Аннотация.
Темой нашей исследовательской работы стала «Древесные мотивы в русской литературе». На наш взгляд, данная работа актуальна тем, что посвящена образу деревьев в поэзии. Деревья – это природа, значение которой современный человек недооценивает. Стремясь к прогрессу, человечество губит природу, которая дает ему душевное спокойствие, радость созерцания.
Целью данной работы является изучение древесных мотивов в литературе как отражение взаимоотношений человека и природы.
Основным источником в нашей работе стали фольклорные жанры, Библия, стихотворения В.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, А.С. Пушкина, А. Майкова, А.А.Фета, А.Твардовского, Н. Заболоцкова, А.Тарковского. Благодаря изученным произведениям, мы смогли проследить эволюцию древесных мотивов в русской поэзии.
Основные результаты исследования: проанализированы древесные мотивы в русской литературе; доказано, что эволюция образа дерева образует временной цикл, возвращающий сознание человека от настоящего к прошлому; через анализ выбранных нами стихотворений выявлена роль дерева в жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_drevesnyh_motivov_v_russkoy_literature.docx | 420.2 КБ |
Древесные мотивы в русской литературе
Аннотация.
Темой нашей исследовательской работы стала «Древесные мотивы в русской литературе». На наш взгляд, данная работа актуальна тем, что посвящена образу деревьев в поэзии. Деревья – это природа, значение которой современный человек недооценивает. Стремясь к прогрессу, человечество губит природу, которая дает ему душевное спокойствие, радость созерцания.
Целью данной работы является изучение древесных мотивов в литературе как отражение взаимоотношений человека и природы.
Основным источником в нашей работе стали фольклорные жанры, Библия, стихотворения В.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, А.С. Пушкина, А. Майкова, А.А.Фета, А.Твардовского, Н. Заболоцкова, А.Тарковского. Благодаря изученным произведениям, мы смогли проследить эволюцию древесных мотивов в русской поэзии.
Основные результаты исследования: проанализированы древесные мотивы в русской литературе; доказано, что эволюция образа дерева образует временной цикл, возвращающий сознание человека от настоящего к прошлому; через анализ выбранных нами стихотворений выявлена роль дерева в жизни человека.
Содержание.
Введение 3
Глава 1. Мифологический образ дерева.
Глава 2. Эволюция древесных мотивов в русской литературе.
2.1. Древнерусская литература 5
2.2. Библия 6
2.3. Литература 17-18 в.в. 7
2.4. Литература 19-20 в.в. 8
2.5. Социологический опрос 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Приложение 16
Темой нашей исследовательской работы стала «Древесные мотивы в русской литературе». На наш взгляд, данная работа актуальна тем, что посвящена образу деревьев, отраженных в произведениях разных эпох. Деревья – это природа, значение которой современный человек недооценивает. Стремясь к прогрессу, человечество губит природу, которая дает ему душевное спокойствие, радость созерцания.
Гипотеза исследования – обращаясь к поэзии, мы черпаем основы языческого представления о деревьях, об их значении в формировании человечества. Поэты, запечатлевая образы деревьев, передают нам заключенную в них мудрость, заложенную еще древним человеком, и, таким образом, помогают осознать необходимость постижения человеком гармонии с природой и всем миром. Мы предполагаем, что эволюция образа дерева образует временной цикл, возвращающий сознание человека от настоящего к прошлому.
Объектом нашего исследования являются тексты, включающие в себя образ дерева.
Предмет исследования: древесные мотивы, запечатленные в текстах разных периодов развития русской литературы.
Основные методы исследования: поисковый, сравнение, исследовательский, анализ литературных произведений, опрос.
Целью данной работы является изучение древесных мотивов в текстах разных периодов развития русской литературы как отражение взаимоотношений человека и природы.
Задачи:
- показать эволюцию древесных мотивов в текстах разных периодов развития русской литературы;
- через анализ текстов показать значимую роль деревьев в жизни человека;
- сформировать экологическую культуру, любовь к Родине.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что полученные в результате исследования материалы расширяют наши знания об образе дерева в поэзии. Исследование позволяет определить направленность развития и влияния образов деревьев на мировоззрение людей. Новизна темы заключается в рассмотрении поэтических образов деревьев как источнике знаний о мифологическом сознании людей.
