Тема исследовательской работы интересна – «Тема власти денег в произведениях мировой литературы». Привлечён обширный материал: классические произведения и литературоведческие статьи и пособия.
Автор справедливо считает, что тема исследования актуальна, поскольку проблема безраздельной власти денег тесно связана с нравственными проблемами жизни человека и общества в целом.
Оформление работы соответствует требованиям.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vlasti_deneg_2.docx | 36.44 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ЕРШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
муниципальная ученическая научно-практическая конференция
«Потенциал России»
СЕКЦИЯ литература
Тема власти денег в произведениях мировой литературы
Вид работы - исследовательская работа
Автор
Трегубова Ксения
Ученица 9 класса
Филиала МОУ «СОШ с.Лобки в селе Верхний Кушум»
Руководитель
Аннина Галина Сергеевна
учитель I квалификационной категории
филиала МОУ «СОШ п. Кушумский»
в селе Верхний Кушум
Ершов 2023
Аннотация
Тема исследовательской работы интересна – «Тема власти денег в произведениях мировой литературы». Привлечён обширный материал: классические произведения и литературоведческие статьи и пособия.
Автор справедливо считает, что тема исследования актуальна, поскольку проблема безраздельной власти денег тесно связана с нравственными проблемами жизни человека и общества в целом.
Оформление работы соответствует требованиям.
-1-
План
-2-
I. Миром правит страсть – к любви, деньгам, успеху и мученичеству, и литература проникнута значением этой страсти, её драматизмом. Не будем лицемерить: деньги необходимы человеку, чтобы жить и чувствовать себя свободным в стремлении овладевать знаниями, приобретать навыки в любимом деле, достигать поставленной цели. Но иногда страсть к деньгам, приобретательству становится единственным смыслом жизни, единственной нравственной ценностью, - и тогда человек перестаёт быть человеком, потому что теряет духовность, личностные качества. В литературе мы находим множество примеров нравственного падения человека, превращения его в «прореху на человечестве», по словам
В. Г. Белинского.¹
Обличение скупости – одна из самых популярных тем в мировой литературе.
Цели данной работы:
- на примере конкретных произведений исследовать взгляды писателей на вопрос влияния денег на человека;
- исследовать трансформацию «вечного» образа Скупого в отдельных произведениях мировой литературы.
Литературный образ Скупого представал в западноевропейской литературе в разных обличьях – в комическом, драматическом, трагическом.
Считаю, что данная тема всегда актуальна, поскольку скупость, жадность – это не отдельный человеческий недостаток, это порок мирового значения, толкающий человека к потере нравственного облика.
___________________________________________________________________
¹Белинский В.Г. Избранные статьи. М., Художественная литература. 1972
-3-
II
1. «Вечный образ» Скупого изображён в разных произведениях мировой литературы. Остановимся на некоторых из них.
В 1668 году на сцене парижского театра «Труппа Друри Лейн» в Пале – Рояле великий Мольер показал комедию «Скупой». Порок жадности был показан глубоко, правдиво и повергнут беспощадному осмеянию. Если бы все не было столь смешно и не кончилось бы благополучно, то комедия легко могла бы превратиться в зловещую драму.
Герой пьесы – Гарпагон. Имя Гарпагон происходит от латинского «harpago» - «гарпун» и дословно означает – «хапун», «железные когти».¹ Так назывались якоря, которыми во время морского боя подтягивали вражеские корабли.. И Гарпагон оправдывает своё имя: дня него не существует никаких человеческих уз и понятий, всё поглотила одна слепая страсть к деньгам: «Ох, бедные мои денежки, бедные мои денежки, мои милые, отняли вас у меня! Отняли мою опору, мою утеху, мою радость! Всё для меня кончено, нечего мне больше делать на этом свете! Не могу я без вас жить»²
Жажда обогащения и скупость являются абсолютными страстями Гарпагона. Правда, жадному старику захотелось жениться на молоденькой девушке, но боязнь расходов оказалась сильнее и этого желания.
Когда Гарпагон заказывает ужин, ожидая прохода своей «невесты», он страдает от мысли, что ужин стоит денег, и старается сэкономить на чем только можно.
