Научно-исследовательская работа по творчеству М.А.Булгакова
Вложение | Размер |
---|---|
koltsoa_bulgakov.docx | 83.38 КБ |
Научно-исследовательская работа
Литература
Влияние образов дома и антидома на понимание основного нравственного посыла романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Выполнила:
Кольцова Полина Андреевна
учащаяся 10 а класса
МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Руководитель:
Березуева Оксана Анатольевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 1 |
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ДОМА В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ | 3 |
ГЛАВА 2. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА О БУЛГАКОВЕ | 7 |
ГЛАВА 3. ОБРАЗ ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ БУЛГАКОВА | 12 |
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ДОМ И АНТИДОМ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» | 15 |
4.1 Дом и Антидом в Москве | 15 |
4.2 Дом и Антидом в романе Мастера | 26 |
4.3 Дом и Антидом в мире Воланда | 30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 34 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 35 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Внимание к творческому наследию Михаила Афанасьевича Булгакова ныне огромно: его книги изданы миллионными тиражами, появились 5-томное, 10-томное собрания сочинений, произведения писателя экранизируются, инсценируются, пьесы его идут во многих театрах, десятки книг и тысячи статей посвящены творчеству и жизни Мастера — М. Булгакова.
Его величайший закатный роман “Мастер и Маргарита” также пользуется огромной популярностью. Он отличается сложностью организации повествования. Булгаковеды ищут скрытые смыслы и шифры, досконально изучая текст, посвящая роману всю свою жизнь. Но для неподготовленного читателя множество миров и переходы из одного в другой могут вызвать сложности в понимании текста. Для некоторых это произведение может показаться странным и непонятным, потому что они так и не смогут найти ключ к пониманию замысла писателя.
Актуальность: сложности в понимании текста уводят читателя от осмысления главного нравственного посыла романа, заложенного автором. Но если в качестве "ключа" к произведению дать направление для размышления, основной посыл, то понять замысел писателя будет легче.
Гипотеза: образы Дома и Антидома как основополагающие являются ключом к пониманию основного нравственного посыла Булгакова в романе "Мастер и Маргарита".
Цель работы: обосновать значимость понятий Дом и Антидом в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» для понимания основного нравственного посыла автора.
Задачи:
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее материалов в процессе изучения романа как в образовательных организациях на уроках литературы, так и для самостоятельного изучения учениками.
Анализ источников: с каждым годом работы у исследователей творчества Булгакова не убавляется. Е.А. Земская[11] и М.О. Чудакова[30] посвятили свои работы биографии писателя, уделяя пристальное внимание роли семьи в его жизни. Г.А. Лесскис[16] и Б.В. Соколов[4], изучая тексты великого автора, подарили миру множество интереснейших теорий и скрытых смыслов его произведений. Большое внимание булгаковеды уделяют образу Дома. Так, А.А. Кораблев выделял мотив Дома у Булгакова как основополагающий.[13] Главным основательным трудом по творчеству Булгакова, в котором освящены понятия Дом и Антидом, является исследование Ю.М. Лотмана.[18] Он положил начало изучению этих образов применительно к роману “Мастер и Маргарита”. Изучала символику Дома и Антидома Е. Максимова уделяла внимание образам помещений и связи их с образом жизни персонажей.[21] Писал о доме и бездомье булгаковских героев и В.Я. Лакшин, идеи которого были схожи с понятиями Лотмана.[14]
Вывод: Таким образом можем сделать вывод о том, что творчество Булгакова достаточно широко и глубоко исследовано, но мы попытаемся рассмотреть данную тему с точки зрения понятий Дома и Антидома как своеобразных ключей к роману.
Глава 1. Образ дома в литературе и культуре
Дом относится к числу основополагающих, всеобъемлющих образов, который с давних времен функционирует в человеческом сознании, а, следовательно, в культуре. В «Частотном словаре современного русского языка» слово «дом» фиксируется 8-ым среди имен существительных по частоте употребления. Он является наиболее проработанной в языке сферой, охватывающей все то, что составляет зону безопасности и обеспечения жизнедеятельности людей.[28] Дом – материальный и культурный объект, созданный в качестве жилища человека, характерной отличительной чертой которого является отделение пространства повседневной личной жизни человека от общего пространства окружающего мира. Зачастую, этот объект имеет членение внутреннего пространства в связи с социальными, гендерными и хозяйственными обычаями населяющих его людей.
Существительное «дом» впервые упоминается в древнерусском языке в XI в. Слово обозначает «любое здание для жилья или учреждения», а также «семью или живущих вместе людей».[26] В толковом словаре Ожегова приводятся следующие значения этого существительного:
В массовом культурном сознании образ Дома тесно связан с понятиями семья, традиции, отечество, предки, народ, история. А также спокойствие, уют, очаг, чувство защищенности. Это понятие чрезвычайно значимо почти во всех национальных культурах, так как Дом принадлежит к числу «самых глубоких, базовых для человеческих институтов пространственных структур, относящихся к культуре в самом широком, общеродовом ее понимании».[27] Часто Дом употребляется в качестве понятия, объединяющего в себе наиболее важные моральные семейные ценности народа. Он является продолжением своего хозяина, отражением его души. Освальд Шпенглер в своих трудах отмечал, что «душа людей и душа их дома - одно и то же», что все обычаи и формы существования, весь распорядок жизни - все находит в доме свой образ и подобие.[31] Изучая роль этого образа в коллективном мировоззрении того или иного народа, соотнося его с другими значимыми образами и архетипами, мы получаем возможность судить о «внутренней организации» той или иной культурной модели.[19]
В русской культуре образ Дома всегда играл возвышенную и основополагающую роль. Он в символической форме воплощал ценности и смыслы человеческого существования и отражал метафорическую связь человека с космосом. Оппозиция мир/дом (макрокосмос/микрокосмос) соответствует в модели мира пространственным оппозициям внутренний/внешний, чужой/свой, далекий/близкий. Внутренняя часть дома – сокровенное место, где хозяин формирует свою жизнь и все что с ней связано. Именно русские писатели почувствовали и выразили в своих произведениях значимость образа Дома для русской культуры. Они осмыслили Дом как единицу человеческого сознания и бытия осознали, что с его благоустройства начинается благоустройство жизни человека и общества. Стоит отметить особое место этого образа в книгах Н. Гоголя. В «Мертвых душах» дома Собакевича, Манилова, Коробочки, Плюшкина выступают не просто фоном для этих героев - это полноценные элементы их портрета. Ю. Лотман писал: «И, пожалуй, именно Гоголь раскрыл для русской литературы всю художественную мощь пространственных моделей, многое определив в творческом языке русской литературы от Толстого, Достоевского и Салтыкова-Щедрина до Михаила Булгакова и Юрия Тынянова».[17]
Идея Ю.М. Лотмана о возможности понимать художественное пространство произведения как «своеобразную двуплановую литературно-этическую метафору»[19] лежит в основе довольно распространенной и отработанной методики, согласно которой дом рассматривается в качестве элемента художественного пространства произведения в соотнесении с другими пространственными координатами. Анализ художественного пространства в данном аспекте становится основой для интерпретации художественного мира произведения в целом.