Практическая значимость: современное поколение подростков мало читают стихотворения; редко задумываются о связи окружающего мира и поэзии; проведенное исследование можно использовать как сообщение на уроке литературы для более углубленного изучения древесных мотивов в русской поэзии. Мы считаем, что наша работа поможет вызвать интерес к поэзии и обогатить внутренний мир читателя.
Глава 1. Мифологический образ дерева
Человек в античной философии представлен частью окружающего мира. Природа для древнего человека – это живое существо.
Наука о фольклоре выдвинула теорию: в мифопоэтических представлениях многих народов лежит образ мирового древа, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания. Дерево выступает как система пространственных и духовных координат, соединяющих небо и землю, вверх и низ, правое и левое, все стороны света. Славяне считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево равносильно убить человека и, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а после должен был взамен посадить несколько деревьев.
В фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания, ср. в заговоре от укуса змеи: «На море, на Океане, на острове Кургане стоит дуб, под тем дубом кровать, на кровати лежит девица, змеина сестрица, я к ней прихожу, жалобу приношу на казюлей, на ужей… Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами (подземным, земным и верхним — небесным) и соединяет их (ср. Мировое дерево). В корнях дерева обитают змеи и нечистые духи (ср. в ст. Бузина), а вершина связывается с Богом, небом, Солнцем и птицами (ср. в ст. Верба). Известен, в частности, сказочный сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо ¹.
В народных сказках, загадках, песнях говорится то о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; то о чудесной золотой сосне, на которой поют райские птицы; то о чудном дубе, который стоит на окиян - море или поднимается до самого неба. Русским народом придумано огромное количество пословиц, связанных с деревьями. Старое дерево скрипит, да не ломается. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Глава 2. Эволюция древесных мотивов в разные периоды русской литературы
Мотив (от латинского «двигаться»; также может обозначаться как «топос») — тема, образ или персонаж, который развивается при помощи различных нюансов и повторений. Мотив - это повторяющаяся идея, изображение или элемент, имеющий символическое значение ².
В нашей работе мы хотим обозначить символический смысл образа дерева. В русской литературе этому образу принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно-обрядовыми традициями, и земледельческим укладом жизни ³. Отталкиваясь от первоначального значения, заложенного в мифах и фольклоре, рассмотрим эволюцию древесных мотивов в русской литературе.
2.1. Древнерусская литература
В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников
____________________________________________________________________
¹ Словарь русской и славянской языческой мифологии. Агапкина Т.А. Дерево, 2017
² Мотив в литературе. Комплекс мотивов и типы сюжетных схем. Составитель Н. Д.Тамарченко
³ Деревья и растения в мифах, фольклоре, поэзии
"рощениям" и "древесам", о молениях под ними ("рощением... жряху").
О существовании у славян в древности священных рощ упоминает в „Чешской хронике“ Козьма Пражский (12 в.); о священных рощах полабских славян сообщает немецкий хронист Гельмольд (12 в.) ⁴.
А.Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» пишет: «…старинное предание гласит, что сами боги, сходя на землю, чтобы ближе присмотреться к людским деяниям, любили собираться в тени густого, развесистого ясеня и оттуда изрекали свои правдивые приговоры…» ⁴.
Обратимся к тексту «Слова о полку Игореве», в котором читаем: «взбился див - кличет на вершине дерева», «дерево с горем к земле приклонилось»; «дерево с тоской к земле приклонилось»; «и дерево не к добру листву сронило»; «под сенью зелёного дерева».
Образ дерева в «Слове…» наделен человеческими качествами.
Вывод: в древнерусской литературе мы наблюдаем мифологическое представление о дереве, которое представлено божественным живым существом.
2.2. Библия
Однако с принятием христианства культура приобрела совершенно другое понимание природы. Человек в христианстве — вершина божественного творения, наделенная душой, а весь окружающий мир стоит неизмеримо ниже него.
