Аннотация
Тема нашей исследовательской работы - «Поэтический фокус Николая Гумилева». На наш взгляд, данная работа актуальна тем, что посвящена поэтическому миру поэта «серебряного века», который до сих пор остается тайной и является благодатной почвой для новых открытий и исследований.
Гипотеза исследования: в статьях поэта об изобразительном искусстве мы прослеживаем цепкий внимательный взгляд поэта, который пытается увидеть «какой-нибудь декоративный фокус…». Это нам дает возможность предположить, что за яркими картинами поэтического мира Николая Гумилева тоже есть некий «фокус».
Объектом нашего исследования является стихотворение "Император Каракалла" Н.С. Гумилева.
Предмет исследования: ключевые слова поэтического текста.
Основные методы исследования: поисковый, сравнение, исследовательский, анализ стихотворений.
Цель: раскрыть гармонию хаоса в поэтическом мире Николая Гумилева.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что полученные в результате исследования материалы расширяют наши знания о поэзии Николая Гумилева. Новизна темы заключается в рассмотрении стилистической особенности поэта при создании визуальных образов, связанных с цветовой гаммой, которая рождает новые ассоциации.
Практическая значимость: проведенное исследование можно использовать как сообщение на уроке литературы для более углубленного изучения творчества Николая Гумилева. Мы считаем, что погружение в поэтический мир Н. Гумилева может заинтересовать учащихся и, возможно, дать толчок к новым открытиям в поэзии поэтов «серебряного века».
В результате своей работы, используя ассоциативный анализ поэтического текста «Император Каракалла» Николая Гумилева, мы пришли к выводу, что поэтический мир Николая Гумилёва - это гармония хаоса. Показали наличие многообразия тем и разноликости образов, которые вызывают массу ассоциаций.
Многоликость образов «Я» составляет некий хаос противоречий, но эти противоположные начала объединены одним «Я» лирического героя и соединены в гармонию вечности.
Мы с многоликим лирическим героем Николая Гумилёва «конквистадоры», пытающиеся постичь истину вечности. Мифологический подтекст стихотворения «Император Каракалла» вводит нас в глубины мифологии.
Гумилев подчеркивает значимую роль поэта в познании истины. В стихотворении рисуется образ поэта-друида.
Анализ текста выводит на антонимические ассоциативные ряды, которые погружают нас в глубины мифологии, с помощью которой мы вместе с лирическим героем попадаем в мир гармонии хаоса.
Наша гипотеза о некоем «фокусе», сокрытом в тексте Н.Гумилёва, подтвердилась. Окрасив ключевые слова стихотворения «Мореплаватель Павзаний» в соответствующие их значению цвета, мы получили картину, которая вызывает ассоциации со спиралью бесконечности жизни, где всё сливается в гармоничное единство, повторяется, отражается одно в другом и, таким образом, способно к возрождению. Это сама вечность.
В работе представлены диаграммы: соотношение основных цветов и смешение их оттенков, связанных с ключевыми образами – символами в стихотворении «Мореплаватель Павзаний» (3 часть) Н.С. Гумилева.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_mihaylova_arina.docx | 226.91 КБ |
Поэтический «фокус» Николая Гумилева
Автор: Михайлова Арина Сергеевна,
ученица 10 «В» класса МБОУ «СШ № 17»
Научный руководитель: Воробьева Лариса Павловна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №17»
Оглавление.
Введение _____________________________________________________________________3
Глава 1. Ассоциативный анализ стихотворного цикла Николая Гумилева «Император Каракалла» ___________________________________________________________________4
Глава 2. Соотношение поэтических образов и цветовой гаммы в стихотворении «Мореплаватель Павзаний» (III часть стихотворения «Император Каракалла»)__________7
Заключение ____________11
Список использованной литературы ____________12
Приложения ____________ I
Введение
Тема нашей исследовательской работы - «Поэтический «фокус» Николая Гумилева».
На наш взгляд, данная работа актуальна тем, что посвящена поэтическому миру поэта «серебряного века», который до сих пор остается тайной и является благодатной почвой для новых открытий и исследований.