Коренные изменения в общественном и индивидуальном сознании сильно влияют на искусство, и литературу в частности. Так в русской прозе 1920-х годов отразился процесс ценностной инверсии, которой в данный период подверглись сформированные национальной культурой представления о доме. Анализируя раннюю советскую прозу, Н.И. Великая пишет: «Мотив дома в ранней советской прозе, по существу, отсутствует».[7] Повсеместной стала новая, основанная на идеях социализма культура, отрицающая аспект укромности, священности и сакральности дома и воспевающая идею дома-коммуны, основная цель которого удовлетворение исключительно физических потребностей человека (сон, еда и др.) Образ дома и ситуации, связанные с ним, в прозе становящегося соцреализма присутствовали, но их семантика не получала всестороннего истолкования в силу цензуры и следованию за ценностными предпочтениями социалистической культуры (в ней значимость личности определялась не тем, насколько она состоялась в домашней и семейной сфере, например, в качестве хозяина дома и главы семьи, но причастностью к крупным историческим событиям, участием в производственном процессе).
Однако в 1920-е годы в отечественной литературе существовала и иная ценностная система, содержание которой раскрывается формулой, «апология дома» (Аполо́гия от др. греч. ἀπολογία — оправдание). В этом определении, возникшем применительно к творчеству М.А. Булгакова, в частности к роману «Белая гвардия», акцентирован ценностный аспект образа.[14]
Вывод: образ «Дом» играет неотъемлемую роль в формировании представления о русской культуре и литературе. Авторы обращаются к данному образу как к основополагающему, хранящемуся в сознании каждого носителя языка.
Глава 2. Биографическая справка о Булгакове
Из прозаиков 20-30х годов Михаил Афанасьевич Булгаков сегодня, на мой взгляд - один из самых популярных писателей. Его произведения по сей день расходятся по всему миру многомиллионными тиражами. Автор «Мастера и Маргариты» как никто другой умел говорить актуально о вечном, и этим в первую очередь привлекает просвещенного читателя. В своей прозе Булгаков продемонстрировал умение просто, с минимумом словесных средств, говорить о сложных вещах – вот еще один секрет широкой зрительской популярности булгаковской драматургии, как прижизненной, так и посмертной.
Биография Булгакова неразрывно связана с его творчеством. Многочисленные жизненные трудности, сформировали духовные ценности писателя, которые легли в основу его величайших произведений. А значит пред тем как перейти к непосредственному изучению его творчества, необходимо ознакомиться с историей жизни Михаила Афанасьевича Булгакова.
«Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.» - писал сам автор в свой автобиографии, датированной мартом 1931 года.[5] Михаил Афанасьевич родился в семье преподавателя духовной академии. Жалования духовной академии едва хватало. Своей квартиры у Булгаковых в Киеве не было, и семья часто переезжала с места на место.[12] Но тем не менее, детство писателя было радостным, семья большой и дружной, а в доме царила любовь, уважение к человеческой личности и ее достоинству, «…свобода, которую нам давали родители, тоже способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо <…> В доме была требовательность, была серьезность, но мне кажется, я могу с полным правом сказать, что основным методом воспитания детей у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых были шутка, ласка и доброжелательность» - так описывала семью Булгаковых в своих дневниках сестра писателя, Надежда Афанасьевна.[11] В воспоминаниях сестер содержатся сведения о том, что их старший брат очень рано начал и читать, и писать, увлекался спортом: крокетом, теннисом, а еще оперой и театром. Вера Афанасьевна рассказывала, что уже в семь лет он написал свое первое литературное произведение «Похождение Светлана».
В семье будущего писателя было множество медиков, поэтому выбор Булгаковым медицинского факультета после окончания гимназии был вовсе не случайным. Учился он не очень прилежно: поступив в Киевский университет в 1909, окончить его удалось только к 1916 году.[15] После получения диплома, Булгаков был направлен в село Николаевское Смоленской губернии для службы в качестве врача. События этих лет он позже сам описал в «Записках юного врача». Продолжавшаяся почти полтора года служба в сельских больницах оказалась одним из самых тяжелых периодов в жизни писателя. Все, что его окружало казалось ему чужим. От тоски и одиночества он спасался книгами и работой. В это сложное для него время Булгаков стал регулярно употреблять морфий. По воспоминаниям жены, впервые он принял этот препарат, чтобы уменьшить побочные симптомы прививки от дифтерита, которую ему пришлось сделать, чтобы избежать заражения. Очень быстро развилась зависимость от наркотика. Началось привыкание и постепенное разрушение организма. Позднее Булгаков опишет это состояние в одном из своих психологических рассказов «Морфий». Избавиться от страшной зависимости помогла преданная супруга, которая втайне разбавляла наркотическое вещество.[15]
Революционные события в России 1917 года дали начало пожизненной драме М. Булгакова, ставшего духовным изгоем в родной стране, не продавшим свою душу и талант новым идеологическим Мефистофелям. Ненависть к любому насилию, неприятие любой политической доктрины, ведущей к «счастью» через горы трупов, — все эти качества были прочно закодированы в душе врача Булгакова, вынесшего из аудиторий медицинского факультета в Киеве может быть самую великую в мире науку: науку любви к человеку.[8] Творческий путь Булгакова был тернист: в период борьбы за власть недружественное высказывание в адрес одной из сторон могло кончиться гибелью.
В начале двадцатых годов Булгаков писал преимущественно произведения о революции, в основном пьесы, которые впоследствии ставились на сцене Владикавказского ревкома. С 1921 года писатель жил в Москве и работал в разных газетах и журналах. Свой приезд в Москву и поиски жилья Булгаков впоследствии описал в рассказе “Воспоминание…”. Жить ему было негде, но его спас счастливый случай. Муж сестры писателя в это время уезжал в Киев и разрешил Булгакову с супругой поселиться в его комнате.[30] Это и была комната в той самой коммунальной квартире № 50, ставшей прототипом для «нехорошей квартиры» в знаменитом романе. Квартирный вопрос кое-как решился. Главной проблемой Булгакова были люди, населявшие другие комнаты коммуналки (которых насчитывалось семь). Большинство жильцов любили выпить, следствием чего становились разнообразные эксцессы, выводившие литератора из себя. Несмотря на все эти трудности, именно здесь началась литературная карьера великого писателя. В частности, в квартире № 50 он написал своё первое крупное произведение - роман “Белая гвардия”.[1]
В 1925 году написана пьеса «Дни Турбиных». Она имела оглушительный успех на сцене МХАТа. Сталин оценил произведение, но все-таки он в каждом тематическом выступлении акцентировал внимание на антисоветском характере пьес Булгакова. Вскоре творчество писателя подвергли критике. За последующие десять лет были опубликованы сотни резких рецензий. Он вырезал из газет все рецензии на свои творения. Из 298 были отрицательными, а похвалили творчество Булгакова всего три человека за всю его жизнь. Таким образом, литератор не понаслышке знал участь своего затравленного героя – Мастера.[34] Религиозные темы, критика советских реалий – всё это сделало появление произведений Булгакова на страницах газет невозможным. Неудивительно, что писатель всерьез размышлял о переезде за границу. Он даже написал письмо Правительству, в котором просил либо разрешить ему уехать, либо дать возможность спокойно работать. В следующие шесть лет Михаил Булгаков был режиссёром-ассистентом МХАТа.[33]
С 1932 года Булгаков с третьей своей женой жили на Пироговской. «Задыхаюсь на Пироговской. Может быть, ты умолишь мою судьбу, чтобы наконец закончили дом в Нащокинском? Когда же это наконец будет?! Когда?!» — жаловался Булгаков в июле 1933 года в письмах к П.С. Попову. [2] Булгаков испытал на себе все трудности «квартирного вопроса», который, как известно, всех испортил. За свою недолгую жизнь он менял место жительства бесчисленное количество раз.[1]
В 1934 году Булгаков наконец переезжает в квартиру писательского кооператива. Это был последний дом писателя. Кажется, именно здесь он нашел долгожданный покой. «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы.» - писал про свою новую квартиру Булгаков.[3] Здесь он работал над романом «Мастер и Маргарита». Работа эта продолжалась более 12 лет, за которые было создано несколько вариантов рукописей, на одной из них сохранилась пометка: «Дописать раньше, чем умереть. 30 октября 1934 год».[30] Булгаков понимал, что этот роман не будет опубликован. И, действительно, роман «Мастер и Маргарита» вышел в свет только через 20 лет после смерти своего автора.