Библия и христианство отрицают богов и духов природы, учат тому, что люди созданы для управления и господства над всеми другими видами живых существ и природой вообще; отклоняется языческое мировоззрение, в котором природа
проникнута духами, живущими в деревьях, животных, реках, горах и планетах.
( Приложение №1, текст 1)
____________________________________________________________
⁴ Древнерусские свидетельства о почитании деревьев. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. - Материалы по славянскому язычеству.
⁵Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу. Собр. Соч. в 3 т. // т.1. М.: Эксмо, 2002
Важно отметить, что обвинения христианства в пропаганде насильственного и потребительского отношения к природе, скорее всего, связаны с неправильным истолкованием Библии и сути христианского учения.
«Человек - не высшая инстанция власти; человек не может поступать самоуправно. Выше человека - Бог. Бог ставит человека как Своего наместника выше мира: «И взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его»»⁶. «Когда Бог говорит человеку "господствовать" над природой, то подразумевает не только привилегии, но и обязательства» ⁷. Человек становится ответственным над тем, чем он повелевает.
Еще одним спорным эпизодом из Библии (Нового Завета) является иссушение Христом дерева - смоковницы. Существует немало мнений о том, что это действие Христа призывает верующих христиан к вероломству и уничтожению природы. Но это не так. Во-первых, в Библии это единственный эпизод, когда Христос совершил совсем не христианский поступок. Во-вторых, стоит так же упомянуть о цели, которую преследовал Христос. Главной целью было показать ученикам и иудеям, что он хотя и мог иссушить своих распинателей, но не совершает этого.
Но человечество выбирает путь господства над природой, а не ответственности перед ней, что ведет к утрате осознания ее как живого существа.
2.3. Литература 17-18 в.в.
В эпоху Возрождения (условный Ренессанс в России начался в эпоху Петра 1)
человек видит в природе источник радости и наслаждения.
В стихотворении «Строфы похвальные поселянскому житию» Василия Тредиаковского образ дуба является хранителем добра и гармонии человека с
_______________________________________________________________________
⁶Библия.- Москва: Мир книги, 2014 г.- 689 с.
⁷ Реферат "Образ природы в христианстве и его интерпретация".- Санкт-Петербургский государственный университет.
самим собой и окружающим миром. Однако природа для человека это уже не божество, а источник жизненных сил. (Приложение №1, текст 2)
Человек мыслит себя в роли преобразователя, природа для него, прежде всего, источник плодов. (Приложение №1, текст 3)
Пейзаж А. П. Сумарокова мирный и безоблачный, с обязательным «источником», «дубровой» или «густым кустарником».
Для А. П. Сумарокова изображаемый им мир пастухов и пастушек – это сладостный вымысел, который должен увести читателей из мира прозы (большая часть эклог, изданных А. П. Сумароковым в 1774 г., была написана в Москве во время чумной эпидемии 1771 г.) ⁷
В 18 веке идеальный пейзаж был значим сам по себе как поэтический образ природы, но не одушевлен.
Вывод: с принятием христианства и утратой языческого преклонения перед природой (деревом) человек воспринимает ее как источник плодов и наслаждения. Образ дерева уничижается.
2.4. Литература 1XX-XX в.в.
Сознание оторванности человека от природы раскрывается в поэзии 1XX-XX в.в. Поэты стремятся понять смысл человеческого бытия и указать путь обретения гармонии между человеком и природой.
В пейзажах А.Майкова можно встретить романтическую антитезу «пустыни людной» и «пустыни Божией» ⁷. Мир природы противопоставлен миру человеческому. «Природа и любовь к ней заставляют глубже чувствовать уклонения условий общественной жизни от нормы», – скажет поэт в одном из писем⁸.
