Работа в жанре эссе написана для Всероссийского конкурса "Без срока давности". В ней ученица анализирует произведения, в которых находит отражение геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной войны: "Хатынскую повесть" Адамовича А.М., повесть "Непокоренные" Горбатова Б.Л., роман "Мальчик в полосатой пижаме" Д.Бойна.
Вложение | Размер |
---|---|
bez_sroka_davnosti.doc | 38.5 КБ |
Помни все…Забыть не вправе
(Отражение геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945годов в произведениях литературы)
Время очень быстротечно,
Не забудь страданья, муки
Тех, кого тогда убили…
События Великой Отечественной войны уходят всё дальше в прошлое, однако, несмотря на стремление народа забыть перенесённые им страдания, мы не должны предать забвению события геноцида мирного населения в 1941-1945 годах.
Прежде всего, следует разобраться с определением этого слова. Геноцид - это умышленное истребление или частичное уничтожение отдельных групп населения по национальным, расовым, религиозным или этническим признакам. Но это понятие не раскрывает всего ужаса геноцида. Этот процесс подразумевал не только физическое уничтожение советских граждан, но и предание забвению культуры, языка, традиций народа. К счастью, этот план немцам не удалось осуществить. Наиболее ярко проявления геноцида видны на страницах литературных произведений.
Одним из авторов, осветивших ужас уничтожения мирных жителей в годы Великой Отечественной войны, является Адамович Алесь Михайлович, который в 1971 году написал «Хатынскую повесть». Это белорусский писатель, сценарист, литературовед, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН БССР. Родился в семье врачей. Во время Великой Отечественной войны воевал в партизанском отряде. Из его биографии можно увидеть, что ужасы войны автор видел своими глазами, оттого образы в его книгах настолько правдоподобны в своём реалистичном ужасе. В «Хатынской повести» описаны ужасы геноцида жителей Белоруссии. Особенно жутко становится от хладнокровия палачей. Из рассказа повествователя, партизана Флеры, узнаем, что немцы сгоняли жителей деревень в амбары и поджигали сначала крышу, а только потом стены для больших мучений несчастных. Горящие заживо люди выли, пытались спасти детей или выбегали из амбара, но их настигала пуля, или они сгорали в горячей соломе. Отдельного внимания заслуживает упоминание лагерей: самых страшных мест, где над мирными жителями: детьми и женщинами - ставили эксперименты, мучили и морили голодом. Произведение Адамовича А.М. напоминает об ужасах войны и насилии над мирным населением. Автор создаёт манифест, в котором призывает чтить память о жертвах геноцида.
В 1943 году Горбатов Борис Леонтьевич создает повесть «Непокоренные», в которой рассказывается о жизни на территории СССР, оккупированной фашистами. Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом и в своих репортажах отражал весь ужас войны, все преступления против своего народа. Даже не читая произведение, можно почувствовать силу советского народа через одно только название. Слово «непокоренные» означает не только победу в войне, но и торжество силы духа над угрозой физического уничтожения. В повествовании рассказывается об ужасах, творившихся на Донбассе. Отличие от предыдущего произведения состоит в основном посыле истории. Горбатов Б.Л. показывает изменение сознания человека, являющегося очевидцем событий геноцида. Автор мастерски смешал в своём тексте историзм и психологизм. Он демонстрирует, как главный герой, Тарас Яценко, меняется и приходит к осознанию необходимости сделать всё для победы советского народа. Это произведение о становлении личности в условиях уничтожения мирного населения и насилия. Горбатов Б.Л. показывает, как Тарас из человека с мировоззрением обывателя( «моя хата с краю, ничего не знаю») превращается в настоящего патриота, поклявшегося никогда не покориться врагу.
В войне участвовали не только мужчины, но и женщины, чаще всего работая медиками. Они приближали победу, спасая жизни раненым бойцам. Одной из спасительниц является Антонина Никифорова. В годы Великой Отечественной войны она была врачом, латала людей в военных госпиталях. К сожалению, она прошла через лагерь, наблюдая все ужасы войны и издевательства над женщинами и детьми. Набравшись мужества, через несколько лет А.Никифорова напишет «Это не должно повториться». Действительно, уничтожение и пытки мирного населения никогда не должны повториться. По сюжету книги врач оказывается в плену в лагере для женщин и пытается сделать всё для спасения других узников. Само же произведение выглядит как коллекция записок о свидетельствах геноцида фашистов. Таким образом, Никифорова проделала огромную работу, собрав свидетельства преступлений фашистов против советских граждан.
Война и ужасы геноцида особенно сильно отразились на детях. Однако смерть и насилие не могут очернить светлую детскую душу, о чём и пишет в 2006 году Джон Бойн, ирладский писатель, в своём знаменитом романе «Мальчик в полосатой пижаме». Автор произведения ужасов войны не познал, связав свою жизнь с писательством с юношества. В своём произведении автор рассказывает историю двух мальчиков, ставших друзьями, однако есть препятствие между ними - ограда территории концлагеря. Однако даже колючая проволока и представление родителей Бруно об устройстве мира не мешает дружбе Бруно и Шмуэля. Мальчики видятся каждый день и обсуждают разные темы, сближаясь всё больше. В конце произведения мальчики погибают вместе. Отдельного внимания заслуживают слова Бруно о лагере, он видит состояние пленных и осознает весь ужас геноцида. Роман доказывает, что везде есть место дружбе. Также Бойн показывает, как политика уничтожения еврейского населения была воспринята самими немцами, многие из них с ужасом восприняли политику правительства касательно еврейского населения. Особенно ужаснулись дети в образе Бруно. Писатель утверждает, что нет плохой страны, честные и добрые люди есть везде, а тёплые чувства не сжечь в печи и не уничтожить воспитанием.
Ужасы войны, в частности, геноцид мирного населения, освещали и поэты. Одним из самых тяжёлых для восприятия является стихотворение Данки Максимовича «Детская косичка в Освенциме». Поэт в красках описывает ужасы лагерей. Особенно пугает хладнокровие палачей, убивающих детей, что раскрывается в строчках: «длинные их лопаты - от детской крови красные, стылые детские трупы в топку они швыряют». Данное стихотворение показывает, что лагеря смерти больше никогда не должны быть построены, ведь в них гибнут маленькие дети и женщины, а символом их страданий становится косичка с чёрной ленточкой.
Не менее сильное впечатление производит произведение Наума Коржавина «Дети в Освенциме». Очень страшно читать об издевательствах взрослых над детьми, которые всегда ждут от них поддержки. Невозможно быть равнодушным при прочтении этого стихотворения, так как в нём подробно описываются чувства пленных детей. Они не теряют веру в людей, надеются на защиту. Особенно тяжело от строк: «И дети думали сперва, что за непослушание. Они молили. И любили», в которых показаны мысли детей. Они думали, что подвергаются таким мукам за шалости, и пытались извиниться, как перед родителями.
Каждый из нас, таким образом, должен чтить память о жертвах геноцида: женщин и детей. Нельзя забывать о колоссальной работе авторов, потому что они набрались мужества вспомнить ужасы, которые видели сами, и собрали огромное количество информации. Преступления фашистов против человечности просто ужасны, и их невозможно забыть. Каждый из нас должен беречь память об этой трагедии, которая сохранилась на страницах книг. Нельзя предать забвению подвиги советского народа, проявившего силу духа, не сломавшись под гнётом.
О чем поет Шотландская волынка?
У меня в портфеле
Мост Леонардо
Снег своими руками
Крутильный маятник своими руками