Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Бидия Дандарон" | 363.13 КБ |
Презентация "Владимир Митыпов" | 1.28 МБ |
Презентация "Гомбожап Цыбиков" | 1.17 МБ |
Презентация "Доржи Банзаров" | 1.17 МБ |
Презентация "Намжил Балдано" | 114.44 КБ |
Слайд 1
Бидия Дандарович Дандарон Выполнил: Жимбэжамсуев Чимит , ученик 10 класса "Абсолютная истина познается путем уничтожения авидьи (незнания), последнее достигается через реализацию добра. Иначе можно сказать, что делать добро и познать истину - это одно и то же". Бидия ДандаронСлайд 2
БИОГРАФИЯ Бидия Дандарович Дандарон родился 28 декабря 1914, урочище Соорхой ( Суархэ ), Кижинга , Забайкальская область — известный бурятский буддолог , философ и буддийский духовный наставник[1], а также историк. Работал научным сотрудником, в своих книгах пытался сформировать философскую доктрину необуддизма как «буддизма для европейцев»[1], синтезировал буддизм с достижениями современной ему науки и представлениями европейских философов. За свою деятельность неоднократно был судим советскими властями. В результате последнего показательного процесса был осужден на 5 лет тюремного заключения и умер в лагере. Дандарон оставил ряд учеников, в том числе среди буддологов .
Слайд 3
БИОГРАФИЯ Отцом Дандарона был лама-философ Доржи Бадмаев. В детстве Дандарон посещал монастырскую школу, где изучал тибетский язык, санскрит и буддизм. Мальчик был признан перерождением ( хубилган ) хамбо -ламы Джаягсы-гэгэна , настоятеля комплекса Кумбум в Тибете, посещавшего Бурятию в 1894-м и 1910 годах. В июле 1921 года духовный лидер бурятских буддистов Лубсан-Сандан Цыденов , провозгласивший в 1919—1920 на землях хоринских бурят теократическое государство, передал Дандарону титул Царя Учения — Дхармараджи . В 1934—1937 Дандарон учился в Авиаприборостроительном институте[2] в Ленинграде и был вольнослушателем Восточного факультета ЛГУ, где по рекомендации Агвана Доржиева изучал тибетский язык у А. И. Вострикова. 3 июня 1937 года Дандарон был арестован и осуждён на 10 лет, освобождён 4 февраля 1943, 10 ноября 1948 он был повторно арестован, реабилитирован в 1956. В лагерях он познакомился с европейской философией, так, его старшим товарищем стал профессор философии В. Э. Сеземан .
Слайд 4
БИОГРАФИЯ В лагерях Дандарон приобрёл первых учеников, среди них были два немца и поляк Кокошка . Перед выходом из лагеря Кокошка сделал ложный перелом руки и, спрятав под гипс листы рукописи Дандарона « Необуддизм », вывез её на Запад. Основной идеей рукописи был синтез буддийского учения гелуг с современной европейской философией и наукой. Между отсидками Дандарон вместе с ламой Падма- Доржи написал ходатайство Сталину о возрождении буддийских монастырей в Бурятии. На письмо последовала быстрая реакция: в 1946 году возродился Агинский дацан, в 40 км от Улан-Удэ началось строительство Иволгинского дацана. После 1956 года сотрудники Института Востоковедения в Ленинграде пытались устроить его на работу разбирать рукописи, но руководство не дало согласия. Дандарон жил в Ленинграде и Москве полулегально, не имея шансов найти работу. В 1957 году Дандарон устроился работать научным сотрудником Бурятского института общественных наук. В 1958—1959 годах Дандарон составил тибетско-русский словарь на 15 тысяч слов, а также «Тибетско-русский словарь философских терминов».
Слайд 1
Митыпов Владимир Гомбожапович Выполнила: Давыдова Анна ученица 11 класса МБОУ "Кижингинский лицей имени В.С.Мункина " Советский российский писатель , переводчик и сценарист , автор исторических и научно-фантастических произведений . Член Союза писателей СССР и России (1972). Народный писатель Бурятии (1994). Заслуженный работник культуры РФ. Является председателем Бурятской ассоциации жертв политических репрессий. Ему присвоено звание народного писателя Бурятии.Слайд 2
Биография Родился 2 июня 1940 года, в городе Чита. Детство и юность прошли в п. Онохой , Заиграевского района. После окончания геологического факультета Иркутского университета работал в Северо-Байкальской геологоразведочной экспедиции и в научно-исследовательском секторе Киевского университета.