В стихотворении «Рыбная ловля» мир природы противопоставлен миру человеческому: «как здесь» - « с той стороны». Стволы сосен воплощают Древо жизни и мудрости: «сторукие стволы» охватывают все пространство, отражаются
____________________________________________________________________
⁷ Берков П. Н. Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова
⁸ Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX векаАполлон Николаевич Майков. Основные мотивы лирики Аполлона Майкова. Природа и человек
«в заливе…», соединяя, таким образом, небесное и земное. Живой образ дерева учит лирического героя находить гармонию с миром. (Приложение №1, текст 4)
Таким образом, чем дальше человек отдаляется от мифологического восприятия окружающего мира, тем больше утрачивает связь с природой, отрываясь от Древа жизни.
Рассмотрим стихотворение А.Фета «Заря прощается с землею…» (1858 г.): лес покрывается мглою, но верхушки его озарены прощальным светом солнца, и в этом вечернем озарении выступает зримо принадлежность деревьев двум мирам –
небесному, где они «купают пышный свой венец», и земному, куда падает отброшенная ими тень. (Приложение №1, текст 5)
Эти строки перекликаются с написанным всего на год раньше стихотворением Ф. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…»(1857), где сопоставлены верхи и низы мироздания – «корни» и «вершины», «родник» и «зной», «сумрак» и «полдень», «немота» и «крик». (Приложение №1, текст 6)
Дерево соединяет низ и верх не только в пространстве, но и во времени, выступая как символ связи прошлого и будущего⁹. Знаменитые пушкинские три сосны из стихотворения «Вновь я посетил…» (1835г.) - наглядный образ духовного родства поколений:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст… (А.С.Пушкин)
Мысль поэта, словно бы следуя за ростом деревьев, устремляется в будущее, откуда навстречу прошлому обращается память потомка:
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Так, благодаря росту деревьев, времена соединяются друг с другом. Дерево – образ вечности.
_________________________________________________________________
⁹ Камалов Р.М. Лес как символ и мифопоэтический образ
Мысль о земном бессмертии, которое передается из рода в род, выражена и у А. Твардовского в стихотворении «Посаженные дедом деревца» (1965 г.). Деревья свидетели жизни людей разных поколений. (Приложение №1, текст 7)
В стихотворении А.Фета «Учись у них - у дуба, у березы» раскрывается сила деревьев, позволяющая им преодолеть все тяготы осеннего увядания и суровой зимы и возродиться вновь. Человек должен научиться у деревьев терпению и смирению, чтобы, сумев достойно пережить любые скорби, прочувствовать радость жизни.
Отсюда мотив учения человека у деревьев, нравственный образец которых утвержден законами самой природы. (Приложение №1, текст 8)
Николай Заболоцкий обращает наше внимание полноту жизни, которой обладает дерево, имеющее под собой почву. Оно, подобно ребенку, воспринимает мир в ярких радостных красках. Конечно, у человека более высокий уровень существования, но цена этого – не только мучительный разрыв с целостностью окружающего мира, но и внутренний разлад с самим собой. (Приложение 1, текст 9)
Человек желает обрести свою почву, которая дала бы ему истинную жизнь, полную спокойствия и достоинства.
Отсюда и мотив перевоплощения человека в дерево. У Н. Заболоцкого человек превращается в дерево, теряя зрение, но получает взамен ласку солнца и земли, «влага…омывает лиственные лица», свершая обряд перехода в мир гармонии. (Приложение №1, текст 10)
У Арсения Тарковского в стихотворении «Превращение» (1959г.) герой «пожелал … легкости небесной // Сестры чудесной поросли древесной», вдруг почувствовал, что его «жилы крепко сращены// С хрящами придорожной бузины». Это подчеркивает единство всего живого. Поэтическое перевоплощение показывает нам плотское взаимопроникновение всего, что живет и дышит на земле. (Приложение №1, текст 11)
Из этого коренного родства вытекает необходимость братского отношения человека к деревьям, применения к ним принципа «не убий». И хотя с точки зрения практического рассудка этот вывод может показаться мечтательно – утопическим, он, безусловно, правилен и с этической, и, как выясняется в наше время, с экологической точки зрения. То, что раньше могло восприниматься как порыв чувств, теперь выявляется как разум самой природы, говорящий через человеческое сердце. (Приложение №1, текст 12)
Быть может, грядущая экологическая цивилизация выработает свою систему нравственных заповедей, среди которых будет и запрет на убийство дерева.