Обращаясь к слугам, он приказывает: «Вы будете… подавать вино, но только в случае надобности; не берите пример с тех болванов слуг, которые сами навязываются… Ждите, пока попросит раз – другой, да чтоб воды побольше на столе было»³
Ни в одной другой комедии Мольер не дол такой глубокой принципиальной критики слепой и всепоглощающей скупости. Он показал зловещую власть денег, порождающую себялюбие, взаимное недоверие и самодурство. Современники весьма холодно приняли эту комедию, и вскоре её пришлось снять.
Мольер стоял у истоков темы скупости. Его герой скорее смешон, чем зловещ. Дальнейшее развитие темы звучит более драматично.
______________________________________________________________________
¹Хрестоматия по зарубежной литературе. Просвещение. Москва 1971, с.153.
²Там же, с.194
³Там же, с.178
-4-
2. Яркий образец разоблачения жадности, скопидомства дал великий знаток человеческих душ Оноре де Бальзак в повести «Гобсек».
Повесть «Гобсек» - одно из самых известных произведений из цикла «Человеческая комедия», имеет три редакции. Первый вариант был создан в 1830 году. Ему предшествовал очерк «Ростовщик», написанный Бальзаком для журнала «Мода» и составивший впоследствии первую главу повести. В «Сцены частной жизни», вышедшие в 1830 году., повесть была включена под названием «Опасности беспутства». Но в 1835 году появился новый вариант под названием «Папаша Гобсек».
Первая редакция имела идиллическую концовку: Гобсек отдавал молодому Эрнесту де Ресто состояние, необходимое для женитьбы, за что графиня, мать де Ресто, добивалась для ростовщика дворянского звания. Вторая редакция заканчивалась описанием страшной кладовой ростовщика. Третья редакция была названа кратко: «Гобсек». Добродушный оттенок прежнего названия («Папаша Гобсек») был снят автором, и прибавился рассказ о прошлом Гобсека, о том, как он сколачивал капитал.
Эти изменения показывают, что Бальзак все более совершенствовал образ ростовщика, пока не достиг живого воплощения всей эпохи.
«Фетишизм золота, тема «всепригодности, всеведения, всемогущества
денег», их роковой и разрушительной власти раскрывается здесь с «громадной силой проникновения».¹
В пьесе Бальзака нет и следа комедийного характера образа Мольера. Всё слишком серьезно и драматично. Старый ростовщик Гобсек строит свою философию, циничную, непоколебимую, на трезвом знании жизни…: «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества... В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности»² Таково твердое убеждение Гобсека, из которого он исходит во всех своих поступках.
То, что путь к богатству непременно предполагает жестокость, не смущает его. Сам он не знает пощады к тем, с кем ведет дела. «Иногда его жертвы возмущались,
поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку»³, - говорит Бальзак.
Бальзак дает своему герою значащую фамилию: Гобсек – живоглот. Эта метафора многократно обыгрывается на страницах повести: «В этой крупной афере Гобсек был ненасытным удавом» ; «…сдается мне, он всё это глотает, да только не на пользу себе».
______________________________________________________________________
¹Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий.
«Просвещение» Москва 1973
² Хрестоматия по зарубежной литературе. Просвещение. Москва 1971, с.570
³Там же, с.591
-5-
Другая метафора создает перед читателем образ Гобсека как непосредственное воплощение силы денег: он – «человек-вексель», сердце в его груди – «слиток золота».
Образ Гобсека психологически сложный, неоднозначный. Бальзак видит бесспорные человеческие достоинства в его жизненной энергии, беспощадном разуме, подспудном чувстве справедливости. Устами Дервиля автор говорит: «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное». ¹
Трудно сказать, как возникают творческие замыслы гениев мировой культуры. Но несомненно одно: существует тесная связь между историей русского общества и историей западноевропейского общества. Похожие проблемы волнуют умы и сердца представителей разных народов и разных культур.
3. Было бы странно, если бы русская литература не откликнулась на «вечную» тему скупости и жадности.
Интересно, что трагедия А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» написана в том же 1830 году, что и повесть Бальзака «Гобсек». Цикл «Маленькие трагедии» знаменует особый период творчества Пушкина, проникнутого горестными раздумьями о времени, всё крепнувшем внутреннем сопротивлении тем тяжким обстоятельством, в которых жил и творил поэт.