В 1939 году писателю поставили серьезный диагноз – нефросклероз. Булгаков умер, когда ему было 48 лет – столько же, сколько его отцу, который умер от той же болезни. Когда он ослеп, жена писала за него главы «Мастера и Маргариты» под диктовку. Правка остановилась на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?». 10 марта 1940 года Булгаков умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.[6]
Вывод: на протяжении всей своей жизни М.Ю. Булгаков неоднократно сталкивался с огромным количеством сложностей и препятствий как в творческой жизни, так и в личной. Тяжелая судьба помогла понять писателю, что для человека должно быть действительно ценно. Отсутствие постоянного места жительства, и, как следствие, чувства защищенности, покоя, возвысили ценность понятия Дом в индивидуально-авторской картине мира М.А. Булгакова. Судьба писателя – это судьба Мастера, который точно также всю жизнь искал свой «вечный дом».
Глава 3. Образ Дома в творчестве Булгакова
Образу Дома уделяется большое внимание как в творчестве, так и в индивидуально-авторской картине мира М.А. Булгакова в целом, так как его взгляд прикован именно к земному, домашнему миру, который так дорог писателю. Булгаков как никто другой осознавал проблему отсутствия постоянного дома, места спокойствия и покоя. Все это только усиливало ценность образа Дом для писателя. А. Кораблев замечает: «Образ Дома – один из ключевых в творчестве М. Булгакова... И квартирный вопрос в его произведениях неизменно сопрягается с общей проблемой человеческого существования, причем не только в конкретно-бытовом, но и в философском, бытийном смысле».[13]
Жилище, Дом — принципиальные понятия в мировоззрении Булгакова — основа жизненного благополучия. Он предпочитал массе личность, а вместо замаха на всеобщее и грандиозное призывал к простому, насущно необходимому. «Домашность» в булгаковском миропонимании — необходимое условие нормальной социальности человека. Бояджиева сформулировала роль Дома в творчестве Булгакова так: «Бездомен, безбытен — люмпен, маргинал, уличный пес. «Дом» для Булгакова — это социально-философские и этические, категории».[1] Образ Дома не только встречается практически во всех произведениях знаменитого автора, но и зачастую формирует их пространственную структуру повествования.
Ю. М. Лотман в своей статье «Заметки о художественном пространстве» отмечает, что с помощью анализа образов Дом - Антидом можно обозначить общую перспективу творчества Булгакова, в которой на одном полюсе - «Белая гвардия», повествование о гибели дома, а на другом — «Театральный роман», где «бездомный писатель воскрешает дом Турбиных». «В нижней точке этой творческой кривой находится "Зойкина квартира"», а последний булгаковский роман «оказывается одновременно и включенным в глубочайшую литературно-мифологическую традицию, и органическим итогом эволюции его автора»[19] По мнению ученого, традиция противопоставления дома антидому исключительно значима для Булгакова, для него эта символика становится одной из организующих на протяжении всего творчества.[20]
Свое пристальное внимание исследователи творчества М.А. Булгакова уделяют образам Дома в романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» и в пьесах «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира». Для Булгакова Дом - это не просто место действия или точка в пространстве, с помощью этого образа писатель выражает свое мировоззрение или даже отношение к конкретным событиям своей эпохи. Так, Дом Турбиных в романе «Белая гвардия» (пьесе «Дни Турбиных»), занимающий важное место в творческом пространстве Булгакова, помогает обнаружить отношение автора к революции. Представление об идеальном Доме, наполненном спокойствием и чувством защищенности, обретает утопические черты в произведениях Булгакова. Примером такого Дома является дом Турбиных и «Вечный дом» Мастера. В противопоставление им выступает образ Антидома, впервые встречающийся в пьесе «Зойкина квартира». Такой образ же наоборот выступает примером антиутопического мира, разрушая всякую интимность личной жизни обитателей такого жилища. Начиная с «Зойкиной квартиры» до «Вечного дома» последнего романа ни один дом в произведениях Булгакова не обладает чертами утопического идеального пространства.
Вывод: по Булгакову Дом – это убежище и спасение от внешнего, чуждого мира, дарящее покой и умиротворение. Этот образ является одним из основополагающих во всех ключевых произведениях писателя и организует пространство его произведений.
Вывод
Исходя из понятия Дом, опираясь на биографические факты и творчество писателя, мы попытались дать характеристику понятиям Дом и Антидом, выявив их отличительные признаки (см. Приложение Таблица 1).
Вывод …
Глава 4. Практическая часть. Дом и Антидом в романе «Мастер и Маргарита»
Как уже было отмечено ранее, противопоставление Дом-Антидом играет огромную роль в произведениях Булгакова, в частности и в романе «Мастер и Маргарита». Автор подробно описывает множество самых разных по своему содержанию и происхождению жилищ, которые помогают лучше раскрыть образы их обитателей. Проанализировав и сравнив их все, мы сможем вычленить формулу истинного Дома, по мнению Булгакова.
4.1 Дом и Антидом в Москве
Первый пространственный образ, встречаемый нами на страницах романа, это – Город. Автор описывает дома вечереющей Москвы глазами Воланда и в самом начале романа (Воланд «остановил взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце») и в его завершении («На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. <…> Но им город был виден почти до самых краев»). Основной единицей Города является Дом. Символические образы Города и Дома составляют суть идейного замысла произведения, обращение к ним позволяет расставить необходимые акценты, выявить позицию автора.
