Любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chutkiy_9_v.docx | 40.32 КБ |
Научно-исследовательский проект
Цветовая лексика в поэзии Сергея Есенина
Автор | учащийся 9«В» класса МАОУ школы №17 города Благовещенска Чуткий Егор |
Руководитель | учитель русского языка и литературы Жулидова Карина Евгеньевна |
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………………..3
2. Основная часть……………………………………………………………………..4
2.1 Понятие «цветовой»эпитет……………………………………………………...4
2.2. Символика цветов и ее роль в произведениях Сергея Есенина……………5
2.2.1.голубой и синий цвета………………………………………………………….5
2.2.2.золотой цвет……………………………………………………………………..7
2.2.3малиновый цвет…………………………………………………………………8
2.2.4.розовый цвет…………………………………………………………………….9
2.2.5.белый цвет………………………………………………………………………10
2.2.6.зеленый цвет…………………………………………………………………....11
2.2.7.желтый цвет…………………………………………………………………….12
2.2.8.черный цвет……………………………………………………………………..13
2.2.9.алый цвет………………………………………………………………………...14
3. Значение цветовых эпитетов в творчестве Сергея Есенина»………………..15
4.Заключение………………………………………………………………………….16
5.Список использованной литературы…………………………………………….17
1.Введение
Любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. К цвету он подходил как мастер – философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим цветовые характеристики природы. В его стихах нет однообразия. Номинации цвета способны выражать не только цветовые, но и другие понятия: они выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний.
Встреча с поэзией всегда приносит радость, помогает лучше понять себя и окружающий мир. Настоящим приобщением к поэзии являются уроки литературы, на которых мы знакомимся с творчеством замечательного русского поэта Сергея Есенина. Его произведения красочны, в них звенит, радуется, тоскует русская душа. За счет чего достигается это? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать каждое его стихотворения и особое внимание обратить на использование поэтом « цветовых» эпитетов в поэзии Сергея Есенина.
Объект исследования: творчество Сергея Есенина.
Предмет исследования: стихотворения Сергея Есенина.
Цель проекта: проанализировать цветовые эпитеты в творчестве Сергея Есенина.
Задачи проекта:
2.Основная часть
2.1.Понятие «цветовой» эпитет
Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Для усиления выразительности образа Сергей Есенин широко использует «цветовые» эпитеты, в которых находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств». Эпитет относится к лексическим средствам художественной выразительности. Эпитет – образное определение. Теория эпитетов до сих пор недостаточно разработана, нет единой терминологии для характеристики различных видов эпитетов. Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность видеть в их составе три группы:
1. Усилительные, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове, не внося ничего нового (зеркальная гладь, холодное равнодушие).
2. Уточнительные, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет).
3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов.
«Цветовые» эпитеты относятся к группе уточнительных эпитетов.
«Цветовой» эпитет – образное определение предмета с использованием прилагательного, обозначающего цвет.
2.2.Символика цветов и ее роль в произведениях Сергея Есенина
2.2.1Голубой и синий цвета
Голубой и синий – любимые цвета поэта. Синий и голубой цвет для Есенина – это не просто цветовые пристрастия. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ что-то синее”. Голубой цвет олицетворяет радостное ощущение простора, свободы, синий – душевное равновесие. Синий (голубой) считался цветом, означающим «божественность»! Синий цвет совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, она увлекает взгляд в глубину. Синий - цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Он символизирует доброту, верность, постоянство, истины, честность:
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта.
«Не бродить, не мять в кустах багряных…»
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после грёз.
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом мёда и роз.
«Несказанное, синее, нежное…»
Эти стихотворные строчки проникнуты тоской, мечтой, вечной божественной истиной, постоянством и всё это понять, почувствовать помогает синий цвет. В поэзии Есенина природа изображена в единстве с человеком:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Всё пролетело… далече мимо...
Сердце остыло, и выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи.
« Вечером синим, вечером лунным …»
В стихотворении «Вечером синим, вечером лунным» видно тоску лирического героя о прошедшей юности. Синий цвет целительно воздействует на героя, смягчает остроту восприятия жизни. Сквозь призму синего, как и голубого цвета, природа воспринимается нежной и ласковой. Голубой цвет символизирует божественность, тайну. В ранней лирике Есенина природа уподобляется светлому храму, в котором человек возрастает душой и очищается.