Выводы: анализ поэтических текстов 1Х - ХХ в.в. открывает перед нами ряд древесных мотивов, относящих нас в далекое прошлое: к сознанию древнего человека об образе дерева. Древо – это образ духовного родства поколений; жизненной полноты, вечности, силы, терпения и смиренного преодоления скорбей. Поэтические мотивы: учение у деревьев, перевоплощения человека в дерево и его родства с ним - указывают на стремление к единству всего живого на земле. (Приложение № 2, рис. 1)
Представляя мифологический образ дерева, поэты 1Х - ХХ в.в. утверждают мысль о том, что именно этот взгляд – спасение для человечества.
Таким образом, мы можем утверждать, что отношение к образу дерева строится на принципе цикличности, т.е. стремлении от настоящего к прошлому. (Приложение № 2, рис. 2)
2.5. Социологический опрос
Для выявления значения поэзии в жизни школьников была создана онлайн-анкета с использованием опросных форм Google. (Приложение № 2) Разместили ссылку https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeqF6qaHbV0VF6yUQaypKs8IV98D-6bt3kex8tlJqXWhQpQFQ/viewform в сообщении через автоматизированную систему «Сетевой город. Образование». (Приложение № 3, рис.1) В анкетировании приняли участие … человека обучающихся в 7-х классах.
На первый вопрос анкеты: «Как часто Вы читаете стихотворения?» респонденты ответили: …по 15 человек (28,8 %), нравится получать хорошие оценки 9 человек (17, 3%), родители заставляют 8 человек (15, 4 %), чтобы товарищи со мной дружили 5 человек (9, 6%). Из полученных данных можно сделать вывод, что ребята хотят быть грамотными, умными и эрудированными. (Приложение № 3, рис.2)
Отвечая на второй вопрос анкеты: «Вы коммуникабельный человек?» ответили 52 человек, и мнение распределилось следующим образом:
- да – 36 человек (69,2 %);
- нет – 16 человек (30,8 %). (Приложение № 3, рис 3)
На третий вопрос, который звучит так: «Есть ли у Вас хобби, увлечения?»» ответили следующее: да – 44 человек, нет – 8. Анализируя ответы на третий вопрос, получаем следующие результаты: - у большинства есть хобби, что составило 84,6%. (Приложение № 3, рис 4)
В результате опросы мы получили следующие результаты:
1. Как часто Вы читаете стихотворения? Приложение 3.
А) 2 человека -6,5%
Б) 12 человек – 40%
В)16 человек – 53,5%
2. .Какие из стихотворений Вам больше нравятся? Приложение 4.
А) 15 человек – 50%
Б) 6 человек –20%
В) 9 человек – 30%
3. Назовите русских поэтов, которые использовали в своём творчестве образы деревьев. Приложение 5.
А) С.Есенин -21человек-70%
А.Фет – 25 человек
Ф. Тютчев – 5 человек
Лермонтов – 25
Бунин – 2 береза
Б) А.Пушкин – 30 человек
4.Какие образы деревьев вы встречали в стихотворениях? Приложение 6.
А) Береза – 30
Б) Дуб – 30
В) Пальма – 25
Г) Сосна – 30
Д) Ель - 30
5. Назовите стихотворение, где присутствует образ дерева. Приложение 7.
А) «Берёза» С. Есенина - 21 человек -
Б) «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова - 25 человек
В) «Учись у них у дуба, у березы…» А.А. Фета - 25
Г) «Листья» Ф. Тютчева – 5
Д) «Помню – долгий зимний вечер…» И. Бунина – 2 человека
Е) «У лукоморья дуб зеленый…» А. Пушкина – 30
Заключение
Основные результаты исследования: проанализировали древесные мотивы в разные периоды русской литературы; через анализ выбранных нами стихотворений выявили роль дерева в жизни человека; подтвердили свою гипотезу:
- поэты 1Х - ХХ в.в. утверждают, что мифологический взгляд на природу – спасение для человечества, таким образом, эволюция образа дерева образует временной цикл, возвращающий сознание человека от настоящего к прошлому.