«Ужасный век! Ужасные сердца!»² - таким возгласом Герцога завершается «Скупой рыцарь» Но не слышен ли в этом возгласе и голос самого автора? Финальная реплика, первой из маленьких трагедий определяет основной пафос всей пушкинской тетралогии.
Действительно, страшный мир предстает перед нами в драмах Пушкина. В этом мире сталкиваются в смертельной схватке за золото отец и сын, гибнет от руки своего ближайшего друга и соратника по искусству вдохновенный поэт, мертвец увлекает за собой в могилу великого жизнелюбца… «Ужасный век! Ужасные сердца!»
Внутренний драматизм пронизывает всю атмосферу «Скупого рыцаря». Он уже отчетливо ощутим в самом названии, где впрямую сталкиваются несовместимые понятия: скупость и рыцарство.
Обстановка первой сцены трагедии создана в духе романтизма. Башня средневекового замка, разговор рыцаря с оруженосцем. Речь идет о турнире, о шлеме, латах, о победе в схватке и о захромавшем коне. Все внешние атрибуты рыцарства, тот самый романтический мир, который был так хорошо знаком читателю хотя бы по популярнейшим в то время романам Вальтера Скотта.
Но далее явственно ощущается «рационалистический дух века». Перед нами бедный рыцарь. который осознает причину своего героизма на турнире:
_________________________________________________________________________
¹ Хрестоматия по зарубежной литературе. Просвещение. Москва 1971, с.588
²Пушкин А.С. Сочинения. Художественная литература. Москва 1986 т.II,с.441
-6-
…Тогда никто не думал о причине
И храбрости моей и силы дивной!
Взбесился я за поврежденный шлем,
Геройству что виною было? – скупость.¹
Побитый шлем невозможно надеть на турнир не потому, что он не защитит в бою, а потому, что стыдно перед другими рыцарями и прекрасными дамами. Романтика сталкивается с «прозой жизни».
Альбер весь погружен в денежные расчеты, хлопоты о займах, долговых расписках и закладах. Все его сетования в начале трагедии – по конкретным поводам: пробитый шлем, захромавший Эмир, отсутствие приличного платья, чтобы явиться на пир. Единственный выход для него – добраться до сундуков отца – Барона. Но пока жив отец, это невозможно. Начинается настоящий нравственный поединок между Альбером и Жидом. Ростовщик тоже мечтает добраться до денег Барона и предлагает Альберу пустить в дело яд. Но Альбер ещё достаточно рыцарь, чтобы поступить бесчестно.
Его червонцы будут пахнуть ядом,
Как сребреники пращура его…²
Альбер решает поступить по совести. Его скупой отец отказывает ему – значит, Альбер обратится к своему сюзерену Герцогу искать рыцарского суда.
Итак, две темы определяют драматизм первой сцены трагедии – тема рыцарской чести и тема золота, толкающего человека на самые низменные поступки, на преступления. И вот на пересечении этих двух тем впервые возникает зловещая фигура Скупого рыцаря, который служит золоту,
Как пес цепной, как алжирский раб. В нетопленой конуре
Живет, пьет воду, есть сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает –
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе.³
Во второй сцене мы спускаемся в тот самый тайный подвал, о котором с таким вожделение мечтает Альбер. И вот перед нами тот, кого он только что сравнивал с алжирским рабом, с цепным псом.
______________________________________________________________________
¹Пушкин А.С. Сочинения Художественная литература. Москва 1986 т.II,с.427
²Там же, с.432
³Там же, с.433
-7-
В монологе Барона тема золота начинает звучать в полную силу. Перед нами – поэт золота, поэт могущества, которое дает человеку богатство. Барон не лишен своеобразного величия:
Что не подвластно мне? Как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут.
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.¹
Затем Барон спускается с воздвигнутого воображением холма из золота и начинает рассматривать каждую монету, видя за монетами реальных людей, своих должников – все они для него «ленивцы, плуты, бродяги и притворщики».
Я царствую!... Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую…²
Но упоение властью завершается ужасом перед грядущим:
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! О, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!...³
Он думает о сыне как о будущем грабителе своих сокровищ («…украв ключи у трупа моего…»). А по какому праву достанется сыну его золото? – спрашивает себя Барон.
Так возникает важнейшая для трагедии тема. Для Скупого рыцаря золото – это право на власть, на могущество, на наслаждение жизнью, и оно, это право, может быть оплачено лишь ценой крови.