Слайд 3
Дебют писателя Он дебютировал во второй книжке журнала «Байкал» за 1965 год повестью «Ступени совершенства» — полуисторическим, полуфантастическим произведением о великом художнике древнего Египта Тутмосе, создателе знаменитого скульптурного портрета Нефертити.
Слайд 4
Зачинатель нового жанра для бурятской литературы — научно-фантастической повести В четвертой книжке журнала за тот же год был опубликован его рассказ «Эль Канно ». Через год в журнале «Байкал» печатается фантастическая повесть «Зеленое безумие Земли», переносящая читателя в далекое будущее. Через два года в журнале выходит новая фантастическая повесть «Внимание: неопитеки !», позднее названная «Приход больших обезьян». Повесть для детей о жизни доисторических людей Эти произведения, за короткий срок появившиеся в печати, сразу же привлекли к себе внимание читателей, а за В. Митыповым закрепилось почетное звание зачинателя нового жанра для бурятской литературы — научно-фантастической повести
Слайд 6
«Мамонтёнок Фуф » «Мамонтёнок Фуф » сначала печатается в украинском журнале « Барвiнок », затем в журнале «Байкал» (1970 г.), тогда же выходит в Улан-Удэ отдельной книгой, неоднократно переиздается в Детгизе.
Слайд 7
«Геологическая поэма» «Геологическая поэма» – это признание в первой любви писателя – к геологии. Роман, опубликованный в 1985 году, вызвал неоднозначную реакцию. Название — «Геологическая поэма» — не определяет жанра произведения Оно обозначает основную суть романа, направленность действия героев, преимущественно геологов-поисковиков и учёных.
Слайд 8
Это роман, который не «умещается» в рамках привычных жанровых определений: семейно-бытовой, производственный, социально-психологический, приключенческий и т.д., хотя есть элементы и того, и другого, и третьего, и четвертого. По многим признакам, прежде всего по насыщенности публицистическими отступлениями, роман Митыпова близок к жанру романа-эссе. Но более всего к нему подошло бы определение «роман-трактат», Отсюда в книге много размышлении, экскурсов в прошлое науки, открытых диспутов и тайных противодействий.
Слайд 9
Долина бессмертников В «Долине бессмертников» два «романа» – о современности и об истории, на первый взгляд, не соединены ничем кроме образа писателя-творца, на самом же деле целостность повествования скреплена единым стержнем философских размышлений автора. Форма «текст в тексте» – это особая форма присутствия автора в произведении. Истории жизни героев двух «романов» оформлены автором как параллельно протекающие: так, в конце первой главы Олег, чтобы выйти из состояния духовного кризиса, отправляется в путь в Кяхту на раскопки, в конце второй – Тумань пускает свистящую стрелу, обозначая путь своим племенам в суровые и необъятные просторы Великой степи. А в финале прозревший герой пускается в путь к родным местам, и шаньюй Модэ , со своей пламенной речью о том, что такое Земля…
Слайд 10
Новые грани творческих возможностей писателя открыла его работа в области драматургии. На сцене Республиканского русского драматического театра Бурятии с большим успехом была осуществлена постановка пьесы «Инспектор Золотой тайги», на основе романа. А до этого бурятское телевидение показало зрителям трехсерийный телефильм по роману Ж. Тумунова «Степь проснулась», сценарий которого был написан В. Митыповым .
Слайд 11
Произведения Владимира Митыпова переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, украинский, французский, чешский, эстонский и японский языки. По роману «Инспектор Золотой тайги» на «Мосфильме» был снят художественный фильм «Утро обреченного прииска» (1985).
Слайд 1
Выполнила: ученица 10 класса Михайлова ксения ГОМБОЖАБ ЦЫБИКОВ - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РАЗВЕДЧИК В ГОРАХ ТИБЕТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:Слайд 2
ГОМБОЖАБ ЦЫБИКОВ (20.04.1873г–20.09.1930г) Прославился как первый известный фотограф Лхасы и Центрального Тибета, и как автор описания путешествия в Тибет в 1899—1902 гг., переведенного на ряд языков мира.