Здесь же, в начале романа, мы знакомимся с одним из героев произведения Иваном Поныревым - поэтом, пишущим под псевдонимом Бездомный. Стоит отметить, что Булгаков не описывает Дом Понырева и вовсе. Но «бездомность» его не буквальна, а заключается как раз в отсутствии истинного призвания, спокойствия и стабильности. И эта проблема является повсеместной среди большинства героев «Мастера и Маргариты». Бездомье горожан актуализируется в образах помещений, не предназначенных для счастливой жизни и не являющихся их истинным Домом.[21]Антидома по своей численности в повествовании значительно перевешивают настоящие Дома. Лотман, изучая роман, отметил: «Главное свойство антидомов в романе состоит в том, что в них не живут – из них исчезают (убегают, улетают, уходят, чтобы пропасть навсегда)».[18] Многочисленные вариации темы ложного дома, по Лотману, способствуют созданию образа нереального мира. Отметив, что Булгаков использует «пространственный язык для выражения непространственных понятий»[20], автор статьи доказывает возможность осмыслить эволюцию главных действующих лиц с точки зрения поиска ими дома.
Дом скорби
Дом Скорби, где «лечились» Бездомный и Мастер - «знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки», - одно из важных мест действия в романе, куда вольно или зачастую невольно попадают практически все герои московских глав. Клиника Стравинского является местом для людей душевнобольных, и в то же время местом, где проявляется безумие внешнего мира, находящегося за стенами учреждения. Образ психиатрической больницы в произведении носит противоречивый характер. С одной стороны, это место становится для многих героев единственным местом, где они могут укрыться от враждебного внешнего мира. И кажется будто эта клиника – одно из немногих мест в Москве, попав куда можно оказаться в безопасности. Но с другой стороны, при более подробном прочтении мы можем проследить связь Стравинского, заведующего клиники, призванной исцелять людей от страха и безумия, с их источником – самим дьяволом. Об этом говорят слова Воланда: «Бывал <в больнице для душевнобольных>, бывал и не раз! Где я только не бывал! Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения». Булгаковед Соколов также подтверждает такую связь, объединяя Стравинского в одну триаду с Понтием Пилатом и Воландом.[4] Стравинский вершит судьбы больных, предлагая им лечение и покой.
О дьявольском происхождении Дома скорби также говорит его внешнее описание. Булгаков характеризует внутренние коридоры клиники как темные, освещенные тусклым холодным светом синих ночных ламп. Больница в романе – это плод футуристической иронии Булгакова. Как врачу, ему, по-видимому, было интересно «выстроить» совершенную больницу, оснащенную чудесами техники и непомерно вежливым персоналом.[1] В изображение клиники Булгаков включает и фольклорный подтекст. Так это место с небьющимися окнами и самораздвигающимися стенами Б.М. Гаспаров сравнивает с избушкой на курьих ножках «без окон, без дверей». А Иван приобретает облик Иванушки из русских народных сказок.[9]
Для Мастера лечебница становится своеобразной духовной тюрьмой, из которой сбегать он вовсе не планирует, ведь у него нет истинного Дома. Важно отметить, что только люди, не имеющие настоящего Дома, обрели свой ложный дом в стенах клиники. Здесь он возненавидел свой роман, отказался от него, потому заслужил лишь покой и безумие. А безумие булгаковского героя это не только болезнь, но и упрек в сторону системы, послужившей причиной ему. И образ психиатрической больницы помогает раскрыть феномен «социального безумия».[16] Так клиника Стравинского становится самым настоящим Антидомом для больных, это подтверждает ее связь с адом, а также апатия и опустошенность обитателей.
Д. 13 кв. 47
Семантику Антидома раскрывает в романе тема ложного дома и обладающей ярко выраженной инфернальной окраской коммунальной квартиры. Примером такого Антидома является коммунальная квартира 47 в доме номер 13, в которую попал Иван Бездомный в процессе погони за Воландом. Любопытно отметить, что Булгаков не случайно выбрал номер дома, во-первых, он сам жил на протяжении 13 лет в квартире на Андреевском спуске в доме номер 13, а во-вторых вероятно именно номер дома натолкнул Понырева на мысль, что профессор находится там, ведь числу 13 всегда приписывались мистические свойства. В романе, как только поэт попадает в квартиру, он видит всепоглощающий бардак и ужасающую запущенность жилища. Тут собралось все: и «пыльное, годами немытое окно», и «черный от грязи потолок», и «ванна, вся в черных страшных пятнах». Булгаков называет освещение в коммуналке «адским» и отмечает, что здесь есть одна икона, но и та забыта, что еще раз подтверждает, что образ этого жилища представляет собой дом ложный – Антидом. В данном случае безразличие, равнодушие жильцов к происходящему в их собственной квартире, связь с адом и запущенность помещения говорят об этой квартире как об Антидоме.
Квартира Берлиоза (нехорошая)
Несомненно, один из ярких примеров Антидома в «Мастере и Маргарите» это квартира Берлиоза – «нехорошая» квартира (даже название говорит само за себя). Именно в этой квартире, после гибели Берлиоза и чудесного перемещения Лиходеева в Ялту, поселяется Сатана со своей свитой. Образ квартиры №50 парадоксален: это не кров, дарящий чувство защищенности, а пространство, фокусирующее бездомную среду. Все комнаты небольшие, камины и витражные стекла отсутствуют.
Под одной крышей живут совершенно чужие друг другу люди, периодически сбегая или вовсе пропадая бесследно, – надолго здесь никто не задерживается. У Берлиоза жена сбежала, а другой жилец сам «пристроил» ее на сторону.
Интересно разобраться в символике названий и адресов. Божедомка - улица, на которой Степа Лиходеев купил комнату жене «с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице…». Божедомка (скудельница, убогий дом, усыпальня) — старинное русское название общей могилы или кладбища для странников, за погребенье которых некому было платить. Здесь также хоронили самоубийц и лиц, погибших внезапно, без причащения и покаяния.[29] Да и адрес самой нехорошей квартиры подтверждает нереальность происходящего, так как номер дома 302 бис это зашифрованный номер 10 = (3+0+2) x 2(бис). А изменение автором романа названия самой улицы не слишком грешит против истины: Большая Садовая в 20-30-е годы называлась и Садовой-Триумфальной, и просто Садовой. А значит прототипом для нехорошей квартиры стала ненавистная Булгаковым квартира № 50 дома №10 на Большой Садовой, в одной из комнат которой жили Михаил и Татьяна Булгаковы после переезда в Москву.
Квартира Берлиоза становится местом действия не только огромного количества мистических событий, происходящих в романе, но и всяческих репрессий, взяточничества и обмана. Воланд является в квартиру к Лиходееву, и чуть не сведя его с ума выходками Коровьева и кота Бегемота, чудесным образом за секунду отправляет бывшего жильца квартиры прямиком на ялтинское побережье. «Головную Степину кашу трудно даже передать. Тут и чертовщина с черным беретом, холодной водкой и невероятным контрактом, – а тут еще ко всему этому, не угодно ли, и печать на двери!»