«Серебряный век» - это переломная эпоха, в которой происходила переоценка ценностей, менялся взгляд на существующие законы человечества. Нас привлек поэтический мир Н. Гумилева, потому что, во-первых, поэт является примером выдающейся непреклонной личности, становление которой так актуально в современном мире; во-вторых, заставляет нас задуматься о вечных истинах бытия, на фоне которых хаос войны, политические страсти, разъединение народов кажутся ничтожными, недостойными человека.
Гипотеза исследования: в статьях поэта об изобразительном искусстве мы прослеживаем цепкий внимательный взгляд поэта, который пытается увидеть «какой-нибудь декоративный фокус…»[1]. Это нам дает возможность предположить, что за яркими картинами поэтического мира Николая Гумилева тоже есть некий «фокус».
Объектом нашего исследования является стихотворение "Император Каракалла" Н.С. Гумилева.
Предмет исследования: ключевые слова поэтического текста.
Основные методы исследования: поисковый, сравнение, исследовательский, анализ стихотворений.
Цель: раскрыть поэтический «фокус» Николая Гумилева.
Задачи:
- рассмотреть ключевую лексику стихотворения "Император Каракалла"
Н.С. Гумилева, обозначая возникающие ассоциативные ряды;
- определить роль образов-символов в поэтическом мире Н.С. Гумилева;
- соотнести образы третьей части стихотворения "Император Каракалла"
Н.С. Гумилева с соответствующей им цветовой гаммой.
-продемонстрировать результат в форме рисунка, отображающего заключенный в поэтическом тексте «фокус», и диаграммах, демонстрирующих цветовое соотношение, выявленное нами при анализе третьей части стихотворения "Император Каракалла"
Н.С. Гумилева.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что полученные в результате исследования материалы расширяют наши знания о поэзии Николая Гумилева. Новизна темы заключается в рассмотрении стилистической особенности поэта при создании визуальных образов, связанных с цветовой гаммой, которая рождает новые ассоциации.
Практическая значимость: проведенное исследование можно использовать как сообщение на уроке литературы для более углубленного изучения творчества Николая Гумилева. Мы считаем, что погружение в поэтический мир Н. Гумилева может заинтересовать учащихся и, возможно, дать толчок к новым открытиям в поэзии поэтов «серебряного века».
Глава 1. Ассоциативный анализ стихотворного цикла
Николая Гумилева «Император Каракалла»
В. Жирмунский увидел в гумилевской экзотике: «искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его ощущению», «влечет поэта к изображению экзотических стран»[2] .
Герой Николая Гумилева – это «конквистадор», находящийся в поиске новых «образов и форм» для создания своего поэтического мира. Стремление выйти за грань обыденного было естественным состоянием Н. Гумилева. Он всегда в поиске. Это привело к увлечению оккультизмом. «Гумилев с несколькими сорбоннскими студентами провел сеанс вызывания дьявола. Причем все испытания сеанса выдержал только Гумилев. Он видел в полумраке какую-то тень, которая не пожелала с ним говорить. Но и этого оказалось достаточно для стремительной фантазии поэта»[3].
Возможно, этой тенью и был Каракалла, к образу которого мы обратимся, анализируя стихотворный цикл «Император Каракалла». (Приложение № 1, текст 1)
Может вызвать удивление то, что такая личность, как Каракалла, стал одним из героев лирики Гумилева. Поэт признает всю порочность императора. Но ведь это и личность, стремящаяся к познанию мира, выходящего за пределы человеческого разума, человек, обладающий сверхъестественной силой, волей, страстью.
Знаменательна, на наш взгляд, трехчастная композиция стихотворения «Император Каракалла». В первой части подчеркивается значимая роль «бедного бродячего певца». На него возложен «венец» знания неведомого мира, ведь его «сказки-стихи» не зависимы, не схвачены узкими рамками человеческих страстей: властью, богатством, они принадлежат просторам и высям, их
Слушают только бездомные звери
Да на высоких горах пастухи.
Во второй части «Призрак какой-то неведомой силы» - это «император с профилем орлиным» - гордый, свободный, независимый. «Любопытно – вдумчивая нежность … на устах» соединяется с «дикой мятежностью в сдвинутых бровях!» «Дикая мятежность» - необузданная, страстная, безумная, неподвластная. «Любопытно-вдумчивая нежность» обращена к тихой тайне, перед которой меркнет все: и «образы властительные Рима, Юлий Цезарь, Август и Помпей».
