Можно очень долго спорить о том, является создание комиксов искусством или нет, однако мировую популярность графических историй трудно переоценить. Что же делает их такими популярными среди детей и взрослых? А самое главное — можно ли комиксы отнести к литературным жанрам.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_romanovskaya.docx | 709.65 КБ |
Научно-исследовательский проект
«Больше, чем комиксы»
Автор | учащаяся 9«В» класса МАОУ школы №17 города Благовещенска Романовская Эвелина |
Руководитель | учитель русского языка и литературы Жулидова Карина Евгеньевна |
Оглавление
1.Введение
2. Что такое комиксы?
3. Происхождение комиксов
4. Познавательные комиксы
5.Заключение
1.Введение
Можно очень долго спорить о том, является создание комиксов искусством или нет, однако мировую популярность графических историй трудно переоценить. Что же делает их такими популярными среди детей и взрослых? А самое главное — можно ли комиксы отнести к литературным жанрам.
Цель работы: сравнить комикс и литературу, найти их отличия, доказать, что комикс можно отнести к отдельному виду искусства.
Задачи:
1.рассмотреть и изучить иллюстрации комиксов и цель их появления; 2.изучить историю возникновения комикса;
3.определить его смысловую составляющую;
4.сравнить комикс и иллюстрацию с литературой;
5.ыяснить, чем комикс отличается от литературы, в чем её превосходит уступает.
Актуальность: мы представляем комиксы как совершенно новое литературное течение XX в., которое имеет свою историю создания, грандиозных создателей и их последователей, необычную систему образов и композицию. Комикс — заметное явление современной культуры. Он имеет длинную истории и огромную армию поклонников.
2. Что такое комиксы?
Комикс (от англ. comic – смешной) – серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование.
Первые комиксы появились в Америке чуть раньше, в 1892 году, с опубликованного в журнале «The San Francisco Examiner» рассказа в картинках «Медвежата и тигр».
С тех пор комиксы стремительно эволюционировали.
Но комиксы зародились не в Америке и не за пару лет – этому предшествовало достаточно продолжительное развитие от примитивных форм до тех, которые мы можем наблюдать сейчас. Появление «историй в картинках», объединяющих графику и литературу, отмечалось в различных культурах и эпохах. Сближение графики и письма началось еще в глубокой древности.
Комиксы — чрезвычайно давнее изобретение, корнями восходящее к XVI-XVII векам. Именно тогда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки, в основном на религиозную тематику, рассказывающие простым людям истории из жизни святых. Были, конечно, и светские истории, но их было гораздо меньше. Вот что странно: в современном мире многие почему-то воспринимают комиксы только как развлечение, не зная о том, что изначально они имели просветительскую функцию. Мнение о комиксе как о произведении массовой развлекательной индустрии стало складываться в XX веке в период, называемый Золотым веком американских комиксов (приблизительно с конца 1930-х до конца 1940-х–начала 1950-х годов). Именно тогда появился самый известный супергерой всех времён и народов — Супермен.
Почему обращать внимание на удобство массового использования комиксов в образовании стали только в последнюю пару десятилетий, не совсем понятно. Учёные-психологи давным-давно выявили, что текст, объединённый с картинкой, обеспечивает лучшее понимание и запоминание информации, чем просто текст. Именно поэтому книжки для детей украшают иллюстрациями. С возрастом желание рассматривать картинки не пропадает: наоборот, рисунок для восприятия по-прежнему остаётся в приоритете, в том числе из-за влияния телевидения, компьютерных технологий и рекламы.
Комикс сочетает в себе черты искусства, таких как литература и изобразительное искусство. Крупные комиксы, где в рисунках излагается полноценное художественное произведение называют графическими романами, а короткие комиксы объемом в несколько рисунков-стрипами. К комиксам так же относится японская манга. Разновидность книжно-журнальной иллюстрации иногда используют даже в печатных СМИ. Также не является литературным жанром.
В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют "немые" комиксы с интуитивно понятным сюжетом
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисовки. В виде комиксов адаптируют даже произведения классиков литературы
Относят ли комиксы к литературным жанрам?
У общественности сложилось мнение, что комикс - это жанр художественной литературы. Признаться, это лучше, чем мнение «Комиксы для детей, зачем ты их читаешь?», но он таковым не является.