Все последующие визитеры стали жертвами свиты Воланда. Никанор Иванович, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице», после смерти Берлиоза был вынужден буквально бежать от многочисленных граждан, претендовавших на жилплощадь покойника. Дом всех изжил, в конце концов сам Сатана вселяется сюда, но в него по-прежнему, как слепые, рвутся другие, будто в пучину гибели. Босой, явившись в «поганую» квартиру, шагнул в кабинет бывшего жильца, «но остановился в изумлении в дверях и даже вздрогнул. За столом покойного сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджачке, в жокейской шапочке и в пенсне...» Коровьев, заговорив председателя, задобрил его огромными денежными взятками, и выставил за дверь, «случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель». Затем Коровьев доносит на Босого, и председателя арестовывают за хранение валюты, в которую превратилась та самая пачка.
Поплавского, киевского дядю Берлиоза, Азазелло незамедлительно выдворяет кубарем вниз по лестнице, ударив по голове жареной курицей, которую он достал из чемодана гостя. А буфетчика Варьете, Сокова, пришедшего в нехорошую квартиру с жалобой о том, что червонцы после представления Воланда превратились в бумажки, выгоняют, пред этим обозначив дату его смерти: «Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате...»
Важную роль в образной картине романа играют зеркала, множество которых расположилось в нехорошей квартире. Именно с их помощью в реальный мир попадает свита Воланда из «пятого измерения», а значит зеркала выполняют роль портала между мирами, отражая двойственность мира. Когда наступает время бала Сатаны, обычная по своему виду квартира с легкой руки Воланда расширяется до невероятных размеров, обретая высокие просторные залы с богатым убранством, вмещающие сотни гостей.
«Нехорошая» квартира - метафора, отразившая пороки общества 30-х годов: взяточничество, использование служебного положения, мошенничество, обман, что говорит о ней как о концентрации враждебного и сатанинского. Квартира Берлиоза – самый настоящий Антидом. Конец ее состоялся в сжигании жилища, Булгаков сжег ее, все еще верив в формулу «Ignis sanat» — огонь лечит, как и в юные годы.[1]
МАССОЛИТ
«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом <…> Важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Берлиоз до своего появления па Патриарших прудах».
С первого взгляда может показаться, будто Дом Грибоедова место сосредоточения людей талантливых, возвышенных, культурных. Но затем, в процессе дальнейшего чтения, это ошибочное мнение мигом пропадает. Здесь, «как ананасы в оранжереях», должны выспевать «будущий автор „Дон Кихота" или „Фауста"» и те, кто «для начала преподнесет читающей публике „Ревизора" или, на самый худой конец, „Евгения Онегина"». Как выясняется, главными пристрастиями «литераторов» являются вовсе не искусство и писательство, а казенные дачи и пиршества и танцы в местном летнем ресторане. Чтобы попасть в этот ресторан необходимо лишь предъявить писательское удостоверение, талант и призвание в этом месте определяется формально – по документам.
Здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что в поисках Воланда, нечистой силы, с полной уверенностью Иван Бездомный отправляется именно в Грибоедов, что, как и в случае с квартирой №13, говорит о связи с дьяволом и мистике этого места. «К Грибоедову! Вне всяких сомнений он там». Эту же мысль подтверждает и описание вечера в ресторане при МАССОЛИТе. Повсюду шум, грохот, звон, вскрикивания «Аллилуйя!», а залы красивые, но ужасно душные и тесные. «Оплывая потом, официанты несли над головами запотевшие кружки с пивом, хрипло и с ненавистью кричали: «Виноват, гражданин!» <…> Тонкий голос уже не пел, а завывал: «Аллилуйя!» Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню. Словом, ад».
Советских литераторов — сообщество избранных, ангажированных властью лизоблюдов, травивших Булгакова из года в год, он ненавидел всей душой, потому и позволил себе удовольствие спалить Грибоедов в главе «Последние похождения Коровьева и Бегемота». «Из примуса ударил столб огня прямо в тент. Как бы зияющая пасть с черными краями появилась в тенте и стала расползаться во все стороны. Огонь, проскочив сквозь нее, поднялся до самой крыши грибоедовского дома». Особенно важен "Грибоедов", в котором семантика, традиционно вкладываемая в истории культуры в понятие "дом", подвергается полной инверсии. Все оказывается ложным, от объявления "Обращаться к М.В. Подложной" до "непонятной надписи: "Перелыгино". Здесь царит приспособленчество, бездуховность, равнодушие, и отсутствует настоящее творчество (талант определяется членским билетом), еда и развлечения, а не литература – главное пристрастие литераторов. Бездуховность, безразличие к истинному творчеству и коллегам, формализм и притворство – все это характеризует МАССОЛИТ как один из многочисленных Антидомов романа.
Драмлит, Квартира Латунского
Показательно, что именно над помещениями, возведенными в степень символов, в романе вершится суд: Маргарита казнит квартиры, но спасает Латунского от свиты Воланда. «Ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверью золотом выведена надпись: “Дом Драмлита”». Необычен образ дома литераторов, в котором Маргарита громит квартиру принадлежащую критику Латунскому, желая отомстить за страдания, принесенные Мастеру. Дом казенный и стоит отдельно от остальных, объединяя под своей крышей писателей. На самом деле, в начале 30-х годов Сталин решил объединить литераторов не только организационно, как в Союзе писателей, но и в быту — под общей крышей и организовал такое общежитие в Москве. Снова встречается образ Антидома-коммуны. А вот прототипом для Латунского стал начальник репертуарного комитета Осаф Литовский, который запретил «Багровый остров», «Кабалу святош» и «Зойкину квартиру», вновь мы видим параллель судьба Мастера – судьба Булгакова. Образ квартиры Латунского как Антидома подтверждают ужасные поступки хозяина этой квартиры, его безразличие к судьбам других и гнев Маргариты, ее месть беспощадному критику.
Особняк Маргариты
Душевные муки и одиночество Маргариты скрываются за внешним образом благополучия и комфорта: обеспеченный любящий муж, жизнь в шикарном особняке в переулке близ Арбата («Все пять комнат в верхнем этаже особняка, вся эта квартира, которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей…»), незанятость тяжелой работой. Но кроме мужа, к которому она испытывает лишь уважение, и домработницы Наташи у героини никого нет. Ее съедает всеобъемлющее одиночество. «Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире», но и она чувствует, что в особняке жить нельзя — можно лишь умереть. [35] Она так же, как и Понтий, ненавидит свое жилище, оно не приносит радости, уюта и чувства защищенности, несмотря на богатство убранства. А значит признаки, отделяющие антидом от дома, нельзя свести только к неухоженности, запущенности и бездомности коммунальных квартир. Антидом определяется вовсе не внешним видом, а чувствами которые испытывают люди, находящиеся в нем, действиями там совершаемыми. И вновь подтверждаются слова Лотмана о главном свойстве Антидома, ведь Маргарита, став ведьмой, навсегда покидает свою квартиру. «Прощайте навсегда! Я улетаю, — кричала Маргарита, заглушая вальс», что еще раз говорит о том, что особняк Маргариты – Антидом. Эту же мысль подтверждает чувство одиночества и апатии героини, ее желание уйти из этого места.
Театр Варьете
Театр Варьете является еще одним ярким примером Антидома. Помимо многочисленных мистических событий, произошедших здесь, начиная знаменитым представлением Воланда и заканчивая ужасами в кабинете Римского, форму Антидома в данном случае создают сами работники и посетители заведения. Постоянно гремящие тревожные звонки, ярко вспыхивающие красные лампы и огромные толпы зевак, так и норовящих заглянуть в гримерку, – все это не оставляет пространства для уединения и спокойствия.