Славлю тебя, голубая,
Звёздами вбитая высь
Снова до отчего рая
Руки мои поднялись.
«Иорданская голубица»
Русь залита в стихах голубым, божественным светом, окутана вечной тайной и непостижимостью:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
…………………….
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
«Я покинул родимый дом…»
Хочется особое внимание обратить на следующие строки:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
« Заметался пожар голубой»
Выражение «пожар голубой» употреблено в переносном значении и обозначает бурное чувство любви, охватившее лирического героя. Но почему «голубой»? Потому что это цвет радости, молодости, красоты.
2.2.2.Золотой цвет
Третий, любимый цвет, проходящий через всю цветовую гамму поэзии Есенина, золотой. Золотой цвет у С.Есенина символизирует угасание:
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых-
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
«Дорогая, сядем рядом…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
…………………………………………
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты во век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
«Не жалею, не зову, не плачу…»
В «золоте увяданья» мы не видим угрюмого пессимизма, а видим ясную и трезвую думу о неумолимом движении потока жизни, о неизбежном. Основа «цветового» эпитета – в природе, где цвет осенних листьев и трав напоминает цвет золота.
2.2.3Малиновый цвет
Своеобразную роль играет в поэзии С.Есенина «малиновый цвет».
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива
Златится спелая звезда.
«О край дождей и непогоды…»
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
«Запели тесаные дроги…»
Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь,
Тебе – высокая светлица,
А мне – далёкий монастырь.
«Опять раскинулся узорно»
«Малиновый» здесь не обозначает цвет, прилагательное образовано от существительного «малина» (один из любимых образов в народной поэзии). Малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но передают восхищение красотой родного края: в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви к Родине.
2.2.4.Розовый цвет
Эпитет «розовый» не является у Есенина определением цвета. Это эмоциональный эпитет, который выражает настроение поэта. С розовым цветом обычно связывают представление обо всём нежном, светлом.
И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.
« За темной прядью перелесиц…»
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
«Мне осталась одна забава…»
Я ещё никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
«Закружилась листва золотая…»
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Розовый конь, на котором пронеслась жизнь, вызывает мысли о том прекрасном, ничем не омраченном, что бывает в детстве и юности, но всегда уходит в прошлое.
2.2.5.Белый цвет
«Белый» цвет встречается очень часто в стихах Сергея Есенина:
Вот оно глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
………………………………..
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
« Вот оно, глупое счастье…»
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
« Анна Снегина»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
«Белая берёза»
В стихотворениях Сергея Есенина «белый» цвет имеет своё традиционное значение, он обозначает чистоту, невинность, добродетель, радость
2.2.6.Зеленый цвет
Зеленый цвет - цвет травы и листьев. У Есенина «зелёный» символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зелёный цвет действует на читателя успокаивающе.
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
« Зеленая прическа…»
Сыпнет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе,
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
« Темна ноченька, не спится..»
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
«Душа грустит о небесах…»
2.2.7.Желтый цвет
Жёлтый цвет – горький цвет. Сергей Есенин в своем творчестве использует оттенки желтого цвета – золотой, рыжий. В ранних стихах Есенина звучит мотив «погибшей души», горький жёлтый цвет врывается в творчество поэта.
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжёлой падучей,
Я душой стал как жёлтый скелет.
«Ты прохладой меня не мучай…»
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи
Вспоминают Московскую Русь.
«Мне грустно на тебя смотреть…»
Там с вызвоном блюда
Прохлада куста,
И рыжий Иуда
Целует Христа.
«Отчарь»
2.2.8.Черный цвет
Чёрный цвет в стихотворениях Сергея Есенина символизирует горе, несчастье, траур, гибель всего, что живёт и дышит.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу тебе выхожу.
«Мир таинственный, мир мой древний…»
Бродит чёрная жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.
«Хулиган»
Горек запах чёрной гари,
Осень рощи подожгла
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.