Истинным взглядом на окружающий мир является мифологическое представление…
- опрос…
Мы считаем, что наша работа, использованная на уроках литературы, поможет учащимся по-новому взглянуть на окружающий мир, в частности, на деревья и понять, насколько необыкновенна природа России, сколько любви к ней передано в поэтических строчках. Поэты, тонко чувствующие дыхание природы, способны пролить в наши души свет разума, воспитать чувство любви и благодарности к каждому дереву, веточке, листочку. И то же время, узнав об источнике поэтического образа, учащиеся более внимательно будут относиться к поэзии.
Итогом работы стали наглядные таблицы (Приложение № 1, рис. 1-2).
Список литературы и интернет - источников.
1.Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу. Собр. Соч. в 3 т. // т.1. М.: Эксмо, 2002. https://studfile.net/preview/3316620/page:3/ . - электронный текст
2. Библия.- Москва: Мир книги, 2014 г.- 689 с.
4. Н.Заболоцкий «Монолог в лесу»
5. Н. Заболоцкий «В жилищах наших…»
7. Майков А. «Рыбная ловля»
8. Мотив в литературе. Комплекс мотивов и типы сюжетных схем. Составитель Н. Д.Тамарченко.https://maminshop.ru/motiv-v-literature-motiv-v-literaturnom-proizvedenii.html. - электронный текст
9. Древнерусские свидетельства о почитании деревьев. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. - Материалы по славянскому язычеству.
https://www.rodnovery.ru/knizhnaya-polka/382-drevnerusskie-svidetelstva-o-pochitanii-derevev . - электронный текст
9. А. Твардовский «Посаженные дедом деревца»
В. Тредиаковский «Строфы похвальные поселянскому житию»
11. Ф. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…»
12. Реферат "Образ природы в христианстве и его интерпретация".- Санкт-Петербургский государственный университет. - https://knowledge.allbest.ru/religion/3c0b65635b2ac68a4d43b88421216d26_0.html . – электронный текст
13. Словарь русской и славянской языческой мифологии. Агапкина Т.А. Дерево, 2017г. https://pagan.ru/slowar/derevo/ . - электронный текст
14.Слово о полку Игореве. М.: Художественная литература, 2018.
15. Сумароков А.П. "Меланида"
16. А.Фет «Заря прощается с землею…»
17. А.Фет «Учись у них - у дуба, у березы…»
Пушкин А.С. Стихотворения.- Москва: Эксмо, 209 г.- 254 с.
19.Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века Аполлон Николаевич Майков. Основные мотивы лирики Аполлона Майкова. Природа и человек
http://nekrasov-lit.ru/nekrasov/kritika-o-nekrasove/chubukova-mokina-poeziya/majkov-osnovnye-motivy.htm . - электронный текст
20.Камалов Р.М. Лес как символ и мифопоэтический образ. https://docviewer.yandex.ru/view/713723979 . - электронный текст
21. Берков П. Н. Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова
22. Деревья и растения в мифах, фольклоре, поэзии
https://studme.org/316907/kulturologiya/derevya_rasteniya_mifah_folklore_poezii
Приложение №1, текст 1
"И вас должны страшиться и бояться каждый зверь на земле, и каждая птица в воздухе, и все, что движется по земле, и все рыбы моря, они передаются в ваши руки" (Книга Бытия, 9:2); или "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и подчиняйте ее; господствуйте над рыбой в море и над птицей в воздухе..."
Приложение №1,текст 2
«Строфы похвальные поселянскому житию» Василия Тредиаковского, 1752 г.
Пусть за ту мне друг благодарит.
Иногда лежит под старым дубом,
Иногда на мягкой там траве;
Нет в нем скверных мыслей зле о грубом:
Что есть дельно, то всё в голове.
В нем всегда или он виноградны
Вяжет лозы к ты́чкам и шестам…
Он в иной серпом день очищает
Ветви все негодные с дерев,
Добрый к оным черен прививает;
Смотрит, в хлебе нет ли вредных плев…
Осень как плодом обогатится…
О! как полным сердцем веселится,
Их величину, их зря налив.
