Тема любви в творчестве многих поэтов и писателей занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. Анна Ахматова – одно из ярких имен в русской поэзии. Ей довелось жить во время крушения старого мира и быть поэтическим голосом своей сложной эпохи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispravlennyy.docx | 37.43 КБ |
Научно-исследовательский проект
«Женские судьбы в лирике Анны Ахматовой»
Автор | учащаяся 9«В» класса МАОУ школы №17 города Благовещенска Ковжун Валерии Сергеевны |
Руководитель | учитель русского языка и литературы Жулидова Карина Евгеньевна |
Содержание
1.Введение
2.Анна Ахматова – поэтическое отображение эпохи
3.Мироощущения Анны Ахматовой
4.Женские образы в творчестве Анны Ахматовой
4.1.Женщина - любовь. Любовь несчастная
4.2.Женщина-патриот «Мне голос был»
4.3.Женщина-поэт "Муза"
4.4. "Женщина мать и жена" «Сын мой, мальчишка родной», «Лотова жена»
5. Особенности поэтического языка Ахматовой
6.Заключение
7.Список использованной литературы
1. Введение
Тема любви в творчестве многих поэтов и писателей занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. Анна Ахматова – одно из ярких имен в русской поэзии. Ей довелось жить во время крушения старого мира и быть поэтическим голосом своей сложной эпохи.
Анна начала рано писать, ей выпала трагическая судьба, она искала в поэзии свой собственный путь, но тема любви, пожалуй, в ее творчестве была одной из главных. Эта тема очень важна в начале двадцатого века потому что, в это время великих потрясений, человек продолжал любить, быть высоким, благородным, страстным.
Цель: проанализировать женские образы в лирике А.А. Ахматовой.
Задачи:
1.Изучить биографию Ахматовой
2. Проанализировать особенности поэтики Ахматовой
3.Выявить женские образы в лирике Ахматовой, выполнить их анализ
Предмет исследования: поэзия Анны Ахматовой
Актуальность: тема любви в творчестве многих поэтов и писателей занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. Анна Ахматова была поэтическим голосом своей сложной эпохи, именно поэтому её поэзия до сих пор находит своё отражения в судьбах людей
2. Анна Ахматова – поэтическое отображение эпохи
Анна Андреевна Ахматова родилась под Одессой в 1889 году. В качестве поэтического псевдонима Анна Андреевна взяла фамилию прабабушки татарки Ахматовой, настоящая фамилия - Горенко.
В 1890 году семья Горенко переехала в Царское Село под Петербургом, где Анна прожила до 16 лет. Обучалась в Царскосельской гимназии, в одном из классов которой учился ее будущий муж Николай Гумилев. В 1905 году семья переехала в Евпаторию, а потом в Киев, где Анна окончила гимназический курс в Фундуклеевой гимназии.
Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в Париже в 1907 году в журнале «Sirius», издававшемся на русском языке. В 1912 году вышла ее первая книга стихов «Вечер». К этому времени она уже подписывалась псевдонимом Ахматова.
В 1910-е гг. творчество Ахматовой было тесно связано с поэтической группой акмеистов, оформившейся осенью 1912 года. Основоположниками акмеизма были Сергей Городецкий и Николай Гумилев, который с 1910 года стал мужем Ахматовой.
Благодаря своей яркой внешности, таланту, острому уму Анна Андреевна привлекала к себе внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших ее портреты. На ее произведения композиторы создавали музыку.
Наряду с громкой славой ей пришлось испытать немало личных трагедий: в 1921 году был расстрелян ее муж Гумилев, весной 1924 года вышло постановление ЦК ВКП которым Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех ее друзей и единомышленников. Они коснулись и самых близких ей людей: вначале был арестован и сослан ее сын Лев Гумилев, затем ее второй муж искусствовед Николай Николаевич Пунин.
В последние годы жизни, проживая в Ленинграде, Ахматова много и интенсивно работала: помимо стихотворных произведений занималась переводами, писала мемуары, эссе, готовила книгу об А.С. Пушкине. Признанием больших заслуг поэта перед мировой культурой явилось присуждение ей в 1964 году международной поэтической премии «Этна Таормина», а ее научные работы были отмечены присвоением Оксфордским университетом почетной степени доктора литературы.
Умерла Ахматова в санатории в Подмосковье. Погребена в поселке Комарово под Ленинградом.
3.Мироощущения Анны Ахматовой
Когда читаешь стихи Ахматовой, перед тобой проходит "целый калейдоскоп переживаний любви, от первых робких намеков на нее, через целую симфонию самых тончайших нюансов нежности то тихого, безмятежного, то бурного и мятущегося счастья, ревности, задыханий и криков, бессонницы, тяжелых разочарований, обманутых порывов вплоть до самого ужасного - равнодушия и спокойствия, в котором нет ни сожаления о минувшем, ни муки, ничего, кроме холодного безразличия, словно все уже изжито и любовь ушла... " - писал публицист Долинов Г.И.