Комикс всего лишь художественное средство передачи той или иной информации, главным отличием которого является графическое воплощение. У произведения, написанного в прозе, есть много жанров: комедия, детектив, роман и другие. Точно так же как и у комиксов есть все вышеперечисленные жанры. Сейчас я вместе с вами попробую разобраться, чем же наши любимые истории в картинках отличаются от художественной литературы.
Отличие комикса от художественной литературы
1.Одно из отличий – это время затрачиваемое на чтение. Книгу комиксов вы прочитаете в среднем за 1-2 часа. Вполне можно сесть вечером за кружкой тёплого чая и погрузиться в увлекательный сюжет. За это же время, в зависимости от вашей техники чтения, вы прочитаете в лучшем случае 100 страниц печатного текста.
2.Интересную книгу можно прочитать за 3-4 дня. Комикс же читается сразу – залпом и в этом один из его недостатков на мой взгляд. В моменты сильнейшего напряжения, когда все сюжетные нити переплетены, а самая заветная тайна вот-вот откроется, у рисунка не остается никаких средств, чтобы дать читателю по максимуму прочувствовать этот момент. Комикс как бы на скорости проскакивает этот этап, показывая эмоции человека через изображение. Картинка воспримется за долю секунды, не нужно описывать весь букет мыслей и терзаний героя в письменной форме на половину страницы, из-за этого теряется что-то важное для восприятия.
3.Выразительность.Рисунок - одно из самых выразительных средств повествования, если не самое выразительное. С этим трудно поспорить. Вот несколько примеров исключительности картинки и её абсолютного превосходства над текстом в этом плане.
4.Преимущество комикса – это простор для творчества.В комиксе создатели могут реализовать свои самые смелые идеи.
Большие проблемы комикса
У комикса существует ряд проблем, вот основные из них:
создание комикса, конечно, нельзя сравнить с производством большого кино или компьютерной игры, но это всё ровно чрезвычайно сложный процесс. Им обычно занимаются 4 человека: сценарист, художник, колорист и редактор. В зависимости от сложности материала прибегают к помощи графических дизайнеров, консультантов и т.д. и т.п. Это ещё не затрагивая вёрстку, растушевку и работы по подготовке к печати. Не говоря уже о том, что для комиксов обычно используется качественная бумага и цветная печать, что значительно увеличивает стоимость производства. Иными словами, начинающим автором проще написать книгу, чем сценарий к комиксу, т.к. в этом намного меньше хлопот.
3. Происхождение комиксов
Первые комиксы
Если отбросить в сторону различные публикации религиозного характера XVI и XVII века, в которых пересказывают библейские истории, то первым комиксом можно назвать творчество Родольфа Тепфера, который был родом из Швейцарии. На дворе был XIX век и популярность начинала набирать печатная промышленность. Станки стали появляться во всех развитых уголках Европы. Со временем печатное дело в виде газет и печатных книг немного поднадоело, и появились энтузиасты, которые с превеликим удовольствием разработали новый жанр — истории в картинках. Они-то и стали забавлять местную публику.
Такие книжечки с рисованными историями любили приобретать не только для себя, но и в качестве подарка. Получалась своеобразная открытка с разворотом. Первые открытки подобного плана были действительно юмористического характера, поэтому вполне уместно назвать конкретную дату возникновения именно комикса — 1830 год. Это была первая работа Родольфа Тепфера.
В США же первый комикс вышел лишь в 1892 году и назывался он «Медвежата и тигр». Далее стали появляться аналогичные и не замысловатые сюжеты. Чаще всего комиксами в газетах занимались карикатуристы, которым давали за сверхурочные в качестве составителя комикса. Но интерес к комиксам стал расти настолько серьезными темпами, что пришлось выводить для этого дела отдельную должность с отдельной ставкой. Но это было только зарождение культа, которому в будущем суждено было перерасти в некое подобие субкультуры. Пройдет время и в Америке начнется настоящий бум на комиксы, не обошедший стороной Европу и, естественно, Советский союз. У нас были свои намеки на похожий жанр, причем первооткрывателем выступал сам Маяковский в своих Окнах Роста, но до фанатизма не дошло.
Золотой век
Золотой век комиксов пришелся на период с 30-х по 50-е годы ХХ века, когда комичность сюжетов окончательно сошла на нет, предоставив дорогу боевикам, приключениям и прочим видам экшена на страницах газет и журналов. В 1938 году появился культовый для всех американцев персонаж — Супермен. Количество экранизаций его истории идет вровень с легендой о Бэтмене, который также появился в те годы. Из сюжета про этих героев выжимали все, что могли, потому что их популярность была настолько высока, что голод до историй про Супермена и Бэтмена приходилось постоянно чем-то уталять. Между прочим, на Олимпе супер-героев оба персонажа были не единственными представителями. С ними в одном ряду шел и Капитан Америка, а вот остальным претендентам не удалось завоевать симпатии публики, и многие канули в лета.
Серебряный век
50-е и 70-е годы считаются серебряным веком для комиксов и рисованных историй в США. Это время было примечательно не только появлением новых супер-героев — Человек-паук, Железный человек, Халк, но и выходом на лидирующие позиции на этом поприще компании Marvel, которая не только запатентовала своих новых героев — Фантастическая четверка, Тор и проч., но и заполучила права на многих других персонажей. Теперь мы частенько смотрим фильмы про сверхлюдей, а в самом начале непременно наблюдаем заставку самого популярного и могущественного производителя комикса за всю его историю.
Темные времена
А следующие годы стали эпохой затухания интереса к комиксам. Сначала шел бронзовый век с 70-х по 90-е, а потом началась современная эпоха, в которой практически не осталось места для печатного издания такого формата, как комикс.
Это началось с бронзового века, когда телевизоры стали появляться практически в каждой семье, и истории супер-героев переносились с бумаги на экраны тв. Сериалы, полнометражные фильмы и мультфильмы стали царствовать в мире супер-героев. А с приходом компьютеров и интернета стало понятно, что комиксы продолжают читать только преданные фанаты и немногочисленные энтузиасты, которые кайфуют от самого процесса чтения и следования сюжету истории также, как раньше кайфовали ожидавшие нового выпуска мальчишки 50-х годов. Они копили каждый цент из фонда карманных расходов, отказывали себе во многом, лишь бы насладиться продолжением истории, в которой их любимый супер-герой снова будет на коне и спасет планету от надвигающейся бури. И именно эти энтузиасты до сих пор продолжают дело своих предшественников, действительно напоминая некое подобие субкультуры.
4. Познавательные комиксы
Комиксы, как и книги, помогают нам на время отвлечься от реальности и перенестись в места событий и историй, которых, может, никогда и не было и не будет, но пережить ее вместе с любимым персонажем хочется всей душой.
В наши черствые дни, когда рациональность и желание максимально эффективно распорядиться своим свободным временем стоят на первом месте, и практически не осталось времени на чтение книг, стоит с великой настойчивостью поискать хотя бы 10 минут на чтение комиксов, чтобы и вы, и окружающий мир поверили в существование романтиков. Речь о том романтизме, который толкает на подвиги, который предлагает совершать решительные поступки во благо кого-то другого, а не ради себя. Может быть поэтому считается, что люди середины прошлого века были более чуткими к чужим проблемам и более смелыми в беде, чем мы все сейчас вместе взятые, потому что они много читали. И читали в том числе те самые комиксы. Пример данного комикса – это прекрасный комикс для подростков — «Дневники Вишенки», графический роман в трех томах французских художников Жориса Шам- блена и Орели Нейре, в 2014 г. получивший первый приз на крупнейшем европейском фестивале комиксов «Юная Вишенка», та самая, которая любит вмешиваться в жизни других людей» (так она сама себя характеризует), в каждой части истории вместе со своими подругами расследует какое-нибудь запутанное дело. И каждый раз авторы доказывают, что они не только талантливые художники, но и замечательные писатели. Недавно вышедшая третья часть «Последнее из пяти сокровищ» — полноценная новелла, с грамотно выстроенным сюжетом, убедительными характерами, актуальной проблематикой (радость живого человеческого общения, преодоление психологических травм детства, важность памяти о друзьях и близких). Так «несерьезный» жанр комикса поднимает серьезные нравственные проблемы. Надо обладать хорошим литературным вкусом, чтобы в тесных рамках филактера («словесного пузыря») разместить качественный текст, информативный, лаконичный и при этом художественный. «Дневники Вишенки» — это сочетание классического комикса (кадры, филактер) и традиционного повествования, написанного как бы рукой ребенка (особым, «рукописным» шрифтом) и снабженного детскими рисунками. Это и радует, и удивляет своей непохожестью на обычные книжки. Немного непривычно воспринимать информацию не линейно, как в обычной книге, а зигзагами: от картинки к картинке, взгляд впивается в короткие тексты, а краем глаза разглядываешь картинки, психологически точно изображающие персонажей. Интрига держит в напряжении, хочется узнать, чем же кончится эта волнующая история..