_______________________________________________________________________
¹ Пушкин А.С. Сочинения Художественная литература. Москва 1986 т.II,с.434
²Там же, с.435
³Там же, с.436
-8-
В третьей сцене во дворце Герцога встречаются отец и сын, ищущие справедливости, которую каждый понимает по-своему.
Барон
Доказывать не стану я, хоть знаю,
Что точно смерти жаждет он моей,
Хоть знаю то, что покушался он
Меня…
Герцог
Что?
Барон
Обокрасть.
Альбер бросается в комнату.
Альбер
Барон, вы лжете.¹
Альбер готов был поднять меч на отца в рыцарском поединке. Но обокрасть! Тут задета его честь, его доброе имя. Рассудить отца и сына может только «божий суд» - рыцарский поединок. Если поведение отца продиктовано жадностью, то и поведение сына вовсе не героичное. Ведь поединок со стариком отцом, по сути дела – прямое и безнаказанное убийство.
Так завершается трагедия о всевластье золота, ничего не принесшего человеку, возомнившему себя его хозяином. Гениальный поэт показал, что жизнь во имя золота – это нравственная деградация человека.
4. Н.В.Гоголь дал совершенно оригинальную разработку уже известной темы всевластия денег.
В Плюшкине нет однолинейности, присущей мольеровскому скупому. Плюшкин не похож и на пушкинского Барона, сочетавшего в себе одновременно скупого и рыцаря, видевшего в золоте орудие власти и символ независимости. В Плюшкине нет этой сложности. Гоголю было важно показать этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал Плюшкиным.
В прошлом был он человеком опытным, предприимчивым и трудолюбивым. Иной сосед заезжал к нему поучиться «мудрой скупости». А потом всё пошло прахом. Развалилась семья. Плюшкин остался один в доме единственным хранителем богатств. Всё ниже и ниже опускался Плюшкин, пока не превратился в «какую-то прореху на человечестве»².
Почему же он потерпел крушение? Причина здесь не только в личной биографии. Оборваны все связи Плюшкина с людьми. В каждом человеке, переступающем порог еог дома, он видит своего разорителя. Добро, накопленное Плюшкиным, не принесло ему ни счастья, ни даже покоя. _
__________________________________________________________________
¹ Пушкин А.С. Сочинения Художественная литература. Москва 1986 т.II,с.440
² Белинский В.Г. Избранные статьи. М., Художественная литература. 1972
-9-
Владелец несметного количества вещей, он стал их рабом. « Постоянный страх за свою собственность превращает жизнь Плюшкина в ад и его самого доводит до грани психического распада.»¹
III.
Подведём итоги.
Четыре гениальных писателя, четыре произведения, в которых отразились различные подходы к «вечной» теме. Каждый писатель и поэт по-своему видит, понимает и изображает эту проблему. Но практически все сходятся на мысли, что безраздельная власть денег, несомненно, вносит бездуховность в жизнь людей, убивает всё человеческое, позволяет людям забывать о нравственных ценностях, способствует появлению «мёртвых душ». Деньги, если они властвуют над человеком, постепенно заменяют ему всё: совесть, честность, порядочность. Оттого, на мой взгляд, так важна эта тема не только в литературе, но и в жизни, в человеческом обществе.
Следует как можно чаще напоминать людям: нельзя допускать, чтобы деньги стали единственной целью существования человека, чтобы они приобрели безраздельную власть над личностью.
_________________________________________________________________________
¹Машинский С. Художественный мир Гоголя. Просвещение. Москва 1971 с.300
-10-
Информационные источники
1.Белинский В.Г. Избранные статьи. М., Художественная литература. 1972
2.Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий.
«Просвещение» Москва 1973
3.Машинский С. Художественный мир Гоголя. Просвещение. Москва 1971
4.Пушкин А.С. Сочинения Художественная литература. Москва 1986 т.II
5.Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина. Художественная литература Москва 1974
6.Хрестоматия по зарубежной литературе. Просвещение. Москва 1971
https://cs8.pikabu.ru/post_img/2017/02/24/6/1487928797137336892.jpg
Злая мать и добрая тётя
Как я избавился от обидчивости
Сочини стихи, Машина
Кактусы из сада камней
Сладость для сердца