Среди работников Варьете царит ложь и непрофессионализм. Римский воспринимает свою работу как «горькую чашу ответственности», которой он всеми силами старается избежать, ему приходиться «отвираться, валить все на Лиходеева, выгораживать самого себя и так далее. Тьфу ты дьявол!» Стоить также отметить и назойливые замечания конферансье, Бенгальского, оправдывавшего все происходящее на сцене, обязательным последующим разоблачением чудес, упорно доказывавшего публике отсутствие их как таковых.
Подробнее коснемся Римского, а именно происходившего в его кабинете после выступления Воланда. «Убранство кабинета, помимо письменного стола, заключалось в пачке старых афиш, висевших на стене, маленьком столике с графином воды, в четырех креслах и подставке в углу, на которой стоял запыленный давний макет какого-то обозрения. Ну, само собой разумеется, что кроме того была в кабинете небольших размеров потасканная, облупленная несгораемая касса». Финдиректор Варьете был ужасно обеспокоен внезапным мистическим исчезновением Лиходеева, а затем и Варенухи. А дельнейшие проделки нечисти и вовсе чуть не лишили его разума. Он постоянно вздрагивал, холодел и бледнел, всепоглощающий страх раз за разом охватывал его все сильнее, Римский думал только о том, «как бы ему поскорее уйти из театра». Мы вновь видим навязчивое стойкое желание работников сбежать из этого места и всепоглощающий хаос царящий в театре Варьете, а значит это подтверждает мысль о том, что он является примером Антидома. Лотман, изучая роман, отметил: «Главное свойство антидомов в романе состоит в том, что в них не живут – из них исчезают (убегают, улетают, уходят, чтобы пропасть навсегда)».[18]
Подвал Мастера
Для Булгакова, как для Пушкина 1830-х годов, культура неотделима от интимной, сокровенной жизни. И для спокойствия души каждому человеку необходимо найти свой Дом. Поиски своего истинного Дома – одна из точек зрения, с которой можно рассмотреть путь Мастера. Его странствие, перемещение от одного пространства к другому – поиски не только места покоя, но и поиски своего дела и смысла жизни.
История поисков начинается с выигрыша крупной суммы денег, позволившей музейному работнику уйти в творчество, стать писателем и обрести имя Мастера. Он купил множество книг и снял две комнаты в подвале маленького домика в саду. Он всегда с искренней любовью отзывался о своем подвальчике. «Ах, это был золотой век! – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой – почему-то особенно горделиво подчеркнул он <...> И в печке у меня вечно пылал огонь! <...> в первой комнате – громадная комната, четырнадцать метров, – книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!». Это описание почти автобиографическое. Михаил Афанасьевич имел в виду дом № 9 по Мансуровскому переулку. Булгаков часто приходил в дом своего товарища и, сидя в полуподвальчике, работал над своим романом. Так что обстановка была списана практически с натуры.[22] Книги – неотъемлемый признак дома, подразумевающий не только духовность, но и особую атмосферу интеллектуального уюта. А печь в доме для Булгакова – символ домашнего очага, комфорта и душевной теплоты. Ей противопоставляется адский отблеск углей в квартире №13, а свету свечей в окнах Дома – электрический свет Антидома. Дому Мастера противостоит Дом Грибоедова, где писателей выпускают как под штамповку, определяя талант членским билетом МАССОЛИТА.
Подвал Мастера обретает поэтический образ Дома благодаря работе творца в этом месте над романом о Пилате – делом всей его жизни. Здесь он пусть и не на долго, но все же обрел свое счастье. Маргарита предпочла подвал возлюбленного, особняку своего супруга. Но стоит Мастеру отречься от своего творения – и Дом становится жалким подвалом: «...меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал», из которого главный герой уходит, тем самым продолжая свой путь.
В финале влюбленные ненадолго возвращаются в свою квартирку, но вскоре Воланд забирает их в иной мир. На прощание они сжигают подвал, и в этом огне сгорает прошлое Мастера и Маргариты: «Гори, гори, прежняя жизнь! Гори, страдание! — кричала Маргарита».
Сакральность своего жилища, трепетное отношение к нему, ощущение счастья, желание творить и возможность быть собой Мастера – все это формирует образ истинного Дома в произведениях Булгакова.
4.2 Дом и Антидом в романе Мастера
Действие романа Мастера происходит в городе Ершалаиме. Практически все топографические названия соответствуют настоящим, реально существовавшим местам Иерусалима.[25] В Иерусалиме был и храм с золотой крышей, и дворец Ирода Великого, и гипподром.
Дворец Понтия Пилата
Описание Ершалаима отличается особенной тревожностью и настораживающей атмосферой. Большую роль в этом описании играют идолы – «страшные безглазые золотые статуи». Маргарита впадает в тревожность, читая их описание: «…и эти идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя». Они окружают дворец Ирода, который так ненавидит Понтий Пилат. Он спит и ест под сводами террасы, не в силах зайти внутрь даже во время грозы: «Я не могу ночевать в нем». Лишь один раз в романе Понтий Пилат вошел во дворец – «прокуратор в затененной от солнца темными шторами комнате имел свидание с каким-то человеком, лицо которого было наполовину прикрыто капюшоном». Но и за пределами дворца нет покоя прокуратору: его мучают постоянные мигрени, сводящие его с ума. Пилата даже посещали мысли о единственном, как ему казалось, спасении от нестерпимой боли – о яде.
Итак, отношение Понтия Пилата к своему дворцу и его самоощущение в нем не оставляет сомнений о том, что дворец Ирода – Антидом, место где невозможно находиться, ненавистное жилище. «Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность» – нет покоя прокуратору в его работе, во дворце, а значит и при жизни в целом.
Покой Пилата
Решение о казни Иешуа Понтий был вынужден принять, и мысли об этом бесконечно мучали его. Он понимал насколько несправедливо происходящее, и даже предпринимал попытки спасти Иешуа, а позже отомстить за него. Но и это не помогло Пилату полностью избавиться от нескончаемых душевных терзаний и вины, испытываемой им из-за смерти ни в чем неповинного странника. Прокуратор был обречен на вечную жизнь в одиночестве, без покоя и сна. «Перед глазами всадников предстают сидящий в кресле Понтий Пилат и рядом его собака Банга. Он уже две тысячи лет видит один и тот же сон – лунную дорогу, по которой никак не может пойти». Тысячелетия его мучила собственная совесть, но в финале «Мастера и Маргариты» по просьбе Иешуа Мастер заканчивает свой роман и освобождает Понтия Пилата. Прокуратор, как и мечта он сам н протяжении двух тысяч лет, обретает покой, идя по лунной дорожке и беседуя с Иешуа. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля – звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Место, где Пилат обрел долгожданный покой и всепрощение, однозначно является Домом для прокуратора.