У Ахматовой любовь – это чувство, которое определяет для героини смысл жизни, её ход; оно естественное состояние человеческого сердца. Любовь является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир её поэзии.
Любовь – чувство острое и необыкновенное, в спокойном пребывании у А. Ахматовой практически не описывается. Любовная лирика воспринимается как своеобразный лирический дневник, в котором поэт говорит о простом человеческом счастье и о земных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии – обо всём, что способен испытать и понять каждый… Любовь может быть болью и мукой, и союзом двух сердец, изобилующим внутренними трагедиями.
Женская любовь у Ахматовой также связана с темой женской гордости и независимости. Мысль о покорности, подчинении любимому человеку чужда героине. Она гордая, независимая, переживает все удары судьбы с достоинством.
4. Женские образы в творчестве Анны Ахматовой
Познакомимся и проанализируем женские образы в лирике Анны Ахматовой на примере её стихотворении.
4.1.Женщина - любовь
Из названия и первых строк стихотворения Анны Ахматовой становится ясно, что речь пойдет о личной трагедии, которую поэтесса, вероятно, пережила сама. Это произведение-обращение обманутой женщины к бывшему возлюбленному. В ее обращении нет надежды на возрождение былой любви, героиня достаточно мудра, чтобы понимать это.
Пережив предательство мужчины, она становится опытнее и может трезво оценить ситуацию. Она ясно видит дальнейший ход развития его отношений с новой избранницей, которую за внутреннюю пустоту и ограниченность снисходительно называет «дурочкой». Героиня уверяет мужчину, что не побеспокоит его возлюбленную своими «ревнивыми письмами», потому что та и вовсе этого недостойна. В ней до сих пор говорит обида, уязвленное эго, ведь она знает, что во всем превосходит соперницу. Все, что ждет его, по словам героини, это «счастья гроши», то есть скорое пресыщение физической красотой девушки и как итог разочарование в сделанном выборе.
В конце она предупреждает бывшего возлюбленного, что будет неумолима, когда он, пожалев о содеянном, захочет вернуться к ней. Убежденная в таком финале, она насмешливо подмечает: «от счастья я не исцеляю». Это значит, что героиня очень уважает себя и не позволит унизить, приняв мужчину после мимолетного романа.
4.2.Женщина-патриот
«Мне голос был»
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух
Ярчайшим примером произведений революционного времени можно считать стихотворение Анны Ахматовой «Мне голос был». Именно в нем звучит голос тогдашней интеллигенции, которая попадая в круговорот тех событий, все-таки остается верна своим предпочтениям и взглядам. Самое главное решение — оставаться со своим родным народом на своей земле. Большую роль в написании стихотворения для поэтессы сыграли чувства национальной привязанности. Для нее самой считается позором бросить все и сбежать в неизвестность, так поступать нельзя.
Революционные катаклизмы 1917 года стали для Ахматовой не только горькими, но и тяжелыми, болезненными испытаниями. Эмигрировать или выбрать жизнь на Родине, выбора особо не было, но предать родную землю Анна просто не могла. Стихотворение полностью посвящено тому сложному периоду. Лирическая исповедь героини становится главным сюжетом произведения. «Мне голос был» это отголосок пройденного жизненного пути Ахматовой.
В стихотворении сразу проводится черта между покинувшими страну людьми, эмигрантами, и самой поэтессой. Суровое время, новые социальные и политические события не смогли оставить Ахматову в стороне от всего происходящего, она просто должна была оставить об этом след, хотя бы на бумаге. Тяжелый путь, который прошла поэтесса, помог ей постепенно отказаться от того замкнутого мира в котором она находилась, и выбрать путь общественных интересов.
4.3.Женщина-поэт
"Муза"
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».
Поэты всех времен и народов в своем творчестве так или иначе обращались к главному источнику своего вдохновения — Музе. Это — главный символ поэзии, перед которым преклонялись и восхищались. Музе посвящены миллионы теплых и нежных строк, к которым очень трудно что-то прибавить. А. Ахматова обратилась к этой теме по-своему, написав в 1924 году короткое стихотворение с красноречивым названием «Муза».
4.4. "Женщина мать и жена"
«Сын мой, мальчишка родной»
Где, высокая, твой цыганенок
«Где, высокая, твой цыганенок,
Тот, что плакал под черным платком,
Где твой маленький первый ребенок,
Что ты знаешь, что помнишь о нем?»
«Доля матери — светлая пытка,
Я достойна ее не была.
В белый рай растворилась калитка,
Магдалина сыночка взяла.
Каждый день мой — веселый, хороший,
Заблудилась я в длинной весне,
Только руки тоскуют по ноше,
Только плач его слышу во сне.
Станет сердце тревожным и томным,
И не помню тогда ничего,
Все брожу я по комнатам темным,
Все ищу колыбельку его».
И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Данные стихотворения входят в цикл «Библейских стихов».В основу небольшого цикла легли известные ветхозаветные сюжеты. Оригинальная интерпретация легендарных сцен вывела на первый план образы главных героинь – женщин искренних, эмоциональных, сильных духом. Автор сосредоточивается на изображении кульминационного момента в жизни персонажей: душевная боль, которая их одолевает, вызвана страданиями любви, гордостью и отчаянием, мучительным выбором между повелениями долга и сердца.
В произведении «Лотова жена», написанном в 1924 г., читатель застает героиню в минуты величайшего потрясения. Она вынуждена покинуть родной город – спешно и навсегда.
Расстановка персонажей, представленная в зачине, имеет важное значение для понимания идейного содержания текста. Праведник, муж героини, послушно следует за ангелом. «Огромный и светлый», он не испытывает никаких сомнений, полностью доверившись воле высших сил. Безропотное и уверенное движение супруга подчеркивает силу душевного смятения его жены.
Внутренний голос, тревожащий женщину, призывает ее в последний раз взглянуть на родные места. Он вызывает в памяти знакомые картины: красные островерхие крыши, площадь, двор, «окна пустые» оставленного семейного гнезда. Детали городского пейзажа, поданные по принципу сужения пространства, отсылают к разным периодам жизни женского образа. Каждая из примет урбанистической зарисовки наполняется личным, интимным смыслом, бесконечно дорогим для страдающей души.
5. Особенности поэтического языка А.А. Ахматовой
Поэзия Ахматовой представляет собой словно бы роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Здесь есть свой «сюжет», который нетрудно восстановить, проследив, как возникает, развивается, разрешается порывом страсти и уходит, становится достоянием памяти чувство, которое в ранних стихах Ахматовой и определяет главное в жизни человека. Вот лишь предчувствие любви, неясное еще томление, заставляющее трепетать сердце.
Еще первые исследователи творчества Ахматовой обратили внимание на важнейшую особенность ее поэтики. Так, Борис Эйхенбаум отмечал, что "лаконизм и энергия выражения - основные особенности поэтики Ахматовой". О том, что Ахматова "не говорит больше того, что говорят сами вещи, она ничего не навязывает, не объясняет от своего имени", - писал Виктор Жирмунский.
Особенностью поэтического языка поэтессы является строгая манера изложения мыслей, даже в лирических произведениях. Ахматова – литературный боец, который в каждом своем стихе поднимает эпохальные вечные темы. Именно за это Анну Андреевну называют не иначе как женщина – поэт.
6. Заключение. "Есть ли Счастье на свете сильнее Любви?"
Стиль ахматовской лирики – ее диалог с читателем. Любовь в ее стихотворениях – любовь-страдание, печаль, тоска. Героиня Ахматовой всегда полна любви, но ее чувство или безответно, или жестоко предано. Все эти оттенки чувства лирической героини А.А. Ахматовой идут от понимания любви как страсти, любви как борьбы, поединка душ.
"Тема любви вечна и всегда нова. Лирика великих поэтов хранит то общечеловеческое, что пережито людьми разных веков и стран и что переживается нами вновь и вновь. Но в то же время любовная лирика интересна читателю разнообразием поэтических индивидуальностей, так как позволяет, с одной стороны, проникнуть в неповторимый мир того или иного поэта, а с другой - самому почувствовать разные оттенки любви и тем самым ощутить многомерность своей собственной души", - утверждает литературовед Копылова Н.И.
Изучив и проанализировав лирику Анны Ахматовой было выявлено 4 женских образа: женщина - любовь, женщина-патриот, женщина-поэт, женщина мать и жена. Лирическая героиня Ахматовой и любима, и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожаления покидает. Она холодна и неприступна, и готова захлебнуться солеными волнами безудержной страсти.
Анна Ахматова принесла в русскую лирику психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
Читая ее стихотворения, становишься невольным свидетелем чьего-то разговора, иногда создается впечатление, что кто-то открывает тебе свою душу, словно близкому другу.
И читатели, и исследователи творчества поэта сходятся в одном - все героини стихотворений, посвящённых любви, и есть сама Ахматова. Угнетённость героини, её разочарование любовью... Это связано с трагической судьбой её мужа Н. Гумилёва, пострадавшего во время репрессий. Поэтесса писала о горестях, блужданиях, бурях в своей жизни. Лирика Ахматовой раскрывает все тонкости женской души в её различных ролях и жизненных этапах.
7.Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
Твёрдое - мягкое
Хрюк на ёлке
Медведь и солнце
Что такое музыка?
Загадка Бабы-Яги