Работа показывает этапы разработки проектов, а также сам проект "телемост Москва-Лондон"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.1 КБ |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управления образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72
Образовательная область: английский язык
«Метод проектов».
Исполнитель: ученица 9Б класса
Эшмуродова Одина Рашметовна
Научный руководитель:
Джавадова Айнур Арзуман кызы
учитель английского языка
г. Нижний Тагил
2023 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Теоретическая часть………………………………………….………….4
Глава II. Практическая часть…………………………………………………….11
2.1. Проектная работа: «Телемост Нижний Тагил- Лондон»………..….11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………19
Введение.
Тема работы избрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризации обучения конкретных дисциплин, а основная масса учителей предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскрытии данной темы мы постараемся показать возможности использования компьютерной технологии в обучении.
В данной работе преследуются следующие цели:
Вы связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
Объектом исследования является использование коммуникационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования- использование метода проектов в деятельности учителя.
Использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы,
- педагогическая апробация.
Глава I. Теоретическая часть.
1.1. Что такое метод проектов?
В процессе «обучения учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учащихся. Учение, имеющие ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учащимся и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Учитель предстает всезнающим оракулам, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остаются за рамки учения. Вот тут- то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике- устранение доминирующей роли учителя в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследователей деятельности учащихся позволяет учителю не только и не столько учить, сколько помогать учащимся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда учащихся в процессе учения, сегодня является метод проектов.
1.2.Немного об истории метода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Патриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством с русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продумано и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осуждён и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько -нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежный школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, в Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»- вот основной тезис современного понимания метода проектов, которые и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
1.3.Понятие «Метод проектов».
По определению проект- это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектный метод школьном образовании рассматривается нами как некая альтернатива классно- урочной системе. Современный проект учащегося-я это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов- это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дают ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859- 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка- не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения методу проектов является исследование учащимися вместе с учителем окружающей жизни. Все, что учащиеся делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и естественно, понимать, зачем они это сделали:
А) выделение внутреннего учебного материала;
Б) организация целесообразной деятельности;
В) обучении как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность учащихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закреплённость знаний и дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой- либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание, какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей, (если имеется в виду групповая работа) , то есть заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, то есть, если эта теоретическая проблема, то конкретно ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
-монопредметным- выполняется на материале конкретного предмета;
-межпредметным- интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;
- надпредметным (например «Мой новый компьютер»- выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
1.4.Разработка метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов.
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в различных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и так далее)
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с местной с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинения нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и так далее).
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
7. Использование исследовательских методов:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и так далее).
Последние особенно важно, так как относятся как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательского проекта- организация этой деятельности, а особенно подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения, (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатаций исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования учителя к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются, при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
1.5.Основные этапы выполнения проекта.
При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.
Этапы выполнения проекта.
Этап | Задача | Деятельность учащихся | Деятельность учителя. |
Начинание | Определение темы уточнение целей, выбор рабочей группы | Уточняют информацию, обсуждают задание. | Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, постановка, задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде | Формирует задачей, уточняет информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернативы («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности | Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование | Наблюдает, консультирует |
Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе) |
Оценка результатов | Анализы выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо) |
Защита проекта | Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка | Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Глава II. Практическая часть.
2. Проектная работа:
«Телемост Нижний Тагил- Лондон».
Оформление | - символика России и Великобритании. - портрет президента России. - карты Великобритании и Нижнего Тагила. - экспозиции: «Достопримечательности Нижнего Тагила», «Достопримечательности Лондона». |
Оснащение |
|
Цель урока: |
|
Задачи: |
|
Место проведения | Школа № 72, кабинет № 9 |
Время проведения | 45 минут (1 урок) |
Участники | Ученики 7-ого класса |
План: |
|
Ход урока: |
Teacher: Boys and girls! Today we have un unusual lesson- satellite link Nizhny Alena. I am from from Russia. I live in Nizhniy Tagil. We want to tell us about London. Hello, London. Ведущая из Лондона: Hi! Nice to meet you! My name is Alice. I’m from England. I live in London. My favourite sport is ice- skating. What is your favorite sport? What is your hobby?
«Nice to meet you»- участники телемоста представляются по очереди (называют свое имя, возраст, кратко рассказывают о своих увлечениях). P1:- Hello! My name is…. I’m 13 years old. I like growing roses and playing the piano. My favorite sport is swimming.
P1:- “The Tower of London” (10-15 предложений)- с показом картинок. P2:- “St. Paul’s Cathedral” (10-15 предложений)- с показом картинок. P3:- “The Houses of Parliament” (10-15 предложений)- с показом картинок. P4:- “Westminster Abbey” (10-15 предложений)- с показом картинок. P5:- “Big Ben” (10-15 предложений)- с показом картинок. «Русские» участники телемоста задают уточняющие вопросы: Where is “Madame Tussaud’s” situated? Why are you proud of your toun? Ведущая из Нижнего Тагила: We want to tell you about our city- Nizhny Tagil. (2 участника из «русской» группы рассказывают о Нижнем Тагиле). «Английские» школьники задают им вопросы: Are there any museums and galleries in your town? What do they show? (Etc.)