«Микола»
Главным содержанием произведений конца 1914 – начала 1915 года является трагическое положение деревни в годы войны.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
« Русь»
2.2.9.Алый цвет
В ранних стихотворениях Сергея Есенина очень часто встречается алый цвет. Алый – ярко-красный цвет. Алый цвет символизирует в стихах радость, красоту, любовь и полноту жизни.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй,
С алых губ твоих с болью
Сорвать поцелуй
«Подражанье песне»
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
« Не бродить, не мять в кустах багряных…»
Ты ли, Русь, тропой-дорогой
Разметала, ал наряд?
Не суди молитвой строгой
Напоенный сердцем взгляд.
« На плетях висят баранки…»
3.Значение «цветовых» эпитетов в творчестве Сергея Есенина
Синий и голубой - цвета мечты и тоски по неземному идеалу. Символизируют душевное равновесие, вечную божественную истину, доброту, постоянство. Смягчают остроту восприятия жизни. Вызывают ощущение простора, свободы. Цвета радости, красоты, жизни.Сквозь призму голубого и синего природа воспринимается нежной и ласковой
Золотой символизирует увяданье. Отражает думу о неумолимом движении потока жизни, о неизбежном. Золотой Символизирует увяданье. Отражает думу о неумолимом движении потока жизни, о неизбежном.
Малиновый передает восхищение красотой родного края.Выражает высшую похвалу, высшую меру любви к Родине. Розовый Эпитет «розовый» не является у Есенина определением цвета. Это эмоциональный эпитет, который выражает настроение поэта. С розовым цветом у поэта связано представление обо всём нежном, светлом, радостном. Розовый - символ чего-то идеального, несбыточного, о чём можно только тосковать. Белый символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость
Зеленый символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зелёный цвет действует на читателя успокаивающей Жёлтый цвет – горький цвет. В ранних стихах Есенина звучит мотив «погибшей души», горький жёлтый цвет врывается в творчество поэта
Чёрный цвет символизирует горе, несчастье, траур, гибель всего, что живёт и дышит.
Алый цвет символизирует в стихах радость, красоту, любовь и полноту жизни
4.Заключение
Для усиления выразительности образа Сергей Есенин широко пользуется цветовыми эпитетами. С помощью цветовых эпитетов поэт претворяет зрительные ощущения и впечатления в язык чувства. В поэтическом мире Есенина символика цветов устойчива, а некоторые «цветовые» эпитеты становятся постоянными символами.. Характер употребления слов со значением цвета в произведении отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность. Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов. Настроение поэта опирается на цветные детали пейзажа, а они – в свою очередь – обостряют чувства и мысль, выявляют их глубинное течение. По-особому «ведет» себя слово в поэзии, ибо поэзия – это такой способ формальной организации слов, при котором происходит необычайное умножение и усложнение семантики почти каждого из них, обрастание его дополнительными смыслами, коннотациями, после чего часто генерируются новые смыслы, не свойственные данному слову в обыденном языке. Цвет в поэзии С. Есенина становится не столько носителем реального цвета, сколько средством выражения эмоциональной оценки, передает «субъективно окрашенный» индивидуальный образ предмета, явления, мысли, чувства. В этом эмоционально-субъективном мире все реальные цвета приобретают множество неожиданных звучаний. Кроме прилагательных-цветообозначений, встречаются существительные и глаголы, несущие цветовое значение. Наиболее часто встречаются цветообозначения синь, зелень, серебро, перламутр, а также глаголы типа синеют, златится, белеется, зеленеет и т.д.
При помощи цветообозначений можно описать предмет, чувства, состояние, эмоции или эмоционально-психическое состояние. С. Есенин использует цветообозначения для создания общего положительного контекста и яркого поэтического пейзажа.
Список использованной литературы
1.Бондаренко М.А. Поэзия Сергея Есенина в школе// Литература в школе. – 2003. – 10.
2. Влащенко В.И. Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина// Литература в школе. – 2005. – 11.
3.Наумов Е.И. Сергей Есенин Жизнь и творчество. – М.,1965.
4. Книга «Золотая библиотека» Сергей Есенина. -М., 2001.
5.https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-uchebnik-ot-uchebnogo-posobiya/
6. http://videotutor-rusyaz.ru/
7. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. - М., 1984.
Юрий Алексеевич Гагарин
Фильм "Золушка"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский