Роль описания одежды в литературном произведении
Вложение | Размер |
---|---|
4._vlasova_velichie_rossii.docx | 34.42 КБ |
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОЙ ВКЛАД В ВЕЛИЧИЕ РОССИИ»
Направление работы: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ЖУРНАЛИСТИКА
Тема:
Роль описания одежды в литературном произведении
Автор: Власова Лаура Артуровна
Научный руководитель: Купич Анна Александровна
Место выполнения работы: ГКПОУ КК "Армавирский индустриальный техникум для инвалидов"
2023
Содержание | |
Введение | 3 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
Заключение | 7 |
Информационные источники | 8 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Часто, читая художественную литературу 18-го века, натыкаешься на незнакомые названия одежды. Сейчас читатели мало обращают внимания на описания внешнего вида героев, но у писателя-классика нет ничего лишнего. Конечно, людям того времени было проще читать произведения их современников, в отличие от нас.
Чтобы достигнуть цели, мною решались следующие задачи:
1) Консультация с преподавателем русского языка и литературы
2) Изучение проблемной и справочной литературы.
3) Работа с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
5) Лингвистический анализ устаревших названий одежды.
Основная цель работы - выяснить значение слов, обозначающих виды одежды в конце 18 века, определить роль описания одежды в создании образа литературного героя, что поможет читателю лучше воспринимать текст, понимать замысел автора.
Гипотеза: Без понимания роли описания одежды литературного героя невозможно понять образ, созданный автором.
Объект исследования: Литература
Основные методы исследования: поисковый, исследовательский.
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЭКСКУРС С ИСТОРИЮ ПОЯВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Отправной точкой своего исследования я взяла цитату Антона Павловича Чехова: «Для того чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно говорить много слов о её жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».
И действительно, для читателей 18-го века описание облика литературного героя играло огромную роль, ведь для них каждый предмет гардероба имел не только определенный вид и форму, но и обладал скрытым значением. В расчете на понимание в определенном, авторском смысле и строили свое повествование классики.
Мы же находимся в совсем иной ситуации, читая произведения русской литературы 19-го века. Почти все названия костюмов того времени не используются в современной речи. Ушли не только названия одежды, но и тканей, а также цветов и некоторых атрибутов повседневного туалета того времени.
Обращаясь ко многим классикам золотого века русской литературы, мы не видим многого из того, что было важно для автора произведения и было понято его современниками без малейшего усилия. Для первых читателей литературное произведение представлялось им живописнейшим полотном, а нам оно предстает со многими пробелами. По сравнению с читателями того времени, безусловно, мы многое теряем.
Как только появилась ткань и люди стали шить одежду, то костюм стал не только средством защиты от неблагоприятной погоды, но и некоторым клеймом, знаком. Одежда указывала не только на национальность и сословную принадлежность человека, но и на его материальное и семейное положение, возраст. С развитием одежды и появлялись новые знаки в ней, по которым можно было «прочитать» многое об обладателе костюма. Но читать эти знаки могли лишь те, кто принадлежал к этой общности людей.
В 18 же веке Россия приобщилась к европейскому стандарту одежды. В том веке европейское платье носили, в основном, власть имущие. В 18 веке формы выражения социального и имущественного положения были более изощренными. Многие дворяне облачались в жилеты, фраки и панталоны.
2. РОЛЬ ОПИСАНИЯ ОДЕЖДЫ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Одежда – это одна из самых главных потребностей человека и изготавливать ее люди начали с незапамятных времён. Каждый человек за свою жизнь носит большое количество одежды, но часто не задумывается, как она создавалась и откуда вообще появилась.
Читая художественную литературу, мы замечаем, что многие писатели давали характеристику природы, архитектуры, предметов роскоши и одежды. Они хотели, чтобы мы перенеслись в эту эпоху и узнали больше о быте и культуре людей. Каждое описание одежды дает нам точное представление того времени, где происходили события.
Хотелось бы показать на примере произведения – Капитанская дочка, какую одежду носили герои событий Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, отраженные в этой повести.
2.1. ОДЕЖДА. МУЖСКОЙ ГАРДЕРОБ.