Храм в Ершалаиме
Не любил Пилат и храм, располагавшийся в Ершалаиме, вероятно, в первую очередь потому, что прокуратору был ненавистен первосвященник Иудеи, Иосиф Каифа, который в стремлении оградить прихожан от проповедей Иешуа, вынес ему смертный приговор, впоследствии утвержденный Понтием Пилатом, и заплатил Иуде за донос на странника. Прокуратор видит храм как нечто зловещее – «не поддающуюся никакому описанию глыбу мрамора». Особенно подробно описано это место в момент ершалаимской грозы – «Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы». Сверкающее покрытие крыши храма будто «золотая драконовая чешуя», Булгаков сравнивает это здание с гигантским драконом, что делает храм еще более устрашающим. Безнравственные поступки первосвященника Каифы и угнетающая атмосфера Ершалаимского храма делают его местом не пригодным для комфортного существования – Антидомом.
Храм истины
Иешуа в романе проповедует: «Всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесаря, никакой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа связывает понятие «истинный» со словами праведный, справедливый, искренний, единственный верный. Храм истины в его словах – место без власти и насилия, царство справедливости, по этим характеристикам можно отнести его к Дому. Но трагедия странника в том, что его правда была отвергнута и не понята. На сколько бы прекрасной не была истинна Иешуа, ради которой он пожертвовал
своей жизнью, она не была востребована жителями Ершалаима, они были слепо верны своему первосвященнику.
Дом Иуды из Кириафа
Иуда из Кириафа – доносчик, предавший Иешуа Га-Ноцри, но в описании Булгакова его обманчивый облик не имеет ни одной черты, присущей злодею. Он пригласил странника в свой дом, чтобы выведать его мнение о действующей власти. На допросе Иешуа поведал об этом прокуратору «Очень добрый и любознательный человек, — подтвердил арестант, — он высказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно… – Светильники зажег… — сквозь зубы в тон арестанту проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали». Пилат, услышав про зажженные Иудой светильники, сразу понял, что эта встреча была подстроена первосвященником Каифой, желающим избавится от бродячего философа, подрывавшим спокойствие Ершалаима. Согласно версии, изложенной в книге Эрнета Ренана «Жизнь Иисуса»[32], светильники были необходимы для того, чтобы «спрятанные свидетели обвинения могли разглядеть лицо преступника». Дом Иуды из Кириафа – место, где совершается предательство, дом, где нельзя никому доверять и оставаться спокойным – Антидом.
4.3 Дом и Антидом в мире Воланда
Дьявол в изображении Булгакова имеет собственные уникальные черты. Он вовсе не отвратителен ни внешне, ни внутренне. В нем сочетается трагическое и театральное, карнавальное начало. Авторское имя, данное герою, также уникально: Воланд – от немецкого Faland – черт.
«Вечный Дом» Мастера
В награду за свое творение Мастер был награжден Вечным домом – вечным покоем, за порогом смерти. Вечный дом в романе «Мастер и Маргарита» насыщен атмосферы «покоя», в этом суть булгаковского дома. Нельзя не согласиться с мнением В. Ждановой: «Булгаков неизменно связывает понятия дома и покоя. Дом, в котором покой утрачен, перестает быть домом. Покой наполняет дом. И нет покоя вне дома. Дом, противостоящий внешнему хаосу, буре, метели, – сквозная тема творчества М. А. Булгакова»[10] В финале романа, в 32 главе, на страницах проступает "авторский голос", выводящий нас на уровень авторской действительности. Ведь ни рассказчик, ни Мастер о дальнейших событиях в трансцендентном мире знать не могли, о них мог знать только автор, которому принадлежит высшее знание о судьбах героев: «Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. <…> Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Кряжевских в своей статье «Где находится вечный приют Мастера и Маргариты?» заключил, что места такого не возможно представить и обозначить, он лишь там, «где находится жизнь двух любящих друг друга человек, которые не могут представить себе жизни друг без друга».
Но у некоторых исследователей творчества Булгакова есть и другая точка зрения на финал романа. Покой в романе определяется многогранностью значений, для каждого героя он свой. Для Мастера – награда и спасенье, для Воланда – несбыточная мечта. Но что на самом деле обрел ли Мастер желанный покой мы никогда не узнаем, ведь Воланд, по традиции, отец лжи, и его награда заведомо двойственна. Понятие «покой» здесь связываются с «потуханием памяти» и «бездной», что нельзя связать с однозначно хорошим исходом вечного творческого покоя. Эту мысль подтверждает диалог Воланда и Левия Матвея в главе прощания с Москвой: «Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий».
И все же, если придерживаться классической точки зрения, Вечный Дом Мастера – его истинный Дом, подаривший ему желанный покой, возможность творить и жить, созерцая, в гармонии с собой.
Бал Воланда
Булгаков стягивает все нити романа к ключевой его сцене – к балу Воланда, где встречаются все миры произведения: реальный, мистический и древний. Здесь решается судьба Мастера и Маргариты, завершается линия повествования Берлиоза Согласие Маргариты – сделка с дьяволом, повлекшая за собой смерть героев. Дары Воланда являются не истинными, а фальшивыми и лукавыми. Эта сцена является полной противоположностью церковной литургии. Обряды очищения и святости становятся действами порочными и грешными. Темные силы окутывают Маргариту, приглашая на бал Воланда. Для того чтобы устроить пышное торжество, вместив его в нехорошую квартиру, необходимо было раздвинуть границы пространства до невероятных пределов: огромнейшие залы с фонтанами с шампанским и стенами из роз, символизирующих предсмертные мучения Иешуа, и двумя оркестрами «человек в полтораста». Маргарита на балу обязана приветствовать на балу всех до одного гостей-грешников: висельников, убийц, отравителей. Никого нельзя оставить было без внимания, что подтверждают постоянные упреки Коровьева: «Мало, мало!» Разнузданные гости, будто бы в трансе, превращающиеся в все сносящую на своем пути волну, забывшись в музыке, плавно переходящей от полонеза к адскому хаосу джаза. Отвечая на слова Бегемота о великолепии приема, Воланд говорит: "Никакой прелести в нем [бале] нет и размаха тоже". Бал заканчивается убийством предателя и наушника, Барона Майгеля, и испитием Воландом и королевой бала его крови: «Я пью ваше здоровье, господа!», после чего все гости распадаются в прах. На мой взгляд, был Воланда собрал в себе почти все признаки Антидома выявленные нами, здесь и всепоглощающий хаос, и самая что ни на есть прямая связь с дьяволом, публичность и греховность, чувство тревоги и уязвимости Маргариты, что позволяет с полной уверенностью отнести его к разряду Антидомов.
Особенно выделялась для Маргариты на этом торжестве некая Фрида. Она, как и многие другие герои романа, навсегда потеряла свой покой. Фрида убила собственного младенца, задушив его платком, который ей в наказание за это подавали каждый день, что только усугубляло муки совести. Маргарита проявляет милосердие и избавляет женщину от вечного напоминания о содеянном, которое мучало ее долгие годы. «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.» Фрида обрела покой, избавившись от вечных мук совести, разъедающих ее душу.