В раскрытии образа императора примечательно уподобление его Фебу. Их связь отражается дважды: через слово «любопытный» и сравнение «как ты».
Проведем мифологический ассоциативный ряд, связанный с именем Феба, который по логике построения образов стихотворения будет относиться и к императору.
Феб (Аполлон) [4] - чистота, блеск, прорицание, стреловержец, прорицатель, пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы», врач, отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
В значении «водителя судьбы» образ императора заявлен уже в первых строках:
Ты ль, указавший законы судьбы…
Обратимся к миру, в котором царствует Каракалла. Это, прежде всего, мир снов:
Жадность снов в тебе неутолима.
Первая возникающая ассоциация – это иллюзорность этого мира, некое бытие в небытии, обман, подобие реализации мечты.
В древнегреческой мифологии Гипнос (сон) – это сын Никты (ночи) и брат Танатоса (смерти). На сон и смерть никогда не взирает Гелиос (солнце). Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям, в отличие от смерти.
Итак, этот мир вбирает в себя и ночную тишь («но к чему тебе победы в час вечерний»), и соединяет противоположные начала: тьму и свет («словно золото на черни»), страсть и нежность, любовь чистую и порочную, безгрешность неба и хаос разбросанных звезд, их беспорядочный блеск. Перед нами предстает неопределенный мир, искаженный туманами, где безликость тени соединяется с «жемчужной белизной». Это и подобие небесного рая со своими змеями искусителями и «небывалыми плодами».
Рисуется необыкновенный сад, вызывающий трепет, волнение, напряжение чувств самого Феба. Какая же царит тайна в этом саду?
Тайна связана с образом крокодила, выделяющимся на сером фоне туманов и неопределенного света звезд, блеском изумруда, цветом самой природы, жизни, бессмертия, гармонии. Невольно возникает ассоциативный ряд:
Каракалла – Аполлон (Феб) – Лето (ночь, мать Аполлона) – Астерия (звезда, сестра Лето) – Феба (луна, мать Лето, кормилица Аполлона) – Уран (небо) – Рея (земля), который приводит нас к космогоническим мифам, где особенно отчетливо актуализируется пафос превращения хаоса в космос.
Все образы в своем значении присутствуют в саду императора. Более того, Феба считалась основательницей в Дельфах Храма и оракула, который затем подарила внуку (Аполлону – Фебу).
Ни Храм ли гармонии хаоса предстает перед нами в садах Каракаллы. Обратим внимание на слова:
И, великой мукой вселенной
На минуту грудь свою омыв…
Может, «мука вселенной» - это и есть рождение гармонии из хаоса. Ведь затем возникает образ «зеленого храма» - цвета гармонии, жизни.
И завершает вторую часть стихотворения «Император Каракалла» образ царя – поэта-друида:
А потом в твоем зеленом храме
Медленно, как следует царю,
Ты, неверный, пышными стихами
Юную приветствуешь зарю.
Третья часть стихотворения – это детализированное описание встречи крокодила. Важно подчеркнуть, что в тексте нет местоимения «ты», связь «бродячего певца» и императора исчезает. Мы видим взгляд со стороны. Так же слышимое имя Каракалла вызывает звуковые ассоциации с крокодилом, обозначая связь этих образов.
Если образ императора, созданный во II части, вызывает восхищение сильной личностью, то образ Каракаллы – это, прежде всего, символ «безумных извращений», упадка римской цивилизации.
Крокодил несет в себе также двоякое значение – это символ природы, жизнеутверждения, но это и свирепое животное ада африканской тематики в творчестве
Н. Гумилева, поэтому он чудная сказка, увлекающая, очаровывающая, дающая надежду на чудо, но это обман.
На наш взгляд, образ крокодила, завершающий цикл стихотворения «Император Каракалла», - это «нарушитель гармоний», т. е. разрушитель надежд человека занять место в ряду высших начал.
Выводы:
- Гумилев подчеркивает значимую роль поэта в познании истины. В стихотворении рисуется образ поэта-друида, но, к сожалению, это только мечта;
- поражает бесконечность образной системы Гумилева. Анализ текста выводит на антонимические ассоциативные ряды, которые погружают нас в глубины мифологии, с помощью которой мы вместе с лирическим героем попадаем в мир гармонии хаоса.
Глава 2. Соотношение поэтических образов и цветовой гаммы в стихотворении «Мореплаватель Павзаний» (III часть стихотворения «Император Каракалла»)
На основе стихотворения «Мореплаватель Павзаний» мы попробовали провести ассоциативный ряд цветовой гаммы, связанной с лексическим значением слов, которое, как мы уже убедились, далеко неоднозначно.
Ритмический рисунок каждого стиха – двусложная стопа с ударением на третьем слоге (пеон 3, в переводе «гимн Аполлону»)[5],[6]– ассоциируется с приближающейся и убегающей волной морского прибоя. Повторение одной и той же рифмы в 3-4 стихах каждой строфы как бы замедляет повествование, то же образуя своеобразную «волну».
Этот рисунок повторяется как на горизонтальном (метрическом), так и на вертикальном (строфическом) уровнях. При подсчете глагольных форм в строфах можно заметить, что их количество сначала нарастает, а затем убывает. Так, в 1-й и 5-й строфах только по одной глагольной форме, во 2-й и 4-й – по две, а в 3-й – три.
Таким образом, рисуется один из центральных образов:
Море - глубина, свобода, символ жизни, простор, приливы и отливы, символ вечности, рокот, изменчивость, восторг, торжество, отражение неба.
И на фоне моря – вечности дана разноликость, многозначность мира.
Ключевые образы стихотворения:
Мореплаватель - судно, новые земли, свобода, море, опасность, пространство, шторм, дали, смерть, глубина, галеры. Цветовая гамма: синий, голубой, бирюзовый.
Мореплаватель – это человек, стремящийся к познанию нового, преодолевающий опасности пути – смело смотрящий смерти в лицо. Он звено в цепочке, связывающей две великие цивилизации: Рим и Египет.
Следующий образ – это река Нил.
Ассоциативный ряд: Африка (пустыни, большие пространства, сонное царство,
оазисы (жизнь), Египет, пирамиды); кормилец (вторая по длине река в мире (жизнь), течение и русло, исток – начало жизни, устье – смерть; экзотика. Цветовая гамма: желтый, зеленый, синий, голубой. Голубые и синие тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты, прохлады. Желтый - это солнечный свет, золото, пустыня; великолепный яркий и чистый желтый цвет дает ощущение истины, высокого творческого подъема и вдохновения; божественность («застывший солнечный свет»), цвет жизни. Зеленый - цвет самой природы, жизни, возрождения, бессмертия, обновления, молодости, юности, надежды, гармонии. Синий и желтый цвета при смешении дают зеленый цвет, поэтому слово Нил содержит целую цветовую гамму и несет в себе многообразие лексических значений.
Рим - величие, самый древний город, правление Каракаллы, колыбель цивилизации, упадок цивилизации, жизнь, кровь. Пурпур (красный) – огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови (смерть и жизнь), цвет опасности, предупреждение, оберег, любовь.
В Китае красный – это символ птицы феникс, обладающий способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла (жизнь и смерть, вечность).
В связи с образом Рима важно отметить наличие в тексте ряда прилагательных: золотой, пурпуровый, мраморный, изумрудный, серебряный. Все они по лексическому значению тяготеют к понятиям «богатство», «знатность», «исключительность».
Таким образом, мы можем наблюдать некую картину «пира во время чумы», «блеска среди нищеты», «последние яркие вспышки погибающей цивилизации», связанные с правлением Каракаллы.
Каракалла – император, владыка, человек-бог, тиран, могущество, губительная сила, вершитель судеб, кровь, зло, смерть, прорицатель, возвышенность, страшные годы для Рима, извращения, упадок цивилизации, крокодил (по звуковому составу), Аполлон (Феб), Дионис.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы,
Бог веселых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.[7]
Примечательно, что предложение данной строфы построено таким образом, что во второй строке слово «Бог» стоит после слова «Каракаллы», образуя единство образов.
«Бог веселых и бездумных» - это Дионис, который славился умением насылать безумие. Сравним: «… в дни безумных извращений Каракаллы». Слово «безумие» объединяет два этих образа.
Вновь выстраивается мифологический ассоциативный ряд: Каракалла - Аполлон (Феб) – Дионис. Мы уже ранее подчеркивали, что в III части стихотворения образ Каракаллы – это символ упадка римской цивилизации. Его образ затмевает солнце:
В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море.
Слово «император» относит нас к мифологическому контексту II части стихотворения «Император Каракалла».
Таким образом, в данных строках мы можем говорить о пурпуровом уборе, как символе губительного солнца, которое сменяет светлое, жизнеутверждающее начало. Поэтому мы окрашиваем солнце в сине-красные тона, обозначающие уходящее в море «в невинном горе солнце» с отблесками пурпура, уже падающими на него. Но, на наш взгляд, образ «императора», символизирующий стремление к познанию мира, обретает более значимую роль, чем образ Каракаллы. Из ассоциативного ряда Каракалла – Дионис – Аполлон на первый план выходит Аполлон – бог солнца.
Строение 2 и 4 строк подтверждают высказанную выше мысль и усиливают впечатление динамикой, которая заключена в глаголах. Император динамичнее, деятельней, ему принадлежат два действия.
Солнце в море уходило
……………………………..
Император вышел в море
Подчеркивается некая смена светил.
По звуковому составу слово «Каракалла» соотносится со словом «крокодил» и поэтому в своей цветовой гамме несет зеленый цвет, таким образом, претендующий на роль бессмертного божества.
Крокодил - свобода – жизнь, убийца (хищник) – смерть, священный, возвышенный - кровожадный, свирепый. Сказка - чудо, необыкновенность, волшебство, красота, обман, ложь, преувеличение. Крокодил – это символ природы, жизнеутверждения, но это и свирепое животное ада африканской тематики в творчестве Николая Гумилева, поэтому он чудная сказка, увлекающая, очаровывающая, дающая надежду на чудо, но это обман.
Лани – свобода, красота, жизнь, грация, смерть (шкура), ценность.
Египетские ткани - легкость, красота, яркость, воздушность, красочность, узоры.
Скитальцы – познание, старцы - ум, мудрость, легенды, путешествия, истории.
Выделенные нами ключевые слова: «ланей», «египетские ткани», «скитальцы» - это продолжение ассоциативного ряда, связанного с темой Африки в лирике Гумилева. Это светлый поток живительной влаги вливается в мир погибающего извращенного Рима.
Гетеры - женственность, красота, изящество, женщины (начало жизни), порок, грация, ум, образованность. Как Инь и Ян - символы противоборствующих женского и мужского начал, - соединяясь создают гармонию, которая несет надежду на спасение, рождение нового мира:
И изящные гетеры,
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
Гетеры не только носительницы порочной любви, но и женского начала, дающего жизнь, к которому они, вероятно, и стремятся, обращаясь к Венере, утренней голубой звезде, являющейся символом священной чистой любви.
Мы окрасили ключевые слова стихотворения «Мореплаватель Павзаний» в соответствующие их значению цвета и получили необыкновенную картину, которая вызывает ассоциации со спиралью бесконечности жизни, где всё повторяется, отражается одно в другом, сливаясь в гармоничное единство, и, таким образом, способно к возрождению. Это сама вечность. (Приложение 1, 2)
Интересно и то, что динамика 3 строфы стихотворения отражается и в цветовой гамме: преобладает красный цвет. Образ моря выстраивается на метрическом, строфическом и цветовом. Таким образом, подчеркивается движение волн, олицетворяющее вечное изменение, преображение жизни.
Стремление всего сущего к гармонии подтверждается и соотношением цвета, которое получилось при ассоциативном анализе ключевых слов стихотворения «Мореплаватель Павзаний». Если рассмотреть цветовую гамму в количественном соотношении, то можно проследить такую последовательность: оттенки зеленого – 8 слов, оттенки красного – 6, синего - 5, желтого – 4, коричневого – 3. (Приложение № 3, диаграмма № 1)
Зеленый и красный цвет – это цвет Каракаллы и крокодила, ключевых образов стихотворения. Но образ Каракаллы сменяется образом императора: безумие на стремление к познанию мира. Дионис уступает место Аполлону. Возможно, здесь и звучит гимн Аполлону, заключенный в выборе размера стихотворения.