Слайд 3
происхождение Гомбожаб Цыбиков родился в традиционно буддийской бурятской семье в селе Урда-Ага . По месту происхождения его семья принадлежит к забайкальским бурятам, более точно — к агинским бурятам. Согласно родоплеменному делению бурятского народа, его семья принадлежит к хоринским бурятам, а именно — к хоринскому племени кубдут , роду нохой кубдут
Слайд 4
Образование Уже в пять лет Гомбожаб владел монгольской грамотой, в семь – поступил в Агинское приходское училище, где изучал монгольский и русский язык. Затем он продолжил образование в Читинской мужской гимназии, которую окончил с серебряной медалью в 1893 году. Вскоре Цыбиков по рекомендации наставников поступил на медицинский факультет Томского университета.
Слайд 5
В Томске молодой человек познакомился с лекарем и царедворцем Пет-ром Бадмаевым , который уговорил Цыбикова оставить изучение медицины и заняться востоковедением, чтобы послужить Отечеству в качестве дипломата.
Слайд 6
Цыбиков принял предложение и отправился в Ургу, где усиленно изучал монгольский язык, после чего поступил на восточный факультет Петербургского университета. Сперва он получал стипендию Бадмаева, но лишился ее, когда отказался принять православие. Продолжать учебу ему пришлось, получая деньги от родственников и земляков.
Слайд 7
В 1899 году Цыбиков выпустился из университета с золотой медалью и начал сотрудничать с Русским географическим обществом, поручившим ему почти невыполнимую миссию: проникнуть в запретный город Тибета — Лхасу.
Слайд 8
Буддист-паломник Идею совершить путешествие в Тибет Цыбикову подсказал профессор-востоковед Алексей Позднеев . Он же представил молодого ученого Совету Географического общества. Гомбожабу Цыбикову предстояло отправиться в тибетскую столицу под видом простого буддийского паломника, взяв с собой научное оборудование и фотоаппарат .
Слайд 9
25 ноября 1899 года караван с участниками экспедиции выдвинулся из Урги в Тибет. Чтобы не вызвать подозрений, Цыбиков вел дневник украдкой, а снаряжение тщательно прятал. И все-таки главный караванщик однажды усомнился относительно того, кем на самом деле был Цыбиков .
Слайд 10
В дневнике исследователя об этом инциденте есть следующие строки: «23 июля глава нашего каравана захотел нас поэксплуатировать. <…> Хитрый на мелочи, он стал говорить, что едущими в нашем караване монголами распущен слух о пребывании среди бурят одного светского человека с русскими манерами, очевидно, подразумевая меня. Для того, продолжал он, чтобы слух этот не послужил к задержанию всех бурят, надо сделать, при его посредстве, подарок накчускому хамбо хотя бы ланов в пять серебра»
Слайд 11
В итоге Цыбикову все же удалось попасть в Лхасу. Там путешественник остановился у своего земляка, монаха Даниэла Суходоева. Цыбиков внимательно изучил быт лхасцев , побывал на краткой аудиенции у Далай-ламы XIII
Слайд 12
Пробыв более года, а именно 888 дней с 1900г по 1901г, в Центральном Тибете, Цыбиков отправился домой. Его доклад об экспедиции и фотографии Лхасы стали настоящей сенсацией . По итогам своего путешествия он написал книгу « Буддист-Паломник у святынь Тибета ».
Слайд 13
Его самоотверженный труд был отмечен высшей наградой Русского географического общества – премией Пржевальского . Для учёного была отлита специальная золотая медаль «За блестящие результаты путешествия»
Слайд 14
До конца жизни Цыбиков изучал культуру Бурятии и Монголии, разрабатывал новый бурят-монгольский алфавит. Скончался он в 1930 году и был похоронен на территории Агинского дацана, однако его могила была вскоре вскрыта, а череп похищен
Слайд 15
В 1973 году в селе Агинское был установлен памятник Гомбожабу Цыбикову , а на здании мужской гимназии в Чите есть мемориальная табличка в честь исследователя. Его труды неоднократно переиздавались — они и по сей день представляют интерес для науки.
Слайд 1
Первый бурятский ученый Доржи Банзаров Работу выполнила: Дугарцыренова Сэржэма , Ученица 10 классаСлайд 2
Доржи Банзаров первый бурятский ученый, получивший высшее образование западного образца. Он родился в 1822 г. в семье бурята-казака Банзара Богро нова в урочище Усть-Ичетуй Забайкальской области (ныне Джидинский район Бурятии). В 9-летнем возрасте он закончил за один год Харанцайское приходское училище. В 1833г. поступил в Троицкосавскую войсковую русско-монгольскую школу. С 1836 по 1842гг . Учился в Казанской гимназии, которую окончил с золотой медалью и получил право поступить в Казанский институт. В сентябре 1842г. Доржи Банзаров поступил в университет на отделение философского факультета.