Жанр комикса вызывает растущий уважительный интерес. Большая заслуга в этом принадлежит издательству «Манн, Иванов и Фербер», которое открывает нам неизвестный доселе мир качественного, высокопрофессионального комикса. Комикса как перспективного вида искусства.
Многие из комиксов носят познавательный характер, дети могут развиваться, читая данные книги. Примеры таких комиксов:
1.Комиксы МИФа решают и образовательные задачи. Так, британец Джо Тодд-Стентон в книге «Марси и загадка Сфинкса» (вторая в серии «Волшебные истории мистера Браунстоуна») отправляет свою героиню в путешествие по древнему Египту. Выручая отца и попутно общаясь с египетскими богами, Марси узнает много интересного, а главное — избавляется от своих страхов.
2. Образовательная манга
Серия книг «Образовательная манга» занимательно, в картинках объяснит основные теории и явления физики, статистики, математики, программирования, биохимии, астрономии. Серия состоит из более чем десятка книг на разные темы в рамках названных предметов. Все они переведены на русский язык и выходят в издательстве «ДМК-Пресс».
3. Естественная наука в комиксах
О естественных науках весело и доступно рассказывает Ларри Гоник, карикатурист и преподаватель математики из Гарвардского университета, в серии книг «Естественная наука в комиксах». Всего в этой серии им создано три книги: «Химия. Естественная наука в комиксах», «Алгебра. Естественная наука в комиксах» и «Физика.
4. Всемирная история в комиксах
Для тех, у кого трудно с историей, Ларри Гоник создал ещё одну серию — «Всемирная история. Краткий курс в комиксах». В трёх томах просто и с юмором автор рассказывает о зарождении и становлении человеческого общества и государства.
5. Философия в комиксах
Философия — одна из самых сложных наук. В школьной программе такого предмета нет, но книга Майкла Паттона «Философия. Краткий курс в комиксах» делает философию доступной и понятной даже школьнику. На нелёгком пути становления различных философских течений и поиска ответов на самые сложные вопросы вас будет сопровождать Гераклит, остроумно и тонко комментирующий всё происходящее.
6. Таблица Менделеева в комиксах
Если ребёнка пугает таблица Менделеева, и он с ужасом открывает каждый раз учебник химии, покажите ему все химические элементы, нарисованные в стиле комиксов. Перевод такого комикс-проекта разместила на своём сайте учитель московской школы № 825 Элла Борисовна Серёгина. Каждый элемент таблицы представлен в виде персонажа с различными атрибутами и в определённой цветовой гамме. Всё это поможет школьнику не запутаться, кто есть кто (в смысле, что есть что) в таблице Менделеева.
7. Английский в комиксах
Для тех, кто пытается выучить английский, но всегда теряется в грамматике, Брайан Бойд, учитель английского языка из Таиланда, создал замечательный проект «Grammarman», который включает комиксы и видео, помогающие его студентам и всем желающим весело и интересно заниматься английским. Да и как могут быть скучными истории супергероя, который спасает свой родной город от грамматических преступлений!
Заключение
В нашей стране с недавнего времени стали выпускать комиксы по классическим литературным произведениям. Перевести литературное произведение на язык комикса не так уж просто. Хорошо сделанный комикс по книге, с бережным отношением к ней, тщательным следованием духу и букве оригинала, неважно, роман это, басня или небольшое стихотворение могут помочь освоить программу. Приобщить юношество к литературной классике. Школьника, таким образом, стремятся увлечь и подтолкнуть к чтению оригинала, а взрослому читателю, посмотреть на привычный текст в новом свете.
Таким образом: комикс – новый образовательный инструмент с новыми свойствами и новым воздействием на ребенка.
Комикс повышает мотивацию к изучению;
Читать комиксы гораздо легче и интереснее;
Веселые картинки обеспечивают визуальную поддержку обучению;
Использование комиксов позволяет уменьшить длительность презентации, доклада, лекции или объяснения нового понятия;
Комикс выполняет не только развлекательную функцию, но и познавательную;
Комикс упрощает и ускоряет процесс познания, поскольку комикс делится на фрагменты.
Однако, имеется риск отвыкания от объемных текстов, негативного отношения к адаптированным текстам, могут возникнуть сложности с пониманием юмора.
Фильм "Золушка"
Домик зимней ночью
Разноцветное дерево
Две снежинки
Несчастный Андрей