Приложение №1, текст 3
А.П.Сумароков "Меланида", 1752 г.
Дни зимние прошли, на пастве нет мороза,
Выходит из пучка едва прекрасна роза,
Едва зеленостью покрылися леса,
И обнаженные оделись древеса,
Едва очистились по льдам от грязи воды,
Зефиры - на луга, пастушки - в хороводы.
Приложение №1, текст 4
А.Майков «Рыбная ловля», 1855 г
Как здесь, вблизи меня, с своим шатром сквозящим,
Краснеют темных сосен сторукие стволы
И отражаются внизу в заливе черном,
Где белый пар уже бежит к подножьям горным.
С той стороны село. Среди сребристой мглы
Окошки светятся, как огненные точки…
Картины бедные полунощного края!
Где б я ни умирал, вас вспомню, умирая:
От сердца пылкого все злое прочь гоня,
Не вы ль, миря с людьми, учили жить меня!..
Приложение №1, текст 5
А.Фета «Заря прощается с землею…» 1858 г.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне,-
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Приложение №1, текст 6
Ф. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…»(1857)
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, —
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
Приложение №1, текст 7
«Посаженные дедом деревца» (1965 г.) А. Твардовский
Посаженные дедом деревца,
Как сверстники твои, вступали в силу,
И пережили твоего отца,
И твоему еще предстанут сыну
Деревьями.
То в дымке снеговой,
То в пух весенний только что одеты,
То полной прошумят ему листвой,
Уже повеяв ранней грустью лета…
Приложение №1, текст 8
А.Фет «Учись у них - у дуба, у березы», 1883 г.
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора…
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Приложение №1, текст 9
Н.Заболоцкий «Монолог в лесу», 1933 г.
Приятно жить счастливому растенью -
Оно на воздухе играет, как дитя,
А мы ногой безумной оторвались,
Бежим туда - сюда,
А счастья нет как нет.
Приложение №1 (текст 10)
Н. Заболоцкий «В жилищах наших…» (1926 г.)
Вот мы нашли поляну молодую,
Мы встали в разные углы,
Мы стали тоньше. Головы растут,
И небо приближается навстречу.
Затвердевают мягкие тела,
Блаженно древенеют вены,
И ног проросших больше не поднять,
Не опустить раскинутые руки.
Глаза закрылись, времена отпали,
И солнце ласково коснулось головы.
В ногах проходят влажные валы.
Уж влага поднимается, струится
И омывает лиственные лица:
Земля ласкает детище свое.
А вдалеке над городом дымится
Густое фонарей копье.
Приложение №1, текст 11
А. Тарковский «Деревья» А. Тарковский , 1955 г.
Людская плоть в родстве с листвой,
И мы чем выше, тем упорней:
Древесные и наши корни
Живут порукой круговой.
Приложение №1, текст 12
«В жилищах наших…» Н. Заболоцкий, 1926
Вон дровосеки, позабыв топор,
Стоят и смотрят, тихи, молчаливы.
Кто знает, что подумали они,
Что вспомнили и что открыли,
Зачем, прижав к холодному стволу
Свое лицо, неудержимо плачут?
Приложение № 2, рис.1
Приложение № 2, рис.2
Приложение № 3 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeqF6qaHbV0VF6yUQaypKs8IV98D-6bt3kex8tlJqXWhQpQFQ/viewform
1.Как часто Вы читаете стихотворения?
А) часто,
Б) редко,
В) только в рамках школьной программы.
2.Какие из стихотворений Вам больше нравятся?
А) о природе,
Б) о дружбе,
В) разные.
3.Назовите русских поэтов, которые использовали в своём творчестве образы деревьев.
4.Какие образы деревьев вы встречали в стихотворениях?
5. Назовите стихотворение, где присутствует образ дерева.
Приложение № 3, рис.1
Приложение № 3, рис.2
Приложение № 3, рис.3
Приложение № 3, рис.4
Приложение № 3, рис.5
Сверчок
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Хитрый коврик
Как нарисовать небо акварелью
Попробуем на вкус солёность моря?