Так и в финале романа свита Воланда, обретает свой покой, приобретая истинный облик. «Ночь густела, <…> разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. <…> все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.» Так Коровьев, которого читатели привыкли видеть в драной цирковой одежде и с улыбкой на лице, приобрел совершенно ему не свойственный вид вечно печального, мрачного темно-фиолетового рыцаря. Он оказался не демоном, а человеком, которого эти темные силы подчинили себе за неудачную шутку. Но в эту ночь он наконец отыграл свою роль и обрел покой. «Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»
Образом Ивана Бездомного Булгаков начинает и заканчивает роман «Мастер и Маргарита». Так некоторые исследователи считают его главные героем произведения, например, П. Палиевский подтверждает это суждение тем, что Бездомный один остается в реальном мире после всех событий, потрясших Москву, и все они кардинально меняют героя, ведя его к исправлению и очищению.[24] Его духовное становление, эволюция души выражаются в семантике имени: бывший Иван Бездомный в эпилоге предстает профессором-историком Иваном Николаевичем Поныревым. Отказавшись от членства в МАССОЛИТе и найдя свое истинное призвание, Иван Понырев вместе с деятельностью будто обретает Дом, меняя свой псевдоним Бездомный на настоящую фамилию. Он, как и Мастер, учеником которого он стал, послед долгих поисков и скитаний все же обретает покой. Образ Ивана Бездомного метафора поиска истинны, настоящего смысла жизни.
Мы составили сопоставительные таблицы, позволяющие наглядно продемонстрировать значимость рассматриваемых понятий Дом и Антидом в романе (см. Приложение Таблица 2, Таблица 3).
Вывод: понятия Дом - Антидом очень широкие, вмещают себя различные пласты физической и духовной жизни человека. И только в поле понятия Дом человек может обрести истинное счастье, заключающееся в полной гармонии с собой, с миром, со своими привязанностями и увлечениями. Но гармония эта непременно должна быть основана на таких ценностях, как совесть, честь, верность себе, вере и делу, которому служишь. Это и есть основной нравственный посыл романа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Более десятка лет Булгаков провел в работе над своим закатным романом, шедевром русской и мировой литературы, посвятив его общечеловеческим, “вечным” проблемам. Литературоведы на сегодняшний день насчитывают около шести редакций. И это обязывает пристальней вглядеться в великий роман “Мастер и Маргарита”, в его героев, вдуматься в его содержание и изучить скрытые смыслы и отсылки. Н.В. Гоголь отметил: "Они [произведения] писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней".
Проводя исследование, мы охарактеризовали образ дома в литературе и культуре, познакомились с биографией М.А. Булгакова и рассмотрели образ дома в его творчестве, проанализировали образы Дома и Антидома в романе «Мастер и Маргарита», составили сопоставительные таблицы, позволяющие наглядно продемонстрировать значимость рассматриваемых понятий и пришли к выводу, что цель работы достигнута. Наша гипотеза нашла своё подтверждение: образы Дома и Антидома как основополагающие являются ключом к пониманию основного нравственного посыла Булгакова в романе "Мастер и Маргарита".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Признаки (чувства, возможности, действия и желания населяющих лиц) | |
Дом | Антидом |
Возможность быть самим собой | Притворство |
Сакральность, интимность | Публичность |
Чувство спокойствия, умиротворения | Тревожность |
Желание творить и созидать | Желание пропасть бесследно |
Чувство защищенности | Чувство уязвимости |
Духовная наполненность | Чувство опустошенности |
Единение | Разобщенность |
Взаимопонимание | Вражда |
Святость | Связь с адом |
Ощущение счастья, подъема | Апатия, нежелание деятельности |
Семейный очаг | Одиночество |
Порядок | Хаос |
Искренность | Обман, безразличие |
Поддержка | Предательство |
Таблица 2
Антидом | Признак (из теоритической части) | Признак (из практической части) |
Кв. 13 д. 47 | Связь с адом, запущенность, хаос, безразличие | «адское освещение», коммунальная квартира, число 13 |
Нехорошая квартира | Притворство, обман, публичность, связь с адом, тревожность, разобщенность, чувство уязвимости | здесь живут вместе чужие друг другу люди, периодически пропадая бесследно; зеркала –порталы в преисподнюю; взяточничество, использование служебного положения, мошенничество, что говорит о концентрации враждебного и сатанинского; Берлиоз умирает, Лиходеев пропадает |
Квартира Латунского | Хаос, предательство, притворство, вражда | месть и гнев Маргариты, погром |
МАССОЛИТ | Хаос, связь с адом, публичность, безразличие | талант определяется членским билетом, еда и развлечения, а не литература – главное пристрастие литераторов, «Словом, ад», «Аллилуйя!» все сбегают, т.к. Коровьев и Бегемот подожгли Грибоедов |
Театр Варьете | Желание исчезнуть бесследно, тревожность, чувство уязвимости, публичность | ложь и непрофессионализм, «отвираться, валить все на Лиходеева, выгораживать самого себя», «как бы поскорее уйти из театра», Лиходеев сбегает |
Квартира Маргариты | Одиночество, желание исчезнуть бесследно, апатия, нежелание деятельности | всепоглощающее одиночество, в особняке жить нельзя – можно лишь умереть, Маргарита улетает |
Дом скорби | Одиночество, связь с адом, чувство опустошенности, апатия, нежелание деятельности | духовная тюрьма, связь Стравинского с дьяволом, ложный дом для заблудших душ, Мастер, затем Иван Бездомный покидают его |
Дворец Понтия Пилата | Одиночество, апатия, нежелание деятельности, желание исчезнуть бесследно, чувство уязвимости | «Я не могу ночевать в нем», мигрени, мысли о яде, вынужденное решение о казни Иешуа, прокуратор освобожден |
Храм в Ершалаиме | Вражда, обман, предательство | взяточничество, ложь, несправедливость |
Дом Иуды из Кириафа | Притворство, предательство, обман | Двуличие Иуды, «зажег огни» для того, чтобы свидетели разглядели лицо Иешуа, Иуду убивают |
Бал Воланда | Хаос, притворство, тревожность, публичность, связь с адом, чувство уязвимости | Муки Маргариты, как физические, так и нравственные, нескончаемые толпы грешников, постоянное угождение гостям, «Я пью ваше здоровье, господа!» гости растворяются пеплом |
Таблица 3
Дом | Признак (из теоритической части) | Признак (из практической части) |
Подвал Мастера | Возможность быть самим собой, сакральность, интимность, желание творить и созидать, духовная наполненность, чувство защищенности, ощущение счастья, подъема, семейный очаг | уют, книги, очаг, творчество и работа над романом, любовь к Маргарите, «Ах, это был золотой век!» |
Вечный Дом Мастера | Чувство спокойствия, умиротворения, желание творить и созидать | «Он не заслужил света, он заслужил покой», бессмертие, физическая смерть, творческий покой |
Храм Истины в словах Иешуа | Единение, взаимопонимание, святость, духовная наполненность | отсутствие насилия, искренность, духовность |
Покой Пилата | Искренность, поддержка, чувство спокойствия, умиротворения | долгожданный покой, диалог с Иешуа, прощение |
Отчего синичка развеселилась
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Акварельные гвоздики
Зимний лес в вашем доме
Загадка старого пирата или водолазный колокол