Рассмотрение моделей одежды начинаем с шуб, так как тулуп в этом произведении сыграл очень большую роль. Он смог спасти жизнь главному герою-Петру Гридневу.
Тулуп — очень свободная, обычно очень длинная верхняя одежда, мех у которой находился внутри, имелся большой меховой воротник. Тулуп обычно одевали сверху другой одежды, тоже верхней — армяка. «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!»-говорил при первом знакомстве Пугачев-вожатый. Это и явилось одним из факторов, почему юноша отдал ему заячий тулуп.. Заячий тулуп сослужил верную службу своему хозяину, потом не дал замерзнуть другому человеку, который нуждался в теплой одежде, а в итоге спас жизнь своему бывшему хозяину.
Следующее, чему в произведении уделялось большое внимание-это военная форма, так как она является главной чертой, с помощью которой можно было отличать наши войска. Мундир-первое употребление приходится на приезд Пети в Оренбург и знакомства там с генералом: «Я увидел мужчину … Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны». При первом приезде в Белогорскую крепость Петр видит военнослужащего, который «сидя на столе, нашивал синюю заплатку на локоть зеленого мундира.» Мы видим эту часть формы при дуэли главного героя с Швабриным .В этом произведении употребляется такой вид одежды, как халат . Первое упоминание мы видим, когда происходит встреча Зурина и Петруши Гринева при игре в биллиард: «Увидел у высокого барина…, в халате с кием в реке и с трубкой в зубах»
Хала́т— домашняя или рабочая длиннополая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу, обычно из хлопчатобумажной ткани.
В настоящее время в России халаты не используются в качестве верхней одежды. Они подразделяются на домашние и рабочие. Домашние халаты в большинстве случаев используются только для того чтобы временно прикрыть наготу перед переодеванием, например, после сна или принятия душа. Мужской халат стал незаменимым элементом домашнего гардероба каждого мужчины. Требования к мужским халатам — качество, удобство, простота в уходе. Рабочие халаты используются для гигиены или во избежание загрязнения нерабочей одежды. Рабочие халаты используются врачами, поварами, иногда — малярами, столярами и т. д.
Следующий вид мужской одежды – это кафтан. «Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане… это был сам Пугачев» Позже Гринев дает более точное описание, добавляя, что кафтан «обшитый галунами». Все это наблюдение произошло в день нападения казацким войском на крепость. Так Петруша видит эту одежду у директора таможни при обсуждении плана устранения Пугачева: «Я застал… директора таможни, толстого и румяного старичка в глазетовом (узорчатая шелковая ткань) кафтане».
Кафтан - Верхняя мужская и женская одежда. Попав в Европу, кафтан претерпел некоторые изменения. В 14-15 вв. это довольно узкая одежда до колен или до середины икр (обычно опоясанная). Надевали кафтан пожилые люди при выходе на улицу.
В допетровской Руси это была распространенная одежда всех слоев населения. Кафтаны шились разные - и по покрою, и по назначению, с удлиненными рукавами. Мужской костюм 18 в. в России состоял из кафтана, камзола и коротких штанов, а в конце 18 в. меняется крой кафтана: у него значительно скашиваются полы; он становится уже; появляется высокий стоячий воротник. Его в настоящее время используют и в платьях. Соответственно камзол становится короче, и его шьют без рукавов.
Рубашки - неотъемлемый образ мужчины. В повести употребление их происходит в списке дядьки Савельича: «Двадцать рубах полотняных голландских с манжетами, на десять рублей». Плюс ко всему захватчики Пугачева носили разноцветные рубахи, что подтверждают такие строки: «И человек десять казацких старшин, сидели в шапках и цветных рубашках.
На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой. Подпоясывали их нешироким поясом. Разновидность рубашки - сорочка появляется при упоминании Петра Гринева об отъезде: «Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою , в которой меня крестили.» В настоящее время очень много блузок и рубашек, в которых используются те же приемы шитья, что и во времена Крестьянской войны, но меняется покрой горловины, рукава и отделка изделия. Некоторые изделия могут украшаться рисунками, которые использовались во времена Пугачева
Так как повесть посвящена в особенности Крестьянской войне, то много одежды для прекрасного пола мы не уведем, но все-таки она есть. Например, сарафан, в который Иван Кузьмич приказал нарядить дочку, чтобы ее не узнал Пугачев при взятии крепости: «Ступайте, ступайте же домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».