Слайд 3
В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. В 1846 г. Д оржи Банзаров успешно защитил диссертацию «Черная вера или шаманство у монголов» получил звание кандидата наук. Важную роль в научной деятельности Доржи Банзарова сыграли ректор университета Николай Лобачевский и основатель научного монголоведения в России профессор Осип Ковалевский. В 1847-1849 гг. Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга, а в 1848-1850 гг. работал в Казани - учился документообороту в канцелярии Казанской губернии.
Слайд 4
В 1850-1855 гг. служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с мошенничествами нойнов , лам, чиновников и привлекал их к ответственности. Несмотря на занятость, находил возможность для научных исследований: внес исправления в географические карты, исследовал происхождение сойотов и урянхайцев (тувинцев) в Тункинском крае, открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 г. Доржи Банзаров был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Умер Доржи Банзаров 27 февраля 1855 г. в Иркутске.
Слайд 5
Несмотря на свою короткую жизнь, Доржи Базаров внес неоценимый вклад в отечественное востоковедение. оставил заметный след в монголоведении , обогатив трудами, не потерявшими значение до сих пор. Он пользовался заслуженным авторитетом среди ученой общественности, его работы актуальны и в наши дни. B 1947 г. именем Доржи Банзаров а назван Бурятский пединститут, ныне Бурятский государственный университет, перед одним из корпусов которого был установлен его памятник. Его именем названы улицы в городах: Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани, родном улусе Ичетуй и селе Кырен Тункинского района.
Слайд 6
24 января 2008 г. постановлением Правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичетуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района. 11 июня 2010 г. в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.
Слайд 1
Намжил Балдано Выполнила: Жалсанова Должит, ученица 10 классаСлайд 2
БИОГРАФИЯ Балдано Намжил Гармаевич — писатель, драматург, актер, режиссер, общественный и государственный деятель, родился 20 октября 1907 г. в с. Оронгой Иволгинского района Бурятии. Учился в сельской приходской школе. В 1929 г. учиться в театральной студии Дома национального искусства, преобразованной в 1931 г. в техникум искусств. В годы учебы проходил практику в качестве актера вспомогательного состава в Оргтеатре . После окончания техникума, работал актером в недавно созданном Бурят-Монгольском государственном драматическом театре.
Слайд 3
БИОГРАФИЯ Работал киномехаником в сельском клубе. Писал пьесы для театрального кружка. Был пионервожатым, секретарём сельсовета. Захотел стать актёром после просмотра фильма «Потомок Чингисхана»[2]. В 1929 году поступил в театральную студию при Верхнеудинском Доме национального искусства. В 1930 году окончил студию и поступил в техникум искусств. В 1932 году окончил Верхнеудинский техникум искусств. Во время учёбы писал театральные пьесы. Пьесой «Прорыв» открыл свой первый театральный сезон Бурятский национальный театр драмы, где Балдано был актёром и первым автором. Переводил на бурятский язык пьесы «Гроза», «Платон Кречет» и другие. В 1934 году принят в Союз писателей СССР. В 1940 году был постановщиком музыкальной пьесы « Эржен » для декады Бурят-Монгольского искусства в Москве. Работал актёром, режиссёром, художественным руководителем и директором театров. Член КПСС с 1940 года[3]. С 1959 по 1967 годы избирался Председателем Верховного Совета Бурятской АССР.
Слайд 4
ТВОРЧЕСТВО Балдано является автором пьес «Кулак и подкулачник» (1930 год), «Прорыв» (« Таһалдал »), «Кто он?» (1933), «Один из многих» (« Олоной нэгэн »), «Два друга» (« Хоёр ханинууд »), « Эржен », «Рыбаки Байкала», « Бабжы-Барас-батор », «Баянгол», «Пламя» (« Дүлэн »). Пьеса «Забайкальская быль (Конец семьи Шаралдая )» написана в соавторстве с С . Б. Метелицей (1958 год). Эти произведения посвящены истории бурятского народа, коллективизации, современной автору жизни. Также Балдано написал либретто к ряду опер и балетов: « Энхэ -Булат- батор » (1938 год), « Эржен », «Свет над долиной», «Красавица Ангара», «Побратимы».
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Какая бывает зима
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Лягушка-путешественница
Три орешка для Золушки