Мы проанализировали, какие цвета получатся при смешивании основных цветов[8], полученных при работе над текстом, и пришли к выводу, что все цвета, отражаясь в друг друге, смягчают символику красного цвета и образуют более спокойную гамму цветов, символизирующую собой стремление к гармонии. (Приложение № 3, диаграмма № 2)
Выводы:
Таким образом, на основе выделенных нами ключевых слов, связанных с ними оттенков цвета и мифологического контекста мы раскрыли поэтический «фокус» Н.Гумилева, который заключается в создании картины гармонии хаоса. Полученная цветовая гамма представляет собой, на наш взгляд, спираль бесконечности жизни, наполненной многообразием явлений. Это и некий парад планет, радужные блики, несущие в себе многозначность образов. Весь этот противоречивый, разноликий мир – это вечность, которая соединяет противоположные начала в гармонию. Исключение одного несет безликость другого: без света не было бы тьмы, без добра – зла и т. д.
Мы определили, что динамика 3 строфы стихотворения «Мореплаватель Павзаний» отражается и в цветовой гамме: преобладает красный цвет. Образ моря выстраивается на метрическом, строфическом и цветовом. Таким образом, подчеркивается движение волн, олицетворяющее вечное изменение, преображение жизни.
Стремление всего сущего к гармонии подтверждается и соотношением цвета, которое получилось при ассоциативном анализе ключевых слов стихотворения «Мореплаватель Павзаний». (Приложение № 3, диаграмма № 1,2)
Заключение
В результате своей работы, используя ассоциативный анализ поэтического текста «Император Каракалла» Николая Гумилева, мы пришли к выводу, что наша гипотеза о некоем «фокусе», сокрытом в тексте Н.Гумилёва, подтвердилась.
Показали наличие многообразия тем и разноликости образов, которые вызывают массу ассоциаций. Анализ текста выводит на антонимические ассоциативные ряды, которые погружают нас в глубины мифологии.
Окрасив ключевые слова стихотворения «Мореплаватель Павзаний» в соответствующие их значению цвета, мы получили картину, которая вызывает ассоциации со спиралью бесконечности жизни, где всё сливается в гармоничное единство, повторяется, отражается одно в другом и, таким образом, способно к возрождению. (Приложение № 2, рис. 1,2)
Стремление всего сущего к гармонии подтверждается и соотношением цвета, которое получилось при ассоциативном анализе ключевых слов стихотворения «Мореплаватель Павзаний». Преобладает жизнеутверждающий зеленый цвет. (Приложение № 3, диаграммы 1). Все цвета, отражаясь в друг друге, смягчают агрессивную символику красного цвета и образуют более спокойную гамму цветов, символизирующую собой стремление к гармонии. (Приложение № 3, диаграммы 2)
Список литературы
1.Гумилев, Н.С. Artiste-peintre (Письмо из Парижа) . – Режим доступа: — URL:
https://gumilev.ru/clauses/68/.– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
2. Гумилев, Н.С. Избранное / Н.С.Гумилев. – Москва: Просвещение, 2016. – 384 с. – Текст.
3.Гумилев, Н.С. Полное собрание сочинений. — URL: https://imwerden.de/pdf/gumilev_pss_tom07_2006_text.pdf .– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
4.История русской литературы серебряного века. Николай Гумилев. – Режим доступа: — URL: https://studme.org/188699/literatura/nikolay_gumilev (дата обращения: 01.10.2021).
5. Мифологический словарь. – Москва: Вако, 2019 . – 80 с. – Текст.
6. Пеон. https://pishi-stihi.ru/peon.html .– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
7. Смешивание цветов для получения нужного цвета
https://stroychik.ru/raznoe/smeshivanie-cvetov .– Текст: электронный (дата обращения: 14.02.2021)
8.Тема смерти в творчестве Н.С. Гумилёва. – Режим доступа.— URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/gumilev/tema_smerti_v_tvorchestve_n_s_gumiljova/62-1-0-837.– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
9. Цвет и его символика. Цветовые тенденции в живописи 20-ого века
http://refleader.ru/jgebewotrrnajge.html .– Текст: электронный (дата обращения: 14.02.2021)
10. Что такое пеан ? https://www.liveinternet.ru/users/tanakwill/post264343405 .– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
Приложение № 1, текст 1
Император Каракалла
1
Призрак какой-то неведомой силы,
Ты ль, указавший законы судьбе,
Ты ль, император, во мраке могилы
Хочешь, чтоб я говорил о тебе?