T: In one of English museums and ancient document is kept. This document is very old and some of its words disappeared. I have a duplicate of this document. Read the text and complete it. London. London is one of the … cities in the world. About … million people live here. London is more than thousand years old. London’s most famous sight are … Bridge, Big …, Houses …, … Square and … Cathedral. There are many … in London, such as … Tussaud’s, Bethnal Green Museum of Childhood, … History Museum. Учащиеся работают с карточками. Первый, кто выполнит задание,- зачитывает текст, остальные- проверяют.
Ведущая из Нижнего Тагила: We like London very much and we want to visit it. What do you advise to visit in London? Учитель предлагает учащимся написать программу экскурсий по Лондону на 5 дней: Tuesday 1-st July 8.00 In the morning visit in Russian Embassy. 13.00 Lunch at the George Restaurant. In the afternoon, visit the British Museum. 18.00 Dinner at the Atlas Hotel.
T: Thank you for the lesson. Good- bye! See you tomorrow! |
Plan:
B)Presentation of England.
Now the pupils from the 7th “A” will begin. (The pupils ask 5 questions about Great Britain.)
The pupils from the 7th “B” will ask their question about Russia. (The pupils ask questions about Russia.) Thank you.
Our lesson is over. Good bye.
Заключение.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования- эта роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающую школьников вопросы. Возможно проведение семинара, консультации для коллективного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так что учащимся трудно:
- выделять ведущие и текущие, (т.е. промежуточные) цели а также задачи;
- заниматься поиском путей их осуществления, при этом выбирая наиболее оптимальный при наличии альтернативы;
-выбирать, а также прояснять свой выбор;
-предусмотреть последствия выбора;
- работать самостоятельно (без каких-либо подсказок);
- сравнивать полученный результат с тем, что требовалось изначально;
- объективно оценивать процесс (имеется в виду сама деятельность) и результат проектирования.
В ходе выполнения проектов очень меняется роль учителя. Она может быть разной исходя от этапа проектирования. Это можно наглядно посмотреть в таблице, которая представлена выше. В таблице четко обозначены этапы выполнения самого проекта. Мы можем четко увидеть, что учитель на всех этапах выполнения проекта выступает в роли консультанта, и помощника.
При изменении роли учителя, меняется и роль учащихся в учении, а именно, они выступают самыми активными участниками данного процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать сообща, в «команде». В данном направлении происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому достаточно тяжело научить на обычном уроке, т.е. в «урочной» форме. Выполняя данную работу, учащиеся невольно вырабатывают свой собственный взгляд на информацию. Оценочная система, которая действует на обычном уроке «это верно, а это- неверно» перестает действовать. Учащиеся могут свободно выбрать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели, и уже учитель не говорит, как и что делать.
Отсутствует страх неправильно выполненной работы, даже самый плохо выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа и защиты учащиеся и учитель подробнейшим образом анализируют всю работу и весь ее ход.
В ходе экспериментальной работы учителем:
- с теоретических позиций рассмотрена совокупность критериев и показателей проектной деятельности учащихся;
- определены основные параметры и факторы формирования основных общеучебных компетенций и личности учащихся.
- определены и обоснованы условия формирования общеучебных компетенций учащихся на основе проектной деятельности.
- исследованы познавательные и воспитательные возможности метода проектов, как условия становления общеучебных компетенций учащихся.
- начато конструирование модели проектной деятельности как одного из способов формирования у учащихся общеучебных компетенций и формирования личности.
Подтвердились следующие ожидаемые результаты для учителя:
- повысилось педагогическое мастерство в разработке проектов, а также в организации самой проектной деятельности учащихся;
- получение готового, итогового продукта.
В ходе данной деятельности изменилась и роль учащегося, а именно: он сам несет большую ответственность за ход и результат работы, имеет представление о целях обучения, при этом планируя свою работу на проектом, учитывая взаимосвязи с остальными учащимися (членами группы) и с учетом их мнения.
Подтвердились следующие ожидаемые результаты для учащихся:
- развитие общеучебных компетенций (исследовательских, социального взаимодействия, информационных и оценочных);
- развитие иссдедовательских, оценочных информационных компетенций, и компетенций социального взаимодействия;
- повышение уровня мотивации к обучению и интереса к предмету;
- развитие таких способностей как: творческие, интеллектуальные и исследовательские;
- воспитание таких качеств личности как: трудолюбие, сознательность, самостоятельность, толерантность и саморегуляция.
В завершение следует отметить, что проектная работа представляет учителю невероятные возможности для совершенствования форм и методов своей работы. Умение использовать метод проектов в подготовке учащихся- залог успешной адаптации школьников к условиям информационного общества.
Как показывает практика, опыт каждого проекта неповторим, именно поэтому важны не только общеметодические, но также и личностно- значимые результаты, которые в свою очередь отражают рост педагогического мастерства учителя, так и рост компетентностей учащихся.
Данное исследование нам показало, что использование на уроках метода проектов в разы расширяет ценностную ориентацию, систему общекультурных и специальных знаний и совокупность социальных ролей учащихся под влиянием внутренних (степень заинтересованности учащегося в расширении своих компетентностей) и внешних факторов(в данном значении сюда можно отнести специальную организацию образовательного процесса).
Список использованной литературы.
1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.
3. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.
4. Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
5. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
6. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.
7. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
8. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Г.Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
10. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,2008 г., №8.
11. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18). - c. 14-15.
12. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
13. Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.
14. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
15. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
16. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.
17. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.
18. Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.
19. Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.
20. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г.
21. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
Девочка-Снегурочка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем "Ночь в лесу"
Машенька - ветреные косы
Нас с братом в деревню отправили к деду...