняется жаргонной лексикой.
И моя гипотеза о том, что молодёжный сленг в речи современных подростков является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением, оказалась верной.
Какой же выход? Подрастающее поколение должно чётко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это модно, это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то он настойчиво должен формировать свою языковую культуру больше читать мыслить спорить отстаивать свою точку зрения.
Но всё-таки я уверена, что каждый гражданин своей страны должен совершенствовать свой язык, чтобы быть широко образованным, воспитанным, свободным и высоконравственным человеком, ориентировавшимся в современных условиях жизни.
Итак, в ходе исследовательской работы я решила поставленные задачи, подтвердила гипотезу и пришла к следующим выводам: использование жаргонизмов в повседневной речи школьников участилось по следующим причинам:
1. социальные факторы (приоритет материальных ценностей, разделение общества на богатых и бедных, изменение межличностных отношений приводит к протесту, который выражается повышенным использованием сленга при общении);
2. значимость «своего» языка для общения (общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста для молодежи продолжает быть значимым, школьники хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на «своём» языке);
3. влияние средств массовой информации на речь современной молодёжи.
Многие сленговые слова и выражения 80-90-х годов современные школьники активно употребляют и сегодня, тем не менее, появилось много новых сленговых слов и выражений, значит сленг, как и язык вообще, постоянно обновляется.
Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы, советую:
1) читать хорошую литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы;
4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
И своё выступление мне хотелось бы закончить словами известного писателя И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература:
Словари:
Интернет-ресурсы:
1) Лихолипов Б.В. Компьютерный жаргон // http://www.gramota.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкетирование:
Приложение 2
С какой целью Вы употребляете жаргонные слова? | Количество человек |
Придать своей речи живость и юмор | 31 |
Обмениваться информацией и узнавать новое | 22 |
Мне так удобно и привычно | 3 |
Поддерживать хорошие отношения с товарищами | 1 |
В речи с «мужиками» | 1 |
Приложение 3
Какие жаргонизмы используют?
Тюремно-лагерно-блатной жаргон:
Жаргонизмы | Количество человек |
Хата | 4 |
Пацан | 4 |
Малява | 1 |
Пардон | 1 |
Малой | 1 |
Жаргон научно-технического прогресса:
Жаргонизмы | Количество человек |
Блин | 4 |
Комп | 2 |
Железо | 2 |
Дрова | 3 |
Глюки, глючит | 2 |
Винт | 1 |
Винда | 1 |
Ноут | 1 |
Инет | 1 |
Прочие жаргонизмы:
Прочие жаргонизмы | Количество человек |
Ништяк | 5 |
Пати, туса, тусовка, тусим | 4 |
Вопще | 3 |
Офигеть, офигенно | 2 |
Домашка | 1 |
Примеров нет | 6 |
Приложение 4
Телевизионные каналы:
Какие телевизионные каналы Вы смотрите? | Количество человек |
Все каналы | 25 |
Не смотрят ТВ | 1 |
Ужасные фильмы | 1 |
Дисней | 1 |
Музыкальные каналы | 6 |
Познавательные | 1 |
Мода | 1 |
Спортивные | 2 |
Приложение 5
Интернет-сайты:
Какие интернет-сайты Вы посещаете? | Количество человек |
Вконтакте | 34 |
Одноклассники | 5 |
1 | |
Прочие социальные сети | 3 |
Википедия | 7 |
4 | |
Yandex | 2 |
1 | |
ICQ | 2 |
YouTube | 3 |
On-line фильмы | 1 |
Музыкальные сайты | 1 |
Игровые сайты | 1 |
Официальный сайт «Дом-2» | 1 |
Приложение 6
Чья речь является эталоном:
Чья речь для Вас является эталоном? | Количество человек |
Телевидение, радио | 19 |
Родители | 15 |
Учителя | 10 |
Друзья | 5 |
Речь самого себя | 3 |
Великие люди и классики | 3 |
Речь всех | 1 |
Фильм «Сплетница» | 1 |
Юридические лица | 1 |
Речь моей совести, мозгов, сердца, интуиции и души | 1 |
Приличный разговор в обществе | 1 |
Сайты | 1 |
Речь попугая | 1 |
Поседневная простая речь | 1 |
Старобытное красноречивое общение | 1 |
Не знает | 2 |
Нет эталонов | 1 |
Л. Нечаев. Яма
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Пейзаж