Горе мне! Я не трибун, не сенатор,
Я только бедный бродячий певец,
И для чего, для чего, император,
Ты на меня возлагаешь венец?
Заперты мне все богатые двери,
И мои бедные сказки-стихи
Слушают только бездомные звери
Да на высоких горах пастухи.
Старый хитон мой изодран и черен,
Очи не зорки, и голос мой слаб,
Но ты сказал, и я буду покорен,
О император, я верный твой раб.
1918 г.
2
Император с профилем орлиным,
С черною, курчавой бородой,
О, каким бы стал ты властелином,
Если б не был ты самим собой!
Любопытно-вдумчивая нежность,
Словно тень, на царственных устах,
Но какая дикая мятежность
Затаилась в сдвинутых бровях!
Образы властительные Рима,
Юлий, Цезарь, Август и Помпей, —
Это тень, бледна и еле зрима,
Перед тихой тайною твоей.
Кончен ряд железных сновидений,
Тихи гробы сумрачных отцов,
И ласкает быстрый Тибр ступени
Гордо розовеющих дворцов.
Жадность снов в тебе неутолима:
Ты бы мог раскинуть ратный стан,
Бросить пламя в храм Иерусалима,
Укротить бунтующих парфян.
Но к чему победы в час вечерний,
Если тени упадают ниц,
Если, словно золото на черни,
Видны ноги стройных танцовщиц?
Страстная, как юная тигрица,
Нежная, как лебедь сонных вод,
В темной спальне ждет императрица,
Ждет, дрожа, того, кто не придет.
Там, в твоих садах, ночное небо,
Звезды разбросались, как в бреду,
Там, быть может, ты увидел Феба,
Трепетно бродящего в саду.
Как и ты, стрелою снов пронзенный,
С любопытным взором он застыл
Там, где дремлет, с Нила привезенный,
Темно-изумрудный крокодил.
Словно прихотливые камеи —
Тихие, пустынные сады,
С темных пальм в траву свисают змеи,
Зреют небывалые плоды.
Беспокоен смутный сон растений,
Плавают туманы, точно сны,
В них ночные бабочки, как тени,
С крыльями жемчужной белизны.
И, великой мукою вселенной
На минуту грудь свою омыв,
Ты стоишь божественно-надменный,
Император, ты тогда счастлив.
А потом в твоем зеленом храме
Медленно, как следует царю,
Ты красиво-звонкими стихами
Пробуждаешь юную зарю.
1906 г.
3
Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы.
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний,
Крокодил сверкал у судна
Чешуёю изумрудной
На серебряном понтоне.
30 октября 1906 г.
Приложение № 2, рис.1
Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы
Бог весёлых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний
Крок одил сверкал у судна
Чешуёю изумрудной
На серебряном понтоне.
Приложение № 2, рис.2
Спираль бесконечности.
Приложение № 3, диаграмма №1
Приложение № 3, диаграмма №2
[1] Гумилев Н.С. Artiste-peintre (Письмо из Парижа) https://gumilev.ru/clauses/68/
[2] История русской литературы серебряного века. Николай Гумилев.
[3] Тема смерти в творчестве Н.С. Гумилёва. http://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/gumilev/tema_smerti_v_tvorchestve_n_s_gumiljova/62-1-0-837
[4] Мифологический словарь. – М., 2019 .
[5] Пеон. https://pishi-stihi.ru/peon.html
[6] Что такое пеан ? https://www.liveinternet.ru/users/tanakwill/post264343405
[7] Гумилев, Н.С. Избранное. – М., 2016.
[8] Смешивание цветов для получения нужного цвета
https://stroychik.ru/raznoe/smeshivanie-cvetov
Как нарисовать ветку ели?
Сила слова
Стеклянный Человечек
Пустой колос голову кверху носит
Дерево в снегу