Сарафан — народная русская женская одежда. Платье, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Сарафаны носились в центральной и Восточной Европе. Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Сарафан является актуальной одеждой и в наши дни, но его конструкция претерпела большие изменения, так как он может входить в комплект деловой одежды и являться самостоятельной летней одеждой. Меняется и длина сарафана.
Следующая женская одежда, которая часто встречается в произведении -это роброн. «Не послать ли к повивальной бабушке за ее желтым роброном?» - говорила Анна Власьевна - жена смотрителя, когда узнала, что Маша Миронова идет к императрице. Роброн – платье колоколообразной формы с фижмами (каркас из ивовых прутьев или китового уса). В женской одежде XVIII в. не было разнообразия силуэтов и объемов. Один и тот же покрой приобретал индивидуальность за счет бесчисленных отделок кружевом, лентами, оборками и т. д. Роброны шили из бархата, штофа, атласа, люстрина, гродетура, гроденапля – то есть довольно плотных тканей разнообразной расцветки. Пышность и объемы юбок достигаются сегодня исключительно за счет многослойности, складок и оборок. Они большие и в то же время мягкие, нежные, обволакивающие.
Еще один вид женской одежды – душегрейка. Это теплая кофта без рукавов – обычно на вате, меху – как часть старинного женского русского костюма.
Душегрейка – нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей – бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка – с подкладкой, часто на вате или кудели. Эта одежда была известна ещё в XVII - XVIII веках, её носили девушки и замужние женщины из боярских и купеческих семей. В последней четверти XIX – начале XX века душегрейки стали использоваться только в качестве свадебной одежды.
Что касаемо головных уборов-в произведении был выделен только чепец. Он появился в средние века в Европе. До конца XIX века в России чепец был домашним женским головным убором. Шапки, как вид головных уборов, с небольшими изменениями дошли и до наших дней. Шапки бывают меховые, выполненные из ткани и вязаные. В настоящее время чепчики носят только маленькие дети и рабочие. Детские из мягкой ткани, украшается кружевом и красивыми вышивками. Одна из видов шапок называется колпаком . «Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате». Зимой такой остроконечный колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашей исследовательской работы, мы убедились, что одежда герое – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Еще мы выяснили, что одежда литературного персонажа, это:
1)важная художественная деталь и стилистический прием в создании персонажа.
2)средство выражения социального и имущественного положения персонажа.
3)средство выражения авторского отношения к персонажу и действительности.
4) средство выражения взаимоотношений героев.
5) средство связи литературного произведения с внетекстовым миром, с проблемами культурной и литературной жизни того времени.
Следовательно, гипотеза подтверждена - без понимания роли описания одежды литературного героя невозможно глубоко понять образ, созданный автором.
Произведение «Капитанская дочка» было выбрано не напрасно. Мы проходили это произведение, что заставило меня заинтересоваться той атмосферой. После этого захотелось перенестись в то время и стать участником всех событий.
Я буду дальше изучать историю одежды России, так как считаю это занимательным и значимым. Предметы гардероба являются не просто нашей оболочкой, но в каком-то роде маской. Не зря говорят «По одежке встречают, по уму провожают». Для меня эта работа стала неким порталом в девятнадцатый век. Мне пришлось прочесть много интересной литературы, пересмотреть множество иллюстраций. Пересматривая художественную литературу заново, я словно начала её изучение совсем с другого ракурса. Конечно, не все было новым для меня, но открытий оказалось куда больше, чем моих знаний в этом области. Эта работа, несомненно, не только интересная и живописная, но и полезная. Костюм для меня стал вещью значимой, самобытной. Многое пришлось осмыслить. Действительно, костюм – это традиция, маленькая биография обладателя
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Капитанская дочка; Дубровский; Цыганы; Пиковая дама / А.С. Пушкин. – Москва: Эксмо, 2018. – 352 с.: ил. – (Классика)
https://pandia.ru/text/77/455/10275.php
http://www.myshared.ru/slide/423812/
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Швейня
Рисуем пшеничное поле гуашью
Чья проталина?
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"